"Основные виды техники левой руки домриста"

Волобуева Наталья Юрьевна

Раскрытие особенностей основных видов техники левой руки домриста, показать способы приобретения игровых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnyevidy_tehniki_levoy_ruki_domrista.docx25.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования «Детская школа искусств  

Преподаватель: Волобуева Н.Ю.      

Методический доклад

«ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕХНИКИ ЛЕВОЙ РУКИ ДОМРИСТА»

Целью статьи является раскрытие особенностей основных видов техники левой руки домриста, показать способы приобретения игровых навыков.

Иногда под словом «техника» понимают лишь беглость при игре на музыкальном инструменте. В действительности же это понятие для музыканта имеет более широкий смысл. Техника – это не только беглость пальцев и подвижность кистей, но и умение пользоваться самыми различными движениями, владение всевозможными средствами музыкальной выразительности: штрихами, нюансами, агогическими оттенками, различными ритмическими рисунками, умение играть двойные ноты, аккорды, умение правильно играть мелодию.

Техника левой руки домриста включает в себя движение пальцев, кисти и руки, то есть умение играть в позициях, исполнять скачки, двойные ноты, аккорды.

В практике игры на струнных инструментах выработались правила, которые определяют порядок расстановки пальцев на грифе. Эти правила образуют систему, называемую позициями. Каждая позиция состоит из четырех нот основного звукоряда. Каждой из нот должен соответствовать один из четырех пальцев (указательный – первый, средний – второй, безымянный – третий, мизинец – четвертый). Позиция определяется положением первого пальца на ладах. В зависимости от того, какой ноте основного звукоряда соответствует лад, на который ставится первый палец, определяется высота позиции (высокая, низкая) и ее обозначение (первая, вторая, третья и т.д.) на домре всего 14 позиций. Восьмая и выше позиции употребляются практически только на струне «ми».

При игре на домре положение руки не всегда одинаково. С первой по седьмую позицию оно остается таким же, как и первоначальное, однако, начиная с восьмой позиции, положение руки (кисти, пальцев) меняется. С переходом в более высокие позиции пальцы все более приближаются друг к другу, так как лады постоянно сужаются, а, начиная с 10-й позиции, пальцы следует развернуть перпендикулярно к подставке и во избежание тусклого звучания использовать при извлечении самых высоких нот ногти первого и второго пальцев. Запястье касается корпуса домры, а третья фаланга первого пальца находится на некотором расстоянии от грифа. Большой палец находится не сверху на грифе, а переносится ближе к его середине.

Смена позиций представляет собой единое движение левой руки. Каждая из частей (плечо, предплечье, кисть, пальцы) совершает определенное движение, но эти движения никогда не выполняются раздельно друг от друга. В зависимости от того, какие это движения (либо крупные на далекие расстояния, либо мелкие) их участниками остаются все части игрового аппарата, однако ведущая роль принадлежит одной из них. Например, в нижних и средних позициях (с первой по седьмую) ведущая роль принадлежит предплечью. Чуть опережая кисть и пальцы, оно направляет движение последних. Важно, чтобы при движении в вышележащие позиции пальцы не «обгоняли» предплечье, поскольку рука, лишаясь опоры на грифе, теряет способность совершать целесообразные игровые движения. При переходе в самые высокие позиции ведущую роль приобретает кисть, так как корпус домры препятствует дальнейшему продвижению предплечья. Плечо совершает вспомогательные движения вправо (при восходящем движении) и влево (при нисходящих движениях). Указанное движение плеча обеспечивает пальцам левой руки возможность занять на струнах нужное положение. Движения плеча будут тем больше, чем больше расстояние перехода. И совершается оно несколько раньше, чем движение кисти, являясь как бы подготавливающим. Есть положение, несколько противоречащее вышесказанному о едином движении руки. Движения, совершающиеся при переходах на небольшие расстояния, например, в смежные позиции с возвратом в предыдущую, могут совершаться движением либо только кисти, либо только одного пальца. Однако, осуществление этих мелких движений не может быть отнесено к смене позиций в буквальном значении этого термина, так как положение руки мало при этом изменяется.

