РАБОТА НАД АНСАМБЛЯМИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ СО СРЕДНИМИ ПРИРОДНЫМИ ДАННЫМИ В ДМШ И ДШИ
В работе рассматривается работа над ансамблями в ДШИ, как способ развития детей со средними природными данными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota.docx | 16.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств п.Новозавидовский»
ШЕВКОВА Лариса Анатольевна,
преподаватель
РАБОТА НАД АНСАМБЛЯМИ,
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ СО СРЕДНИМИ ПРИРОДНЫМИ ДАННЫМИ
В ДМШ И ДШИ
пгт. Новозавидовский, 2018
Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными данными не является новой. Она не перестаёт быть актуальной. С такими детьми, желающими обучаться музыке, необходимо заниматься обязательно.
А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью её развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространённее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами –музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих».
Ребёнок, пришедший на первый урок с сияющими глазами, с огромным ожиданием к незнакомому миру звуков и желанием извлекать эти звуки своими руками – только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем распорядиться этим запасом детского восторга.
Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить опорой к кропотливой работе для всех преподавателей, чьей задачей является обучение не только способных, одарённых детей, но и менее успешных.
К каждому ребёнку надо находить свой отдельный подход, с каждым нужно обходиться на свой собственный лад.
Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове огромный запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научить ребёнка интересной игре на инструменте.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле.
Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.
В начале занятий музыкой ребёнка необходимо заинтересовать. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель – ученик.
Даже играя одну ноту, ребёнок знакомится с названием клавиши, с диапазоном, осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения.
Материал можно почерпнуть в следующих сборниках:
Д. Самойлов «Пятнадцать уроков игры на баяне». 1998 г.;
В.Брызгалин «Я играю на баяне». Курган, 1995 - маленькие пьески: «Солнышко», «Козлик», «Ходит зайка по лугу», «Дударик»…
Немного посложнее, для более способных детей: А.Доренский «Музыка для детей», выпуск 2, 2-3 класс. Ростов-на-Дону, «Феникс» -1998 г., пьесы: «Родные напевы», «Прелюдия», «Весёлое настроение».
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем «мусолить» одну сложную, так и не добравшись до творческой её интерпретации.
Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля.
Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть свои недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жёсткий ритм, помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.
Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её содержание.
Кроме динамики, есть другие средства выразительности – своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой-либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика.
Выбор штриха зависит от музыкального содержания. Работа над штрихами - это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения.
Кстати, если умело выбирать репертуар, у ребят будет уверенность в своих возможностях, будет появляться интерес.
Учащиеся, играя в ансамбле, должны знать, кроме своей партии, и другую или другие партии. Кроме того, если ученик вдруг забыл текст, то важно, чтобы на мог «поймать» партнёра, или начать игру с любой цифры.
Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.
Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребёнка.
Используемая литература:
«Музыкальная педагогика», В.В. Крюкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
15 уроков игры на баяне. Самойлов Д. (сост.) – Москва: Кифара, 2004
«Я играю на баяне. Репертуарно-методический сборник. Лёгкие пьесы, ансамбли и обработки народных мелодий для маленьких баянистов», В.Брызгалин. - Курган: Советский композитор, 1995
А.Т. Доренский «Музыка для детей»: пед. репертуар баяниста, 2-3 класс. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г