Методико-исполнительский анализ С.В.Рахманинов Прелюдия cis-moii (op.3 №2)
Методико-исполнительский анализ С.В.Рахманинов Прелюдия cis-moii (op.3 №2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 434.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
С.В.Рахманинов Прелюдия cis-moii (op.3 №2)
Значение композиторского творчества С.В.Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем.
Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел ее из знаменного распева.
Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Одним из таких произведений и является до-диез минорная прелюдия. Она была написана композитором в 1892 году, спустя два года после создания грандиозного Первого концерта для фортепиано с оркестром.
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции. Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова -современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой линией темы «Россия и её судьба».
«В один прекрасный день Прелюдия просто пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от неё отвертеться, несмотря на все мои усилия», - писал композитор.
Впервые на крупной сцене Прелюдия до диез минор прозвучала в 1892 году, и сразу же завоевала сердца и умы слушателей. И по сей день прелюдия cis-moll – наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты:
- Насыщенность и красочность звучания;
- Широта регистрового диапазона;
- Пронзительная «колокольность»;
- Продуманная динамичность развития;
- Монументальная кульминация.
1 часть. Прелюдия начинается с лаконичного трехзвучного мотива-тезиса: ля - соль- до в темпе Lento. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Биение ритма в этом разделе очень нервное, что придает взволнованности и напряженности. Не случаен и выбор тональности. Темный до-диез минор создает особую колористическую атмосферу. Вначале мы слышим приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжелого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащие на ppp, которые выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и своим звучанием создают гармоническую напряженность. Фактура прелюдии в экспозиции расслаивается на два самостоятельных и вместе с тем крепко спаянных плана звучания -октавные интонации темы вступления и многозвучные аккордовые пласты. Для размещения этих линий в звуковом пространстве, создания объемности, «стереофоничности» звучания нужно прибегнуть к «регистровке»: мелодическая линия верхнего голоса в аккордах приподнимается над всей фактурой. Верхний «хрустальный» голос создает нежную трепетность.
Проследить четкую дифференциацию двух фактурных линий звучания помогает правильный выбор пианистических движений: перемещаясь в пределах одной позиции, движения рук и пальцев должна быть сосредоточенными и точными при полном покое кисти, локтя, плеча, всего корпуса. Аккорды берутся мягко, без толчка, пальцы при помощи клавиш заставляют молотки только касаться струн. «Передача» музыкального материала из одного регистра в другой осуществляется слитно, незаметно, заранее подготовленным движением.
В среднем разделе Прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это создает атмосферу взволнованности, смятенности. Музыка приобретает большой размах и драматическую напряженность; одна фраза стремительно следует за другой. Это смелый порыв надежды, прерываемый грозной катастрофой. Острая душевная боль слита с горячим призывом. Исполнитель должен почувствовать внутреннюю возбужденность музыки, неуклонное стремление вперед, что неразрывно связано с развитием мелодической линии. На фоне триольных мотивов развертывается напряженное взаимодействие скорбных, стонущих и активно- устремленных интонаций темы. В подчеркнутом романтизме основной музыкальной мысли слышатся интонации скорбных причитаний. Мелодия сочетает в себе несколько, казалось бы, противоположных свойств: глубину, мягкость, сердечность, теплоту тона с напряженностью, устремленностью, напористостью. Рельефному, декламационному интонированию верхнего голоса может помочь рациональное использование пианистических средств. Рука наклонена к 5 пальцу и как бы разделена на две части; нижние ноты триолей исполняются свободными, легкими пальцами. Для выявления большей экспрессивности чувств здесь может быть рекомендован прием задержания четвертных нот ( в аппликатуре верхнего голоса- чередование 5 и 4 пальцев ). Продуманная фразировка подчеркивает мятежный, бунтарский дух среднего эпизода. Короткие лиги выявляют интонационный смысл мотива, при этом вторая слигованная нота должна сохранять мелодическую насыщенность и напряженность.
Интенсивность внутреннего развития возрастает в тактах 27-28 и далее. Мелодия поднимается на октаву выше, звучит еще более настойчиво, тревожно. Басы, словно спорящие с мелодией, способствуют драматизации общего звучания. Чтобы достичь внутренней насыщенности верхнего, ведущего голоса, необходимо линию развития баса слышать как выразительную мелодию. Басовый голос должен обладать не меньшей сочностью и глубиной, чем главный. Исполнитель, как мне кажется, имеет право проявить свою власть и обострить в моменты эмоционального волнения силу и напряженность звучания басов, даже приподнять их над верхним голосом.
Басовые ноты до-диез, выдержанные 4\ 4, должны звучать глубоко, сильно, призывно, напоминая набатные удары колокола темы вступления Эта нота до-диез берется раскованным, широким движением, открытой рукой; 5 палец желательно «утопить» в клавишу.
Весь средний эпизод исполняется на едином дыхании и динамическом нарастании от mF к FFF . Декламационная, романтическая взволнованность среднего эпизода приводит к укрупнению фактуры- martellato аккордов. Подчеркнутая акцентировка каждой четверти должна способствовать эмоциональному подъему. Совершенно недопустим пустой хлопающий звук. Прерывистое дыхание темы не должно приводить к дробности, разорванности музыкальной мысли. Созданию целостности интерпретации во многом способствует сохранение темпового единства прелюдии. Указанное автором Agitato в начале среднего раздела следует воспринимать, в первую очередь, как ремарку образно-смыслового характера.
