Развитие детской одаренности во внеурочной деятельности по предмету музыка на примере работы Центра музыкальной культуры «Семь нот»
Содержание статьи
- Актуальность темы.
- Основные функции и задачи Центра музыкальной культуры
«Семь нот».
- Организация деятельности центра.
- Семь ступенек Центра музыкальной культуры «Семь нот».
- Развитие детской одарённости.
- Программы занятий и формы внеурочной деятельности.
- Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskoy_odarennost1.doc | 168.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие детской одаренности
во внеурочной деятельности
на примере работы
Центра музыкальной культуры
«Семь нот»
МОУ СОШ № 10 города Фурманова»
Автор работы:
Лобова Анжелика Алексеевна,
учитель музыки высшей категории,
МОУ СОШ №10, г. Фурманов
2013
Содержание
- Актуальность темы.
- Основные функции и задачи Центра музыкальной культуры
«Семь нот».
- Организация деятельности центра.
- Семь ступенек Центра музыкальной культуры «Семь нот».
- Развитие детской одарённости.
- Программы занятий и формы внеурочной деятельности.
- Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности.
- Актуальность темы.
Музыка и пение в школе не только учебный предмет,
но и средство воспитания, которое должно
эмоционально и эстетически окрасить
всю душевную жизнь человека.
В.А.Сухомлинский.
Что значит воспитывать человека в современном мире? Как сделать так, чтобы не навредить ребёнку? Каким путём идти, чтобы в век информатизации и компьютеризации указать ему верную дорогу, ведущую к добру, любви и справедливости?
В таких случаях принято говорить: «Пробуй! Дерзай! Организуй!». И я приступила к действиям в 2000 году. Решила начать с построения системы организации внеурочной (кружковой) деятельности детей по своему предмету – музыка и обеспечить реализацию социального заказа общества по организации внеурочной деятельности учащихся.
Актуальна ли эта тема? Для чего детям музыка? Какую роль она играет в формировании внутреннего мира ребёнка?
Актуальность темы не подлежит сомнению! Музыка существовала раньше, существует сейчас и будет существовать до тех пор, пока есть жизнь. Музыка призвана раскрыть человеку его самого, его эмоции, его душу.
Методика обучения предмету «Музыка» изначально предполагает развитие умения налаживать доверительные отношения с участниками образовательного процесса. Музыка - это тот предмет, на котором без взаимодействия и сотрудничества обойтись невозможно. Здесь необходимо не только умение педагога заинтересовать предметом, но и раскрыть учащимся великую воспитательную силу искусства, способного изменить общество, и указать на его пороки и недостатки. Музыка является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе её изучения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться и раскрыться в эмоциональном состоянии, разработана программа дополнительного образования детей по предмету «Музыка», направленная на художественно - эстетическое развитие обучающихся. Первостепенное значение при этом придается формированию способности к самообразованию, что особенно важно в современную эпоху, когда полученные знания быстро устаревают и становится необходимым непрерывное обучение, в том числе и путём самостоятельного обучения.
Человек растёт, развивается, формирует навыки, ценности, чувства в процессе деятельности и общения. В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение. Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО. В данном документе сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений.
В МОУ СОШ №10 города Фурманова созданы условия для реализации внеурочной деятельности по художественно - эстетическому, общекультурному, духовно – нравственному направлениям и успешного введения ФГОС НОО: основная образовательная программа по предмету «Музыка» и «Искусство» с 1 по 9 классы, современное оснащение кабинета музыки (более 75%), введение в работу 6 развивающего дня (суббота), кадровый состав, творческий потенциал учителя, наличие передового опыта.
Одним из вариантов углубленного изучения искусства и приобщения к нему является организация урочной и внеурочной деятельности в школе. Поэтому я, учитель музыки, чей педагогический стаж более 23 лет, считаю, что только при правильной организации общения с миром прекрасного в урочной и внеурочной деятельности возможны положительные результаты.
Отсутствие сформированной духовной, эмоциональной культуры создает в душе каждого пустоту, которая может наполняться интересами другого рода.
