План-конспект открытого урока по теме: Интегрированный открытый урок «Развитие музыкальной выразительности в классе балалайки и фортепиано»

Синдер Светлана Александровна

План урока

1. Организационный этап (2 мин.).

2. Проверка устного домашнего задания (2-3 мин).

3. Основная тема урока:

 - знакомство с такими выразительными средствами, как: штрихи, интонация, музыкальная фразировка, на примере музыкальных произведений (5-6 мин.);

 - игра на примере отрывков из произведений  для разогрева исполнительского аппарата (3-5 мин.);

- творческие задания (5 мин.);

- работа над штрихами, артикуляцией и интонацией, раскрытием  музыкальных образов, эмоционального содержания произведений                                                        - р.н.п. «Заставил меня муж парну  банюшку топить» обр . А.Шалова;                         - Концертные вариации  на тему песни Я.Френкеля «Калина красная»;                          - Н. Будашкин  «Плясовая»                                                                                                    - Концертные вариации на тему песни Л.Афанасьева «Гляжу в озера синие»  (15-20 мин.);

4. Заключительный этап. Закрепление учебного материала. Задание на дом (3-5 мин.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_13.05.2019g_sinder_s.a.docx39.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская ДШИ им.А.С. Даргомыжского

План-конспект открытого урока по теме:

Интегрированный открытый урок «Развитие музыкальной выразительности в классе балалайки и фортепиано»

Преподавателей высшей категории Барановой Галины Александровны и Синдер Светланы Александровны

Дата проведения: 13.05.2019г.

Присутствовали: преподаватели: Дюжева И.Л. – заместитель директора по УВР, Степанова Е.Г. – зав. фортепианным отделением, Маханькова И.З. – преподаватель ДШИ, Баранова Г.А. - предодаватель по классу народных инструментов, Синдер С.А. – преподаватель по классу фортепиано – концертмейстер.

Ученики: Гращенков Степан, Ваулина Юлия, Литовченко Егор  - балалайка, Караваева Елизавета – фортепиано.

Программа: 1. А.Дюбюк – вариации на русскую песню «Вдоль по улице метелица метет».

2.  А. Тамарин  - обработка шуточной русской народной песни «Чижик - пыжик»

Цель урока:  совершенствовать знания и исполнительные умения на примере изучаемого произведения, активизировать творческую фантазию учащегося, вызвать  сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать понятие «вариационный цикл», изучить композиционные приемы вариационного изложения темы;

- овладеть навыками выявления структурных и выразительных особенностей темы;

- научить находить в каждой вариации черты интонационно-ритмического, гармонического, фактурного сходства или различия с темой;

- проработать и закрепить изученные приёмы звукоизвлечения (бряцание, пиццикато, вибрато, дробь, флажолет) и артикуляции (легато, стаккато, портаменто), соответствующие образным характеристикам выбранных пьес;               -закрепить знания о выразительных средствах музыки (мелодия, ритм, динамика, темп, лад и гармония, регистр, тембр),  о строении фразы (деление на мотивы, ее динамику - начало, подъем, кульминацию, спад);

- ознакомиться с техникой интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке.

Развивающие:

-развить исполнительные навыки;

-развить мышление, творческую инициативу;

- развить навыки полноценного художественного восприятия, раскрытия музыкальных образов, эмоционального содержания произведений;

- привить навыки умения слушать свое исполнение со стороны и исправлять замеченные недостатки;

-расширить кругозор учащегося и его представление о тембровом разнообразии балалайки;

 Воспитательные:

- воспитание чувства формы;

- воспитание устойчивого интереса обучающегося к игре на балалайке и традиционной музыкальной культуре;

- воспитание коммуникабельности и толерантности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на исполняемые и воспринимаемые   музыкальные произведения;
- подготовка учащегося к участию в концертах и конкурсах.

Форма урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

  • словесные (беседа, объяснение нового материала);
  • наглядные (личный показ педагога на инструменте);
  • практические (демонстрирование штрихов на инструменте, исполнение  музыкальных произведений);
  • метод прослушивания и анализа;

Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.

Форма учебного занятия: индивидуальная;

Тип учебного занятия: комбинированное занятие;


Материально-техническое оснащение урока: классная комната для групповых занятий,  балалайки, фортепиано, пюпитр, нотные пособия, метроном, ноутбук.

Методические приемы: объяснение, наглядный метод, игровой метод, мнемотехника, сравнение, самоконтроль, практическая работа.