Расположение пальцев на третьей струне несколько отличается от положения руки на иных струнах, что связано с удаленностью струны «ми». При игре на струне «ми» в любой позиции необходимо несколько вывернуть кисть в сторону мизинца, одновременно отведя вперед локоть. Рассмотрим один из основных видов техники левой руки домриста – скачки. Как и во всех других видах техники левой руки домриста точность попадания в скачках также зависит от целесообразности применяемых приемов. При выполнении скачков пальцы должны быть собранными, «целеустремленными», должны соблюдать быстроту падения и снятия. На домре скачки левой рукой выполняются следующим образом: если смена позиций совершается одним и тем же пальцем, то после взятия первого звука палец направляется к следующему звуку, скользя по грифу. Если же при скачке необходимо применять различные комбинации пальцев: 1 – 3, 1 – 2, то после взятия первой ноты палец, взявший ее, будет скользить по грифу до лада, определяющего следующую позицию и остановится на нем в тот момент, когда палец, предназначенный для взятия второго звука, заранее приготовившись (готовить нужно не путем вытягивания пальца в сторону скачка, а, наоборот, несколько приподнявшись над грифом, отдалится от последующей ноты, как бы обеспечив себе этим расстояние для разбега), «молоточком» упадет на лад, соответствующий данному звуку. Если же при скачке первый звук будет взят 2,3 пальцем, а следующий первым или вторым, то по струне скользит тот палец, который предназначен для взятия второй ноты.

Еще одним из основных видов техники левой руки домриста является аппликатура. В исполнительской практике аппликатура служит не только способом технического облегчения игры, но, прежде всего, является важным элементом художественного исполнения. Аппликатура на домре, в отличие, скажем от аппликатуры на фортепиано, влияет на тембр звука. При помощи аппликатуры домрист может изменить тембр того или иного звука, исполнив его на разных струнах. На домре аппликатура влияет и на характер соединения звуков. Для целостности и законченности фразировки в кантилене важную роль играет единство тембра. Поэтому целесообразно исполнять музыкальный мотив, фразу на одной струне. Частая смена тембра разрывает эмоционально – смысловую законченность музыкальной мысли.

В технических эпизодах большую роль играет принцип так называемого позиционного параллелизма. Он означает максимальное использование исполнительских возможностей одной позиции. Если в мелодии встречается интервал чистой квинты, то нужно стараться по возможности исполнять его на одной струне, применяя расширенную аппликатуру. Если же этот интервал по какой-либо причине нужно взять на разных струнах, то целесообразнее воспользоваться не одним, а двумя пальцами, поскольку на домре расстояние между струнами шире, чем на скрипке и натяжение струн сильнее.

Не менее важное значение при изучении особенностей основных видов техники левой руки домриста имеют двойные ноты, специфика исполнения которых заключается в одновременности прижатия струн двумя пальцами. В данном случае удваивается мышечная нагрузка, кроме того, налаживание синхронной работы двух не соседних пальцев требует специального внимания и занятий. При игре двойных нот пальцы должны одновременно становиться на лады и с одинаковой силой прижимать струны. Причем, не исключена возможность, что палец, прижимающий вышележащую струну, будет касаться нижележащей, что повлияет на качество звука. Поэтому при игре двойных нот нужно наклонять пальцы в сторону ногтя и отодвигать от соседних струн.

При игре терций применяется, как правило, две пары пальцев 1/3;2/4. При смене позиций движение руки тормозят обычно смены третьего и четвертого пальцев: наиболее удобно расположенные первый и второй чрезмерным нажимом на струны стесняют движение более слабых и менее удобно расположенных пальцев. Для достижения большей независимости и активности третьего и четвертого пальцев и для проверки этих качеств следует: во – первых, играть данное место только указанной аппликатурой; во – вторых, прерывать звучание терции, ставя пальцы обычным способом на две струны, а медиатором играя только нижние ноты, одновременно ослаблять давление первого и второго пальцев; тогда яснее становится звуковой результат движения третьего и четвертого пальцев.

