: «Работа над техническими трудностями в классе фортепиано на примере этюда Г. Беренса Ор. 88, № 17»

Карапетян Каролина Михайловна

    Выбор данной темы считаю актуальной т.к. для того, чтобы учащиеся умели самостоятельно работать над интересным, художественным нотным материалом и делали это грамотно, необходимо на начальном этапе обучения заложить техническо-исполнительскую базу (гаммы, этюды, технические упражнения, музыкальную терминологию и др.).

     В связи с этим, учащиеся два раза в год сдают технические зачеты, совершенствуя раз от раза свое исполнительское мастерство.

     Соответственно заявленной теме была поставлена цель: работа над техническими трудностями в младших классах на примере этюда Г. Беренса через развитие познавательных процессов учащегося. Решалась данная проблема через следующие задачи:

 обучающие:

  • - дать теоретические знания;
  • - обучение различным техническим приёмам игры на фортепиано;

развивающие:

  • - развитие и укрепление технической базы;
  • - развитие музыкальных способностей;
  • - развитие исполнительно - творческих навыков и умений;

 воспитательные:

  • воспитание ответственного отношения к подготовке, умения добиваться качественного исполнения
  • воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности;

 

Педагогические технологии:

  • системно-деятельностный подход;
  • технология использования в обучении тренинговых методов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие;

 

 

    Метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент) через прием – создание проблемной ситуации (к открытому уроку учащемуся было задано проблемное задание);

     Исследовательский метод, в результате которого ученица  устанавливала истину, новую только для нее. Исследование происходило через экспериментально поисковый прием (пробовал – обобщал).

     Осуществлялся метод беседы через диалоговое общение. Преобладал авторитетно-демократический стиль общения. Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объемным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащейся.

 

Применение всех указанных упражнений, способов работы над техническим материалом помогают воспитанию правильных навыков при обучении учеников на начальном этапе обучения на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx33.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Работа над техническими трудностями в классе фортепиано на примере этюда Г. Беренса Ор. 88, № 17»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: закрепление полученных навыков.

Форма урока: индивидуальная

Продолжительность урока: 45 мин.

Класс: Потемкина Анна – 2 класс

Преподаватель: Карапетян К.М.

Оснащение урока: фортепиано.

Цели урока: 

 - доступно и грамотно объяснить учащимся основные этапы работы над этюдом;

- приобретение навыков в овладении техническими приёмами игры;

- выявление взаимосвязи техники и художественного образа  в упражнениях и этюдах;

- показать на практике и закрепить некоторые технические приёмы;

Задачи урока:

  1.  обучающие:

- дать теоретические знания;

- обучение различным техническим приёмам игры на фортепиано;

  1. развивающие:

- развитие и укрепление технической базы;

- развитие музыкальных способностей;

- развитие исполнительно - творческих навыков и умений;

  1.  воспитательные:
  • воспитание ответственного отношения к подготовке, умения добиваться качественного исполнения
  • воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности;

Педагогические технологии:

  • системно-деятельностный подход;
  • технология использования в обучении тренинговых методов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие;

Методы работы, используемые в ходе урока:

  • словесный;
  • практический;
  • наглядно-слуховой;
  • обобщение.
  • исследовательский

Методический материал: ноты, методическая информация

  1. Етюди для фортепiано на рiзнi види технiки 3 клас ДМШ редактори-упорядники Р.Гiндiн та М.Карафiнкавидання шосте "Музична Україна", 1976г.

Литература:

  1. Агарёва Г. Работа над фортепианной техникой. Каталог статей.
  2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Муз. 1978 .
  3. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве Л. Муз 1985.
  4. Коган Г. У врат мастерства М. Классика – XXI. 2004 г.
  5. Коган Г. Техника и стиль в игре на фортепиано. Сборник статей.
  6. Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М. 1965.
  7. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой изд. М.: «Классика» – XXI. 2003.
  8. Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. М.: Муз. 1991.
  9. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Классика XXI. 1999.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Организация начала занятия

Приветствие, эмоциональный настрой обучающуюся на учебную деятельность, посадка за инструментом.

  1. Приветствие преподавателя;

Проверка домашнего задания

Технический тренинг

Разыгрывание пианистического аппарата. Закрепление навыка игры гаммы. Мобилизация воли, включение слухового контроля, концентрация  внимания.

 Цель для учащегося:

качественный показ

выполненной домашней работы.

Цель преподавателя:

выявить уровень

сформированности умений и навыков.

Задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в гамме мелодическую линию, добиваться линейности звучания, текучести, чтобы не было ощущения "точечности" звучания.

Опрос учащегося по заданному на дом

материалу.

Задание:

-играть Ш. Ганон Упражнение № 1собранные пальцы, звуки ровные.