Моя задача – создать условия, максимально приближенные к естественной жизни ребёнка для самовыражения, самореализации и саморазвития личности. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», - писал В.А. Сухомлинский.
Понять, развить и воспитать детей через музыку – таков мой путь и основная идея моей педагогической деятельности.
В 2003 учебном году в школе появился Центр музыкальной культуры «Семь нот», деятельность которого направлена на развитие художественно – эстетических способностей детей и детской одарённости через организацию внеурочной деятельности в области музыки и искусства.
Детский центр музыкальной культуры «Семь нот» (в дальнейшем ЦМК) организован по месту учёбы детей в МОУ СОШ №10 города Фурманова Ивановской области.
Центр выполняет адресный социальный заказ по организации художественно - эстетической и культурной внеурочной деятельности детей и подростков и развития детской одарённости.
Центр музыкальной культуры «Семь нот» является разновозрастным объединением обучающихся, созданным на принципах добровольного участия детей, подростков в музыкально – культурной жизни школы, района, города и области.
Концептуальность:
В проекте документа Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» чётко охарактеризованы проблемы и задачи развития системы образования. В частности, в документе говорится: «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать необходимо …те способы и технологии, которые пригодятся в будущем».
В каждой методической разработке, в конспекте урока или внеурочном занятие, в обобщении опыта должна присутствовать технология, которая является фундаментальной опорой в работе учителя и учащихся. Именно она раскрывает психологическое, дидактическое, социально – педагогическое обоснование целей работы.
В своей педагогической деятельности я использую разнообразные технологии:
- Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Поскольку работа Центра музыкальной культуры «Семь нот» направлена на творческое развитие учащихся, в своей деятельности использую технологию сотрудничества. Именно она помогает реализовать равенство всех голосов в хоровом коллективе, организует партнёрство и создаёт атмосферу сотворчества в проведении праздников, концертов, фестивалей.
- Технологии свободного воспитания предоставляют ребёнку свободу выбора кружка по интересам. Так как в центре «Семь нот» организовано несколько кружков, ребёнок самостоятельно в большой или меньшей сфере, исходя из внутреннего побуждения, осуществляет выбор и идёт к своему результату.
- Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся. Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений. Данная технология позволяет профессионально подобрать музыкальный материал для слушания, исполнения, с учётом физиологических и возрастных особенностей учащихся.
- Технология развития певческой культуры. В процессе возрождения традиций отечественного хорового пения я активно использую современные методики развития слуха и голоса. Программы «Каждый класс - хор!» и «Петь в хоре может каждый» основаны на частных методиках Г. Струве и К. Орфа.
- Рефлексия: оценка (и самооценка) качества исполнения песенного репертуара, степени развития вокально-хоровых навыков и умений учащихся. Эта технология позволяет выйти на индивидуальную образовательную траекторию в работе с одарёнными детьми.
(Солисты «Салона сольного пения» Смирнов Иван и Кузнецова Юлия)
- Технология детского музицирования. Под музицированием следует понимать разнообразные виды музыкально-практической деятельности учащихся: инструментальное музицирование - включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений, освоение техники игры на ритмических, звуковысотных, духовых инструментах. Активно эта технология применянтся в кружке «Элементарное музицирование» при работе с детьми с ограниченными возможностями.
- Игровые технологии на занятиях Центра «Семь нот» непосредственно связаны с двигательной активностью школьников. Занятия кружка «Русский фольклор» знакомят учащихся с движениями в народной музыке, где песня, народный танец и инструментальный наигрыш рождаются в тесной связи с движениями, изображением каких-либо трудовых действий, инсценирования народных обрядов и проведения праздников (Рождественское колядование, масленичные гуляния, встреча весны, Троицын день и др.)
- Технология здоровьсбережения. На занятиях музыкой я всегда создаю комфортную обстановку для обучения и положительный эмоциональный фон; стараюсь нормализовать дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; помогаю в оздоровлении голосового аппарата, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе упражнений дыхательной гимнастики, организую физкультминутки.
- Технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников помогает выявить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, качества формирования универсальных учебных действий, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры.
