Открытый урок- практикум. С 2 классом фортепианного отделения Тема: «Использование квартовых интонаций в процессе изучения диатонических интервалов»

Грязова Наталья Николаевна

Урок – практикум предназначен  для учащихся  2 года обучения по предмету сольфеджио. Урок  в изучении этой темы, направлен на формирование понятия интервал, знакомство с его количественной величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы разнообразные формы подачи материала.  Вся новая терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc235.5 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2_klass.doc235.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Открытый урок- практикум.

 

С 2 классом фортепианного отделения

Тема:  «Использование квартовых интонаций в  процессе  изучения диатонических интервалов»

Цель урока: «Изучение и закрепление  в практике интонаций кварты».

 Задачи  урока:

 Обучающие:

  1. На  основе   песен   закреплять  полученные  теоретические  

      сведения.    

  2. Формировать  определенные  вокально – интонационные  

     навыки,  способствующие   выразительному    исполнению  

      народных  песен.

  3. Обогащать  музыкальный     опыт  детей.

  4.  Научить   детей   исполнять  песни  самостоятельно  в  

     сопровождении  и  без  сопровождения инструмента.

  5.  Способствовать формированию  чистоты  интонации.

Развивающие:

1. Развивать  голос,  формируя  естественное  детское  звучание,  

    укрепляя  и  расширяя  певческий  диапазон.

2. Развивать  у  детей  вокальный  слух и  слух  звуковысотный.

3.Развивать на  основе  народных  песен  творческие  способности  

    детей.  

4. Развивать  у  детей  художественный  вкус.

5. Развивать  исполнительские  навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать  у  детей  эмоциональную  отзывчивость.

2.Пробуждать  чувство  любви  к  Родине, родной  природы.

3.Прививать  интерес  к  музыкальному  искусству.

                                            Ход  урока.

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня наш урок мы посвятим выразительным  возможностям  интонации чистой кварты. Интонация  кварты в  вокальной музыки и инструментальной музыки является одном из важнейших средств музыкальной выразительности – интонации. На уроке мы  рассмотрим вариант использования одного элемента — чистой кварты и узнаем, насколько он многозначен и разнообразен в передаче тончайших оттенков характера и настроения музыки.

Учитель: Что означает  слово «интервал»? (ответы  детей: интервал  (лат.  intervallum —  промежуток) А  какие   вы знаете интервалы? (ответы детей: перечисляют интервалы).

Что такое интервал? (ответ   учащегося  – расстояние  между двумя  звуками, а также их последовательное и  одновременное сочетание).

Учитель: Какие Вы знаете чистые интервалы? (ответы: прима, кварта, квинта, октава).  Какой цифрой обозначается кварта? (ответ  4). Сколько тонов в чистой  кварте? (ответ: два с половиной).(2 минуты).

А теперь  давайте договоримся, что разные виды музыкальных произведений мы будем называть словом жанр, что  означает в переводе с разных языков – «род», «вид».

Самой распространенной сферой применения ч.4 является мелодика героических и торжественных песен (музыкальных тем), в которых плавность и величавость движения предполагает особый, приподнятый тон музыкальной речи. Здесь восходящая

кварта, как правило, направлена от слабой к сильной доле такта (то есть из затакта), часто от V к I ступени.

Кварты в зависимости от этих условий звучат совершенно по-разному, выражают различные эмоции, состояния, настроения и даже могут обрисовывать отдельные детали музыкальной «картины».

Чистая кварта — первый интервал, который считается широким, то есть воспринимается как скачок. В текучей, плавной мелодии кварта — всегда «событие». Она привлекает внимание, подобно резкому повышению или понижению голоса в размеренной, монотонной речи.

1.Слуховой  на интонацию кварта на примере песен.

Рассмотрим на примере широко известных, популярных детских песен, каким образом характер музыки меняется в зависимости от условий использования кварты — направления движения, лада, темпа, метрического положения и ритмических длительностей.