 -Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

- Этюд к. Черни A- dur

В процессе работы над гаммами необходим слуховой контроль. Надо следить, чтобы звук переходил в следующий звук легато, чтобы гамма игралась ясным певучим звуком. Для этого необходимо, чтобы рука двигалась плавно без толчков, особенного внимания требует момент подкладывания первого пальца.

Аккорды. 

Для начала вспоминаем что такое «аккорд», как и на каких ступенях строится тоническое трезвучие и его обращения. Уточняем аппликатуру и начинаем игру аккордов сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками.

 Арпеджио короткие. 

Когда аккорды освоены, можно переходить к игре арпеджио. Аппликатурные принципы тут те же.  А вот пианистические движения отличаются. 

Спрашиваю у ученицы что такое «этюд». 

Прошу сыграть этюд К. Черни A- dur.

Учащаяся играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в одном темпе.

Для постепенного вхождения в рабочий процесс обучающаяся проигрывает гамму ре мажор.

Ученица пока увлечена «правой», при исполнении двумя руками – левая рука начинает запаздывать. Отрабатываем  гамму (пунктирный ритм с акцентом на сильную долю, затем на слабую). Обращаем внимание на аппликатуру, исправляем неточности. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем - следим, чтобы локоть и предплечье «рисовали» ровную линию.

  Ученица играет аккорды стоя, чувствует контакт с инструментом и легче понимает, как правильно играть.

У Анны достаточно гибкая кисть, но, требуется контроль за осанкой, не аккуратна в аппликатуре; не поднимаем плечи, локти разведены в стороны. Напоминаю, особый контроль за большим пальцем – не прижимать к кисти 

Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. 

Перед игрой этюда был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе игра этюда. При подходе к технически трудному эпизоду, Анна намеренно замедляет темп, уплотняя при этом звучность.

Адаптационный этап.

Открытие темы урока, постановка цели и задач урока.

Создание проблемной ситуации. Теперь давай перейдем к основной части нашего урока.

Предлагаемый урок «Работа над техническими трудностями в этюде» является основной темой.

Предлагаю сыграть этюд каждой рукой отдельно.

Затем переходим к тренировочным заданиям.

Принятие учащейся цели и задач урока.

При игре есть неточности в ритме, в аппликатуре. Играем со счётом. Прорабатываем неточные места несколько раз. Следим за посадкой, постановкой рук и добиваемся синхронности исполнения и хорошего звука.

После   тщательной работы  Анна приступает к различным заданиям тренировочного характера для дальнейшего технического совершенствования исполнения.

При исполнении заданий приучиться к двигательным ощущениям, которые связаны с выполнением динамической линии звукового рисунка. 

  При работе над трудными местами в этюде, неизбежно приходится длительно работать над отдельными звеньями или так называемыми техническими формулами.

  Для того, чтобы эта работа не приедалась, чтобы внимание не притуплялось, а активность воображения и самоконтроль не ослабевали, обратимся к одному из вариантов повторений при работе:

- изменение штрихов.

- прием «небыстро, но очень выразительно» позволяет услышать красочность гармоний произведения и выявить весь мелодический рельеф, ярко показать подъемы и спады в пассажах;

Переходим к работе над левой рукой (аккордами).

Ученица исполняет 1 часть этюда, но делает несколько ошибок: не звучит бас в левой руке, ритмические неточности.

Изменяет штрих, играем на staccato.

Главное в аккордах– полная одновременность звучания, ровность звуков. Анна играет аккорды медленно, всей рукой. Следит, чтобы рука не зажималась, снимает  аккорд свободным локтем.

Играет легкими, «пружинистыми» движениями, пальцы при этом активные .Это придаёт большую точность звукоизвлечения и отчётливость звучания.

Пробуем играть этюд двумя руками. Это трудно! Учащаяся ещё пока не охватывает и не может выполнить все требования сегодняшнего урока.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

 закрепить пройденный на уроке материал, настроить учащуюся на полноценную домашнюю работу.

– Отметить положительные моменты урока.
– Обратить внимание учащейся на трудные моменты, которые нужно учесть при домашней работе.
– Оценить урок. Высказать пожелания. Перечислить все основные моменты урока (над чем конкретно работали)
– Сделать запись в дневнике.

Вопрос: Чему уделить внимание?

Домашнее задание: 

Диалог с ученицей о домашнем задание, над какими  техническими местами поработать, какими приемами; поискать свои образы, для передачи своего отношения к музыки.    

Поработать над текстом, над особо трудными технически трудными местами в медленных темпах. Внимательно относиться к агогическим и динамическим указаниям автора.

 Ответ: Поработать над текстом, над особо трудными технически трудными местами в медленных темпах.

Для достижения хорошего результата необходимо отрабатывать все технически сложные места каждый день, чтобы правильное исполнение отложилось в памяти, осталось в пальцах.