Открытый урок- практикум. С 2 классом фортепианного отделения Тема: «Использование квартовых интонаций в процессе изучения диатонических интервалов»
Урок – практикум предназначен для учащихся 2 года обучения по предмету сольфеджио. Урок в изучении этой темы, направлен на формирование понятия интервал, знакомство с его количественной величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы разнообразные формы подачи материала. Вся новая терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 235.5 КБ |
otkrytyy_urok_2_klass.doc | 235.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок- практикум.
С 2 классом фортепианного отделения
Тема: «Использование квартовых интонаций в процессе изучения диатонических интервалов»
Цель урока: «Изучение и закрепление в практике интонаций кварты».
Задачи урока:
Обучающие:
1. На основе песен закреплять полученные теоретические
сведения.
2. Формировать определенные вокально – интонационные
навыки, способствующие выразительному исполнению
народных песен.
3. Обогащать музыкальный опыт детей.
4. Научить детей исполнять песни самостоятельно в
сопровождении и без сопровождения инструмента.
5. Способствовать формированию чистоты интонации.
Развивающие:
1. Развивать голос, формируя естественное детское звучание,
укрепляя и расширяя певческий диапазон.
2. Развивать у детей вокальный слух и слух звуковысотный.
3.Развивать на основе народных песен творческие способности
детей.
4. Развивать у детей художественный вкус.
5. Развивать исполнительские навыки.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
2.Пробуждать чувство любви к Родине, родной природы.
3.Прививать интерес к музыкальному искусству.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня наш урок мы посвятим выразительным возможностям интонации чистой кварты. Интонация кварты в вокальной музыки и инструментальной музыки является одном из важнейших средств музыкальной выразительности – интонации. На уроке мы рассмотрим вариант использования одного элемента — чистой кварты и узнаем, насколько он многозначен и разнообразен в передаче тончайших оттенков характера и настроения музыки.
Учитель: Что означает слово «интервал»? (ответы детей: интервал (лат. intervallum — промежуток) А какие вы знаете интервалы? (ответы детей: перечисляют интервалы).
Что такое интервал? (ответ учащегося – расстояние между двумя звуками, а также их последовательное и одновременное сочетание).
Учитель: Какие Вы знаете чистые интервалы? (ответы: прима, кварта, квинта, октава). Какой цифрой обозначается кварта? (ответ 4). Сколько тонов в чистой кварте? (ответ: два с половиной).(2 минуты).
А теперь давайте договоримся, что разные виды музыкальных произведений мы будем называть словом жанр, что означает в переводе с разных языков – «род», «вид».
Самой распространенной сферой применения ч.4 является мелодика героических и торжественных песен (музыкальных тем), в которых плавность и величавость движения предполагает особый, приподнятый тон музыкальной речи. Здесь восходящая
кварта, как правило, направлена от слабой к сильной доле такта (то есть из затакта), часто от V к I ступени.
Кварты в зависимости от этих условий звучат совершенно по-разному, выражают различные эмоции, состояния, настроения и даже могут обрисовывать отдельные детали музыкальной «картины».
Чистая кварта — первый интервал, который считается широким, то есть воспринимается как скачок. В текучей, плавной мелодии кварта — всегда «событие». Она привлекает внимание, подобно резкому повышению или понижению голоса в размеренной, монотонной речи.
1.Слуховой на интонацию кварта на примере песен.
Рассмотрим на примере широко известных, популярных детских песен, каким образом характер музыки меняется в зависимости от условий использования кварты — направления движения, лада, темпа, метрического положения и ритмических длительностей.
Кварта в разных темпах тоже ведет себя по-разному. В медленном темпе восходящая кварта может выражать героическое торжество. Например «Гимн России». В. Александрова начинается мотивом восходящей чистой кварты из затакта.
1. Восходящая ч.4 со слабой доли такта
В миноре квартовый мотив может звучать грустно и печально. Пример подобного использования кварты — немного меланхоличный рассказ о быстротечности времени в песне В. Шаинского «Голубой вагон» из м/ф «Старуха Шапокляк».
2. Нисходящая ч.4 с сильной доли
Она характерна, например, для естественной речевой интонации, связанной с укачиванием, убаюкиванием ребенка.
В песне «Спят усталые игрушки» А. Островского, известной по телепередаче «Спокойной ночи, малыши!», после «укачивающей» нисходящей малой терции появляется нисходящая же чистая кварта. Интонации колыбельной навевают покой, «растворяют» энергию речи в мягких окончаниях кратких мотивов.
