Методические разработки для учителя музыки. Мультимедийный комплект для преподавания уроков музыки в современной школе.
Учебные программы по предмету "Музыка" для начальной школы, учебные программы по предмету " Музыка" для 5-7 классов, учебные программы по интегрированному курсу "Искусство" для 8-9 классов.
Комплект презентаций к урокам музыки для 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование по предмету "Музыка. 4 класс" | 252.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование по предмету "Музыка. 4 класс"
на 2019-2020 учебный год для 4 «Г» класса.
№ п/п | дата | Содержание Название разделов, тем уроков , тип урока. | Кол-во ча-сов | Элементы содержания | УУД | Виды контроля | Результаты деятельности | ||||||
План | Фа кт | Лич- ност- ные | Регуля тив- ные | Комму- никатв- ные | Позна- ватель- ные | Начальный Промежуточн. Итоговый | Личност ные | Метапред-метные | Предмет ные |
I четверть.( 9 часов) | ||||||||
1. | 5.09 | Раздел 1. Россия – Родина моя. Тема урока: Мелодия. «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Вводный урок. Сообщение и усвоение новых знаний | 3 1 | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки Воронежской области («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»). Дополнительный краеведческий материал: Знакомство с песней Воронежской области. | Л. и К. – Размышлять об отечественной музыке, ее характере, средствах выразительности. Р. – анализ и оценка успешности достижения поставленной цели. П. – Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России. Исследовать интонационно – образную природу предлагаемых произведений. Разучивание и исполнение предлагаемых произведений. | Личные наблюдения учите ля, ответы на вопросы. | Л. – эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформи-рован ность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально – личностном отношении к музыке. М. – наблюдать за разнооб-разными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художествен-ными образами композитор-ской и народной музыки П. – Знать/понимать: название изученного произве-дения и автора, выразитель-ность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров. | |
2. | 12.09 | Тема урока: Как сложили песню. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Расширение и углубление знаний. | 1 | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Дополнительный краеведческий материал: Частушки -особый жанр народного творчества . "Королева частушек " -М.Н.Мордасова. | Л. и К. -Размышлять об отечественной музыке, ее характере, средствах выразительности. Составления рассказа по картине. Р.- анализ и оценка своих действий с целью успешности достижения поставленной задачи. П.-Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Составить схему-классификатор жанров народной музыки. Исполнять частушки в характере. | Устный контроль, Слушание и исполнение музыки. Интонационно-образный анализ. | П.-Знать/понимать: Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные, частушки. Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Исполнять Воронежские народные песни о родном крае. Л.- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью. М.- наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы и живописи. | |
3. | 19.09 | Тема урока: «Я пойду по полю белому..» На великий праздник собралась Русь! Расширение и углубление знаний. | 1 | Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в композиторской и народной музыке. Дополнительный краеведческий материал: Патриотические песни Воронежского края. Муз. Ю. Воронцова, сл. Кубанева «Наш песенный край». Фрагмент х/ф «Хор Пятницкого» | Л. - принять активное участие в коллективной деятельности. К. - выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным произведениям в устных размышлениях. Р.- предположение какой может быть музыка по названию, стихам. П.- определять жанры вокальной музыки. Подбирать ассоциативный ряд художественным произведениям различных видов искусств. Находить из текста фрагменты, подтверждающие мысль. Графически изобразить мелодическую линию. | Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыкального произведения Хоровое пение. Исполнение мелодии с ориентацией на нотную запись | П.- Знать жанры народных песен. Уметь определть отличия народной и композиторской музыки , знать имена композиторов, их жизнь и творчество. Уметь определять жанр композиторской музыки, знать определение кантаты, оперы. Знать песни Воронежского края. Л.- .уметь выразить свое отношение к музыке, объяснить свои эмоции. М.- Уметь анализировать , выделять главную мысль, идею произведения. Находить общность в различных видах искусств. | |
4. | 26.09 | Раздел 2. О России петь -что стремиться в храм Тема урока: Святые земли Русской. Илья Муромец Сообщение и усвоение новых знаний. | 1 1 | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота» М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин. Дополнительный краеведческий материал: Святые Воронжксой земли: Информационно -исследовательский проект учащихся в форме сообщений, презентаций. | Л. и К. - Уметь выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений. Р.- – исследовать значение слова для воплощения музыкальных образов. П.- Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Найти в тексте слова , подтверждающие главную мысль. Найти отличия ,"стихиры" от "стихотворения ", опираясь на тезаурус . | П.-Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного, духовного и профессиональ-ногомузыкального творчества. Л.- развитость чувства эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравствен-ной отзывчивости на основе развития способ-ности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. М.- Уметь сравнивать , оценивать , выделять главную мысль, подтверждая словами из текста. | ||