- Информационно-коммуникационные технологии в настоящее время широко использую как на уроках музыки так и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности Центра музыкальной культуры «Семь нот».
Целостность:
Собственная методическая система изложена последовательно в форме методической публикации для учителей музыки и педагогов, работающих с одарёнными детьми.
В опыт включены разделы:
- Актуальность темы.
- Основные функции и задачи Центра музыкальной культуры
«Семь нот».
- Организация деятельности центра.
- Семь ступенек Центра музыкальной культуры «Семь нот».
- Развитие детской одарённости.
- Программы занятий и формы внеурочной деятельности.
- Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности.
- Основные функции и задачи
Центра музыкальной культуры
«Семь нот».
Центр осуществляет следующие основные функции:
- Личностно – ориентированную (поддержка и развитие талантливых и творческих детей);
- Индивидуализацию обучения и воспитания в рамках программы «Одарённые дети»;
- Социально - педагогическую (организация содержательного досуга, формирование общей культуры детей и подростков);
- Культурно - досуговую (проведение массовых мероприятий, вечеров для детей, фестивалей, конкурсов, праздников, проектов);
- Спортивно - оздоровительную (выступление агитбригад, групп поддержки);
- Совместную работу с социальным педагогом по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.
Основными задачами центра музыкальной культуры являются:
- Развитие художественно – эстетических и творческих способностей, детской одарённости;
- Развитие общекультурных и музыкальных качеств;
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, его радостного детства;
- Привитие навыков самостоятельности и креативности, общения в среде сверстников;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Повышение культурного уровня социума;
- Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- Вовлечение детей и подростков «группы риска» в организованные формы досуга
- Организация деятельности центра.
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с режимом работы образовательного учреждения, в ведении которого он находится. Работа центра «Семь нот» является составной частью плана воспитательной работы ОУ и эксперементальной программы «Одарённые дети». Все занятия ЦМК проходят в шестой развивающий день – в субботу.
Слова А.Камю: «Творить – жить дважды!», стали девизом работы ЦМК.
Структура и методика Центра представляет собой систему внеурочных занятий по предмету «Музыка» и рассчитана на все возрастные ступени: от младших школьников до старшеклассников. Программы кружков направлены на творческое и художественно эстетическое развитие детей, развитие культурных потребностей и эстетических мотиваций и интересов, что даёт свободу выбора для самореализации. В Центре организовано семь кружков по интересам и видам деятельности, отсюда и название «Семь нот».
«До» – уроки музыки и искусства (1-9 классы)
«Ре» – внеурочные занятия «Русский фольклор» (для 1- 3 классов) по программе Л. Куприяновой.
«Ми» – хор младшего звена «Веснушки»(1 – 4 классы)
«Фа» – детский вокально-инструментальный ансамбль «Ритм» (для 5 – 8 классов).
«Соль» – хор среднего звена «Вдохновение» (5 – 8 классы)
«Ля» – салон сольного пения (1 – 11классы)
«Си» – музыкальная гостиная (9 – 11 классы)
Деятельность ЦМК «Семь нот» отличается тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Музыка»;
- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп;
- включает использование на занятиях здоровьесберегающие технологии: «комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой»;
- применяет речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использует в практике игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомит с особенностями музыкального фольклора и колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Ивановского края;
- содержит программу «Салон сольного пения», которая основана на организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, на развитии вокального мастерства отдельно взятых учеников;
- предусмотрена для учащихся с яркими вокальными способностями профориентационная работа «Уроки вокального мастерства» с возможностью продолжения обучения вокальному искусству в музыкальном училище города Иваново;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы, города, района.
Тематическая направленность программ ЦМК «Семь нот», практическая значимость позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении, повышает культурный уровень участников. В 2012 – 2013 учебном году Центр музыкальной культуры посещают 76 учащихся школы, что составляет 15% от общего количества школьников.
- Семь ступенек
Центра музыкальной культуры.
«До» - Уроки музыки и искусства.
