Методическая разработка урока по музыкальному краеведению «Вклад наших земляков в Отечественную культуру» для учащихся 5 классов
Методическая разработка урока сделана на основе страниц автобиографии и фотографий С.А.Иорданского, стихов
А. Лобовой.
Тип урока: урок изучения нового материала
Жанр урока: творческая встреча
Цель урока: сформулировать понимание значимости творчества С.А.Иорданского для культуры родного края.
Задачи:
предметные:
- расширить понятие «творческий портрет»;
- классифицировать новый материал;
- показать художественные связи в искусстве.
метапредметные:
- развивать интерес к искусству;
- совершенствовать умения выразительного исполнения.
личностные:
- формировать осознанное предназначение музыки в жизни человека;
- развивать среду творческого взаимодействия;
- прививать навыки культуры слушателя и исполнителя
Методы:
- метод музицирования;
- метод соучастия;
- метод поощрения;
- метод моделирования процесса творчества;
- метод активации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otdel_obrazovaniya.doc | 73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10
ГОРОДА ФУРМАНОВА
155523, город Фурманов, ул. Тимирязева, д. 10
ОГРН 1023701358702, ИНН 3705005211 / КПП 370501001
телефон (49341) 2-08-13; E-mail: Furmanov_sc10@mail.ru
Методическая разработка
урока по музыкальному краеведению
«Вклад наших земляков в Отечественную культуру»
для учащихся 5 классов
Автор:
Лобова Анжелика Алексеевна
учитель музыки высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №10
г. Фурманова Ивановской области
Фурманов
2017
Методическая разработка урока сделана на основе страниц автобиографии и фотографий С.А.Иорданского, стихов
А. Лобовой.
Тип урока: урок изучения нового материала
Жанр урока: творческая встреча
Цель урока: сформулировать понимание значимости творчества С.А.Иорданского для культуры родного края.
Задачи:
предметные:
- расширить понятие «творческий портрет»;
- классифицировать новый материал;
- показать художественные связи в искусстве.
метапредметные:
- развивать интерес к искусству;
- совершенствовать умения выразительного исполнения.
личностные:
- формировать осознанное предназначение музыки в жизни человека;
- развивать среду творческого взаимодействия;
- прививать навыки культуры слушателя и исполнителя
Методы:
- метод музицирования;
- метод соучастия;
- метод поощрения;
- метод моделирования процесса творчества;
- метод активации
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Эмоциональный настрой, организация начала урока. 2.Организационный момент. Актуализация знаний. | Создание благоприятного климата в коллективе, положительного эмоционального фона. Подготовка учащихся к работе. | (учитель поёт) И улыбка без сомненья Вдруг коснется ваших глаз Здравствуйте! Очень рада видеть вас! Пожелайте друг другу доброго утра и улыбнитесь. Учитель задаёт вопросы: -А вы хотите пойти в гости? -А для чего ходят в гости? -С пустыми руками пойдёшь в гости? Один из мультипликационных героев сказал: «Кто ходит в гости по утрам…. Продолжите фразу, найдите правильный ответ и пропойте его. Поступим мудро и мы. Возьмём в подарок хорошую песню. Отбросим в сторону переживанья, Не опуская рук, возьмёмся за дела, И встреча пусть подарит ожиданья, Улыбку, радость, В добрый путь, друзья! | Вход в класс под музыку песни «Хорошее настроение». Автор текста (слов): Коростылев В. Композитор (музыка): Лепин А. (Идёт видео ряд) (поют дети) И хорошее настроение Не покинет больше вас! (поворачиваются друг к другу, улыбаются) (ответ детей) Дети выбирают ответ: -тому пятнадцать сушек дам; -тот поступает мудро; -парам-парам-парам-парам. исполняют Дети исполняют песню «Край, в котором ты живёшь» слова -Ю. Энтина, музыка - Г. Гладкова. |
3.Усвоение новых знаний и способов действий. | Обеспечение восприятия и осмысления знаний. | Музыка привела нас гости к известному человеку, живущему в нашем городе. (появляется фотография на экране) -Знаком ли он вам? По-моему, он очень рад нашей встрече, потому что улыбается. -Что бы вы хотели о нём узнать? Запишите на листочках вопросы и кладите в корзину (используется приём «корзина идей») Мне очень приятно, что вы сами наметили вопросы и план нашей встречи с С.А.Иорданским, которую мы назовём….Предложите название Запишем на доске. ( «Живу тобой мой край родной») Наша корзина полна, разбирайте листочки с вопросами и рассаживайтесь по группам с одинаковым цветом листа. Выберите консультанта и получите задания. Работаем в группах. | Да, С.А.Иорданский Дети отвечают. Дети записывают.
