Биография Фёдора Ивановича Шаляпина

Рюмина Ольга Анатольевна

Биография Ф.И. Шаляпина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon biografiya_fyodora_ivanovicha_shalyapina.ppt511.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биография Фёдора Ивановича Шаляпина

Слайд 2

Федор Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани на Рыбнорядской улице, в бедной семье вятского крестьянина.

Слайд 3

Мать - Шаляпина Евдокия Михайловна была родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте у Федора обнаружился красивый голос, и он часто подпевал матери. С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях, гастролировал по Казани, в труппе, в качестве статиста. Отец - Иван Яковлевич служил в земской управе, мать несла тяжелую работу. Наконец, Шаляпиным удалось устроить Федю в 6-е городское четырехклассное училище. Он оканчивает его с похвальной грамотой.

Слайд 4

Фёдор Шаляпин с сыновьями Фёдором и Борисом Все дети Фёдора Ивановича

Слайд 5

Первая жена Фёдора, Иола Торнаги-Шаляпина, известнейшая балерина, мать всех пятерых детей Фёдора Ивановича; их имена Ирина, Лидия, Борис, Фёдор, Татьяна. Вторая жена Фёдора- Мария Валентиновна; дети от второго брака- Марина, Марфа, Дассия.

Слайд 6

Впервые свою сольную партию Шаляпин спел в Уфе 18 декабря 1890 года . Федор Шаляпин так вспоминал это событие: «...По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне — не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил. Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого... В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру».

Слайд 7

Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 году он пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. 5 апреля 1895 года Федор дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш.Гуно в Мариинском театре. С 24 сентября 1899 года Шаляпин — ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролировал за рубежом Здесь; Фёдор Шаляпин в роли Стольника в опере Монюшко «Галька», первое его выступление, которое в дальнейшем приведёт его к величайшим достижениям. «

Слайд 8

С 24 сентября 1899 года Шаляпин — ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролировал за рубежом. Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым мягким тембром звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял в певце слушателей, причем певец поражал не только внешним обликом (Шаляпин уделял особое внимание гриму, костюму, пластике, жесту), но и глубоким внутренним содержанием, которое передавала его вокальная речь. В создании ёмких и сценически выразительных образов певцу помогали его необычайная многогранность: он был и скульптором, и художником (оставил свой автопортрет), писал стихи и прозу. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра.

Слайд 9

Решение Шаляпина покинуть Россию Решение покинуть Россию к Шаляпину пришло не сразу. Федор Шаляпин вспоминал: «Если из первой моей поездки за границу я вернулся в Петербург с некоторой надеждой как-нибудь вырваться на волю, то из второй я вернулся домой с твердым намерением осуществить эту мечту. Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя... Жить за границей одному, без любимой семьи, мне не мыслилось, выезд со всей семьей был, конечно, сложнее — разрешат ли? И вот тут — каюсь — я решил покривить душою. Я стал развивать мысль, мои выступления за границей приносят советской власти пользу, делают ей большую рекламу. «Вот, дескать, какие в «советах» живут и процветают артисты!» Я этого, конечно, не думал. Всем же понятно, что если я неплохо пою и неплохо играю, то в этом председатель Совнаркома ни душой, ни телом не виноват, что таким уж меня, задолго до большевизма, создал Господь Бог. К моей мысли отнеслись, однако, серьезно и весьма благосклонно. Скоро в моем кармане лежало заветное разрешение мне выехать за границу с моей семьей... »

Слайд 10

Спасибо за внимание!