Урок музыки - это источник для музыкально- творческой деятельности учителя и ученика. В каждом ребёнке открывается личность, воспитывается художественно эстетический вкус, умение слушать и слышать музыку, развивается представление о прекрасном искусстве – далеко не полный перечень задач уроков красоты и воспитания.
Именно с уроков ребёнок имеет возможность продолжить увлекательное путешествие по миру музыки и развитию своей творческой одарённости.
«Ре» - внеурочные занятия «Русский фольклор»
по программе Л. Куприяновой.
Воспитание и развитие подрастающего поколения средствами фольклора на традициях народной культуры - одна из приоритетных задач данного кружка. Занятия проводятся с использованием различных форм учебно-игровой деятельности, с активным привлечением материала фольклора Ивановского края.
«Ми» - хор младшего звена «Гармония» (1 – 4 классы).
В младшем школьном возрасте петь любят практически все дети, поэтому проблемы набора в хор не существует.
Программа «Петь в хоре может каждый!» основана на классической методике, которая позволяет научить слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
В основу разработки программы хорового пения положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология компетентностного и деятельностного подхода.
Условиями отбора детей в хор класс являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально–хоровые навыки, чувство музыки, стиля помогает данная программа и занятия.
«Фа» – детский вокально-инструментальный ансамбль «Ритм».
Тем, кто любит современные ритмы, игру на ударниках и синтезаторах, свои двери открыл этот кружок. Цель реализуется через вовлечение в активную музыкально творческую деятельность – пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки, сообщение им теоретических знаний. Процессу воспитания способствует специально подобранный репертуар на музыку фурмановских композиторов на стихи М. Дудина. По окончании обучения по программе вокально-инструментального ансамбля подростки будут знать:
- основы музыкальной грамоты и элементарной теории музыки;
- правила техники безопасности при игре на электронных инструментах;
- типы аккомпанемента, характерные для стилей и жанров современной эстрадной, джазовой и рок-музыки (блюз, рок-н-ролл, рок-баллада, латино и т.д.);
будут уметь:
- исполнять на своих инструментах ансамблевые партии;
- исполнять стандартные аккомпанементы;
- играть в ансамбле, соблюдая звуковой баланс инструментов.
«Соль» – хор среднего звена «Вдохновение» (5 - 8 классы).
Принцип преемственности занятий хоровым искусством поддерживается в среднем звене в коллективе «Вдохновение». Программа хоровых занятий «Уроки вокального мастерства» воспитывают музыкальную и певческую культуру, развивают музыкально-эстетический вкус детей, организуют досуг и внеурочную деятельность.
Основные задачи работы вокального кружка:
- образовательные: постановка голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально - хоровым репертуаром зарубежных и русских композиторов;
- воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привитие навыка сценической культуры поведения;
- развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения;
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка и его психологическое состояние здоровья.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
«Ля» - салон сольного пения «Новые имена»
В ходе индивидуальных занятий дети овладевают вокальными и хоровыми навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного к профессиональному. Дети с салоне работают по индивидуальному образовательному маршруту
«Си» - музыкальная гостиная.
Какая школа может жить без праздников?
Встречи с творческими людьми родного города, участие в вокальных конкурсах различных уровней, проведение тематических концертов, вечеров музыки и организация фестивалей позволяет увидеть итоги работы всего Центра музыкальной культуры, всех детей.
5. Развитие детской одарённости.
