Проект "Детский альбом".Для детей старшего дошкольного возраста
Вид проекта:творческо-исследовательский.В процессе проектной деятельности дети знакомяться с музыкальными пьессами из "Детского альбома"великого русского композитора П.И.Чайковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_albom_moy_variant.doc | 145 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с «Рябинка» п. Ковернино Нижегородской области
Проект «Детский альбом» П. И. Чайковского
(для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила:
Теселкина Татьяна Алексеевна,
музыкальный руководитель
первой квалификационной
категории
п.Ковернино
2019 г.
Цель: Формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности.
Задачи:
- Углубить знания дошкольников о творчестве великого русского композитора П.И.Чайковского;
- развить инициативность детей в игровых ситуациях и в игре на детских музыкальных инструментах по развитию музыкальных способностей дошкольников;
- расширить языковый словарь и словарь музыкальных терминов;
- научить детей высказывать свои мысли полными предложениями;
- вызвать эмоциональный отклик на игру в оркестре и исполнение вокальной группой «Неаполитанской песенки»;
- приобщить к хореографическому творчеству под музыку П.И.Чайковского;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к своим мамам на примере жизни и творчества П.Чайковского;
- формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей при показе презентации «Детский альбом» П.И.Чайковского, при восприятии классической музыки и танцевального искусства.
Вид проекта: исследовательско – творческий
Срок реализации проекта: среднесрочный
Участники: Ведущая, Кукла, Арлекин
Проблема: Можно ли каждому ребёнку приобщиться к музыке П.И.Чайковского?
Актуальность. Музыка П.И.Чайковского вот уже больше века волнует сердца слушателей, а в 2020 году отмечался 180 –летний юбилей со дня рождения П.И.Чайковского. Его музыка понятна всем благодаря своей напевности, благозвучия и красоте мелодизма. П.И.Чайковский сочинял свою музыку на основе русских народных песен и православной церковной музыки. Широта русской души, простор музыкальных мыслей облачены в чёткую музыкальную форму, последовательную гармоничность и выразительность мелодии. Многогранность таланта П.И.Чайковского вылилась в разнообразные музыкальные жанры: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы, пьесы для фортепиано. Его музыка понятна как детям, так и взрослым. У музыки П.И.Чайковского нет никаких ограничений!
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору», - писал П.И. Чайковский. Нам остаётся только слушать, сопереживать или наслаждаться. Но чтобы лучше понимать музыку - мало только слушать её, ещё нужно уметь различать средства музыкальной выразительности, уметь высказывать свои мысли о музыкальных образах, характере музыки и участвовать самому ребёнку в разных видах музыкально-художественной деятельности. Для этого и существует непрерывная образовательная деятельность в ДОУ. Благодаря интеграции разных образовательных областей у ребёнка формируется общая культура личности. Дошкольнику созданы все благоприятные условия, т.е. предметно-пространственная развивающая среда, для его творческой инициативы и раскрытию талантов! Но сам П.И.Чайковский говорил: «Большой талант требует большого трудолюбия». Ребёнок, который сам участвует в проектной деятельности совместно с педагогами и родителями, быстрее будет адаптирован к общению с другими детьми, взрослыми и целым миром!
Этапы:
I - подготовительный:
- беседа с детьми о жизни и творчестве композитора;
- знакомство с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
II - основной:
- сбор информации о жизни и творчестве композитора (интернет – ресурсы);
- разучивание танцев;
- подготовка музыкального и нотного материала;
- разучивание подгруппой «Детская полька»;
- заучивание музыкальным руководителем на память пьес «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» и «Неаполитанской песенки».
III - заключительный:
- итоговая НОД, вид деятельности «Музыка»;
- презентация с иллюстрациями, портретом композитора для итоговой НОД «Музыка».
Ожидаемые результаты:
- знание детьми музыки П.И.Чаковского;
- уважительное отношение к старшим;
- повышение интеллекта, музыкальных и эстетических способностей.