Дети предлагают Дети рассаживаются по группам, выбирают консультанта, получают карточки с заданием: -изучить полученный материал; -выделить полезную информацию; -составить кластер; -подготовить выступления по темам: «Корни», «Композитор», «Исполнитель», «Увлечения» |
4.Первичная проверка понимания. 5.Закрепление знаний и способов действий. | Установление правильности усвоения нового материала, выявление пробелов. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. | Завершить пора работу, Отодвинем все заботы, Колокольчик нас зовёт, Отдых в классе настаёт! (звенит колокольчик) Повернитесь вправо, влево, Наклонитесь все умело, Дружно хлопнем мы в ладоши, Каждый день у нас хороший! Пришло время музыкальной паузы. В нашем классе есть ребята, которые увлечены музыкой, поют в хоре, играют на музыкальных инструментах, выступают на конкурсах. Предоставим им слово. Ивановская земля взрастила много талантливых людей, известных своим творчеством в разных городах и странах. Некоторые здесь не родились, но с ней связана жизнь и деятельность немалого количества деятелей российской науки, культуры и искусства. О них вам расскажут ребята, выполнявшие дома творческое задание. Познакомьтесь с ними. (Презентация « Известные люди ивановского края») Всей стране известна песня композитора И.М. Смыслова ( наиграть мелодию песни «Родина»). Узнали? Как надо исполнять её? Покажите своим исполнением отношение к Родине. В русском народе говорят: «Где родился….продолжите пословицу Наш герой родился в Фурманове. О его биографии расскажет первая группа. ( появляется страничка «Биография») Спасибо! Вам наши аплодисменты за работу. Важную роль в своей жизни С.А. отводит творчеству. Какому? (видео фрагмент выступления С.А. Иорданского «Стёжки-дорожки») О творческом пути расскажет вторая группа. ( появляется страничка «Исполнитель») Спасибо! Вам наши аплодисменты за работу. Вот цветочки, посмотрите, Их скорее соберите, Все сюда ко мне спешите, Яблоньку оживите. (во время работы учитель напевает мелодию первого куплета песни «Упала яблоня в отавы» Слова М.Дудина, музыка С.Иорданского) Какая красивая получилась работа! Так и хочется воскликнуть: А как она цвела весной, Шатёр, раскинув навесной, Под синим небом белый, белый! Эти замечательные стихи написал наш земляк, поэт М.Дудин. Каждый год фурмановская земля распахивает двери для гостей песенно–поэтического фестиваля «Сей, зерно!». В программе звучат песни, написанные на стихи М.Дудина. Наша школа неоднократно становилась победительницей в номинации «Исполнение песни». Если бы вы были композиторами, какая родилась бы мелодия к этим стихам? А вот какую музыку сочинил С.А. (исполнение учителем песни «Упала яблоня в отавы»). Предлагаю выучить. В творческом репертуаре многих коллективов есть песни, написанные композитором Иорданским. Об этом расскажет третья группа. (появляется страничка «Композитор») Спасибо! Вам наши аплодисменты за работу. Жизнь человека складывается из разных событий и моментов, как пазл. У вас на столе есть фрагменты пазла, соберите. Что получилось? (фото на слайде) Эту замечательную фотографию сделал С.А., когда шёл на работу в Храм. О нём расскажет ученик (ца)…. Кем может работать С.А. в Храме, узнаем, разгадав кроссворд. Чья группа справится с заданием первая, календарь на 2013 год с изображением Храма в подарок. Что получилось? Запишем в музыкальный словарь: «регент» - руководитель церковного хора. Вот уже более 20 лет, а вернее с 1990 года С.А. управляет церковным хором Храма «Всех скорбящих Радость». Кроме этого он руководит ещё двумя творческими коллективами «Лица» и хором ветеранов педагогического труда. Наш герой очень талантливый человек. В его жизни много встреч с творческими людьми, он часто выезжает на гастроли со своими коллективами и участвует в конкурсах и концертах. Обо всём этом можно узнать, побывав на персональных выставках С.А. и послушав выступление ребят четвёртой группы «Увлечения». (появляется страничка «Увлечения») Спасибо! Вам наши аплодисменты за работу. | Дети выполняют физкультминутку. Выступление вокально- хоровой группы школьного хора с песней «Ивановский край» Автор музыки: Владислав Казенин Показ презентации «Я родом из Ивановского края»: -Бальмонт К.Д. -Дудин М.А. Левитан И.И. Роу А.А. Смыслов И.М. - «Родина» Дети отвечают. Дети исполняют песню «Родина» Муз. И.Смыслова Сл.Н. Сусленникова -Там и сгодился. Выступление ребят первой группы с биографией С.А. Иорданского. «Корни» Ответ детей. Выступление ребят второй группы с рассказом «Исполнитель» Дети По-очереди составляют панно «Яблоня в цвету» Фотографии с фестиваля. Дети отвечают, используя приём « сочинение сочинённого», текст на слайде. Разучивание припева с приёмом «Эхо» Выступление ребят третьей группы «Композитор» Работа в группах по собиранию пазла «Храм Всех Скорбящих Радости» Дети отвечают. Индивидуальное задание-сообщение о Храме «Всех Скорбящих Радости». Дети разгадывают кроссворд, лежащий на столе. По горизонтали: 1.Струнносмычковый инструмент (скрипка) 2.Музыкальный кит (песня) 3.Норвежский композитор (Григ) 4.Театр, где все поют (опера) 5.Жанр вокальной музыки (кантата) 6. «Большой» и «Малый» Дети отвечают «Регент» Выступление ребят четвёртой группы «Увлечения» |
6. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия 7.Подведение итогов. | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. Анализ и самооценка успешности достижений. | Вот и подошла к концу наша встреча с С.А. Иорданским. Мне хотелось бы узнать: (приём «опрос-итог») -Что на уроке было интересным? Что узнали нового? Чему научились? Что на уроке было главным? На какой вопрос не получили ответа? Закончить урок мне хотелось бы своими стихами: Люби свой край, Людей, живущих в нём, Люби всем сердцем, Верность сохраняя, И через жизнь, а может через год, Ты приумножишь цвет Ивановского края! В знак признательности и благодарности дарю вам музыкальный подарок от С.А. Иорданского. (Звучит песня «Фурманов мой – город родной» с фотографиями автора) Всем спасибо за хорошую и плодотворную работу. Отметки за урок поставьте себе сами. До новых встреч! | Дети отвечают. Дети просматривают видеоролик |