Существует два способа перехода в верхнюю позицию с вышележащей на нижележащую пару пальцев: нижележащим пальцем, который должен взять в верхней позиции новый звук; в этом случае нижележащий палец становится на струну заранее в нижней позиции; вышележащим пальцем, скользящим по струне, до того момента, когда нижележащий палец займет свое место в новой позиции.

Оба способа переходов применяются в двойных нотах. Чтобы добиться легкости и плавности переходов, нужно следить за тем, чтобы пальцы не сжимали сильно гриф. Иногда применяется и другая аппликатура при исполнении терций. Такие необычные виды аппликатуры (1/2; 1/4; 2/3; 3/4) используются специально в художественных целях (как правило, при игре легато) и для облегчения исполнения.

При исполнении секст применяется следующая аппликатура: 2/1, 3/2, 4/3. Трудности, возникающие при исполнении секст, в основном обусловлены сочетанием двух разнородных движений пальцев – «падающего» и «бокового» (перебрасывание пальцев с одной струны на другую). При исполнении секст основная задача заключается в достижении быстроты и ловкости перестановки пальца с одной струны на другую. При этом нужно следить за тем, чтобы палец не переставлялся на соседнюю струну, не поднимаясь высоко над грифом, а ближе к нему.

Октавы обычно исполняются 1/4 пальцами. В исполнении октав непрерывно изменяется расстояние между первым и четвертым пальцем (вместе со сменой позиций). Главное значение приобретает движение левой руки в целом. Переход должен совершаться первым и четвертым пальцем одновременно, ведущая роль принадлежит первому пальцу. Чтобы освободить четвертый палец от усилий самостоятельно осуществлять переход, возможно, держать на струне, кроме первого и четвертого пальца, еще и третий (третьим пальцем не обязательно давить на струну). Участвуя в общем движении руки, третий палец является опорой для мизинца и частично освобождает его от этих усилий.

Некоторую трудность для домристов представляет исполнение еще одного из видов техники левой руки домриста – это исполнение аккордов, так как в этот момент положение левой руки меняется. Для прижатия 2 – 3-х струн требуется больше усилий, чем при игре на одной струне. Кроме того, очень часто в аккордах применяются ноты, расположенные на струне «ми», что и вызывает изменения в положении руки. При этом: большой палец отводится ближе к середине грифа, занимая тем самым более устойчивое при исполнении аккордов положение, а остальные (1,2,3,4) пальцы становятся все более вертикально. Нужно следить за тем, чтобы они не касались соседних струн. Изменение в положении руки при игре аккордов вызвано еще и тем, что встречаются аккорды, требующие большой растяжки пальцев, несвойственной при игре мелодических линий. Следует отметить, что стремление сохранить естественное положение левой руки, кроме того, что требует большего времени для разучивания аккордов, отрицательно влияет на свободу руки (от больших усилий появляется скованность, усталость). Как при исполнении двойных нот, так и при игре аккордов, нужно следить за тем, чтобы все пальцы одновременно становились на гриф, и с одинаковой силой прижимали струны.

Работая над различными видами техники левой руки домриста, следует обратить внимание на физическое состояние этой руки. Почти все домристы рано или поздно в большей или меньшей степени сталкиваются с неприятным ощущением утомляемости рук. Утомленная рука теряет точность, подвижность, силу. Усталость парализует энергию пальцев. Длительная игра усталыми пальцами может привести к заболеванию рук. Как правило, утомляемость рук – это следствие скованности рук, неразвитости пальцев. Усталость левой руки зависит от степени напряженности. Чем больше напряженность руки, тем более ощутима усталость и наоборот. Нужно отметить, что напряженность должна отсутствовать как в движениях пальцев, так и в движениях самой руки при смене позиций. Чаще всего усталость наступает при игре в высоких позициях, где сильнее натяжение струн и требуется больше сил для их прижатия. При игре в высоких позициях нужно учитывать, что лады здесь гораздо уже, поэтому необходимо несколько изменить положение руки и тем самым избавиться от излишнего напряжения. Дело в том, что на узких ладах при естественном положении руки подушечки пальцев не помещаются между металлическими ладами и касаются их, в результате чего получается некачественный звук. И часто домристы с большей силой прижимают лады, чтобы добиться хорошего звучания, которое зависит вовсе не от силы прижатия. Это излишнее усилие создает напряжение в руке. При разучивании какого-нибудь пассажа, двойных нот, аккордов тоже наступает усталость, если не учитывать некоторых моментов в процессе занятий, динамика, в какой-то степени влияет на степень напряженности рук.