Не устаю повторять, что каждый ребенок талантлив. Детям, посещающим Центр музыкальной культуры «Семь нот», даны равные условия для развития музыкального таланта. Ненавязчивое вовлечение ребенка в мир музыки, доброжелательное и поощрительное отношение педагога – условия, достаточные для того, чтобы интерес к музыкальной деятельности сохранился. Поэтому, независимо от того, каким будет профессиональный выбор ребенка впоследствии, эта работа не пройдет бесследно. Творческая одаренность позволит ему быть счастливым. Вознаграждением же для педагога станет любовь к нему его учащихся, полное взаимопонимание на занятиях, профессиональные достижения, а также желание жить, творить и видеть результат своего труда в достижениях воспитанников.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы, и конечно, учителя музыки, который ведет постоянную работу по привлечению и раскрытию одарённости детей в сфере искусства. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Работая по данной проблеме, были проведены диагностики учеников и родителей с целью определения одарённости по предмету «Музыка» (методика «Карта одарённости», тест «Неталантливых детей не бывает», анкета «Карта интересов и увлечений»). На основе полученных результатов была сформирована база данных по предмету музыка и намечен план работы с одарёнными детьми.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
План работы с одаренными детьми по предмету «Музыка»
№ | Основные направления | Сроки | Ответственные |
| |||
1.1 | Склонности учителя к работе с ОД: изучение теоретического вопроса «Особенности проявления музыкальной одаренности». Методика «интеллектуальный портрет». | Август | Учитель музыки Лобова А.А. Психолог Чеснокова О.Б. |
1.2 | Систематизация материалов и разработка Программы инновационной деятельности по проблеме: «Развитие музыкальной одарённости детей через внеурочную деятельность». | Сентябрь | Зам. дир. по УВР Румянцева Е.А. Учитель музыки Лобова А.А. |
2. Диагностическая работа. | |||
2.2 | Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности. | В течение года | Классные руководители |
2.3. | Диагностика родителей и индивидуальные беседы. | ||
2.4. | Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД по предмету «Музыка», ее пополнение. | Учитель музыки Лобова А.А. | |
3. Работа с ОД по индивидуальным планам | |||
3.1 | Определение наставников ОД в соответствии с базой данных. | Сентябрь | Учитель музыки |
3.2. | Составление индивидуальных планов работы с ОД в области искусства | 1-я неделя октября | Учитель музыки |
3.3. | Собеседование с учителями – предметниками по индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов работы с ОД. | 2-я неделя октября | Зам. дир. по УВР Румянцева Е.А. |
3.4. | Реализация индивидуальных планов работы с ОД | В течение года | Учитель музыки |
4. Творческое развитие ОД. | |||
4.1 | Участие в конкурсах, выставках, конференциях. | В течение года согласно плану ОУ | Учитель музыки |
4.2. | Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение данной электронной базы. | В течение года | Психолог |
4.3. | Организация творческих отчетов, персональных выступлений, смотров, встречи с талантами родного города | В течение года согласно плану ОУ | Заместитель директора по ВР Судакова И.С. Учитель музыки |
4.4. | Работа с родителями. | В течение года | |
5. Дополнительное образование. | |||
5.1. | Организация кружковой работы в Центре «Семь нот»: - утверждение программ кружков; - анализ кружковой работы; - экскурсии в ЦДТ и ЦДК с целью изучения работы кружков и обмена опытом | Сентябрь, в течение года | Зам. дир. по ВР Учитель музыки |
6. Методическое сопровождение. | |||
6.1 | Сбор и подготовка аналитической информации: - формирование и своевременное пополнение базы данных ОД; - отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД; - мониторинг результативности работы с ОД. | В течение года | Заместители директора, учителя – предметники, классные руководители |
6.2 6.3. | Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми. Библиотека учителя музыки: «Педагогические приемы, формирующие музыкальные способности на первоначальном этапе» | В течение года | Зам. дир. По УВР Румянцева Е.А. учитель музыки |
7. Результативность. | |||
7.1. | Итоги работы с ОД в 2012/2013 учебном году. Планирование работы на следующий год. | Май | Зам. дир. по УВР Учитель музыки |
Следует обратить внимание на то, что одаренные дети в области искусства:
- имеют более высокие по сравнению с большинством творческие возможности и проявления;
- имеют ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от участия в концертах, конкурсах и выступлениях на сцене.
Для развития музыкальной одарённости условно можно выделить следующую категорию одаренных детей:
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой творческой активностью.
