Обеспечение психологического комфорта, как необходимое условие развития творческих способностей детей в ДОУ.
Обеспечение психологического комфорта, как необходимое условие развития творческих способностей детей в ДОУ.
Галина Жеребятьева
Уделяя внимание физическому здоровью детей, а также их физической безопасности, нужно помнить и заботиться об их психическом здоровье, эмоциональном благополучии, так как это является одной из составляющих здоровья ребёнка в целом. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьёзные психические нагрузки, поэтому педагогам необходимо проводить работу, направленную на сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, гармоничное развитие ребёнка в условиях коллектива в ДОУ. Для обеспечения психологической безопасности ребёнка в ДОУ проводятся следующие мероприятия:
- Система профилактики психоэмоционального состояния ребёнка средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;
- Аромо – и фитотерапия путём подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения;
- Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками;
- Арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;
- Музыкальныя терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах;
- Предоставление ребёнку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;
- Расширение возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми;
- Создание развивающей среды.
Создавать ребёнку эмоционально – психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:
- дать ребёнку возможность быть самим собой;
- корректировать проявления негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребёнка;
- предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребёнка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
- научить ребёнка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;
- познакомиться со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – взрослый».
Эмоционально – психический комфорт – суммарный показатель позитивных чувств и настроений за время пребывания ребёнка в детском саду. Ребёнку - дошкольнику психологически комфортно, если он здоров, не обременён внутренними и психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребёнок занят увлекательным делом.
Задачи, которые необходимо решать на занятии:
- дать детям время, пространство, возможность в самовыражении.
- развивать вариативность мышления, умение воображать и фантазировать.
- стимулировать детей к выражению своих переживаний, мыслей, чувств.
- воспитывать эмпатию, учить понимать человека и принимать внутренний мир другого человека.
- создать условия для проживания детей своих негативных эмоций для последовательного их уничтожения внутри себя.
- вызывать положительные эмоции, чувства, добиваясь появления состояния психологического комфорта.
- учить приёмам саморегуляции средствами погружения и релаксации.
- провоцировать проявление негативных качеств и черт для последующей их коррекции в ситуации здесь и теперь.
- создать ситуацию успеха и сотрудничества для всех детей.
- регулировать состояние детей, используя средства музыкальной, телесно – двигательной деятельности и арт – терапии.
- направлять природную внутреннюю энергию детей в русло развития и активизации положительных установок.
Создание психологической атмосферы свободы и безопасности является непременным условием для развития творческих способностей детей. Только в такой атмосфере проявляются творческая активность ребёнка, стремление к многовариантности решения проблемы, готовность быстро и легко переключаться с одного предмета на другой. В каждом воспитаннике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ребёнка, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе. Повышая самооценку, желательно выявить для воспитанника только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Для уверенности в себе можно использовать различные аутогенные установки и психологические тренинги. Психологическая свобода – есть эмоциональная свобода. Творческая личность без этой свободы состояться не может. Личные неудачи, неправильный образ мыслей в восприятии мира вокруг себя в нём мешают внутренней свободе. Задача педагога – освободить ребёнка от влияния внутренних психологических зажимов. Внутренний мир – это и есть богатство каждого. Проникнуть в него, вытащить всё самое ценное, красивое, обогатить его своим личным опытом – вот путь к достижению желаемого. Педагог должен создать благоприятную психологическую атмосферу, проявляя симпатию и теплоту к творческим опытам ребёнка, должен быть доброжелателен, избегать оценок, не критиковать ребёнка и творческие продукты. Педагогу необходимо обращать внимание детей на оригинальные идеи, удачные находки, принимать любой творческий продукт независимо от его качества, поощрять любые вопросы со стороны ребёнка, побуждать фантазию ребёнка вопросами, имеющими множество ответов, демонстрировать творческий стиль поведения, предлагать свои варианты решения задачи. На занятиях по развитию творческих способностей ребёнок имеет возможность принимать или не принимать задачу, выбирать способ действия, самостоятельно оценивать собственный творческий рост. Дети не боятся трудных заданий, без опасений высказывают собственное мнение, отказываются от задачи, которую не готовы решать. Они свободны в своих действиях и верят в свои возможности.
Правила, способствующие сохранению климата
психологической свободе и безопасности:
*Разрешается в любой ситуации поступать по своему усмотрению, представляя и другим возможность действовать так же.
*Приветствуется выражение своего отношения при помощи аплодисментов как формы организованного группового подкрепления.
*Признаётся за каждым участником группы право на самостоятельный выбор, вплоть до отказа выполнять какое – либо задание.
*Творческий продукт принадлежит только его создателю, и он может поступать с ним по своему желанию.
*Можно выполнять задание так, как хочется, как ты умеешь.
*Ты вправе никому не объяснять, что ты имел в виду. У нас не критикуют!