Поэтому при занятии лучше применять динамику от piano до mezzo piano; при нажиме на струны использовать минимум силы, которая сможет обеспечить необходимое качество звучания; при смене позиций либо аккордов, двойных нот за малый промежуток времени следует освободить пальцы и руку от предыдущего напряжения с тем, чтобы дать ей возможность отдохнуть. Для кратковременного отдыха руки нужно пользоваться применением открытых струн. Немаловажным является и то, что левая рука не должна судорожно сжимать гриф, а свободно касаться его.

Усталость руки во многом зависит от индивидуального строения руки. Есть руки, у которых предплечье и кисть не приспособлены выполнять движения отдельно друг от друга, следствием чего является скованность руки. Такие руки не могут выполнять движения свободно, легко, плавно и поэтому часто устают. В деле совершенствования техники левой руки домриста определенную роль играет работа над воспитанием независимости рук.

При различных функциях правая и левая руки, как правило, одинаково напряжены. В местах, исполняемых на ff, где правая рука выполняет очень активное движение, сильно раскачивая струну; левая, в свою очередь, стремится с большим напряжением прижать струну и, наоборот, при игре на рр с уменьшением напряженности в правой руке уменьшается оно и в левой. Чтобы выработать независимость рук, могут быть полезны упражнения без инструмента, рекомендованные И. Назаровым [2, с. 35]. Целью этих упражнений будет научиться выполнять различные движения рук с различным напряжением, почувствовать одновременно в одной руке напряжение мышц, а в другой их расслабление. Это поможет добиться независимости рук и при игре на домре.

Немаловажное значение для освоения техники левой руки домриста имеет работа над координацией движения левой руки с ударами медиатора, так как она влияет на качество звука и развитие пальцевой беглости. Для достижения согласованности движений пальцев левой руки с ударами медиатора о струну необходимо следить за тем, чтобы пальцы не поднимались высоко над грифом, чтобы их движения были быстрыми и легкими. При игре нужно следить за тем, чтобы пальцы становились на лад одновременно с извлечением звука, если их ставить раньше. Будет укорочена предыдущая длительность, нарушен ритм. Если позже – не получится качественного звучания определенной высоты, а будет слышен лишь треск. Нужно отметить, что иногда на начальной стадии обучения ученики ставят палец на лад, едва касаясь струны, как бы прицеливаясь, а затем уже после удара дожимают ее. Это отрицательно сказывается на звуке: при извлечении звука высота его совершенно пропадает и слышен только тупой удар, либо если применено тремоло, высота появляется не вовремя, а позже, когда струна хорошо прижата. Добиваясь координации движения пальцев с ударом медиатора о струну, при тремолировании необходимо следить за точным совпадением удара медиатора и движением пальцев. При игре легато окончание одного звука и начало другого должны совпадать с точным движением вниз или вверх. На координацию движения рук часто влияет движение мизинца – самого слабого от природы пальца. Поэтому, развитию мизинца нужно уделять много внимания: следить за тем, чтобы он не поднимался высоко над грифом, не прятался под него, а находился в одинаковом, чуть согнутом положении. Чтобы добиться координации необходимо начинать разучивание музыкального материала с медленного темпа и постепенно доводить до авторского, так как именно в медленном темпе легче контролировать движение рук пальцев и звучание каждой ноты.