приложение
Музыкальное занятие
«Детский альбом» П.И. Чайковского
(НОД для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания дошкольников о творчестве великого русского композитора П.И.Чайковского;
- расширить языковый словарь и словарь музыкальных терминов;
- систематизировать знания детей о «Детском альбоме»; и продолжать учить детей высказывать свои мысли полными предложениями;
- дать возможность проявить инициативность детей в игровых ситуациях и в игре на детских музыкальных инструментах по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Развивающие:
- продолжать развивать умение детей внимательно слушать классическую музыку;
- развивать умение представлять музыкальный образ в своём воображении;
- развивать музыкальную память дошкольников, учить методом моделирования составлять знакомые движения к танцу «Полька»;
- обеспечить развитие умения детей высказывать свои мысли о характере музыки и выразительных средствах музыки полными предложениями;
- обеспечить развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.
Воспитательные:
- формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей в НОД по теме «Детский альбом» П.И.Чайковского, культуру восприятия классической музыки, танцевального и изобразительного искусства.
- вызвать эмоциональный отклик на исполнение стихов и танцев под музыку композитора; приобщить к хореографическому творчеству под музыку П.И.Чайковского;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к своим мамам на примере жизни и творчества П.Чайковского;
Оборудование:
Фортепиано, музыкальный центр, проектор для показа презентации, ноутбук, экран, ноты пьес для фортепиано «Детский альбом» П.И.ЧайковскогоПерсонажи детские:
Кукла
Арлекин
Ход НОД: Звучит «Мама» из сборника пьес П.И. Чайковского «Детский альбом» (в переложении для камерного ансамбля струнно-смычковых инструментов). Входят дети. Слайд 1.
Ведущая (музыкальный руководитель поёт): Здравствуйте, ребята!
Дети в ответ (поют): Здравствуйте.
Какое прекрасное сегодня утро. У всех отличное настроение! Так и хочется всем улыбнуться. Давайте поприветствуем друг друга музыкально.
Доброе утро,(выставляют поочерёдно руки в стороны, наклон головы)
Улыбнись скорее.
И сегодня весь день («Пружинка»)
Будет веселее. (Руки поднять вверх). (Арсеневская О.)
Проходите, ребята, присаживайтесь на стулья напротив экрана.
Дети сели.
Какая прекрасная классическая музыка звучит! Сегодня мы продолжаем знакомиться с музыкой из «Детского альбома», который написал знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский.
Показ портрета Чайковского на экране. Слайд 2.
Предлагаю сесть на ковер и послушать пьесу «Сладкая грёза». Грезить, значит мечтать. А вы любите мечтать, дети? Каждому человеку свойственно иметь мечты, заветные желания. Если у Вас нет ещё мечты, то попробуйте придумать её под музыку Петра Ильича Чайковского.
На экране – рисунок к пьесе «Сладкая грёза». Слайд 3.
Звучит пьеса «Сладкая грёза». (Звучит запись - фортепиано)
Ведущая: Назовите, ребята, какую по характеру музыку вы услышали?
Ответы детей: Музыка светлая радостная по характеру, лад мажор, мелодия нежная, протяжная, певучая, интонация мягкая, темп умеренный, ритм спокойный, гармония приятная для слуха. Давайте под эту музыку пройдемте и сядем на места.
Ведущая: (Показывает слайд 4 ноты «Детский альбом»). Давайте перелистаем страницы этого музыкального сборника, который композитор Чайковский специально сочинил для юных музыкантов. Только одновременно я предлагаю вспомнить и некоторые эпизоды из жизни самого композитора. Как у композитора возникла идея создания такого альбома?
Весной 1878 года (19 век) П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину в семью своей сестры Александры Ивановны Давыдовой.
На экране - игры племянников композитора из семьи Давыдовых (старинная иллюстрация к сборнику «Детский альбом»). Слайд 5 .
У неё было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал им на рояле.
Тогда-то он и решил написать целый сборник пьес для юных музыкантов, пьес легких, запоминающихся и с интересными названиями.
В альбоме встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии. Свой альбом композитор посвятил своему племяннику Володе Давыдову.
Давайте, ребята, послушаем одну из пьес танцевального жанра.
На экране – иллюстрация «Вальс» (Пары, танцующие вальс на балу). Слайд 6.
Назовите танец, который танцуют в паре, кружась по кругу и вокруг себя, метрический размер три четверти. Этот танец - король всех танцев!
Дети: Вальс.
Пьеса «Вальс» (фрагмент).
(Исполняет музыкальный руководитель).