3 часть. Наибольшие пианистические трудности заключены в репризе прелюдии. Здесь драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь диапазон. Происходит укрупнение фактуры, главная тема изложена восьмизвучными аккордами. Авторское указание pesante, FFF, оркестровое tutti аккордовых комплексов требуют от исполнителя глубокого, мощного звучания, насыщенного дыхания, скульптурной лепки аккордов. Из статьи Рахманинова « Моя прелюдия до-диез минор» : « Повторение первой части в удвоенных октавах требует от пианиста напряжения всех сил. Ученика нужно предостеречь от ошибки принимать ярость за широту и величавость. Будет безопаснее исполнять это место втрое медленнее, чем в начале».
В этой части звучит яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой. Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокорность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами. Басовые ноты до-диез, выдержанные 4\ 4, должны звучать глубоко, сильно, призывно, напоминая набатные удары колокола темы вступления Эта нота до-диез берется раскованным, широким движением, открытой рукой; 5 палец желательно «утопить» в клавишу.
Хорошим подспорьем для исполнения столь трудных мест может стать работа над этюдами и упражнениями. Известно, какое значение придавал Рахманинов этой работе. Наиболее полезными здесь представляются этюды Черни.
В них может быть отработана техника извлечения звука октав и аккордов на большом звуке. Аккорды FF берутся нажимом плеча с усилием всего корпуса, при этом большое внимание необходимо уделять эластичности кисти, умению пользоваться во время игры различными положениями кисти и предплечья ( высокое, среднее, низкое). Педагог должен внимательно наблюдать за корпусом уч-ся, включением в исполнительский процесс ( в случае необходимости) крупных мышц плечевого пояса.
Правильное дыхание - верный союзник исполнителя в борьбе с мышечными напряжениями. Опыт показывает, что уч-ся –пианисты чаще всего не приучены к использованию правильного дыхания. Многие пианисты говорят так: какое отношение это имеет к нам? Мы ведь не вокалисты, не духовики, нам нужны крепкие пальцы. Верно! Без крепких, сильных пальцев, натренированных годами, пианистом стать трудно; но почему, стремясь подчас к вокальной, оркестровой трактовке фортепиано, мы забываем о дыхании- важнейшем художественно-выразительном и технологическом средстве? Воспитание исполнительского дыхания- важный компонент профессиональной культуры исполнителя.
Многие пианисты оставили свой след в формировании традиций исполнения Прелюдии. Это, прежде всего сам С.В.Рахманинов с его феноменальным пианистическим аппаратом, огромной рукой. Сохранились записи Рихтера, Гиллельса, Горовица и Мацуева.
Сравнивая их, можно сделать заключение о том, что у каждого исполнителя восприятие этого произведения может отличаться.
Мне ближе всего стиль Мацуева. Свое исполнение я хочу построить именно так, но тему юности постараться заменить на патриотизм, также присущий этой прелюдии.
Слушая и исполняя это произведение, я как будто слышу стихи А.Блока или вижу пейзаж И.Левитана.
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,--
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,--
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле—
Одной слезой рука шумней,
А ты все та же— лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А.А. Блок «Россия»
И. Левитан «Над вечным покоем»
В заключении еще раз подчеркну большую художественную ценность «Пьес-Фантазий» Рахманинова - произведения, воспитывающего художественный вкус, развивающего необходимые пианистические навыки, а также подготавливающего учащегося к знакомству с более сложной фортепианной музыкой. А в заключение отметим следующее. Вернемся к мысли С. Рахманинова о том, что прелюдия – всякая, не только данная – есть пьеса, готовящая слушателя к восприятию чего-то главного – пьесы, следующей за ней: «Прелюдия, как она мне представляется, это форма абсолютной музыки, предназначенной для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой, или выполняющей функцию введения в какое-либо действие, что и отражено в ее названии. Действительно такова была прелюдия у старых мастеров, например И. С. Баха. И естественно, исходя из этой концепции, композиторы прелюдией предваряли, например, фугу. Даже тогда, когда у Баха мы встречает сборники только прелюдий (например, органных), эти пьесы, строго говоря, исполнялись именно как вступление к хоралу, который вслед за этим пела вся церковная община. Эти прелюдии были напоминанием той мелодии, которую предстояло петь. В какой-то момент прелюдия как жанр отделилась от чего-либо за ней следующего. Появились циклы самостоятельных инструментальных (главным образом фортепианных) миниатюр (Прелюдии Ф. Шопена). И здесь уже не предполагалось, что за прелюдией последует что-то «более серьезное»: за одной прелюдией следовала другая прелюдия. Естественно, что в таких циклах каждая прелюдия выражала определенное - у крупных композиторов всегда очень определенное – настроение (Скрябин, Дебюсси; последний пояснил настроения каждой пьесы весьма поэтичными ремарками). Весьма примечательно, что С. Рахманинов, опубликовав первоначально эту свою Прелюдию среди других разнородных пьес (см. титульный лист первого издания), впоследствии сделал ее первой пьесой своего большого собрания.
Я долго слушала прелюдию,
Такой неповторимый звук...
Тоска лилась как сна безлюдие
Из тонких, гениальных рук.
Печальна русская мелодия,
Больную душу бередит,
Глухими уголками
Родины
Влечет, пугает и манит.
Вдруг за роялем сам Рахманинов
Берет минорный до диез,
Во фразе, то в скупой, то в пламенной
Звучат поля, дороги, лес.
Молчанье в зале, и измученный
Уходит тихо пианист.
Воспоминанья стыло- жгучие
Пустой переполняют лист.
И каждый в музыке, наверное,
Услышал сердца частый стук,
Метель или признанье первое
Иль радости сердечных мук.
Закончен вечер, и наполненный
Зал опустел, закрыт рояль.
Я тот концерт навек запомнила,
Жизнь пронеслась, мне очень жаль.
«Прелюдии». Алла Дуэнд