Свою работу с одарёнными детьми я строю на основе принципов:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной и кружковой деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с ОД:
- групповые занятия с одаренными учащимися (вокально - хоровые группы «Гармония», «Вдохновение», «Новые имена»);
- предметные кружки («Русский фольклор», инструментальное музицирование в ансамбле «Ритм»);
- кружки по интересам («Салон сольного пения»);
- конкурсы;
- творческие отчёты;
- работа по индивидуальным образовательным маршрутам;
- исследовательская деятельность
- Программы занятий
и формы внеурочной деятельности
Программы занятий взаимосвязаны с уроками искусства и музыки, так как, я считаю, что необходимо постоянно стимулировать интерес учащихся к изучению своего предмета (рассказывать интересные истории, связанные с известными людьми; не забывать говорить слова благодарности за проделанную совместную работу, применять методы поощрения, развивать самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу учащихся, культуру и творчество).
У каждого творческого коллектива (а их семь) есть свои цели и задачи, программы дополнительного образования, которые достигаются путём совместного труда учителя (руководителя коллектива) и учащихся, занимающихся в коллективе.
1.Программа хоровых занятий «Петь в хоре может каждый!»(1-4 классы)
2. Программа хоровых занятий «Уроки вокального мастерства»(5-11 классы)
3. Программа «Русский фольклор» (2-5 классы) автор Л. Куприянова.
Стремление к общей цели мотивирует учащихся к активной совместной деятельности, что приводит к высоким результатам работы коллективов. (Приложение)
Принципы работы основаны на сотрудничестве в обучении не только как помощи ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение моих усилий и усилий учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия.
В своей работе большое внимание уделяю созданию доверительной атмосферы в коллективе. У ребят появляется желание работать активнее, выполнять требования, предъявляемые к исполнению песен, помогать младшим по возрасту ребятам. Чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности помогает дисциплинировать ребят, особенно важно это во время выездных концертов. Заранее согласовывая действия участников, можно избежать в дальнейшем конфликтных ситуаций. Развитие способности к управлению и самоуправлению формирует чувство ответственности за свои действия и поступки. Нужно чаще создавать ситуации, которые будут стимулировать учащихся возлагать на себя ответственность за конечный результат деятельности. К примеру, предложить ребятам взять на себя организацию предстоящего концерта (написать объявление, подготовить костюмы, организовать репетицию и др.). Как показывает практика, сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы ученик умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.
В своей работе использую разнообразные формы внеурочной деятельности:
- концерты и выступления;
- художественные выставки;
- совместные экскурсии, туристические походы,
- фестивали искусств и праздники;
- творческие встречи;
- спектакли в классе, в школе;
- художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме;
- конкурсы и т.д.
- Воспитательные результаты
и эффекты внеурочной деятельности.
Целостная система работы, методов и приёмов, творческих заданий, кружков по интересам, опирающихся на взаимосвязь музыки и жизни, позволит сформировать у учащихся чувство интереса к учению предмета, внутреннее влечение к активной учебно-познавательной, творчески - активной жизнедеятельности, осознать свои чувства и переживания. Свои умения школьники могут реализовывать в разнообразных и привлекательных для них видах внеурочной и досуговой деятельности. Применяемые методы и приёмы будут способствовать активизации эмоциональных творческих проявлений у детей. Сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности позволяет решать проблему занятости детей и организацию досуга. Но какими бы ни были формы работы и методы, главное, чтобы они имели ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
При создании ЦМК «Семь нот» я опиралась на интеграцию возможностей
- общего и дополнительного образования, а именно:
- разработку и осуществление совместных программ;
- проекты, отдельные дела и акций, направленные на решение воспитательных задач;
- кооперацию ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, информационными, материально-техническими и др.);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, исполнительских, концертных и др.).
Умение правильно организовывать свою работу по своему предмету «Музыка» с учётом творческих и возрастных особенностей способствует социальной адаптации учащихся в обществе и реализации поставленных целей и задач - развитию художественно – эстетических способностей детей и детской одарённости через организацию внеурочной деятельности в области музыки и искусства.
