ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Шевкова Лариса Анатольевна

Предлагаемая программа обучения создана основе существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу гитары, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2003г.)

       Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ansambl_gitara_5_let.doc131 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ЭЛЕГИЯ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

«АНСАМБЛЬ»

(гитара)

           Срок обучения 5 лет

                                        Составитель: преподаватель                                                                         высшей категории                                           Шевкова Лариса Анатольевна

                                              Мокшино 2017

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика        учебного        предмета,        его        место        и        роль        в образовательном процессе
  • Срок реализации учебного предмета
  • Объем        учебного        времени,        предусмотренный        учебным        планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цели и задачи учебного предмета
  • Структура программы учебного предмета
  • Методы обучения
  • Описание        материально-технических        условий        реализации        учебного предмета
  1. Содержание учебного предмета
  • Годовые требования
  1. Требования к уровню подготовки учащихся
  • Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
  1. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки
  1. Методическое обеспечение учебного процесса

         Список литературы и средств обучения

  • Методическая литература
  • Учебная литература
  • Средства обучения

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Предлагаемая программа обучения создана основе существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу гитары, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2003г.)

       Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

       Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе»,- повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача преподавателей музыки разбудить в наших детях интерес к самим себе, своим возможностям, способностям. Объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - естественной, необходимой частью жизни.

       Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.

       Музыкальные школы и Детские школы искусств, являющиеся начальным звеном профессионального музыкального образования, должны предоставлять учащимся полную палитру музыкальных умений и навыков. Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта, помогающих заглянуть в его в внутренним мир, раскрыть его творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке являются занятия в ансамбле.

Ансамбль - вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

В рамках программ для ДМШ и ДШИ (музыкальное отделение) по классу гитары указывается на необходимость коллективного музицирования.

Шестиструнная гитара давно и прочно завоевала себе место в различного рода ансамблях. История их создания восходит к концу XVIII – началу IX веков, ко времени расцвета гитары, как сольного инструмента. Гитаристы-виртуозы Фердинанд Карулли, Маттео Каркасси, Мауро Джулиани, Фернандо Сор, Дионисио Агуадо, а также Николо Паганини и Луиджи Боккерини стали сочинять концерты для гитары с оркестром, гитарные дуэты, трио и присоединять гитару к струнным квартетам, образуя квинтеты. Французский классический гитарный дуэт Иды Прести и Александра Лагойи в середине прошлого века стал первым профессиональным дуэтом, с которого начинается расцвет гитарных ансамблей. Устойчивый рост интереса к ансамблевому гитарному музицированию дал миру королевскую гитарную династию «Los Romeros», трио Джон Маклафлин - Ал Ди Меола – Пако де Лусия, Пражский квартет, Бразильский квартет, Амстердамское трио, Оркестр гитаристов Барселоны и т. д.

      Поэтому и музыкальная школа, являющаяся начальным звеном профессионального музыкального образования, должна предоставлять учащимся полную палитру музыкальных умений и навыков. Игра в ансамбле будет служить средством их овладения.

               Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»:

Срок реализации данной программы составляет 5 лет (с 1 по 5 класс)

               Объем        учебного        времени,        предусмотренный        учебным        планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета «Ансамбль»:

Срок обучения/ количество часов

1-5 классы

Количество часов на аудиторную нагрузку (в неделях)

33

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

Общее количество часов на аудиторную нагрузку (по годам)

165

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика),  продолжительность урока - 40 минут.

Кроме того, реализация учебного предмета «Ансамбль» может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. Режим занятий – по 0,5 академического  часа в неделю /при индивидуальной форме обучения/ и 1 академический час на двоих /при совместной форме – в ансамбле/.

           Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»

Цель:  учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры в ансамбле, устойчивого интереса к самостоятельной и коллективной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

- обучение навыкам ансамблевого музицирования;

- применение в ансамблевой игре практических навыков игры на инструменте, приобретенных в специальном классе;

- умение слышать и понимать музыкальное произведение, исполняемое в целом или отдельными партиями. Слышать основную тему, подголоски, вариации и т. д.;

- уверенно исполнять свою партию в соответствии с замыслом автора;

- развивать артистизм и навыки публичного выступления, коллективного творчества и художественно-творческую активность;

- расширять музыкальный кругозор с привитием хорошего музыкального вкуса.