В грустном рассказе о кузнечике, которого «съела лягушка — прожорливое брюшко», кварта в миноре становится печально ниспадающей. Но устремленность квартового мотива к сильной доле привносит в повествовательную интонацию некоторую энергичность.
2. Учитель: Сегодня урок начнем скороговорками. Предлагаю вам повторить скороговорки. Дети повторяют скороговорки.(2минуты).
Учитель: Как называется тональность, в которой 1 диез?
Дети называют тональность ми – минор.
- Пение по «столбице» секвенции в ми миноре.
4. Просольфеджируем песню «Серенькая кошечка», затем
споём со словами (2минуты).
5. Учитель: Посмотрите внимательно на «столбицу», я покажу
знакомую Вам песню («Русская народная песня» № 274). Вам
нужно угадать. Дети исполняют песню.
Учитель: Послушайте и определите какой интервал я вам
сыграю на инструменте (кварту). Назовите ноты. Песня
исполняется с аккомпанементом. Приглашаю выбрать
«концертмейстера» и прошу сыграть бас – по желанию
детей. (3минуты).
6. Пение с листа песен: «На улице скрипка играет»
7. Какая тональность параллельная ми минору? Дети отвечают:
Соль мажор. Пение по «столбице». Петь двухголосную
попевку в Соль мажоре. Затем спеть сначало 1 – й голо (весь
класс), затем 2 – й. Класс разделить на две группы:
исполнение песни на два голоса Споем песню «Зайка» на два
голоса.
8. Диктант. В предложенной мелодии дописать недостающие мотивы и фразы.(8 минут).
9. Учитель: Просольфеджируем песню «Журавель», затем споем с аккомпанементом. Учитель: что означает слово остинато? (ответ: остинато (итальянское ostinato – упорный) – многократное повторение одного и того же мотива, ритмической фигуры.
Педагог играет песню с сопровождением, дети простукивают ритмическое остинато на музыкальных инструментах.Петь сольфеджио и со словами «Журавель».(8 минут).
Вывод: Рассмотрение вариантов использования одного элемента — чистой кварты — показывает, насколько он многозначен и разнообразен в передаче тончайших оттенков характера и настроения музыки. В музыке — это одно из важнейших выразительных средств. Осознавая выразительный смысл интервала, вы их не просто сольфеджировали, а пели, выразительно интонировали мотивы, из которых состоит мелодия. Сегодня на уроке, мы не просто познакомились с примерами песенного творчества, но и освоили их практически: исполняли предлагаемые песни, слушали разные песни, учились понимать музыкальную речь. На уроке познакомились с интонацией кварты.
Далее дети отвечают на вопросы: что вам понравилось больше всего на уроке? (ответы: исполнять песню «Журавель» и играть на музыкальных инструментах, петь песни с собственным аккомпанементом и т. д.). (2минуты).
Д.З.
1.Досочинить мелодию к песне «Кисель» и записать ее в тетради.
2. Проанализировать произведения, которые играете по специальности, найти в произведениях интервал кварту.
(1 минута).
Правда, подобный речевой «нажим» может быть связан с громким, резким возгласом, вскриком или даже взвизгиванием. В музыке для отражения таких интонаций служат более широкие интервалы. Кварта же сочетает активность интонирования с определенной сдержанностью.
Приступая к знакомству с чистой квартой (ч.4), нужно учитывать, что любой интервал означает расстояние между звуками различной высоты всего лишь в теории.
исключение из него: в чистой кварте оба звука без знаков или оба с одинаковыми знаками.
Исключения:
Педагог: Посмотрите внимательно на записанные (на доске) от всех ступеней ми минора кварты и зачеркните «нечистые».
Педагог: Сыграйте их, и сравните звучание «нечистых» интервалов со звучанием чистых кварт.
Проигрывание на клавиатуре, одновременным пропеванием интервалов и вербальным (речевым) фиксированием названия, количествоа ступеней и тонов.
3-4 минуты – проверка присутствующих, мобилизация внимания;
10 минут – распевание, проверка домашнего задания, пение повторение примеров;
8-10 минут – слушание, объяснение нового;
8-10 минут – диктант;
10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами;
5 минут – домашнее задание, заключение
Для того чтобы выяснить, на всех ли ступенях минора встречаются чистые кварты, вспомним правило правописания чистых интервалов и 8-10
Ход урока.
- Вступительная часть – 5 мин.
- Слушание произведений – 8 мин.
- Распевание (скороговорки) – 2 мин.
- Устные диктанты – 2 мин.
- Пение секвенции – 2 мин.
- Песня «Серенькая кошечка» – 2 мин.
- № 274 «Русская народная песня», пение + бас – 3 мин.
- Пение с листа - 7 мин.