5. | 3.10 | Раздел 3. «День, полный событий». Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..» Сообщение и усвоение новых знаний. | 5 1 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). | Л. и К. - Выражать свое отношение к произведениям разных видов искусств. Используя эпитеты составить рассказ. Работая в группе сочинить четверостишие в стиле Пушкинской поэзии. Доказывать свю точку зрения, оприраясь на текст. Р.- оценить свою работу. П.- Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С.Пушкина. Уметь определять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Подбирать эпитеты , опираясь на эмоциональный словарь. | П.-Знать/понимать: Определение лирики в искусстве, называть примеры произведений , авторов. Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке Л.- готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности литературы и музыки. М.- Уметь работать с разными источниками информации, развивать навыки исследователь-ской деятельности. наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы, живописи. | ||
6. | 10.10 | Тема урока: "Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Расширение и углубление знаний. | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». | Л. и К. -Выразить свое отношение к музыке, литературному произведению. Составь ряд вопросов для одноклассников. Работай в паре. Р.- Планирование, предположение ответов. П.- Понимать особенности построения ( формы ) музыкальных и литературных произведений..Соотнеси музыкальный фрагмент с поэтическим текстом. Изобрази графически мелодическую линию. Выбери из предложенных партитур соответствующую данному музыкальному фрагменту/ поэтическому эпизоду. | П.-Знать/понимать: Содержание литературного произведения, либретто и структуру оперы. Определять музыкальные фрагменты по их интонационно-образному строю. Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Л.- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, сравнивая их с поступками пушкинских героев. М.- Анализировать, сравнивать, выделять главное , наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. | ||
7. | 17.10 | Тема урока: Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Расширение и углубление знаний. | 1 | Народная и композиторская музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский). | Л.. - эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения. Р.- составить план анализа произведения. П.- Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов | П.- Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле; Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах Л.-Эмоционально исполнять музыкальные произведения; М.- умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом. | ||
8. | 24.10 | Тема урока: «Приют, сияньем муз одетый…». Расширение и углубление знаний. | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Дополн. краеведческий материал Музыкально-поэтические образы в творчестве Кольцова и Никитина. | Л. и К -Участвовать в коллективном творчестве процессе. Выражать свое отношение через устное размышление Р.- оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректи-ровать ее. П.- Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей ; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование) ;выступать в роли слушателей, критиков. | П.-: Названия изученных произведений и их авторов. Знать средства музыкалной выразительности и изобразит. Определять вокальные жанры, знать отличительные признаки романса. Л.- Передавать собственные музыкаль-ные впечатления. с помощью различных видов музыкально-творческой деятель-ности. М.- Анализировать, выделять главную мысль, замысел произведения. Знать общие для литературы и музыки понятия «интонация», «предложение», «фраза», «романс», «дуэт». | ||
9. | 31.10 | Тема урока: Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение, повторение знаний | 1 | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. Дополнительный краеведческий материал: Исполнение народных и композиторских песен Воронежской области. | Л.-проявлять личностное отношение,эмоциональную отзывчивость к народной культуре родного края. К. - Презентация сообщений П.- Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Л.- готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования. М.- умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом. П.- Знать/ понимать: разнообразие жанров вокальной музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование,)Уметь отличать и находить общность композиторской и народной музыки. | ||
10. | 14.11 | Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Тема урока: Композитор – имя ему народ. Сообщение и усвоение новых знаний. | 2 1 | Народная и композиторская музыка разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Воронежская Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. | К. и Р. - Предположить и выразить в размышлениях о бытовании музыкальных инструментов на Кавказе. Дать характеристику музыки разных стран мира. П.- Различать тембры народных инструментов и оркестров. Определять жанры народной музыки. Исследовать историю создания народных инструментов на примере лучших образцов славянской и кавказской музыки. | П.-Знать/понимать: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров. Определять национальную принадлежность музыки,ее разнообразие. Передавать сходства и разлтчия музыки разных стран мира. Л.- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;. М.- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы мирового народного музыкального искусства . | ||