Используемые современные технологии обучения:

Технология проблемного обучения;

Технология личностно-ориентированного обучения;

Здоровьесберегающие технологии;

Компьютерные технологии.

План урока

1. Организационный этап (2 мин.).

2. Проверка устного домашнего задания (2-3 мин).

3. Основная тема урока:

 - знакомство с такими выразительными средствами, как: штрихи, интонация, музыкальная фразировка, на примере музыкальных произведений (5-6 мин.);

 - игра на примере отрывков из произведений  для разогрева исполнительского аппарата (3-5 мин.);

- творческие задания (5 мин.);

- работа над штрихами, артикуляцией и интонацией, раскрытием  музыкальных образов, эмоционального содержания произведений                                                        - р.н.п. «Заставил меня муж парну  банюшку топить» обр . А.Шалова;                         - Концертные вариации  на тему песни Я.Френкеля «Калина красная»;                          - Н. Будашкин  «Плясовая»                                                                                                    - Концертные вариации на тему песни Л.Афанасьева «Гляжу в озера синие»  (15-20 мин.);

4. Заключительный этап. Закрепление учебного материала. Задание на дом (3-5 мин.).

Ход урока

1.Организационный этап

Вступительное слово, знакомство с участниками открытого занятия, подготовка дидактических материалов.

Задача учителя – подготовить ученика психологически к открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, озвучить план урока, настроить ученика на активную работу. Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, самостоятельная настройка инструмента под фортепиано, принятие удобной правильной посадки.

Художественно – педагогический репертуар учащегося ДШИ включает фортепианную музыку различных эпох, стилей. Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное место  занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они сочетают в себе элементы как крупной формы, так и работая над ними приобретает разнообразные исполнительные навыки.

Работа над произведением – определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создания исполнительного замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения – все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.

2.Проверка домашнего задания

В качестве подготовки к открытому уроку ученику предлагалось дома вспомнить и закрепить знания о выразительных средствах музыки.

Вопрос: - Какими выразительными средствами обладает  музыкальное искусство? Чем язык Музыки отличается от языка других видов искусств? От живописи, скульптуры, танца. Живопись «разговаривает» на языке красок, цвета, а  на каком языке говорит музыка?

Ответ: - Музыка говорит языком звуков. А звуки могут отличаться по высоте звучания (высокие, низкие, средние), динамике (силе звука), тембру (окраске, колориту), длительности (восьмые, четвертные, половинные, целые). Они могут складываться в мелодию (одноголосная музыкальная мысль) или аккорды (лад, гармония, слаженность звуков). В музыке есть ритм (сочетание различных длительностей), темп (скорость исполнения), штрихи.

Задача преподавателя: похвалить ученика за правильные ответы и деликатно помочь ребёнку ответить правильно в затруднительных ситуациях. Можно вспомнить, что в  1816 году немецкий механик Мельцель изобрёл метроном – приспособление для отстукивания четких, ровных ударов с определённой скоростью.

3.Основной этап

На этом этапе цель преподавателя – вызвать интерес ребёнка к теме урока, открыть новые грани выразительного исполнения музыки. Для этого мы обратимся к штрихам. Приемы звукоизвлечения и штрихи – основа музыкальной выразительности при игре на балалайке. Критерием правильно выбранных приемов и штрихов является хорошее звучание инструмента. В ходе обучения учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов,  (основные приемы и штрихи расположены по принципу возрастающей степени трудности). 

Исполнение произведения ученицей. Тема сложна исполнения. Нелегко добиться совершенного legato – певучего, гибкого звучания, мягкого вытекания коротких звуков из более длинных – без явно слышимого так называемого «удара» пальца по клавише в этих моментах. Необходимо чувствовать длинную фразу, вести мелодическую линию, точно понять и передать образ, широту мелодии (послушать это произведение в вокальном). Добиться целостного исполнения мелодической линии. Для этого нужно почувствовать перенос веса руки с одного звука на другой и так далее; объединять мелодию соответствующим движением запястья (показ).

В левой опора на бас – плотный (но в меру) тянущийся звук в половинных звуках партии левой руки. Учим левой рукой отдельно.

Не забывать так же, при объединении двумя руками о мягком исполнении окончаний фраз – все это идет из особенностей вокальной музыки, дыхании между фразочками (подобно дыханию вокалиста).

