Аспекты начального музыкального образования
Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_e._v._poletaeva_aspekty_obshchego_muzykalnogo_obrazovaniya.doc | 56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Страница из
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №37»
Аспекты начального
музыкального
образования
Полетаева Е.В.
Преподаватель общего курса фортепиано
Санкт-Петербург, 2019г
Важность музыкального образования сложно переоценить. О том, зачем учить ребёнка музыке, сказано и написано уже очень многое. В частности, современный музыкальный лектор Михаил Казиник подчёркивает, что «обучение музыке не есть обучение музыканта», и для общего развития ребёнка, для его внутреннего мира музыка просто незаменима.
Среди множества музыкальных инструментов, фортепиано занимает особое место. Именно на фортепианных отделах школ и училищ, как правило, самые большие конкурсы; этот инструмент наиболее универсален и интересен для родителей и будущих учеников. Если желание родителей и ребёнка совпадает, то в классе учителя фортепиано появляется новый ученик, успехи которого напрямую зависят от ряда важных факторов.
Одним из первых и одним из самых важных является состояние здоровья ребёнка. Не секрет что в современном мире здоровых детей становится всё меньше. Специалисты называют разные причины: это и экология, и достижения современной медицины, и особенности внешней информационной среды, и многое, многое другое. Преподаватель фортепиано не врач и ставить диагнозы не его работа, однако учитывать эти диагнозы приходится, это необходимо для продуктивного обучения. Бывает и так что главным аргументом, заставляющим родителей привести ребёнка в музыкальную школу, являются рекомендации врача. Всем известно, что музыка развивает не только духовно, но и физически. Ребёнок с таким распространённым диагнозом как СДВГ учится концентрировать внимание, контролировать свой мышечный аппарат, «учится учиться», что на начальном этапе самое важное. Такие общеразвивающие цели представляются мне глубоко верными, ребёнок, имеющий достаточно большие проблемы со здоровьем, способен их, что называется, «перерасти», то есть скомпенсировать. Одной из самых удивительных и прекрасных особенностей детского возраста является своеобразная разомкнутость, способность развиваться и преодолевать трудности, казавшиеся первоначально непреодолимыми. Здоровье ребёнка – гибкая система, и школьные преподаватели постоянно в этом убеждаются. Сколько раз я наблюдала как ученик, имеющий гипо- или гипертонус мышц, психологические зажимы, проблемы с памятью, слухом, интонацией буквально преображается за первые два- три года обучения. И, разумеется, родителей, которые приводят ребёнка учиться по медицинским показаниям, можно понять. Хотя обучение таких детей далеко не лёгкая задача. Помимо индивидуального подхода, который необходим в работе с любым учеником, нужно в подборе программы и упражнениях учитывать физиологические проблемы. В первую очередь нужно работать над свободной и ненапряжённой посадкой и постановкой рук, что с гиперактивными детьми очень непросто. У каждого ребёнка есть свои особенности, из которых надо исходить. Как писал Р. М. Брейтхаупт: «Специального учительного, пригодного для всех случаев положения руки, кисти и пальцев не существует. Долой все стандартные постановки рук! Ведь во время игры на фортепиано руки меняют своё положение. Для весовой техники, основанной на тяжести и заключающейся в опоре и перемещении руки, необходимо только одно, - надёжно прочный свод кисти, на котором мост руки покоится как на устое. Положите руку и кисть совершенно вяло и плоско на поверхность стола, несколько подтяните к себе пальцы, одновременно с этим приподымая от стола кисть. Вот и получится углубление внутри и образуется как бы полость в кисти, зонто-образная форма кисти…» Про особенности посадки он пишет следующее: «При длинном туловище и длинных руках следует сидеть возможно ниже, чтобы приучить руку к пассивному спокойному положению, давая руке свободно свисать вниз. При коротком туловище с короткими плотными руками можно сидеть несколько выше. Сидеть надо так, чтобы взяв обеими руками аккорд, иметь клавиатуру под собой, чтобы можно было опираться на неё». Существует масса упражнений на расслабление, в том числе дыхательная гимнастика и специальная зарядка, которую можно рекомендовать ребёнку выполнять дома. «Все основные виды движений основываются на трёх главных формах: на продольном взмахе руки, на вращении предплечья, на соучастии свободного взмаха пальцев и движения руки», - эти принципы лежат в основе специальной «фортепианной зарядки». Если же особенность мышечного аппарата напротив, заключается в том, что мышцы плохо приходят в тонус и ощущение кончика пальца отсутствует, тут, помимо зарядки и ОФП необходимы ещё и упражнения для ощущения кончика пальца. В частности, неплохо действует игра на крышке фортепиано (гулкий ударный звук и «шлепок» на слух отличаются очень сильно) и упражнения на соскальзывание с чёрной клавиши.