11. | 21.11 | Тема урока: Оркестр рус-ских народных инструментов. «Музыкант – чародей» . Расширение и углубление знаний. | 1 | Музыкальные инструменты. Разнообразие Оркестров русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Дополнительный краеведческий материал: Воронежский Оркестр народных инструментов. | Л. и К. - проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к народной культуре родного края. П.-и Р. -Различать тембры народных инструментов и оркестров. Определять жанры народной музыки. Исследовать историю создания народных инструментов. Составление схемы народного оркестра. | П.- Знать/понимать: изученные музыкальные литературные сочиненияи о музыкальных народных инструментах : Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров Л.- сформированность чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. М.- Находить сходства иотличия во всем многообразии музыкальных интструментов народов мира. Уметь систематизировать, составить таблицу | ||
12. | 28.11 | Раздел 5: «В концертном зале» Тема урока: Музыкальные инструмен-ты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. Сообщение и усвоение новых знаний | 5 1 | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром). Дополнительный краеведческий материал: Концертные залы в Воронеже. Музыканты -виртуозы. | Л. и К. – Самостоятельно, по образцу , составить афишу концерта. П. и К.- Выразить свое отношение к известным композиторам, исполнителям прошлого. Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух, по нотному письму, графическому изображению. Выполнить иллюстрацию музыкального инструмента по выбору. | П.-Знать/понимать: Определение "ноктюрн", "рококо". Уметь определить жанр музыкального произведения, знать название, автора. Уметь определить состав исполнителей,жанровую принадлежность. Л.- Выражать свое отношение к музыкальному произведению, определять главную идею, замысел , определять роль музыки в жизни человека . М.- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении | ||
13. | 5.12 | Тема урока: "Старый замок». Счастье в сирени живет… Расширение и углубление знаний. | 1 | … Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке. | Л. и К. - эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения. П.и Р.- Наблюдать за процессом и результатом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Знакомство с творчеством Мусоргского, историей создания сюиты. Предположить, какую историческую эпоху изображает композитор в пьесе. | П.-Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки: Сюита , пьеса, романс. определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; Л.- ответственное отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию, формированию целостного мировоззрения М.- Уметь анализировать,находить сходство и различие . Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении. | ||
14. | 12.12 | Тема урока: Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… Расширение и углубление знаний. | 1 | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»). | Л. и К. - Выразить свое отношение к музыке в письменном размышлении. П.- Р Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Усвоить понятие "мазурка", "вальс", "полонез". .- подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом песни. соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора, воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности, выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников. | Л.- ориентированность в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей. М. –осознавать значимость музыкального искусства в жизни человека. П.-Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки : одночастные, двух-трех-частные, вариационная форма.Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание с интонацией. | ||
15. | 19.12 | Тема урока: "Патетическая"соната. Годы странствий. Расширение и углубление знаний. | 1 | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). | П.- Исследовать жизнь и творчество Бетховена. Взаимовлияние судьбы человека на творчество. Наблюдать за процессом и результатом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Л. и К. - Осуществлять совместную деятельность, вести диалог , отвечать на вопросы, выразить свое отношение к произведению. Р.- Спланировать рассказ о жизни и творчестве композитора. | П.-Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изучаемых жанров и форм музыки; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, Л.- Формирование мировоззрения, стремление к познанию мира через музыкальное искусство. М.- – наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы | ||