А сейчас предлагаю всем станцевать вальс, соединиться в пары.
Пьеса «Вальс».
Дети сели
Ведущая: А сейчас прозвучит пьеса «Мама». Мелодия у нее певучая, красивая, ласковая. Сам П.И. Чайковский с большой нежностью относился к своей маме. Всю жизнь он помнил ее плавные движения, добрый голос, удивительные глаза. Видимо, о своей матери он и рассказал в пьесе «Мама».
На экране - портрет мамы и дочки. Слайд 7.
Я предлагаю представить каждому из вас свою маму, обнять её и погладить по плечу и руке.
Пластический этюд «Обними маму».
Дети выполняют поглаживающие движения, как будто обнимают, ласкают и жалеют маму, обещая помогать ей в домашних делах.
Пьеса «Мама».
(Запись в исполнении пианиста М. Плетнёва)
Какая по характеру пьеса «Мама»?
Ответы детей: Добрая, ласковая, спокойная, нежная, светлая (мажор). Мелодия певучая, красивая, гармония благозвучная.
Ведущая: Мы любим наблюдать за природой весной, когда всё оживает, и воздух звенит от птичьих трелей. О какой птице сейчас пойдёт речь?
Загадка о птице.
Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту,
С земли - своей постели.
Среди колосьев он живет,
Гнездо своё он там совьёт.
Но нужен весь небесный свод,
Когда он песню запоёт.
Опрос детей индивидуально. Ответ детей: «Жаворонок».
Дети, посмотрите на экран.
На экране - фото в полёте жаворонка. Слайд 8.
Правильно, мы сейчас будем слушать пьесу «Песня жаворонка».
Звуки мелодии передают щебет этой весенней птички. Мелодия меняется, становится то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок, то поднимается ввысь, то вновь опускается к земле. Давайте сложим наши руки, словно крылья птицы и представим, как взлетает и парит в воздухе жаворонок.
Пальчиковая игра «Птичка».
Вытянуть две руки вперёд, первые пальцы соединить вместе и взмахивать кистями рук то сильно, то слабо. Можно выполнять лёгкое тремоло пальцами, остановившись в одной точке, как бы зависая. Можно опускать «птичку» то на одно колено, то на другое.
Пьеса «Песня жаворонка».
(Звучит запись в исполнении струнного ансамбля, соло - ксилофон)
Ведущий: В «Детском альбоме» композитор передает в музыке детские игры - девочек и мальчиков. Назовите, во что девочки больше всего любят играть? Какая самая любимая игрушка у девочек?
Опрос индивидуальный.
В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Вот, например, пьеса «Новая кукла».
На экране - иллюстрация к пьесе «Новая кукла». Слайд 9.
Мелодия в ней словно сверкает от счастья, передавая радость и восторг. Эту музыку лучше понять, если к нам в гости придет ее героиня. Давайте позовем ее все вместе, только негромко и вежливо: «Кукла, кукла, приходи!»
Дети зовут Куклу. Выходит Кукла - нарядно одетая девочка, которая имитирует «кукольную» походку.
Ведущая: Мы попросим нашу Куклу станцевать, похлопаем в ладоши.
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Новая кукла».
Импровизированный танец Куклы.
После танца она садится рядом с детьми.
Ведущая: А теперь, дети, догадайтесь, в какую игру будут играть наши мальчики?
Загадка.
Ать – два, левой! Ать – два, правой!
Мы идём чеканя шаг.
Каждый - смелый, каждый - бравый,
Нас не испугает враг!
Ать – два, левой! Ать – два, правой!
Дождь ли, стужа ли, жара –
Мы идём в поход за славой!
За Отечество – Ура!!! (Н. Ю. Радченко.)
Ответ детей: Солдатики.
Звучит фрагмент «Марш деревянных солдатиков».
Ведущая:
Ведущая: Ребята,вы узнали эту музыкальную пьессу?
Давайте словами расскажем: какая это музыка по характеру?
Ответы детей.
На экране - иллюстрация к «Маршу деревянных солдатиков». Слайд 9.
Ведущая: Посмотрите, ребята, на фотографию на экране! Кто это - весёлый в высоком колпачке? Э
На экране – рисунок Арлекина. Слайд 10.