Кварта в разных темпах тоже ведет себя по-разному. В медленном темпе восходящая кварта может выражать героическое торжество. Например «Гимн России». В. Александрова начинается мотивом восходящей чистой кварты из затакта.

1. Восходящая ч.4 со слабой доли такта

В миноре  квартовый мотив может звучать грустно и печально. Пример подобного использования кварты — немного меланхоличный рассказ о быстротечности времени в песне В. Шаинского «Голубой вагон» из м/ф «Старуха Шапокляк».

2. Нисходящая ч.4 с сильной доли

Она характерна, например, для естественной речевой интонации, связанной с укачиванием, убаюкиванием ребенка.

В песне «Спят усталые игрушки» А. Островского, известной по телепередаче «Спокойной ночи, малыши!», после «укачивающей» нисходящей малой терции появляется нисходящая же чистая кварта. Интонации колыбельной навевают покой, «растворяют» энергию речи в мягких окончаниях кратких мотивов.

В грустном рассказе о кузнечике, которого «съела лягушка — прожорливое брюшко», кварта в миноре становится печально ниспадающей. Но устремленность квартового мотива к сильной доле привносит в повествовательную интонацию некоторую энергичность.

2. Учитель: Сегодня  урок  начнем  скороговорками. Предлагаю  вам повторить  скороговорки. Дети  повторяют скороговорки.(2минуты).

Учитель: Как  называется  тональность,  в  которой  1  диез?    

Дети  называют  тональность  ми  – минор.

  1. Пение по «столбице»   секвенции в ми миноре.

4. Просольфеджируем  песню «Серенькая кошечка», затем

    споём  со   словами  (2минуты).

5. Учитель: Посмотрите  внимательно  на  «столбицу», я покажу

    знакомую Вам песню («Русская народная песня» № 274).  Вам  

    нужно угадать. Дети  исполняют  песню.

    Учитель: Послушайте  и  определите  какой  интервал  я  вам  

    сыграю  на  инструменте  (кварту). Назовите  ноты. Песня  

     исполняется с аккомпанементом. Приглашаю  выбрать  

    «концертмейстера»  и прошу  сыграть бас  – по  желанию  

     детей.  (3минуты).

6. Пение с листа песен: «На улице скрипка играет»

7. Какая тональность параллельная  ми  минору? Дети отвечают:  

    Соль  мажор.  Пение по «столбице».   Петь   двухголосную  

     попевку  в Соль  мажоре. Затем спеть сначало 1 – й голо (весь    

     класс), затем 2 – й. Класс разделить на две группы:

     исполнение песни на два голоса Споем  песню «Зайка» на два

     голоса.

8. Диктант. В предложенной мелодии дописать недостающие мотивы и фразы.(8 минут).

9. Учитель: Просольфеджируем песню «Журавель», затем споем с аккомпанементом. Учитель: что означает слово остинато? (ответ:  остинато (итальянское ostinato – упорный) – многократное  повторение одного и того  же мотива, ритмической фигуры.

Педагог играет песню с сопровождением, дети  простукивают ритмическое  остинато на музыкальных инструментах.Петь сольфеджио и со словами «Журавель».(8 минут).

 Вывод: Рассмотрение вариантов использования одного элемента — чистой кварты — показывает, насколько он многозначен и разнообразен в передаче тончайших оттенков характера и настроения музыки. В музыке — это одно из важнейших выразительных средств. Осознавая выразительный смысл интервала, вы  их не просто сольфеджировали, а пели, выразительно интонировали мотивы, из которых состоит мелодия. Сегодня на уроке, мы не просто познакомились  с примерами песенного творчества, но и освоили их практически: исполняли предлагаемые песни, слушали  разные песни, учились понимать   музыкальную речь. На уроке познакомились с интонацией кварты.

Далее дети отвечают на вопросы: что вам понравилось больше всего на уроке? (ответы:  исполнять песню  «Журавель» и играть на музыкальных инструментах, петь песни  с собственным аккомпанементом и т. д.).   (2минуты).

Д.З.