- Двухголосие «Зайка» -5 мин.
10 Диктант – 8 мин.
11. Оркестр «Журавель» - 5 мин.
12. Домашнее задание – 1 мин.
13. Вывод – 2 мин.
Предварительный просмотр:
Открытый урок- практикум.
С 2 классом фортепианного отделения
Тема: «Использование квартовых интонаций в процессе изучения диатонических интервалов»
Цель урока: «Изучение и закрепление в практике интонаций кварты».
Задачи урока:
Обучающие:
1. На основе песен закреплять полученные теоретические
сведения.
2. Формировать определенные вокально – интонационные
навыки, способствующие выразительному исполнению
народных песен.
3. Обогащать музыкальный опыт детей.
4. Научить детей исполнять песни самостоятельно в
сопровождении и без сопровождения инструмента.
5. Способствовать формированию чистоты интонации.
Развивающие:
1. Развивать голос, формируя естественное детское звучание,
укрепляя и расширяя певческий диапазон.
2. Развивать у детей вокальный слух и слух звуковысотный.
3.Развивать на основе народных песен творческие способности
детей.
4. Развивать у детей художественный вкус.
5. Развивать исполнительские навыки.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
2.Пробуждать чувство любви к Родине, родной природы.
3.Прививать интерес к музыкальному искусству.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня наш урок мы посвятим выразительным возможностям интонации чистой кварты. Интонация кварты в вокальной музыки и инструментальной музыки является одном из важнейших средств музыкальной выразительности – интонации. На уроке мы рассмотрим вариант использования одного элемента — чистой кварты и узнаем, насколько он многозначен и разнообразен в передаче тончайших оттенков характера и настроения музыки.
Учитель: Что означает слово «интервал»? (ответы детей: интервал (лат. intervallum — промежуток) А какие вы знаете интервалы? (ответы детей: перечисляют интервалы).
Что такое интервал? (ответ учащегося – расстояние между двумя звуками, а также их последовательное и одновременное сочетание).
Учитель: Какие Вы знаете чистые интервалы? (ответы: прима, кварта, квинта, октава). Какой цифрой обозначается кварта? (ответ 4). Сколько тонов в чистой кварте? (ответ: два с половиной).(2 минуты).
А теперь давайте договоримся, что разные виды музыкальных произведений мы будем называть словом жанр, что означает в переводе с разных языков – «род», «вид».
Самой распространенной сферой применения ч.4 является мелодика героических и торжественных песен (музыкальных тем), в которых плавность и величавость движения предполагает особый, приподнятый тон музыкальной речи. Здесь восходящая
кварта, как правило, направлена от слабой к сильной доле такта (то есть из затакта), часто от V к I ступени.
Кварты в зависимости от этих условий звучат совершенно по-разному, выражают различные эмоции, состояния, настроения и даже могут обрисовывать отдельные детали музыкальной «картины».
Чистая кварта — первый интервал, который считается широким, то есть воспринимается как скачок. В текучей, плавной мелодии кварта — всегда «событие». Она привлекает внимание, подобно резкому повышению или понижению голоса в размеренной, монотонной речи.
1.Слуховой на интонацию кварта на примере песен.
Рассмотрим на примере широко известных, популярных детских песен, каким образом характер музыки меняется в зависимости от условий использования кварты — направления движения, лада, темпа, метрического положения и ритмических длительностей.
Кварта в разных темпах тоже ведет себя по-разному. В медленном темпе восходящая кварта может выражать героическое торжество. Например «Гимн России». В. Александрова начинается мотивом восходящей чистой кварты из затакта.
1. Восходящая ч.4 со слабой доли такта
В миноре квартовый мотив может звучать грустно и печально. Пример подобного использования кварты — немного меланхоличный рассказ о быстротечности времени в песне В. Шаинского «Голубой вагон» из м/ф «Старуха Шапокляк».
2. Нисходящая ч.4 с сильной доли
Она характерна, например, для естественной речевой интонации, связанной с укачиванием, убаюкиванием ребенка.
В песне «Спят усталые игрушки» А. Островского, известной по телепередаче «Спокойной ночи, малыши!», после «укачивающей» нисходящей малой терции появляется нисходящая же чистая кварта. Интонации колыбельной навевают покой, «растворяют» энергию речи в мягких окончаниях кратких мотивов.
В грустном рассказе о кузнечике, которого «съела лягушка — прожорливое брюшко», кварта в миноре становится печально ниспадающей. Но устремленность квартового мотива к сильной доле привносит в повествовательную интонацию некоторую энергичность.
2. Учитель: Сегодня урок начнем скороговорками. Предлагаю вам повторить скороговорки. Дети повторяют скороговорки.(2минуты).
