Использование технологии творческого проекта в классе фортепиано
Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. Метод творческого проекта позволяет включить в творческий процесс всех без исключения учеников класса вне зависимости от способностей и достижений. Творческий проект для обучающегося - возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование технологии творческого проекта в классе фортепиано | 21.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бакушева Ирина Николаевна
преподаватель
МБУДО Ивдельская ДШИ
г.Ивдель Свердловская область
Использование технологии творческого проекта в классе фортепиано
Аннотация: В данной статье рассматривается технология творческого проекта как один из наиболее эффективных и инновационных методов преподавания. Автор анализирует позитивные стороны данной методики, которые позволяют учащимся осваивать навыки самостоятельной работы с материалом, развивать критическое мышление и раскрывать творческий потенциал. Приводятся примеры успешной реализации проектной деятельности в классе фортепиано.
Ключевые слова: метод творческого проекта, игра на музыкальном инструменте, развитие творческого потенциала учащихся.
В последние десятилетия в нашей стране происходят кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Сейчас необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения многих задач в условиях социальных реформ. В этой связи повышается роль и значение учреждений художественного дополнительного образования, в частности ДШИ, в формировании и воспитании гармоничной, творческой и всесторонне развитой личности.
В последние годы многие школы искусств столкнулись с целым рядом серьёзных проблем: отсутствие конкурса при поступлении, неподготовленность детей к деятельности в сфере искусства. Кроме того, увеличение учебной нагрузки в общеобразовательной школе, обилие средств массовой информации и интернет-ресурсов не позволяет учащимся выделять нужное количество времени для усвоения материала. Всё это заставляет педагогов переосмыслить методы обучения и воспитания подрастающего поколения. Современное музыкальное образование должно давать обучающимся не только базовые знания, но и целенаправленно развивать в них творческое начало, поощряя самостоятельность и креативность. Важную роль в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению игре на музыкальном инструменте.
Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, формирование навыков самостоятельного структурирования материала и ориентации в информационном пространстве.
При работе с любым проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это постановка проблемы, которую предстоит решить в ходе проектной деятельности. Проект обязательно должен иметь ясную, достижимую цель. Следующий шаг заключается в предварительном планировании работы: весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы с промежуточными задачами; определить способы решения задач и найти материал. Финальной стадией любого проекта является его публичная защита, презентация результата работы.
Из всего многообразия проектных технологий наиболее актуальной в своей педагогической деятельности я считаю технологию творческого проекта. Этот метод позволяет включить в творческий процесс всех без исключения учеников класса, независимо от их способностей и достижений. Проект для обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
На протяжении пяти лет в классе существует творческий проект «Мы дружим с музыкой». Этот проект представляет собой цикл концертов для воспитанников детского сада. Он пропагандирует музыкальное образование с целью привлечения контингента обучающихся, развивает у детей дошкольного возраста навыки слушания музыки. Тематика концертов варьируется. Так уже прошли следующие концерты: «В гостях у сказки», «Музыкальный зоопарк», «Зимняя мозаика», «Мои игрушки». Данный проект реализуется силами учащихся младших классов. Для них это возможность накапливать опыт выступлений на сцене и преодолевать сценическое волнение.
«Портреты великих композиторов» - это творческий проект, посвященный жизни и творчеству великих композиторов. Основная функция проекта - популяризация классической музыки. Участие в проекте позволяет обучающимся проявить творческие способности в концертной, конкурсной деятельности, в исследовании творчества великих композиторов.
В 2015 году состоялся концерт, посвященный 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского. С 2016 года в рамках проекта началось арт-сотрудничество с Детскими школами искусств методического объединения. Были проведены следующие мероприятия: «Волшебный Моцарт», «Романтичный Шуберт», «Композитор С. Майкапар - детям». В 2017 году рамках проекта состоялись: фестиваль-конкурс, посвященный творчеству С.Майкапара в ДШИ п. Калья; в 2019 году внутришкольный конкурс «Юный виртуоз» на лучшее исполнение этюда, приуроченный 200-летию композитора А. Лешгорна.
Творческий проект «Играем вместе - всей семьей» направлен на создание благоприятной среды для творческого семейного общения. Родители приводят детей в музыкальную школу для того, чтобы воспитать ребенка всесторонне развитой, образованной личностью. Однако в процессе обучения, особенно часто со 2-го класса, родители становятся менее заинтересованными в учебном процессе, перекладывая все на плечи педагогов и самого ребенка. Кроме того, в существующих формах работы с родителями, например, посещение уроков, концертов, конкурсов, они выступают в только качестве слушателей. Таким образом, возникает индифферентное отношение родителей к образовательному процессу и его результатам. Как отмечал в одном из своих исследований выдающийся пианист Генрих Нейгауз: «Хорошие родители для ребенка важнее хороших педагогов». Действительно, если родители равнодушны к музыке, любые методы обучения даже самых великих педагогов окажутся бесполезны. Многие родители не понимают, что обучение игре на музыкальном инструменте непростая задача, поскольку требует ежедневного труда и больших усилий, а это может быть тяжело даже для взрослого. В связи с этим, возникла необходимость в организации мероприятия, где родители вместе с детьми являлись бы активными участниками исполнительского процесса и концертного выступления. Так возник творческий проект «Играем вместе - всей семьей» с участием родителей обучающихся. В 2012 году состоялся первый концерт, в котором приняло участие 12 семейных дуэтов. Проведение таких концертов стало ежегодной традицией. В классе несколько родителей владеют игрой на фортепиано, гитаре. В отдельных семьях музицируют даже несколько поколений, что означает формирование целых музыкальных династий. Проект способствовал возрождению замечательной традиции музицирования в кругу семьи. В настоящее время участниками концертов стали не только семейные, но и дружеские ансамбли.
Творческий проект «Играем вместе – всей семьей» имеет большой потенциал по улучшению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, повышает самооценку ученика благодаря совместной подготовке к концерту и выступлению, дает ощущение радости от совместного творчества детей и родителей.
Метод творческих проектов раскрывает творческий потенциал в детях с разным уровнем подготовленности, независимо от их возраста. Он способствует сплочению творческого коллектива, что является особенно ценным в классе фортепиано, где обучение происходит в форме индивидуальных занятий. Помимо этого, проекты стимулируют интерес к обучению в ДШИ у детей и их родителей.
Результатом реализации творческих проектов, в классе фортепиано, стали следующие моменты: вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность, интеграция классических музыкальных традиций и современных технологий, повышение эффективности и качества исполнительского мастерства, повышение мотивации к занятиям музыкально-исполнительским искусством.
Список литературы
1.Загоскина Е.Н. Использование проектного метода в классе специального фортепиано в «Детской школе искусств»// Молодой ученый. – 2016. - №15. – с. 455-457.
2.Инновационная деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основания, качество, последствия. Материалы для обсуждения на городской научно-практической конференции 28-29 февраля 2000. – СПб., 2000- 87 стр.
3.Колесникова Л.В. Проектная деятельность в классе фортепиано в образовательном пространстве ДМШ [электронный ресурс] - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
4.Кужугет Ш.А. Доклад на тему "Что такое проект"? https://multiurok.ru
5.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Нейгауз; [Послесл. Я. И. Мильштейна, с. 257-299]. - 4-е изд. - М.: Музыка, 1982.
6.Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Мне нравится (1)