 1.Досочинить мелодию к песне «Кисель» и записать  ее в тетради.

2. Проанализировать произведения, которые играете по специальности, найти в произведениях интервал кварту.

(1 минута).

 

Правда, подобный речевой «нажим» может быть связан с громким, резким возгласом, вскриком или даже взвизгиванием. В музыке для отражения таких интонаций служат более широкие интервалы. Кварта же сочетает активность интонирования с определенной сдержанностью.

Приступая к знакомству с чистой квартой (ч.4), нужно учитывать, что любой интервал означает расстояние между звуками различной высоты всего лишь в теории.

исключение  из него: в чистой кварте оба звука без  знаков  или  оба с  одинаковыми знаками.

 Исключения:

Педагог: Посмотрите  внимательно  на  записанные  (на  доске)  от всех ступеней  ми  минора  кварты   и  зачеркните «нечистые».

Педагог: Сыграйте их, и сравните  звучание «нечистых»  интервалов со звучанием чистых кварт.

Проигрывание на клавиатуре, одновременным  пропеванием  интервалов и вербальным  (речевым) фиксированием  названия, количествоа ступеней и тонов.

3-4 минуты – проверка присутствующих, мобилизация внимания;

10 минут – распевание, проверка домашнего задания, пение повторение примеров;

8-10 минут – слушание, объяснение нового;

8-10 минут – диктант;

10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами;

5 минут – домашнее задание, заключение

Для того чтобы выяснить, на всех ли ступенях минора  встречаются чистые кварты,  вспомним правило правописания  чистых  интервалов  и  8-10

                                 Ход урока.

  1. Вступительная часть – 5 мин.
  2. Слушание произведений  – 8 мин.
  3. Распевание (скороговорки) – 2 мин.
  4. Устные диктанты – 2 мин.
  5. Пение секвенции – 2 мин.
  6. Песня «Серенькая кошечка» –  2 мин.
  7. № 274 «Русская народная песня», пение + бас – 3 мин.
  8. Пение с листа - 7 мин.
  9. Двухголосие «Зайка» -5 мин.

10 Диктант – 8 мин.

11. Оркестр «Журавель» - 5 мин.

12. Домашнее задание – 1 мин.

    13. Вывод – 2 мин.



Предварительный просмотр:

                    Открытый урок- практикум.

 

С 2 классом фортепианного отделения

Тема:  «Использование квартовых интонаций в  процессе  изучения диатонических интервалов»

Цель урока: «Изучение и закрепление  в практике интонаций кварты».

 Задачи  урока:

 Обучающие:

  1. На  основе   песен   закреплять  полученные  теоретические  

      сведения.    

  2. Формировать  определенные  вокально – интонационные  

     навыки,  способствующие   выразительному    исполнению  

      народных  песен.

  3. Обогащать  музыкальный     опыт  детей.

  4.  Научить   детей   исполнять  песни  самостоятельно  в  

     сопровождении  и  без  сопровождения инструмента.

  5.  Способствовать формированию  чистоты  интонации.

Развивающие:

1. Развивать  голос,  формируя  естественное  детское  звучание,  

    укрепляя  и  расширяя  певческий  диапазон.

2. Развивать  у  детей  вокальный  слух и  слух  звуковысотный.

3.Развивать на  основе  народных  песен  творческие  способности  

    детей.  

4. Развивать  у  детей  художественный  вкус.

5. Развивать  исполнительские  навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать  у  детей  эмоциональную  отзывчивость.

2.Пробуждать  чувство  любви  к  Родине, родной  природы.

3.Прививать  интерес  к  музыкальному  искусству.

                                            Ход  урока.

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня наш урок мы посвятим выразительным  возможностям  интонации чистой кварты. Интонация  кварты в  вокальной музыки и инструментальной музыки является одном из важнейших средств музыкальной выразительности – интонации. На уроке мы  рассмотрим вариант использования одного элемента — чистой кварты и узнаем, насколько он многозначен и разнообразен в передаче тончайших оттенков характера и настроения музыки.