Учитель: Как называется тональность, в которой 1 диез?
Дети называют тональность ми – минор.
- Пение по «столбице» секвенции в ми миноре.
4. Просольфеджируем песню «Серенькая кошечка», затем
споём со словами (2минуты).
5. Учитель: Посмотрите внимательно на «столбицу», я покажу
знакомую Вам песню («Русская народная песня» № 274). Вам
нужно угадать. Дети исполняют песню.
Учитель: Послушайте и определите какой интервал я вам
сыграю на инструменте (кварту). Назовите ноты. Песня
исполняется с аккомпанементом. Приглашаю выбрать
«концертмейстера» и прошу сыграть бас – по желанию
детей. (3минуты).
6. Пение с листа песен: «На улице скрипка играет»
7. Какая тональность параллельная ми минору? Дети отвечают:
Соль мажор. Пение по «столбице». Петь двухголосную
попевку в Соль мажоре. Затем спеть сначало 1 – й голо (весь
класс), затем 2 – й. Класс разделить на две группы:
исполнение песни на два голоса Споем песню «Зайка» на два
голоса.
8. Диктант. В предложенной мелодии дописать недостающие мотивы и фразы.(8 минут).
9. Учитель: Просольфеджируем песню «Журавель», затем споем с аккомпанементом. Учитель: что означает слово остинато? (ответ: остинато (итальянское ostinato – упорный) – многократное повторение одного и того же мотива, ритмической фигуры.
Педагог играет песню с сопровождением, дети простукивают ритмическое остинато на музыкальных инструментах.Петь сольфеджио и со словами «Журавель».(8 минут).
Вывод: Рассмотрение вариантов использования одного элемента — чистой кварты — показывает, насколько он многозначен и разнообразен в передаче тончайших оттенков характера и настроения музыки. В музыке — это одно из важнейших выразительных средств. Осознавая выразительный смысл интервала, вы их не просто сольфеджировали, а пели, выразительно интонировали мотивы, из которых состоит мелодия. Сегодня на уроке, мы не просто познакомились с примерами песенного творчества, но и освоили их практически: исполняли предлагаемые песни, слушали разные песни, учились понимать музыкальную речь. На уроке познакомились с интонацией кварты.
Далее дети отвечают на вопросы: что вам понравилось больше всего на уроке? (ответы: исполнять песню «Журавель» и играть на музыкальных инструментах, петь песни с собственным аккомпанементом и т. д.). (2минуты).
Д.З.
1.Досочинить мелодию к песне «Кисель» и записать ее в тетради.
2. Проанализировать произведения, которые играете по специальности, найти в произведениях интервал кварту.
(1 минута).
Правда, подобный речевой «нажим» может быть связан с громким, резким возгласом, вскриком или даже взвизгиванием. В музыке для отражения таких интонаций служат более широкие интервалы. Кварта же сочетает активность интонирования с определенной сдержанностью.
Приступая к знакомству с чистой квартой (ч.4), нужно учитывать, что любой интервал означает расстояние между звуками различной высоты всего лишь в теории.
исключение из него: в чистой кварте оба звука без знаков или оба с одинаковыми знаками.
Исключения:
Педагог: Посмотрите внимательно на записанные (на доске) от всех ступеней ми минора кварты и зачеркните «нечистые».
Педагог: Сыграйте их, и сравните звучание «нечистых» интервалов со звучанием чистых кварт.
Проигрывание на клавиатуре, одновременным пропеванием интервалов и вербальным (речевым) фиксированием названия, количествоа ступеней и тонов.
3-4 минуты – проверка присутствующих, мобилизация внимания;
10 минут – распевание, проверка домашнего задания, пение повторение примеров;
8-10 минут – слушание, объяснение нового;
8-10 минут – диктант;
10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами;
5 минут – домашнее задание, заключение
Для того чтобы выяснить, на всех ли ступенях минора встречаются чистые кварты, вспомним правило правописания чистых интервалов и 8-10
Ход урока.
- Вступительная часть – 5 мин.
- Слушание произведений – 8 мин.
- Распевание (скороговорки) – 2 мин.
- Устные диктанты – 2 мин.
- Пение секвенции – 2 мин.
- Песня «Серенькая кошечка» – 2 мин.
- № 274 «Русская народная песня», пение + бас – 3 мин.
- Пение с листа - 7 мин.
- Двухголосие «Зайка» -5 мин.
10 Диктант – 8 мин.
11. Оркестр «Журавель» - 5 мин.
12. Домашнее задание – 1 мин.
13. Вывод – 2 мин.