СТАТЬЯ "КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО"
В данной статье описан опыт работы по повышению и сохранению мотивации учащихся, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам «Основы фортепиано» и «Фортепиано» в МОУ ДО «Центр детского творчества» через участие в концертной и конкурсной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsertnaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx | 35.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коврыгина Е.А.,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО «Центр детского творчества»
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Аннотация
В данной статье описан опыт работы по повышению и сохранению мотивации учащихся, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам «Основы фортепиано» и «Фортепиано» в МОУ ДО «Центр детского творчества» города Надым через участие в концертной и конкурсной деятельности. Представлены результаты работы с учащимися.
Ключевые слова: мотивация, концертная деятельность, конкурсная деятельность, творчество.
Мотивация (в переводе с латинского) – это побуждение к действию: динамический процесс физического и психического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотивация учащегося к обучению является одной из основных составляющих учебного и воспитательного процесса.
В современных условиях большое внимание педагоги уделяют поиску новых подходов к развитию, воспитанию и обучению учащихся. Развитие творческой личности, а также создание условий для самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных перед образованием. В основе образовательного процесса, обучения игре на фортепиано, лежит работа над приобретением исполнительских навыков, которые находятся в неразрывной связи с всесторонним развитием личности и раскрытии творческого потенциала ребенка. Помимо учебных программ, которые реализуются в ЦДТ и направлены на воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, дополнительным мотивирующим фактором является концертная и конкурсная деятельность.
Работа над культурой сценического исполнения, вовлечение учащихся в концерты и конкурсы всегда остаются востребованными формами. Это те приоритетные направления, над которыми идет работа в учебных объединениях «Основы фортепиано» и «Фортепиано». Творческая концертная деятельность во многом способствует формированию важных исполнительских качеств, а также стимулирует мотивацию к дальнейшему постижению музыкального мастерства. Привлечение учащихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из главных составляющих в учебном образовательном процессе.
Загруженность современных школьников прогрессирует и для занятий дополнительной деятельностью необходимо создавать определённые эмоционально-комфортные условия, для достижения которых считаю необходимым:
-создать условия для развития творческого потенциала детей;
-развивать исполнительские навыки учащихся;
-каждому ребенку обеспечить равные стартовые возможности для реализации интересов;
-воспитывать эмоциональное восприятие музыки, артистизм;
-сформировать сценическую культуру и выдержку учащихся, посредством конкурсной и концертной деятельности.
В своей работе я использую разнообразные формы: это конкурсы, викторины, тематические концерты в учебных объединениях, концерты для родителей. Уже стал традиционным ежегодный концерт, посвященный Дню Матери. Ребята с большим удовольствием готовят свои музыкальные поздравления. В этом концерте принимают участие все ребята без исключения. Творческий контакт со зрительской аудиторией имеет очень большое значение для юных артистов. Публичные выступления вызывают у ребят особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью, радостью, переживанием, гордостью, пробуждая интерес, вызывая положительное отношение к занятиям, позволяют увидеть значимость своих занятий исполнительским искусством, укрепляют и расширяют кругозор. Участие в публичных выступлениях закаляют волю, развивают качества необходимые пианисту, способствуют развитию творческих резервов, помогают проявить артистизм, музыкальность. Педагог на концерте может уловить неожиданные черты дарования ученика. Каждое концертное выступление должно анализироваться и обсуждаться. Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской деятельности.
Участие в концертах и конкурсах – одна из приоритетных форм организации работы с детьми и самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы педагога. Активная концертная деятельность предполагает рост успеваемости и посещаемости, повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся, помогает сохранить контингент учеников. Участие в концертах детей разного возраста делает их опыт богаче и разнообразнее, стимулирует их собственное внимание к звуковой и технической стороне исполнения. Учащиеся будут более уверенными в себе и целеустремленными, а родители будут более заинтересованными в творческом развитии своих детей.
Еще одной из значимых форм мотивация является конкурс. Конкурс – это очень ответственное и волнительное выступление, это оценка умений и навыков, проверка собственных сил. Конкурс позволяет выявить свои сильные и слабые стороны. Участие в конкурсах предполагает серьезную подготовку, которая заставляет трудиться, напрягать силы, добиваться поставленной цели. Участие в конкурсах учит не бояться публики, уверенно держатся на сцене. Большая радость от побед на конкурсе, это стимул идти дальше к новым победам и достижениям. Конкурсная деятельность – это сфера, которая требует много труда, терпения, самоотверженности, большого психического напряжения и выносливости.
Вовлечение в концертную и конкурсную деятельность помогает развитию творческих способностей учащихся фортепианного объединения, влияет на повышение качественного уровня исполнительского мастерства. В результате проводимых мероприятий наблюдается повышение интереса ребят к учебной деятельности.
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – это качество, которое закладывается и формируется с раннего детства. Каждый человек уникален и неповторим, поэтому и виды творческой деятельности бывают разными: рисование, вокал, танцы, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, изобретательство, рукоделие. Через творчество говорит душа человека. Творчество - это неизменный атрибут жизни и деятельности каждого человека. Именно творческая среда дополнительного образования способна обеспечить учащимся широкий спектр условий и возможностей для реализации личностных потребностей.
Развитие в ребенке творца, его воспитание в эстетическом плане, творческий подход к своей жизни, стремление во всем быть самим собой, готовность к изменениям в лучшую сторону, использование творческого потенциала – приобретение этих качеств наполнит жизнь смыслом и поможет в дальнейшем быть успешным в любой области деятельности.
Список литературы
1.Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. – М.: Просвещение, 1972г.
2.Выготский Л. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс,1996г.
3.Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – М.: Кифара, 2002г.
4..Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности – М.: Просвещение, 1994г.