Ведущая: Это клоун из итальянской комедии масок. Его зовут Арлекин. Он любит играть «Итальянскую песенку» и танцевать с куклой.
Послушаем, какой красивый танец получается.
Пьеса «Итальянская песенка».
Эта пьесса называется «Итальянская песенка». Ну, а раз песенка, то о ней можно рассказать и словами. Предлагаю прочитать стихотворения.
- Волны блещут бирюзою.
Величавою красою.
Нас Неаполь зазывает,
Погостить нас приглашает.
(Читает ребенок)
- Здесь под синим небом юга
Повстречали мы друг друга.
Наш кораблик дальше мчится
Пена волн вокруг кипит.
Ах, Неаполь, утро пахнет здесь лимоном.
Золотистым медальоном
Кажется Неаполь мой.
(читает ребенок)
- Лишь только солнце утром первыми лучами
Края неба освещает, день чудесный возвещая,
Словно в зеркале мерцают изумруды моря
Город пробуждается от сна.
(Читает ребенок)
- И взгляд последний бросим на Неаполь,
В море отражаясь, в дымке утренней тумана,
Точно сказка без обмана
И волшебное виденье, вдоль залива
Уплывает город наш.
(Читает воспитатель)
Ведущая: Арлекин - знаменитый итальянский клоун, и он хочет познакомить вас с теми пьесами, которые написал П. И. Чайковский, вспоминая об Италии.
Эту мелодию композитор услышал в Венеции. Вечерами под окнами дома, в котором он жил, приходил уличный певец с маленькой дочкой. Песня девочки стала главной темой пьесы «Шарманщик поет».
На экране – иллюстрация «Шарманщик». Слайд 12.
Пьеса «Шарманщик поёт».
Ведущая читает стихотворение «Шарманщик».
Если снег – я иду... Если дождь – я иду,
Медленно ручку шарманки верчу.
Вот обезьянка с весёлою мордочкой
Строит детишкам забавные рожицы.
Может быть, есть на свете страна,
Чтоб горя не знала она,
Где млечные реки текут,
И хлеб всем голодным дают?
Слайд танец полька
Ведущая: А теперь предлагаю посмотреть новый слайд. Здесь ребята танцуют веселый танец. Это полька. Совсем недавно мы разучивали движения к этому танцу. Давайте их вспомним. А помогут нам в этом вот эти модели - фигуры. Красные-девочки, синие - мальчики. Под номерами: 1,2,3,4,5.Моделирование движений танца «полька». Пётр Ильич Чайковский сделал инструментальное переложение этой пьесы. Послушаем и посмотрим танец в исполнении наших ребят.
Ведущая: Ребята, сегодня вы слушали много музыки. Ответьте, пожалуйста, какой великий русский композитор 19 века сочинил «Детский альбом» для фортепиано?
Индивидуальный опрос детей. Петр Ильич Чайковский.
На экране – портрет композитора. Слайд 14.
Ведущая: А какие пьесы Вам запомнились из этого альбома?(ставится доска с картинками из «Детского альбома»П.И.чайковского). А что вы сегодня расскажите своим родителям о музыкальном занятии? А что вам больше всего понравилось на занятии?
Ответы детей.
На экране – портрет композитора у рояля за сочинением музыки.
Слайд 15.
Ведущая: «Большой талант требует большого трудолюбия», – сказал П. И.Чайковский. Трудитесь, старайтесь во всём, и вы достигнете успехов в жизни! Пусть с вами всегда идёт по жизни музыка П. И. Чайковского. До свидания, до новых встреч с классической музыкой!
Слайд 16.
А сейчас я спою вам :до свидания и мы с вами попрощаемся под музыку «Вальс» Парами покинем наш музыкальный зал.
Дети выходят из зала под музыку «Вальса» П.И.Чайковского.
Использованная литература:
- Давыдова М.А. Агапова И.А. Мир музыкальных праздников. Изд. 5 за знание. Москва, 2006 г.
- «Музыкальный руководитель», иллюстрированный методический журнал, ООО: Издательский дом «Воспитание дошкольника», № 10 - 2015 г.
- «Справочник музыкального руководителя», журнал. Изд.: ЗАО «МЦФЭР», № 2 – 2015 г.
Использованные интернет – ресурсы.
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.liveinternet.ru/community/
- https://www.google.ru/- иллюстрации