Подводя итоги нашей деятельности в Центре музыкальной культуры «Семь нот», мы наблюдаем:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний по предмету « музыка» и «искусство», этике, эстетике, культуре в повседневной жизни человека; умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей и одарённости;
- коммуникабельность (умение работать и выступать в коллективе);
- получение позитивного отношения к культуре, искусству;
- целостного отношения к социальной реальности в целом;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы;
- оказание помощи другим в выбранной сфере деятельности;
- приобретение опыта исследовательской деятельности (публичное выступление, представление результатов своей деятельности);
- умение высказывать свое мнение, не оскорбляя мнение других, проявление терпимости к другим мнениям и вкусам;
- участие во внеклассной деятельности учебного заведения, города, области;
- формирование банка данных о детях, имеющих высокие творческие способности и результаты;
- создание индивидуальных творческих портфолио, представление их общественности.
Новизна и продуктивность опыта.
Опыт не является передовым, если в нём нет новизны, он не представляет для других никакого интереса. При посещении ЦМК «Семь нот» дети получают развитие личностных качеств (опыт духовного воспитания средствами хорового искусства, организованности, самодисциплины, чувства коллективного исполнения) и творческих способностей.
- В разных кружках осуществляется внутренняя дифференциация музыкального воспитания (по музыкальным способностям).
- Материал внеурочных занятий построен с учётом возрастных изменений голосового аппарата детей, удобен для понимания и восприятия.
- Как одна из инновационных форм работы с одарёнными детьми внедряется тьюторская деятельность, которая может быть реализована с помощью различных технологий и подходов, а ей я отвожу особое место в педагогической деятельности.
- Каждое занятие имеет своё место и цель, так как разработаны авторские программы.
- Систематические занятия в ЦМК «Семь нот» мобилизируют учащихся на достижения.
- Чтобы достичь высоких результатов в работе, были спланированы индивидуальные творческие маршруты для Смирнова Ивана и Кузнецовой Юлии.
- Поддержать атмосферу любого успеха детей – одна из задач учителя для повышения мотивации занятиями хорового искусства.
Системность и эффективность реализации программы Центра музыкальной культуры «Семь нот» подтверждается достижениями моих учеников на межрегиональном, региональном, муниципальном уровнях.
Принято считать, что искусство – одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства. По словам венгерского психолога Г. Ревеша, автора трудов в области психологии музыкальной одаренности и слуха, «только в одной, исключительно в области духовной деятельности, талант обнаруживается уже в детстве в более определенной форме – в области музыки».
Задача учителя музыки не дать росткам таланта засохнуть, не получив должного питания. Талант очень хрупок. «Ему можно препятствовать, можно калечить и извращать - или же можно способствовать, развивать и усиливать» (Юнг Карл Густав)
Приложение
Повторяемость успехов
Центра музыкальной культуры
«Семь нот»
Конкурс | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Межрегиональный песенно – поэтический фестиваль М. Дудина «Сей, зерно!» | участие | Диплом 3 степени | Диплом 2 степени | лауреат | Диплом 2 степени | Диплом 1 степени | ||
Областной фестиваль детского творчества «Звёздный хоровод» | Диплом 1 степени | Диплом 1 степени | Диплом 2 степени | Диплом 1 степени | Диплом 2 степени | |||
Областной фестиваль детского творчества «Рождественский подарок» Номинации литературное и музыкальное творчество | участие | победа | победа | победа | победа | победа | победа | победа |
Областной фестиваль детского творчества «Светлый праздник». Номинации литературное и музыкальное творчество | победа | участие | победа | победа | победа | лауреат | победа | |
Областной Бальмонтовский фестиваль «Солнечный эльф» Номинация литературно – музыкальная композиция | призёр | лауреат | лауреат | |||||
Региональный фестиваль – смотр школьных хоров «Молодые голоса» | участие | участие | Диплом 3 степени | |||||
Областной конкурс исполнителей песен на иностранном языке «Музыкальная мозаика» | участие | участие | ||||||
Районный конкурс «Сударыня масленица!» | Диплом 1 степени | Диплом 2 степени | Диплом 1 степени | Абсолютный победитель | ||||
Всероссийский конкурс «Звёзды нового века» | Лауреат 3 степени | |||||||
Всероссийский фестиваль дарований «Большая перемена» | Диплом 1 степени | |||||||
Областной конкурс патриотической песни «Славим Россию!» | Лауреат 3 степени |