Учитель: Что означает  слово «интервал»? (ответы  детей: интервал  (лат.  intervallum —  промежуток) А  какие   вы знаете интервалы? (ответы детей: перечисляют интервалы).

Что такое интервал? (ответ   учащегося  – расстояние  между двумя  звуками, а также их последовательное и  одновременное сочетание).

Учитель: Какие Вы знаете чистые интервалы? (ответы: прима, кварта, квинта, октава).  Какой цифрой обозначается кварта? (ответ  4). Сколько тонов в чистой  кварте? (ответ: два с половиной).(2 минуты).

А теперь  давайте договоримся, что разные виды музыкальных произведений мы будем называть словом жанр, что  означает в переводе с разных языков – «род», «вид».

Самой распространенной сферой применения ч.4 является мелодика героических и торжественных песен (музыкальных тем), в которых плавность и величавость движения предполагает особый, приподнятый тон музыкальной речи. Здесь восходящая

кварта, как правило, направлена от слабой к сильной доле такта (то есть из затакта), часто от V к I ступени.

Кварты в зависимости от этих условий звучат совершенно по-разному, выражают различные эмоции, состояния, настроения и даже могут обрисовывать отдельные детали музыкальной «картины».

Чистая кварта — первый интервал, который считается широким, то есть воспринимается как скачок. В текучей, плавной мелодии кварта — всегда «событие». Она привлекает внимание, подобно резкому повышению или понижению голоса в размеренной, монотонной речи.

1.Слуховой  на интонацию кварта на примере песен.

Рассмотрим на примере широко известных, популярных детских песен, каким образом характер музыки меняется в зависимости от условий использования кварты — направления движения, лада, темпа, метрического положения и ритмических длительностей.

Кварта в разных темпах тоже ведет себя по-разному. В медленном темпе восходящая кварта может выражать героическое торжество. Например «Гимн России». В. Александрова начинается мотивом восходящей чистой кварты из затакта.

1. Восходящая ч.4 со слабой доли такта

В миноре  квартовый мотив может звучать грустно и печально. Пример подобного использования кварты — немного меланхоличный рассказ о быстротечности времени в песне В. Шаинского «Голубой вагон» из м/ф «Старуха Шапокляк».

2. Нисходящая ч.4 с сильной доли

Она характерна, например, для естественной речевой интонации, связанной с укачиванием, убаюкиванием ребенка.

В песне «Спят усталые игрушки» А. Островского, известной по телепередаче «Спокойной ночи, малыши!», после «укачивающей» нисходящей малой терции появляется нисходящая же чистая кварта. Интонации колыбельной навевают покой, «растворяют» энергию речи в мягких окончаниях кратких мотивов.

В грустном рассказе о кузнечике, которого «съела лягушка — прожорливое брюшко», кварта в миноре становится печально ниспадающей. Но устремленность квартового мотива к сильной доле привносит в повествовательную интонацию некоторую энергичность.

2. Учитель: Сегодня  урок  начнем  скороговорками. Предлагаю  вам повторить  скороговорки. Дети  повторяют скороговорки.(2минуты).

Учитель: Как  называется  тональность,  в  которой  1  диез?    

Дети  называют  тональность  ми  – минор.

  1. Пение по «столбице»   секвенции в ми миноре.

4. Просольфеджируем  песню «Серенькая кошечка», затем

    споём  со   словами  (2минуты).

5. Учитель: Посмотрите  внимательно  на  «столбицу», я покажу

    знакомую Вам песню («Русская народная песня» № 274).  Вам  

    нужно угадать. Дети  исполняют  песню.

    Учитель: Послушайте  и  определите  какой  интервал  я  вам  

    сыграю  на  инструменте  (кварту). Назовите  ноты. Песня  

     исполняется с аккомпанементом. Приглашаю  выбрать  

    «концертмейстера»  и прошу  сыграть бас  – по  желанию  

     детей.  (3минуты).