Вариации. Тема переносится в более высокий регистр, украшается шестнадцатыми в партии правой руки. Эти шестнадцатые окружают тему, слово узоры на стекле в морозный день, создают ощущение своего рода полета, кружения в музыке. Фактура тем самым усложняется.

Сначала проучиваем в спокойной темпе достаточно  крепкими пальцами, сразу обращая внимание ученицы на то, чтобы она не теряла тему из слуха и не перебивала ее шестнадцатыми. Необходимо услышать плотное звучание темы (опора пальцев в клавиши) и более легкое – иным звуком, ее заполнение. Шестнадцатые можно поучить пальцевым staccato, а тему еще более тяжелым звуком, чем это необходимо будет в дальнейшем как бы утрируя звук. Постепенно этот лишний звук убираем (показ).

Партия левой также не слишком проста в исполнении. Скачки в левой получаются не сразу и требуют отдельного  внимания к ним. При этом бас играется плотнее, а последующий интервал – легче, приемом «отскакивания» от басового звука (показ). Особую сложность представляет полиритмия в 5м такте этой вариации. Важно сразу добиться точного ее исполнения во избежание дальнейших неточностей при игре этого момента (показ). Проигрываем медленно, много раз, крепким звуком. Слуховой         контроль должен быть постоянным. Все идет из слуховых представлений ученика, правильно заложенных ему преподавателем!

Немаловажная роль, что естественно принадлежит (отводится) работе над динамичной и как этой части и последующей. Важно точно выполнять все крещендо, сфорцандо, форте с последующими спадами звучности. Динамика ярко передает не только своего рода то усиливающую, то затихающую зимнюю метелицу, но и ощущения – целую гамму чувств героини песни, на тему которой создано это произведение. Далее (marcato ilcanto) музыка приобретает более тревожный суровый характер – тема в партии левой руки. Сложность представляет ансамбль партий рук. Учим небольшими отрывками, постепенно объединяя их (показ).

Заключительная часть  allegro. Наиболее сложна для исполнения. Увеличивается темп. Появляются большое кол-во шестнадцатых в правой руке. При этом с все усиливающейся звучностью. Затем добавляются активные ходы в обеих руках. Работали следующим образом. Развивали пассажи на звенья, отрабатывали каждое из них, затем их объединяли. В октавных ходах использовали вес руки от плеча. Две последние строчки много играли чередуя работу отдельно – затем двумя руками, постепенно прибавляя темп.

« Чижик – пыжик» в обработке И. Тамарина (аккомпанемент). С этого учебного года в нашей программе появился предмет – концертмейстерский класс. Кроме пьес малой формы и романсов, мы с Лизой решили поиграть еще одни вариации в качестве концертмейстера. Эта работа очень заинтересовала девочку. В этом произведении так же немало сложностей. Прежде всего – необычные ритмические моменты, акценты, синкопы. Довольно подвижный темп. Кроме прочего – противопоставления регистров, непростые переходы в фортепианной партии. И при всем при этом, что очень важно – ансамблевое чувство, умение быть на втором плане, предвидеть все замыслы солиста. А так же (совсем не просто для юного аккомпаниатора)  совсем иной тембр партии фортепиано, подобный тембру солирующий балалайки, так называемый щипковый звук цепкими кончиками пальцев, более сдержанный по силе, т.к. балалайке не слишком яркий инструмент в силу своего строения, но не менее образный и многообразный. Мы довольно долго искали эту динамику. Представляли оркестровое звучание в тех или иных частях сочинения. Исполнение вариации «Чижик – пыжик» в обработке Тамарина. Партия балалайки Гращенков Степан, концертмейстер Караваева Лиза.


1) Щипок большим пальцем – пиццикато одинарное – пальцы охватывают корпус балалайки у пятки грифа, и большой палец ударяет по одной из струн только вниз. После удара по струне палец фиксируется на панцире (1 струна) или на 1,2 струнах. 

  2) Бряцание – один из ведущих приемов игры, обозначаются: удар вниз – v,  удар вверх - ^. Бряцание одинарный удар по всем струнам указательным пальцем. Звук происходит посредством равномерных бросков кисти вниз и вверх одинаковых по силе. Бряцание используется в пьесах, которым не свойственна певучесть и кантиленность.                                                                                                    

3) Двойной щипок – двойное пиццикато. Это поочередные удары по струне большим и указательным пальцами вверх и вниз. Это один из основных приемов. Движение кисти остается таким же, как и при бряцании, но амплитуда движения уже другая.  