16. | 26.12 | Тема урока: Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти. Обобщение, повторение знаний | 1 | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Дополнительный краеведческий материал: Концерты Воронежского Симфонического оркестра. Слушание дополнительного краеведческого музыкального материала. Сообщения учащихся на тему « Край Воронежский -край песенный», «Музыкальная жизнь родного города». | П.и Р.- Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания . планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание импровизаций, оценка своей творческой дея-тельности.. Л. и К. - понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. . | П.-Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства. М. – наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы | ||
17. | Раздел 3: «День, полный событий». Тема урока: Зимнее утро. Зимний вечер. Сообщение и усвоение новых знаний. | 1 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения А.Пушкина, Музыкальные произведения для слушания: пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога» в исполнении хора, Романс В.Шебалина «Зимняя дорога». | Л. И К. – понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Р.- воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов –классиков в музыкальную культуру страны, оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников. П.- Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина. формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности. | П.-Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки (песня, романс, пьеса); выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. Л.- . высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, М.- наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи. | |||
18. | Раздел 6 : В музыкаль-ном театре. Тема урока: Опера «Иван Сусанин». Расширение и углубление знаний. | 6 1 | Песенность, танцевальность, маршевость в опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. «Бал в замке польского короля», «За Русь все стеной стоим». | Л. и К. - владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. Познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе, к людям, их обычаям, традициям. Р.- воспитание любви к музыке своего народа, осознать вклад композиторов –классиков в музыкальную культуру страны, оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников. П.- Понимать особенности построения ( формы ) музыкальных и литературных произведений. | Л. – оценивать свою творческую деятельность. Уметь размышлять. М.– в процессе сценического действия интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. В том числе предлагать собственный исполнительский план. П.-Знать/ понимать: названия изученных жанров музыки: опера, либретто, ария,каватина. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование.) | |||
19. | Тема урока: Опера «Иван Сусанин». Расширение и углубление знаний | 1 | «Сцена в лесу». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. | Л.- Познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку исторического содержания . П.- Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека. | П.-Знать/ понимать: названия изученных жанров музыки; опера, ария, картина, декорации . Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; М. – умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом. Л.-Готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности живописи и музыки. | |||
20. | Опера М.Мусоргского «Хованщина». Расширение и углубление знаний | 1 | «Исходила младешенька» Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). | П. и .К.- Понимать особенности построения формы музыкальных и литературных произведений. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Р.- осуществление контроля и коррекции в коллективном, ансамблевом и индивидуальном творчестве. | П.-Знать/ понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение М.- умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом. Л. и П. – готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности живописи и музыки. | |||
21 | Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика. | П. и К.-Понимать особенности построения формы музыкальных и литературных произведений. Исследовать интонационно – образную природу предлагаемых произведений. Р. –анализ и оценка успешности достижения поставленной цели. Л. и К. – готовность к участию в совместной деятельности по озвучиванию предлагаемых картин, размышлять о новом музыкальном произведении, высказывая суждение о средствах и формах воплощения музыкального образа. | П. – понимать выражение «живописная музыка» и «музыкальная живопись», усвоить понятие «орнаментальная мелодика». Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; Л.- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; | |||
22. | Тема урока: Балет «Петрушка». Расширение и углубление знаний | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле. | П.-Понимать особенности построения формы музыкальных и литературных произведений. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. П. - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | П.-Знать/понимать: названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование). Л.-Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; М.- иметь представление о народной музыке, и роли в жизни человека. | |||
23. | Тема урока: Театр музыкальной комедии. Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. | Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных произведений. Выполнять элементы инсценировки в ролевой игре. | Знать/понимать: Смысл понятий :Мюзикл, оперетта Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | |||