Одной из распространённых проблем, обусловленных физиологией не вполне здорового ребёнка, является проблема метроритма. Так как ритмическая сторона - самая главная и определяющая в музыке, при прослушивании на приёмных экзаменах детей, имеющих большие проблемы с ритмом, как правило, не рассматривают в качестве кандидатов. Но если проблемы не так велики, однако всё же существуют, необходимо долго и методично работать над развитием чувства ритма, иногда даже в ущерб другим задачам. Если у ребёнка, переходящего в средние и старшие классы музыкальной школы, сохраняются проблемы с чувством ритма, то это приводит зачастую к непреодолимым трудностям в освоении программы. Необходимо ясное осознание взаимных соотношений длительностей, постоянный счёт вслух и внимание к ровности, просчитанности каждого отдельного фрагмента.
Есть способ, который, несмотря на довольно мучительную и трудную для ребёнка цепь задач, позволяет выработать отличное знание текста и внимание к каждому действию за клавиатурой фортепиано. При первоначальном прочтении нотного текста, ребёнок каждой рукой отдельно читает текст и играет его, называя каждый звук, и при этом, называя палец, которым он играет этот звук (до первым, ми третьим, соль пятым, фа четвёртым и т.д.). Затем к названию звука прибавляется название длительности, после чего следует игра со счётом вслух, также каждой рукой отдельно. Далее ритмично декламируется или пропевается весь текст нотами. Ребёнок, имеющий проблемы с концентрацией внимания, разумеется не в состоянии работать так долгое время, но количество текста постепенно можно увеличивать. При таком подходе учить наизусть становится гораздо легче, многое запоминается в процессе разбора.
В работе педагога музыкальной школы и школы искусств очень важным является блок, формирующий коммуникативные навыки учащихся. Это происходит через формирование навыков музыкальной профессиональной терминологии и в более широком смысле – культуры речи. Ученики приобретают навыки пользования специальной терминологией, применяя специфические музыкальные определения и термины; учатся владеть литературным языком, грамотно выражать законченную мысль.
Коммуникативные навыки формируются и через развитие общей культуры общения на основе морально-нравственных ценностей путем выстраивания отношений в коллективе (со сверстниками и взрослыми) в различных ситуациях, возникающих в процессе совместной деятельности: в работе индивидуальных и групповых занятий, во время концертных выступлений и репетиций, в подготовке сценариев праздничных мероприятий.
Как правило, результатом такого творческого общения является установление благоприятной атмосферы, комфортного психологического климата, более доверительных отношений с преподавателем, дружеских, доброжелательных взаимоотношений между самими учащимися, терпимости по отношению к другим.
Особое место в формировании коммуникативных навыков занимает коллективное музицирование (игра в ансамбле, оркестре), которое сближает учащихся, развивает чувство взаимной поддержки и взаимопонимания, вырабатывается единая стратегия взаимодействия.
Помимо технических трудностей, которые при желании ученика, в большинстве случаев преодолимы, есть ещё и более важные особенности, связанные с характером и стилем музыкального произведения. По словам А.Д. Алексеева: «В основу работы музыканта должно быть положено всестороннее изучение произведения, стремление возможно глубже проникнуть в его содержание». Тут трудности обусловлены другими особенностями современного мира: в быту современные дети слышат качественную музыку крайне редко. Безусловно, в Петербурге множество концертных площадок, на каждой из которых проходят концерты. Услышать хороших, а порой и великолепных исполнителей не сложно. Но для этого надо приложить усилия. Специально приобрести билеты, прийти в концертный зал и слушать, слушать… А у любого ребёнка восприятие дискретно, и это значит что как бы ни был хорош концерт, семи-восьми летний ребёнок в состоянии слушать его внимательно 20-30 минут, не более. Дома, благодаря звукозаписи, можно слушать классическую музыку фоном, и сознательные родители конечно используют эту возможность. Что не мешает детям, услышав знакомую музыкальную тему на уроках слушанья или музыкальной литературы, радостно заявлять: «Это реклама чая! Это реклама кваса! Это реклама шоколадных конфет!» Ситуация такова, что услышать классическую музыку случайно дети могут только в телевизионной рекламе, а она даёт представление отнюдь не о произведении, которое было использовано, а только лишь о рекламируемых товарах. Это не может не огорчать. Любой, даже самый одарённый технически ребёнок, играя произведение 18-19 века, не чувствует в наши дни его стиля, и это часто отмечают на детских конкурсах. Необходимо привлекать внимание ребёнка к личности композитора и исполнителя, расширять его кругозор, просить сравнить исполнения друг с другом, вовлекать его в круг любителей классической музыки, который и в наше время достаточно велик, но обособлен. Социальные процессы в современном обществе привели к тому, что потребители телевизионной рекламы и своеобразная интеллектуальная элита отдаляются друг от друга всё сильнее, это стоит отметить в разговоре с родителями. Очень трудно создавать для ребёнка специальные «тепличные условия», музыкальный кругозор, как правило, достояние всей семьи. Дети слушают то, что слушают их родители. Таким образом, то, что у Д. А. Алексеева называется «воспитательной работой», распространяется не только на ребёнка, но и на окружающих его взрослых.
