План-конспект открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» (фортепиано) на тему:«Работа над выразительным исполнением при подготовке к академическому концерту»

Сарачакова Валентина Викторовна

Цель данного урока: оптимально подготовиться  к творческому воплощению исполнительского замысла на академическом концерте. Создание целостного музыкально-художественного образа при исполнении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования                                                                                 «Нижнесортымская детская школа искусств»                                                                                                                                                             Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Конспект открытого урока  по предмету  «Специальность и чтение с листа» (фортепиано).

Тема: «Работа над выразительным исполнением при подготовке к академическому концерту».

                                                                                                                     подготовила                                          

                                                                                        преподаватель по классу фортепиано

                                                                                                

                                                                                        Сарачакова Валентина Викторовна

                                                                            с.п. Нижнесортымский

2019

Тема:

 Работа над выразительным исполнением при подготовке к академическому концерту.

Тип урока:  

Комбинированный (комплексное применение знаний)

 Вид урока:  

Традиционный

Цель

Оптимально подготовиться  к творческому воплощению исполнительского замысла на академическом концерте. Создание целостного музыкально-художественного образа при исполнении.

 

Задачи:

 обучающие - целостное исполнение произведения, понимание и чувство музыкальной

формы;

развивающие - развитие мелодического и интонационного  слуха, работа над выразительным интонированием мелодической линии;

 развитие художественного мышления, творческого начала личности ребёнка;    формирование  интереса к музыке через понимание роли выразительных средств, при исполнении музыкального произведения.

воспитательные - воспитание у обучающейся любви к музыке, эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение, воспитание эстетического вкуса.

 Методы и приёмы: 

словесный,

практический,

наблюдение,

объяснительно-иллюстративный,

наглядно-слуховой,

репродуктивный,

аналитический,

Оборудование:

 2 фортепиано, ноты, стол, стулья

Ожидаемый результат:

 Создание целостного музыкально-художественного образа при исполнении музыкальных произведений.

                                           План урока:

Этап урока

Приёмы и методы

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Словесный

2

2.

Разыгрывание (гамма g-moll,

 этюд Л. Стреаббог «Танцующие капли»)

Словесный, практический, наблюдение, объяснительно-иллюстративный

7

3.

Работа над произведением крупной формы: В.А. Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Словесный,

Практический,

Наблюдение,

объяснительно-иллюстративный,

наглядно-слуховой,

репродуктивный,

аналитический

13

4.

физ. минутка

Показ, словесный

1

5.

Работа над пьесой В.Коровицына «Первая проталинка»

Словесный,

Практический,

Наблюдение,

объяснительно-иллюстративный ,

наглядно-слуховой,

репродуктивный,

аналитический

15

6.

Объяснение домашнего задания

Словесный

2

                                                Ход урока.

  1. Организационный момент

     Приветствие. Настрой учащейся на рабочий лад. Постановка учебных задач урока.

  1. Разыгрывание.

Гамма g-moll, технические упражнения (работа над звукоизвлечением, динамикой, штрихами).

Работа над этюдом (пальцевые репетиции: основным является скольжение пальцев под ладонь. Вращательное движение кисти позволяет пальцам быстро сменяться на клавише, причём в движение вовлекается и предплечье. Собранная форма пясти – обязательное условие исполнения репетиций. Плечо и плечевой пояс поддерживает вес руки. Движения вращения должно быть экономным, большой размах мешает скорости, ловкости подмены пальцев и превышает двигательные возможности запястья. Пальцы быстро снимаются с клавиш и не погружаются в них глубоко).

  1. Работа над произведением крупной формы:

В.А. Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Этапы работы:

- работа над динами:ᐾл,

-работа над  фразировкой, музыкальной формой.

В.А. Моцарт – это композитор, венский классик, жил в 18 веке.

Слово «вариация» - латинского происхождения и означает «изменение». Мы называем вариациями определенную форму произведения или его части, которая состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Тема наших вариаций изложена в развернутой и законченной форме. Она сама уже создает определенный образ (ученица играет тему вариаций).

Задается вопрос: «Скажи, какой образ возникает? Какой характер музыки?».

(Звонкая,  блестящая, бойкая, яркая, ослепительная, веселая, жизнерадостная).

Педагог: Тема написана в Соль мажоре – это светлая, жизнерадостная, прозрачная тональность. В опере «Волшебная флейта» есть такой персонаж Папагено. Он музыкально охарактеризован веселой арией «Известный всем я птицелов» в духе народной песни, после каждого куплета звучат простодушные колокольчики.

        Текст Папагено в арии:

Я самый ловкий птицелов,

Я молод, весел и здоров!

Куда б зайти мне не пришлось,

Повсюду я желанный гость!

В лесу все птички мне родня,

Свирель их манит, а не я!

Наполнив ими мой силок,

Иду веселый на лужок!

Вот такой образ любопытного, болтливого весельчака Папагено лег в основу музыкальной характеристики вариаций.

Тема написана в форме периода, который состоит из двух предложений. Во 2-ом предложении уже имеется элемент вариаций – разложен в новом ритмическом рисунке.

- «В чем особенность, что сразу бросается тебе в глаза? (Ученица: сначала легато, потом стаккато).