     Занятия проводятся по 0,5 или 1 часу в неделю с каждым ребенком для приобретения им первоначального навыка игры в ансамбле и для разучивания своей партии. В дальнейшем, при освоении каждым участником своей партии, проводятся сводные репетиции, для которых время участников ансамбля объединяется.

   Наиболее удобны в младших классах ансамбли в составе 2-3 участников. В старших классах количество участников ансамбля может увеличиваться. Соответственно продолжительность занятий возрастает от 1,5 до 3 часов в неделю.

    На всех этапах обучения возможно участие в составе ансамбля преподавателя.

    В занятиях преподавателем применяется дифференцированный подход к обучению. Это позволяет учащемуся с любым уровнем музыкальных данных максимально развиваться, а преподавателю оценивать успехи ученика с точки зрения его личных достижений.

    В программе обучения широко используются межпредметные связи: знания, полученные на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, применяемые на уроках специальности и ансамбля, служат теоретической базой для освоения новых навыков и умений.

    Вместе с этим данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения:

-  повышение заинтересованности учащихся - детям нравится общаться и делать что-то вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности,  помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности;

-  игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения (переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными, ученики получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно);

- многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются, их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно (выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением).

Структура программы учебного предмета «Ансамбль»

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения        о        затратах        учебного        времени,        предусмотренного        на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

                                   Методы обучения

Для        достижения        поставленной        цели        и        реализации        задач        предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • эмоциональный        (подбор        ассоциаций,        образов,        художественные впечатления).

 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

             Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств  – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.

Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

На различных этапах обучения и в зависимости от уровня подготовленности учеников возможно создание как однородных ансамблей (дуэт гитар, трио гитар, квартет, квинтет и т.д.), так и смешанных (балалайка прима, гитара; баян, гитара; домра малая, гитара и т.д.).

Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению  руководителя ансамбля.

                               Годовые требования

1 год обучения

   Занятия проводятся индивидуально с каждым учеником. Партнер в ансамбле – преподаватель. Объем каждой пьесы ансамбля должен быть минимальным, музыкальный язык доступным, название - нести яркий образ, вызывать определенные ассоциации, способствовать возникновению музыкального образа.   Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. С первых уроков игры ансамблем ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем. Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Пьесы должны содержать

четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях.

     Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 - 10 пьес.

Примерный репертуарный список:

А. Виницкий «Дождик»

Л. Моцарт «Бурре»

Русская народная песня «Ты поди, моя коровушка, домой» обр. А. Иванова-Крамского.

В. Шаинский «Кузнечик»

И. Кюффнер «Экосез»

А. Виницкий «Пьеса»

Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

2 год обучения

     Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию.

    Задачами данного этапа являются расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появляется более сложный ритмический рисунок (синкопы, залигованные ноты, четверть с точкой и восьмая и т. д.). Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, умение вместе выдерживать паузы. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры. Совершенствуются средства музыкальной выразительности - более широкое использование динамических оттенков. Ведется работа над характером произведения с установкой педагога.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 10 пьес.

Примерный репертуарный список:

Русская народная песня «В низенькой светелке» обр. А. Иванова-Крамского.

И. Кюффнер «Анданте»

Г. Гладков «Песенка друзей»

Мекс. н. песня «Скамеечка» обр. В. Калинина

Польский народный танец «Мазурка»

Д. Дюарт «Ковбои»

А. Франклин «Танец»

М. Шмитц «Буги-вуги»

3 год обучения

       Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры. Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому. Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Освоение первоначальных навыков аккомпанемента для расширения репертуара.

     Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

Примерный репертуарный список:

П. Роч «Хабанера»

И. Кюффнер «Полька»

С. Вейс «Старинный французский танец»

И. Ивановичи Вальс «Воспоминание»

Ж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»

Ж. Рамо «Ригодон»

В. Калинин «Серенада»

К. Листов «В землянке» (акк.)

А. Варламов «На заре ты её не буди» (акк.)

Русская народная песня «Мой костер» (акк.)

Б. Мокроусов «Одинокая гармонь» (акк.)

4 год обучения

     Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар. Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Дальнейшее усложнение репертуара. Включение в репертуар более сложных, развернутых произведений. Продолжается работа над динамическим разнообразием. Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков: p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому. Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом. Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно. Развитие навыков аккомпанемента, изучение аккордов в 1 позиции, буквенные обозначения.

    Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

Примерный репертуарный список:

Д. Кабалевский «Серенада Дон Кихота»

В. Козлов «Детская сюита»

Ф. Карулли «Алегретто»

З. Беренд «Два дуэта»

Ф. Шуберт «Серенада»

Обр. Д. Лермана «Испанский танец»

А. Цфасман «Неудачное свидание»

Т. Хренников «Колыбельная Светланы»

Обр. В. Колосова «Испанский танец»

Э. Вилла-Лобос «Кубинский танец»

С. Никитин. В. Беркович «Под музыку Вивальди»

Русская народная песня «По улице мостовой» обр. А. Иванова- Крамского

5 год обучения

      Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар, закрепление умения самостоятельной работы над новыми произведениями, умения анализировать форму и стиль, определять тональный план произведения, самостоятельно строить динамически грамотные построения, исполнять произведения в соответствии с их характером, настроением, замыслом в ансамбле с преподавателем или другими учениками. Работа должна быть направлена на совершенствование технического мастерства и художественного вкуса у участников, развитие навыков ансамблевой игры, пониманию музыки, обогащению духовного мира и нравственной культуры. Учащиеся должны с легкостью и в характере исполнять свои партии. Репертуар коллектива должен развивать интерес к народной инструментальной музыке, способствовать расширению концертной практики.

    Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

Примерный репертуарный список:

И. Шишкин «Ночь светла»

А. Пьяццолла «Либертанго»

П. Мориа «Токката»

Х. Кардосо «Милонга»

Ж. Пернамбуко «Звуки колокольчиков»

Е. Поплянова «Милонга»

Бах И. С. «Гавот из английской сюиты №3» пер. А. Иванова-Крамского

Ф. Карулли «Рондо»

Кватромано Венесуэльский вальс «Отъезд» обр. А. Мамон

В. Ерзунов «Аллегретто»

П. Булахов «Не пробуждай воспоминаний» (акк.)

Дж. Леннон, П. Маккратни «Мишель» (акк.)

И. Матвиенко «Позови меня тихо по имени»

  1. Требования к уровню подготовки учащегося

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

  • развитие интереса  у обучающихся  к  музыкальному искусству  в

целом;

  • реализацию   в ансамбле индивидуальных практических   навыков

игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;

  • приобретение        особых навыков игры в   музыкальном коллективе (ансамбль);
  • развитие навыка чтения нот с листа;
  • развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
  • знание репертуара для ансамбля;
  • наличие  навыков  репетиционно-концертной  работы        в  качестве члена музыкального коллектива;

- владеет навыками аккомпанирования.

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами        текущего        и        промежуточного        контроля        являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год;  возможно  проведение отдельных   контрольных мероприятий        по

ансамблю, аккомпанементу.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки

При        оценивании        учащегося,        осваивающегося        общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, качество звукоизвлечения на инструменте, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации

В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания  партий с каждым учеником. На начальном этапе  в ансамблях  из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по  два  человека,  умело  сочетать  и  чередовать  состав.  Также  можно  предложить

использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

Преподаватель должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении. При определенных условиях  допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

Преподаватель должен обращать внимание на  настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также  на  сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка -  залог успешных выступлений.

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей  (посадка  ансамбля).  Оно  должно  исходить  от  акустических особенностей        инструментов,        от        необходимости        музыкального контактирования между участниками ансамбля.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю.  После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом.  Следует  отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

  • Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
  • Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М.,

2003

  • Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М.,  1995,

1999, 2002

  • Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
  • Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
  • Кирьянов Н.  Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
  • Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009

Методическая литература

  • Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
  • Домогацкий        В.        Семь        ступеней        мастерства:        вопросы        гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
  • Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
  • Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
  • Теннант С. «Качающий нейлон"
  • Паркенинг К. «Школа игры на гитаре»

Нотная литература

  • Барриос  А.        Произведения   для   шестиструнной   гитары  /  Сост. В.Максименко.- М., 1989
  • Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
  • Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
  • Золотая        библиотека        педагогического        репертуара.        Нотная        папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
  • Из        репертуара        А.Иванова-Крамского:        Произведения        для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
  • Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
  • Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
  • Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
  • Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
  • Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
  • Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
  • Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
  • Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
  • Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
  • Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
  • Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
  • Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
  • Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
  • Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
  • Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
  • Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
  • Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
  • Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986