А взаимодействие преподавателя с родителями его учеников это отдельная, порой проблемная тема. С одной стороны, надо проявлять аккуратность и такт, всячески избегать конфликтов, которые могут возникнуть по тем или иным причинам. А с другой стороны, всегда действовать в интересах ребёнка. Современные родители, в особенности, по распространённому выражению, «далёкие от музыки», иногда всё ещё думают, что достаточно привести ребёнка в музыкальную школу и вовремя оплачивать его обучение, чтобы добиться положительного результата. Важность домашних занятий недооценивается, ребёнку не внушается мысль об их необходимости, и в итоге возникает взаимное недопонимание. Педагог ждёт от родителей определённых действий, а они ждут от педагога чудесного результата. В некоторых случаях домашняя обстановка прямо исключает серьёзные занятия фортепиано, в особенности тогда, когда «вдруг» выясняется, что ребёнку не могут приобрести инструмент. В тех случаях, когда ребёнок имеет хорошие музыкальные данные, это вызывает глубокое огорчение, но информацию о невозможности серьёзных занятий фортепиано, на, к примеру, синтезаторе необходимо доводить до сведения родителей. Другая крайность возникает тогда, когда процесс обучения контролируется чрезмерно, и родители начинают не помогать, а мешать преподавателю, диктуя свою волю. В этой ситуации также необходимы разъяснительные беседы, в ходе которых нередко убеждаешься, что дети гораздо понятливее их взрослых. Однако и взрослым требуется время, терпение и правильно подобранные слова. Постоянный контакт с родителями - необходимая для педагога вещь.
К моему большому сожалению, не все новшества в области начального музыкального образования идут ему на пользу. В частности, изменение срока обучения детей вызвало массу недоразумений и трудностей. В данном случае хочется надеяться на то, что возникнет какая-то однозначная ситуация, будет принято решение, в результате которого срок обучения будет оставаться одним и тем же при любых внешних обстоятельствах. Но этот нюанс не так важен по сравнению с недавним изменением статуса музыкальных школ. Теперь музыкальные школы являются учреждениям начального профессионального образования, то есть подразумевается обязательный процент профессиональных музыкантов, выпускающихся из школы и продолжающих обучение в музыкальных училищах и ВУЗах. Дети, которые продолжали музыкальное образование после школы, были, есть, и всегда будут. Любому педагогу хочется, чтобы его любимое дело стало таким же любимым и для его ученика. Но основная масса выпускников всё же никогда не стремилась сделать музыку своей профессией, они становились грамотными слушателями, просвещёнными любителями музыки. И это влияние музыкальных школ на общество в целом гораздо важнее узкопрофессиональной роли. В кандидатской диссертации Барбазюк Т.А. «Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания» автор пишет: «Музыкальная школа в первую очередь ответственна за формирование в структуре социума особой прослойки образованных слушателей».
Основной задачей начального музыкального образования является, на мой взгляд, формирование положительного отношения к классической музыке, навык понимания музыкального языка, умение читать и понимать нотный текст в рамках бытового музицирования. Все слышали истории про выпускников музыкальной школы, которые «закрыли крышку и больше никогда в жизни…». Главная задача педагога фортепиано постараться избежать этого сценария, научить ребёнка видеть в музыкальных занятиях не скучную и бессмысленную обязанность, а «его дело», которое доставляет удовольствие, невозможное без приложения изрядных усилий.
Эту же мысль ясно выражают строки Бориса Слуцкого:
Когда я слышу гаммы за стеной,
мирюсь с разодранною тишиной.
Я знаю: эти гаммы – признак счастья.
Тот мученик, что к фортепиано сел,
Спал с вечера, с утра поел
Пускай долбает клавиши почаще
Ничто с такой прекрасной полнотой
Не выражает улучшенья жизни,
Как этот звук настырный и простой
Звучи же!
Из любого дома брызни!