6. Пение с листа песен: «На улице скрипка играет»

7. Какая тональность параллельная  ми  минору? Дети отвечают:  

    Соль  мажор.  Пение по «столбице».   Петь   двухголосную  

     попевку  в Соль  мажоре. Затем спеть сначало 1 – й голо (весь    

     класс), затем 2 – й. Класс разделить на две группы:

     исполнение песни на два голоса Споем  песню «Зайка» на два

     голоса.

8. Диктант. В предложенной мелодии дописать недостающие мотивы и фразы.(8 минут).

9. Учитель: Просольфеджируем песню «Журавель», затем споем с аккомпанементом. Учитель: что означает слово остинато? (ответ:  остинато (итальянское ostinato – упорный) – многократное  повторение одного и того  же мотива, ритмической фигуры.

Педагог играет песню с сопровождением, дети  простукивают ритмическое  остинато на музыкальных инструментах.Петь сольфеджио и со словами «Журавель».(8 минут).

 Вывод: Рассмотрение вариантов использования одного элемента — чистой кварты — показывает, насколько он многозначен и разнообразен в передаче тончайших оттенков характера и настроения музыки. В музыке — это одно из важнейших выразительных средств. Осознавая выразительный смысл интервала, вы  их не просто сольфеджировали, а пели, выразительно интонировали мотивы, из которых состоит мелодия. Сегодня на уроке, мы не просто познакомились  с примерами песенного творчества, но и освоили их практически: исполняли предлагаемые песни, слушали  разные песни, учились понимать   музыкальную речь. На уроке познакомились с интонацией кварты.

Далее дети отвечают на вопросы: что вам понравилось больше всего на уроке? (ответы:  исполнять песню  «Журавель» и играть на музыкальных инструментах, петь песни  с собственным аккомпанементом и т. д.).   (2минуты).

Д.З.

 1.Досочинить мелодию к песне «Кисель» и записать  ее в тетради.

2. Проанализировать произведения, которые играете по специальности, найти в произведениях интервал кварту.

(1 минута).

 

Правда, подобный речевой «нажим» может быть связан с громким, резким возгласом, вскриком или даже взвизгиванием. В музыке для отражения таких интонаций служат более широкие интервалы. Кварта же сочетает активность интонирования с определенной сдержанностью.

Приступая к знакомству с чистой квартой (ч.4), нужно учитывать, что любой интервал означает расстояние между звуками различной высоты всего лишь в теории.

исключение  из него: в чистой кварте оба звука без  знаков  или  оба с  одинаковыми знаками.

 Исключения:

Педагог: Посмотрите  внимательно  на  записанные  (на  доске)  от всех ступеней  ми  минора  кварты   и  зачеркните «нечистые».

Педагог: Сыграйте их, и сравните  звучание «нечистых»  интервалов со звучанием чистых кварт.

Проигрывание на клавиатуре, одновременным  пропеванием  интервалов и вербальным  (речевым) фиксированием  названия, количествоа ступеней и тонов.

3-4 минуты – проверка присутствующих, мобилизация внимания;

10 минут – распевание, проверка домашнего задания, пение повторение примеров;

8-10 минут – слушание, объяснение нового;

8-10 минут – диктант;

10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами;

5 минут – домашнее задание, заключение

Для того чтобы выяснить, на всех ли ступенях минора  встречаются чистые кварты,  вспомним правило правописания  чистых  интервалов  и  8-10

                                 Ход урока.

  1. Вступительная часть – 5 мин.
  2. Слушание произведений  – 8 мин.
  3. Распевание (скороговорки) – 2 мин.
  4. Устные диктанты – 2 мин.
  5. Пение секвенции – 2 мин.
  6. Песня «Серенькая кошечка» –  2 мин.
  7. № 274 «Русская народная песня», пение + бас – 3 мин.
  8. Пение с листа - 7 мин.
  9. Двухголосие «Зайка» -5 мин.

10 Диктант – 8 мин.

11. Оркестр «Журавель» - 5 мин.

12. Домашнее задание – 1 мин.

    13. Вывод – 2 мин.