Эти правила осваиваются ребёнком постепенно и объединяются в одно правило дружбы. Дети очень быстро привыкают к условиям, когда всё можно, и самостоятельно находят способы отстаивать право на работу в оптимальных для себя условиях.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обеспечение психологического комфорта, как необходимое условие развития творческих способностей детей в ДОУ. Галина Жеребятьева
Уделяя внимание физическому здоровью детей, а также их физической безопасности, нужно помнить и заботиться об их психическом здоровье, эмоциональном благополучии, так как это является одной из составляющих здоровья ребёнка в целом. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьёзные психические нагрузки, поэтому педагогам необходимо проводить работу, направленную на сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, гармоничное развитие ребёнка в условиях коллектива в ДОУ. Для обеспечения психологической безопасности ребёнка в ДОУ проводятся следующие мероприятия:
- Система профилактики психоэмоционального состояния ребёнка средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;
- Аромо – и фитотерапия путём подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения;
- Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками;
- Арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;
- Музыкальныя терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах;
- Предоставление ребёнку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;
- Расширение возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми;
- Создание развивающей среды.
Создавать ребёнку эмоционально – психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:
- дать ребёнку возможность быть самим собой;
- корректировать проявления негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребёнка;
- предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребёнка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
- научить ребёнка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;
- познакомиться со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – взрослый».
Эмоционально – психический комфорт – суммарный показатель позитивных чувств и настроений за время пребывания ребёнка в детском саду. Ребёнку - дошкольнику психологически комфортно, если он здоров, не обременён внутренними и психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребёнок занят увлекательным делом.
Задачи, которые необходимо решать на занятии:
- дать детям время, пространство, возможность в самовыражении.
- развивать вариативность мышления, умение воображать и фантазировать.
- стимулировать детей к выражению своих переживаний, мыслей, чувств.
- воспитывать эмпатию, учить понимать человека и принимать внутренний мир другого человека.
- создать условия для проживания детей своих негативных эмоций для последовательного их уничтожения внутри себя.
- вызывать положительные эмоции, чувства, добиваясь появления состояния психологического комфорта.
- учить приёмам саморегуляции средствами погружения и релаксации.
- провоцировать проявление негативных качеств и черт для последующей их коррекции в ситуации здесь и теперь.
- создать ситуацию успеха и сотрудничества для всех детей.
- регулировать состояние детей, используя средства музыкальной, телесно – двигательной деятельности и арт – терапии.
- направлять природную внутреннюю энергию детей в русло развития и активизации положительных установок.
Создание психологической атмосферы свободы и безопасности является непременным условием для развития творческих способностей детей. Только в такой атмосфере проявляются творческая активность ребёнка, стремление к многовариантности решения проблемы, готовность быстро и легко переключаться с одного предмета на другой. В каждом воспитаннике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ребёнка, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе. Повышая самооценку, желательно выявить для воспитанника только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Для уверенности в себе можно использовать различные аутогенные установки и психологические тренинги. Психологическая свобода – есть эмоциональная свобода. Творческая личность без этой свободы состояться не может. Личные неудачи, неправильный образ мыслей в восприятии мира вокруг себя в нём мешают внутренней свободе. Задача педагога – освободить ребёнка от влияния внутренних психологических зажимов. Внутренний мир – это и есть богатство каждого. Проникнуть в него, вытащить всё самое ценное, красивое, обогатить его своим личным опытом – вот путь к достижению желаемого. Педагог должен создать благоприятную психологическую атмосферу, проявляя симпатию и теплоту к творческим опытам ребёнка, должен быть доброжелателен, избегать оценок, не критиковать ребёнка и творческие продукты. Педагогу необходимо обращать внимание детей на оригинальные идеи, удачные находки, принимать любой творческий продукт независимо от его качества, поощрять любые вопросы со стороны ребёнка, побуждать фантазию ребёнка вопросами, имеющими множество ответов, демонстрировать творческий стиль поведения, предлагать свои варианты решения задачи. На занятиях по развитию творческих способностей ребёнок имеет возможность принимать или не принимать задачу, выбирать способ действия, самостоятельно оценивать собственный творческий рост. Дети не боятся трудных заданий, без опасений высказывают собственное мнение, отказываются от задачи, которую не готовы решать. Они свободны в своих действиях и верят в свои возможности.
Правила, способствующие сохранению климата
психологической свободе и безопасности:
*Разрешается в любой ситуации поступать по своему усмотрению, представляя и другим возможность действовать так же.
*Приветствуется выражение своего отношения при помощи аплодисментов как формы организованного группового подкрепления.
*Признаётся за каждым участником группы право на самостоятельный выбор, вплоть до отказа выполнять какое – либо задание.
*Творческий продукт принадлежит только его создателю, и он может поступать с ним по своему желанию.
*Можно выполнять задание так, как хочется, как ты умеешь.
*Ты вправе никому не объяснять, что ты имел в виду. У нас не критикуют!
Эти правила осваиваются ребёнком постепенно и объединяются в одно правило дружбы. Дети очень быстро привыкают к условиям, когда всё можно, и самостоятельно находят способы отстаивать право на работу в оптимальных для себя условиях.