            - «Правильно. Легатный мотив затактный и звучит громко. Это мотив птицелова. Второй мотив стаккатный – это образ колокольчиков и он звучит на пиано. Вся тема построена на контрасте.

Давай сейчас разделим роли. Я буду играть за птицелова, а ты за колокольчики.

Исполнение темы.

 - «Хорошо. Теперь давай посмотрим все вариации. В 1 вариации тема поменяла ритмический рисунок – она изложена фигурациями из шестнадцатых, в которых тема узнаваема, а аккомпанемент стал разложенным и протяженным.

- «Что ты видишь во 2 вариации»? (Ученица:  Ноту с точкой).

 - «Правильно – это пунктирный ритм. Во 2 вариации изменился ритм. В легатном мотиве он стал пунктирным и все-таки хорошо узнаваемым. А в аккомпанементе появились гаммаобразные пассажи. Контрасты сохранены.

  1. Физ. минутка.
  1. Упражнение «поезд» - левой рукой  стараемся поднять  локоть правой руки до уровня шеи, затем отводим локоть левой руки в левую  сторону, правая рука, продолжая держать левый локоть, следует за ним. Поменять руки.
  2. «Ловим локти за спиной»
  3. «Часы» (головой, корпусом наклоны в сторону)
  4. «Деревце» (упражнение на потягивание)

5. Работа над пьесой:

В.Коровицын «Первая проталинка»

Этапы работы:

 - работа над звукоизвлечением в динамике пиано,

 -работа над переходами и интонацией,

 - работа над темпом во II части.

В. Коровицын «Первая проталинка»

Владимир Коровицын – современный композитор. Отличительными чертами музыки Коровицына - преобладание мелодического начала и благородный, понятный гармонический язык. По характеру это пьеса – нежная, ласковая. Это миниатюра привлекательна для развития чувства фразы и музыкальности ученицы. Ведем диалог об образе, переходим к практической работе на инструменте.

Проигрывание на фортепиано мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Развитие мелодического слуха. Стремимся добиться качества звука. Для того, чтобы добиться глубокого, нежного, теплого, проникновенного звучания необходимы: полнейшая гибкость аппарата (но не расслабленность), свободный вес руки. Рука свободна от плеча до кончиков пальцев. Регулировка веса. Слуховой контроль, внимание. Определив границы фраз, прослеживаем направление мелодии. Для ученицы можно найти сравнение фразы с волной, накатывающей на берег и затем откатывающей от него. Самое главное определить местонахождение «берега», той кульминационной точки, к которой «катиться», вздымается и о которую «разбивается» мелодическая волна. Проводим связь с вокальной фразировкой, детально прорабатываем каждую фразу. Пытаемся на инструменте передать выразительность и тепло, свойственные человеческому голосу, выразительно интонировать отдельные мотивные слоги. Мягкой, свободной рукой после взятия дыхания погрузиться в клавиши, ощущая дно. Держать пальцы ближе к клавишам. Стремиться к слиянию с клавиатурой. Звуки связываются без толчка, внешнее движение руки незначительно. Каждая фраза играется на одном дыхании. Снятие кисти мягкое, пластичное. Работа требует постоянного слухового контроля: ухо слышит и ведет звук. Добившись выразительного звучания отдельных фраз, надо объединить их в целое предложение, которое следует выстроить по форме, увязывая её с динамическим развитием.

Следующий этап – работа над сопровождением. Она помогает создать нужное настроение - лиризм, нежность. Играем легко, скользяще. При этом точно, сконцентрировано. Опора на 4, 5 палец. Внимание на 1 палец, чтобы не садиться на него, не толкать. Круговое движение кисти руки. Рука дышит.

Соединяем руки вместе. Важно соотношение звучания обеих рук. Ощутить разную глубину в звуковедении. В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план. Аккомпанемент – опора мелодии, он не только не душит её, а поддерживает её гармонически и ритмически. Помогает связности звуков, способствует усилению звучности и удерживанию её уровня в кульминационных местах. Между мелодией и сопровождением должна образоваться звуковая дистанция, воздушный простор. Важна роль баса. Басовый звук - основа гармонии. Поэтому его всегда надо брать пусть мягко, но гулко, достаточно сочно и полнозвучно.

  1. Исполнение двух произведений подряд как на академическом концерте.
  2. Анализ исполнения (Всё ли удалось? Что не совсем получилось? Что нужно сделать чтобы всё удалось?)
  3.  Домашнее задание.
  4. Рефлексия.
  1. На уроке я работала…/активно/пассивно
  2. Своей работе на уроке я…/довольна/ не довольна
  3. Урок для меня показался …/коротким/длинным
  4. Материал на уроке мне был…/понятен/ не понятен; /интересен/ не интересен/
  5. Моё настроение стало…/лучше/хуже/
  6. За урок я …/устала/ не устала/
  7. Домашнее задание мне кажется …/легким/трудным; /понятным/ не понятным/.

                            Список использованной литературы

  1.  Фортепианная техника в удовольствие. Сборник фортепианных пьес и этюдов. Москва 2006г.
  2. О. Геталова В музыку с радостью. Санкт-Петербург2005г.
  3. В. Коровицын. Детский альбом.