 4) Тремоло – тремя диагональными линиями на штиле ноты или аккорда. Исполняется быстрым чередованием ударов по струне кистью правой руки . Звук извлекается за счёт ударов указательного пальца, как при бряцании, только чаще.

       

  Различают три вида тремоло:

  
а) игра по трем струнам;

б) игра по двум унисонным струнам (второй и третьей), первая глушится;

в) тремоло по одной струне (первой), указательный палец выполняет функцию медиатора, положение пальцев, как при приеме бряцании.   

5) Глиссандо – обозначается волнистой чертой от звука к звуку.  Глиссандо – это скольжение от звука к звуку, в конце глиссандо звук исполняется более частым тремоло.

 
6)
Портаменто – обозначается волнистой чертой между нотами. Это быстрый скользящий переход  от звука к звуку, обычно используется в скачкообразном, залигованном движении мелодии. Портаменто похож на глиссандо, но более труден в исполнении, сила звука во время скольжения уменьшается.

7) Вибрато – для его получения слегка надавливают ладонью правой руки в запястье на струны за подставкой инструмента, одновременно большой палец извлекает звук приемом пиццикато. Вибрато так же исполняется указательным пальцем. Вибрато во время исполнения тремоло достигается колеблющим движением кисти и пальцем левой руки, при этом первая струна смещается поперек грифа, изменяется ее натяжение.

8) Гитарный прием – употребляется при исполнении аккордов: сначала следует щипок 3 струны большим пальцем, затем одновременно указательным – второй струны, а средним – первой струны. Третья струна играет роль баса, а вторая и третья - роль аккомпанемента.  

4. Заключительный этап.

Мы постарались наиболее полно и разносторонне рассказать о различных средствах выразительности в данных произведениях,  а так же показать не только общее в работе над вариациями в классах специальности,  и в концертмейстерском, но и отличия в этой работе. Вы услышали какие многообразные навыки приобретают ученики в подобной работе в чередовании видов работы, что позволяет поддерживать интерес уч-ся к занятиям, к музыке в целом, дает детям мощный импульс к формированию не только инструментальных (пианистических и навыков в классе балалайки), но и ведет к развитию образного мышления, расширению музыкального кругозора в целом. Расширяет их слуховой и интеллектуальный багаж. Позволяет лучше ориентироваться в будущем в музыке различных эпох, стилей, жанров.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант скорее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.

В заключение урока предлагается посмотреть фрагмент выступления известного балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского (https://youtu.be/c5T41iRVDrc) с комментариями преподавателя.

Домашнее задание: продолжить работу над произведениями, привнося в исполнение эмоционально-художественную окраску. Отрабатывать штрихи, фразировку, оттенки. Посмотреть в сети Интернет другие выступления Алексея Архиповского. Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.

         

Анализ урока преподавателей Барановой Г.А. и  Синдер С.А. от 13.05.2019г.

Цель посещения урока: внутришкольный контроль.

Урок с обучающимися: Гращенков Степан, Ваулина Юлия, Литовченко Егор  - балалайка, Караваева Елизавета – фортепиано начался по расписании. Проводился по плану:

 - р.н.п. «Заставил меня муж парну  банюшку топить» обр . А.Шалова;                         - Концертные вариации  на тему песни Я.Френкеля «Калина красная»;                          - Н. Будашкин  «Плясовая»                                                                                                    - Концертные вариации на тему песни Л.Афанасьева «Гляжу в озера синие»  

Игра на уроке с концертмейстером. Начался урок с работы знакомства с такими выразительными средствами, как: штрихи, интонация, музыкальная фразировка, на примере музыкальных произведений, игра на примере отрывков из произведений  для разогрева исполнительского аппарата. Далее  

 Работали  над штрихами, артикуляцией и интонацией, раскрытием  музыкальных образов, эмоционального содержания произведений. Обращали на отдельные сложные штрихи. Такие как  арпеджиато, щипок большим пальцем,  удар большим пальцем,  тремоло,   бряцание, двойной щипок – двойное пиццикато,  гитарный прием.                                                                                                                                                                                                                                

     Вывод: преподаватели Баранова Г.А. и Синдер С.А. грамотно, активно проводили урок, добивались качественной игры у обучающихся, которые использовали штрихи на инструменте, фразировку и оттенки в работе с произведениями. Урок прошел на высоком, профессиональном уровне.

Завуч по учебно-методической работе                                 Дюжева И.Л.