24 | Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Тема урока: Мастерство исполнителя. Сообщение и усвоение новых знаний | 2 1 | Многообразие жанров музыки. Вдохновение и мастерство композиторов и исполнителей разных эпох. " Шутка" И.С.Баха, "Симфония соль минор" В.А.Моцарта, "Патетическая соната" Л.В.Бетховена. "Болтунья" С.С.Прокофьева. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. | Знать/понимать: названия изученных жанров; опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | |||
25 | Музыкальные инструменты. Гитара. Расширение и углубление знаний. | 1 | Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий). | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий: тембровая окраска, авторская песня. .Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;продемонстри-ровать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; | |||
26 | Обобщающий урок 3 четверти. Обобщающий урок 3 четверти. | Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. | К.-Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | ||||
27 | Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» . Тема урока: Праздников праздник, торжество из торжеств. Сообщение и усвоение новых знаний | 3 1 | «Ангел вопияше». Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва). | Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Уметь определять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. | Знать/понимать: понятие духовной музыки, молитва, тропарь, величание, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произве-дений и их авторов; Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки. | |||
28 | Тема урока: Родной обычай старины. Светлый праздник. Расширение и углубление знаний | 1 | Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов). | Уметь выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений. Сравнивать музыкаль-ные образы народных и церковных праздников | Знать/понимать: жанры народных песен, славянских песнопений народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов. Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполни-тельской деятельности. | |||
29 | Тема урока: Кирилл и Мефодий- Святые земли Русской. | 1 | Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. | Уметь выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений. Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников | Знать/понимать: гимн, величание названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | |||
30 | Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Тема урока: Народные праздники. «Троица Расширение и углубление знаний | 1 1 | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||||
31 | Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» . Тема урока: Служенье муз не терпит суеты. Расширение и углубление знаний | 5 1 | Музыкальный жанр: прелюдия. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Произведения композиторов-классиков( С.Рахманинова, Н.Римского-Корсакова, Ф.Шопена) и мастерство известных исполнителей (.С.Рихтер, С.Лемешев, И.Козловский, М.Растропович). | Узнавать музыку , называть имена выдающихся композиторов разных стран мира. Личностно оценивать музыку. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Оценивать свою творческую деятельность | Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др | |||
32 | Тема урока: Исповедь души . Сообщение и усвоение новых знаний | 1 | Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. | Знать/понимать: религиозные традиции, гимн, величание. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | ||||
33 | В интонации спрятан человек. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» | Оценивать свою творческую деятельность. Личностно оценивать музыку. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности. | ||||
34 | Тема урока: Музыкальный сказочник Расширение и углубление знаний | Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий – симфоническая картина. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образ-ной природы музы-кального искусства, взаимосвязи вырази-тельности и изобрази-тельности в музыке, многозначности музыкальной речи | |||||
35 | Симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». Обобщающий урок 4 четверти. | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщающий урок 4 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. | Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания. | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; исполнять музыкаль-ные произведения . |
5 класс
№ | дата | Содержание | Кол-во часов | Элементы содержания | УУД | Виды контро ля | Результаты деятельности | |||||||
Пл ан | Фа кт | Лич ност ные | Регуля тив ные | Комму никатив ные | Позна ватель ные | Начальный Промежут. Итог. | Личност ные | Метапредмет ные | Предмет ные | |||||
Тема I полугодия «Музыка и литература». | ||||||||||||||
I четверть. | ||||||||||||||
1 | Что роднит музыку с литературой? | А.Александров, сл. Н.Михалкова «Гимн России» И.Хрисаниди, сл. Катанова «Родина» И.Тургенев стихотворение в прозе «Деревня» М.Дунаевский «Непогода» | Л. и К. – размышлять об общности жизненных истоков музыки литературы. Р. – анализ и оценка успешности достижения поставленной цели. П. – исследовать интонационно – образную природу предлагаемых произведений. | Личные наблюде ния учите ля, ответы на вопросы. Учебник стр. 6-9. Выполнение д/з из творческой тетради Стр. 4-5. | Л. – осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально – личностном отношении к музыке и литературе.
М. – наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. П. – понимать роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. | |||||||||
2 | Что я знаю о песне? | Рнп «Во поле береза стояла» «Со вьюном я хожу» Игра -импровизация «Заклички». Фрагмент м/ф «Детство Ратибора» Гаврилин «Перезвоны» | Л. – принять активное участие в коллективной деятельности. Р. – исследовать значение слова для воплощения музыкальных образов. П. и К. – рассуждать об общности выразительных средств литературы и музыки для создания единого образа. | Качество инсцени-рования песни. Учебник стр.30-33 . Выполнение д/з из творческой тетради С.14-17. | Л. – готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования и оценивать свою творческую деятельность. М. – творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении. П. – исполнять народные песни, песни о родном крае. Знать жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные. | |||||||||
3 | Как сложили песню? | «Коль душа коротка - протяжной песни не спеть» Песни воронежского края. Фрагмент х/ф «Мария Мордасова» | Л. - проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к народной культуре родного края. П.- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К. - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания народных традиций в своей семье. | Д/з организация выставки изделий народных промыслов. | Л. – сформированность чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. М. – работа с разными источниками информации, развивать навыки исследовательской деятельности. П. – знать о взаимосвязи слова и мелодии в народной песне. | |||||||||
4 | «Земля моя. О чем здесь пели» | Казачья нар. песня «Всадники – други» Муз. Ю. Воронцова, сл. Кубанева «Воронежский край» Фрагмент х/ф «Хор Пятницкого» | Л. - проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к народной культуре родного края. П.- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К. - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания народных традиций в своей семье. | Д/з Подготовка проекта литературно – музыкальной композиции песен и стихов к Дню учителя. | Л. – осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России, сформированность эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально – личностном отношении к музыке и литературе.
М. – наблюдать за разнообразными произведениями искусства и оценивать их. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. | |||||||||
5 | Как музыка возрождает к жизни поэзию? | Глинка «Жаворонок» Гурилев, Варламов «Горные вершины» Учительский вальс «Господа, с днем учителя вас» | Л. – формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия. К. - анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты). Р. – исследуя взаимосвязь слова и звука создать схему – таблицу опорных слов. | Работа с учебником с. 16-17 Выполнение д/з из творческой тетради С.13 | Л. – направленность ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей. М.- знать общие для литературы и музыки понятия «интонация», «предложение», «фраза», «романс», «дуэт». П. – усвоить взаимодополнение, неразделимость слова и музыки в вокально – хоровых произведениях. | |||||||||
6 | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? | Лядов «Кикимора» «Как сказка - мир. Сказания народа… С младенчества запали в душу мне» (Заболотский) Учительский вальс «Господа, с днем учителя вас» А.Стихарева «Листик – листопад» | Л. - проявить готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск музыкальной интонации). П. – поиск художественного смысла музыкальных и литературных произведений искусства. Р. – мобилизация сил и энергии для развития способности определять на слух стиль композитора по новой, незнакомой музыке. | Личные наблюде ния учите ля, ответы на вопросы. Учебник стр.18-19 Рисунок Кикиморы. | Л. и П. – готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний по средствам выразительности литературы и музыки. М. – умение оценивать и соотносить жизненный образ человека с художественным образом. П. – «народное сказание», «симфоническая миниатюра», «программная музыка» | |||||||||
7 | «Стань музыкою, слово!» | Чайковский симфония №4 (фрагмент финала). Рнп «Во поле береза стояла» Балакирев. Фантазия на тему романса Глинки «Жаворонок». Глинка «Жаворонок» А.Стихарева «Листик – листопад» | Л. – эмоционально- образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения. К. – рассуждать об особенностях претворения вечных тем искусства и жизни. П. - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Работа с учебником стр.28-29. | Л. – готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования. М. – умение наблюдать за разнообразными явлениями искусства, оценивать их, раскрывать образный строй художественных произведений, находить ассоциативные связи и различий в интерпретации произведений. П. – усвоить понятие «фантазия», «интерпретация» | |||||||||