 

Вопрос к Литовченко  Егору

Какими выразительными средствами обладает  музыкальное искусство? Чем язык Музыки отличается от языка других видов искусств? От живописи, скульптуры, танца. Живопись «разговаривает» на языке красок, цвета, а  на каком языке говорит музыка?

Ответ Литовченко  Егора

Музыка говорит языком звуков.                                                                             А звуки могут отличаться:                                                                                             по высоте звучания  - (высокие, низкие, средние),                                                             динамике -  (силе звука),                                                                                                  тембру  - (окраске, колориту),                                                                                 длительностям - (восьмые, четвертные, половинные, целые).  

Они могут складываться в мелодию (одноголосная музыкальная мысль) или аккорды (лад, гармония, слаженность звуков). В музыке есть ритм (сочетание различных длительностей), темп (скорость исполнения), штрихи.    

____________________________________________________

Преподаватель Баранова Г.А.

Для того чтобы открыть новые грани выразительного исполнения музыки, нужно обратимся к штрихам. Приемы звукоизвлечения и штрихи – основа музыкальной выразительности при игре на балалайке. Критерием правильно выбранных приемов и штрихов является хорошее звучание инструмента. В ходе обучения учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов.

______________________________________

Вопрос к Гращенкову Степану  

Какие штрихи ты используешь при исполнении                                                                               -  р.н.п. «Заставил меня муж парну  банюшку топить» обр . А.Шалова  

Ответ Гращенкова Степана

В своей пьесе я использую такие штрихи как:

1) Арпеджиато                                                                                                                                             2) Щипок большим пальцем                                                                                                                   3) Удар большим пальцем                                                                                                                      4) Тремоло                                                                                                               5)Глиссандо
6) Портаменто                                                                                                                   7) Вибрато

8) Бряцание – один из ведущих приемов игры, обозначаются: удар вниз,  удар вверх . Бряцание  - это одинарный удар по всем струнам указательным пальцем. Звук происходит посредством равномерных бросков кисти вниз и вверх одинаковых по силе. Бряцание используется в пьесах, которым не свойственна певучесть и кантиленность.

9) Двойной щипок – двойное пиццикато. Это поочередные удары по струне большим и указательным пальцами вверх и вниз . Это один из основных приемов. Движение кисти остается таким же, как и при бряцании, но амплитуда движения уже другая.

Демонстрирует начало пьесы и шестнадцатые

______________________________

Вопрос к Ваулиной Юле  

Какие  штрихи Юля, кроме тех, что рассказал Степан, используешь ты в своем произведении  Концертные вариации на тему песни Л.Афанасьева «Гляжу в озера синие»  

Ответ  Ваулиной Юли  

Вибрато – для его получения слегка надавливают ладонью правой руки в запястье на струны за подставкой инструмента, одновременно большой палец извлекает звук приемом пиццикато. Вибрато так же исполняется указательным пальцем. Вибрато во время исполнения тремоло достигается колеблющим движением кисти и пальцем левой руки, при этом первая струна смещается поперек грифа, изменяется ее натяжение.

Тремоло – в нотах обозначаются тремя диагональными линиями на штиле ноты или аккорда. Исполняется быстрым чередованием ударов по струне кистью правой руки . Звук извлекается за счёт ударов указательного пальца, как при бряцании, только чаще.

                             Различают три вида тремоло:

  
а) игра по трем струнам;

б) игра по двум унисонным струнам (второй и третьей), первая глушится;

в) тремоло по одной струне (первой), указательный палец выполняет функцию медиатора, положение пальцев, как при приеме бряцании.   

Демонстрирует начало пьесы 1 цифру и 5 цифру

____________________

 Вопрос к Литовченко Егору  

Что ты Егор можешь добавить    к теме нашего открытого урока «Развитие музыкальной выразительности в классе балалайки»  Что - то новое можешь нам рассказать о штрихах, которые ты используешь в своей пьесе Концертные вариации  на тему песни Я.Френкеля «Калина красная»  

 Ответ  Литовченко Егора  

Да, конечно,  я использую все штрихи которые были перечислены ранее. Но хочу добавить об очень сложном  приеме - гитарном

Гитарный прием – употребляется при исполнении аккордов: сначала следует щипок 3 струны большим пальцем, затем одновременно указательным – второй струны, а средним – первой струны. Третья струна играет роль баса, а вторая и третья - роль аккомпанемента.  

Демонстрирует гитарный прием