8 | В чем вечный источник искусства? | Легенда о 9 музах. Лядов «Волшебное озеро» Равель «Игра воды» Анри де Ренье «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». А.Стихарева «Листик – листопад» | Л. и К. – готовность к участию в совместной деятельности по озвучиванию предлагаемых картин, размышлять о новом музыкальном произведении, высказывая суждение о средствах и формах воплощения музыкального образа. Р.и К. – создание плана совместной деятельности по группам к презентации. | Д/з Видеопроект Презентация 9 муз искусства. | Л. - ответственное отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию, формированию целостного мировоззрения М. - умение самостоятельно определять цель заданной работы и планировать пути их достижения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество. П. – усвоить понятия «миф», «сказка», «предание», «органная пьеса», «музы». | |||||||||
9 | Обобщающий урок по теме «Что роднит музыку с литературой». | Защита видеопроектов. | Л., К., Р. – реализация потребности в общении с искусством, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Л. – сформированность отношения к музыкальному искусству как важной части собственной жизни. М. - осознание неразрывной связи музыки и литературы на основе осознания специфики языка музыкального и литературного языка. П. – творчески интерпретировать содержание произведения в исполнении песни. Проявлять навыки вокально- хоровой деятельности. | ||||||||||
II четверть. | ||||||||||||||
1 | Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? | «Гармонии задумчивый поэт» А.Граши «Горсть земли» Л.Озеров «Вальс» Шопен «Вальс №7» Шопен «Мазурка № 43» Фрагмент х/ф «Сердце Шопена» Струве «Музыка» | Л. Р.и К. – посредством общения с произведениями литературного искусства проследить движение собственной мысли и воображения от литературного образа к музыкальному. П. – знакомство с жизнью и творчеством Шопена. | Работа с учебником, стр.44-45 Прочитать сказку Цыферова «Тайна запечного сверчка» Творческая тетрадь стр.22-25. | Л. – ориентированность в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения. М. –осознавать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. П. – усвоить понятие «лирическое стихотворение», «мазурка», «вальс». | |||||||||
2 3 4 | Может ли музыка, не упоминая ни о чем, рассказать все? | «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь» К.Паустовский «Старый повар» Моцарт «Маленькая ночная серенада» Моцарт симфония «Юпитер» 1 часть. Моцарт «Колыбельная». Фрагмент д/ф «В.А.Моцарт» «Он был, он весь окутан тайной – черный гость» Пушкин «Моцарт и Сальери» Моцарт «Реквиев» «День гнева» и «День, исполненный слез» | Л. - постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: литературы и музыки. К. - ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. П. и Р. – оценивать и соотносить характерные черты творчества Моцарта в музыке. | Найти в интернете стихи о Моцарте. | Л. – развитость чувства эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. М. – знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. П. – осознать роль музыки в рассказе на примере «Старый повар» (музыка как друг может утешить, помочь). Усвоить понятия «реквием», «трагедия», «серенада». | |||||||||
5 | Путешествие в музыкальный театр. Опера. | Глинка опера «Руслан и Людмила». Увертюра. 2 песнь Баяна. Марш Черномора. Ария Людмилы. Г.Гладков. «Новогодние приключения Маши и Вити» | Л. – рассуждая ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей. К. – соотносить художественно-образное содержание литературного произведения с его воплощением в музыке. П. – исследовать интонационно-образную природу мелодии. | Работа с учебником с. 48-49 | Л. – готовность к участию в групповых и индивидуальных формах музицирования. М. – сформированность представления о синтезе искусств в оперном жанре, возникающего на основе литературного произведения как первоисточника. П. – усвоить понятия «опера», «либретто» | |||||||||
6 | Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | Роджерс «Звуки музыки» «Песенка о прекрасных вещах» Фрагмент х/ф «Звуки музыки» «Первый снег» | Л. - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоприятия. П. – расширение представления о жанре мюзикла, истории жанра. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства. | Работа с учебником стр.64-71. Посмотреть мюзикл х/ф «Звуки музыки» | Л. – осознание необходимости бережного отношения к памятникам культуры. М. – познавая прекрасные памятники мира и музыкальные шедевры уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. П. – усвоить понятие «мюзикл», понять роль музыки в музыкальных фильмах. | |||||||||
7 | Путешествие в музыкальный театр. Балет. | Чайковский балет «Щелкунчик». «Первый снег» | Л. К. и Р.– участие в игре «Режиссер – постановщик» и самостоятельный выбор пластического выражения предлагаемых образов, соответствующих звучащей музыки. П. - активная продуктивная деятельность по включению части в целое, классификации и систематизации, выявле-нию внутрипредметных и связей. | Работа с учебником стр.62-63. | Л. – на основе жизненно – музыкального опыта учащихся осознать связь музыки и литературы (общность, различие, взаимодополнение, обогащение) на примере жанра балета. М. – сформированность представления о том, как музыка помогает создать образ героя посредством характерных интонаций и пластику актера. |