Игровые приемы на уроке музыки
Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми.Предлагаю рассмотреть некоторые возможные на уроке искусства игры и проанализировать их с точки зрения дидактического смысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_na_uroke_muzyki.doc | 154.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игровые приемы на уроке музыки
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.
Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В этом и содержится её феномен: являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в модель воспитания.
Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Дело учителя - видеть в каждой идее потенциал, способствующий реализации образовательных целей, поскольку дидактические игры дают возможность смоделировать иногда очень сложное понятие, которое в игровой ситуации становится весьма доступным.
Важно отметить два аспекта, связанных с подобными формами деятельности на уроке.
1. Если учитель начинает «играть» на уроках, то нужно это делать регулярно, чтобы превратить такую деятельность в постоянную практику, а не экзотическое явление, что, как правило, бывает, когда это делается в первый - второй раз. Игровые формы должны стать естественными настолько, чтобы при необходимости заменить скучную, надоедливую и однообразную учебную работу и не выглядеть при этом развлечением и расслаблением от интеллектуального труда. Это - не просто игры, а дидактические игры, то есть особые формы учебной работы, идущие от природы ребенка, естественные для него.
2. Не нужно объявлять ученикам: «А сейчас (сегодня) поиграем!» Еще не факт, что состоится именно игра, а неискусственно-натужное «сооружение» учителя, которое ученики вынуждены будут поддерживать... Это должно осуществляться как естественная часть урока искусства, как одна из форм работы. Если ученики к концу занятия вдруг придут к выводу, что они играли- значит, игра получилась. А если дети уйдут с урока как обычно и наследующем уроке и не вспомнят о том, что они делали на предыдущем занятии — значит, ничего не вышло, нужно думать, почему. Как правило, ответ — в учителе...
Итак, рассмотрим некоторые возможные на уроке искусства игры и проанализируем их с точки зрения дидактического смысла.
1.«Пересмешник»
Игра рассчитана на учащихся 1-2 классов. Цель игры - развитие чувства ритма и слуховой памяти.
Учитель объясняет правила игры, объясняет, каким должен быть заданный Дятлом ритмический рисунок. Говорит о том, что сто основой может быть ритм знакомой мелодии, танца или просто придуманный, что он не должен быть слишком сложным и длинным. Приводит примеры ритма; прохлопывает, простукивает его вместе с детьми (ритмические образцы см. ниже). Показывает положение корпуса, движения рук, кистей, пальцев при хлопках и простукивании. Обращает внимание на то, что извлеченный звук должен быть легким и звонким, а аппарат при его извлечении незажатым, свободным. Пропевает с учащимися фрагменты песен (со словами и без них), простукивая попутно ритмический рисунок.
После предваряющего игру объяснения учащиеся делятся на две равные группы: одна - Пересмешники, другая - Дятлы. Первый Дятел карандашом (палочкой) выстукивает ритмическую фразу, которую должен точно повторить первый Пересмешник. Если ритм повторен точно, Пересмешник зарабатывает очко, а первый Дятел передает карандаш следующему Дятлу и совершает "круговой полет" как бы в поисках ответившего ему Дятла. Новые ритмические рисунки для того же первого Пересмешника выстукивают второй, третий и т.д. Дятлы. В случае ошибки Пересмешник выбывает из игры, получив соответствующее правильным ответам количество очков. То же происходит со вторым, третьим и т.д. Пересмешниками.
Игра проводится два раза. Во второй раз учащиеся меняются ролями: бывшие Дятлы становятся Пересмешниками, и наоборот. Подсчет очков производится после второго тура, когда все учащиеся побивали в обеих ролях. Выигрывают Пересмешники, набравшие наибольшее количество очков.
Ритмические образцы
Примеры даются в порядке усложнения.
2. «Море»
Игра рассчитана на школьников 1-2 классов. Цель игры - привитие навыков слушания музыки и адекватной передачи ее пластики и ритма в движении, стимулирование творческой фантазии.
Учитель рассказывает о море, демонстрирует репродукции, показывает, как летают птицы, как движутся волны, облака. Затем прослушивают музыку ("Море" К.Дебюсси).
Учащиеся делятся на три группы: I - волны, II - птицы, III - облака. С помощью учителя уточняются основные движения (здесь все зависит от вкуса, музыкально-пластических способностей преподавателя, его фантазии).
Затем начинается собственно игра. Звучит музыка, и "волны", стоя на месте, плавно колышатся. По знаку учителя пролетают не спеша "птицы", и в конце медленно "наплывают" "облака". Движения должны быть очень свободными, импровизационными, непосредственными, не похожими на хореографию - чтобы ничто не создавало напряжения, трудностей, не отвлекало от слушания музыки. Должно быть ощущение полной свободы.
Анализ.
По окончании звучания музыки, когда игра закончена, полезно устроить обсуждение - у кого лучше, красивее получился образ. Игру целесообразно через какое-то время повторить, меняя музыку, а соответственно название, сюжет игры и ее персонажи, например: "Волшебное озеро" (А.Лядов "Волшебное озеро". Персонажи - растения, рыбы, русалки, звезды), "Пробуждение природы" (В.Калинников, 1-я симфония, II часть. Персонажи - туман, травы, цветы, солнце).
1. «Видимо-невидимо»
Учащиеся работают по группам (командам). Каждая группа (5-6 чел.) садится вокруг одного или трех плотно сдвинутых в компактный прямоугольник столов. Перед ними лист бумаги (один на группу), ручки (карандаши).
Вариант 1. К примеру, у учителя стоит задача дать детям сведения о жизненном и творческом пути композитора (или об истории создания какого-либо произведения).
Он заготавливает плакат, на котором разными цветами, в разных направлениях, вдоль и поперек листа, разными шрифтами написаны основные сведения, которые он мог бы изложить в своем рассказе (см. приложение №1). После краткого вступительного слова («Сегодня мы постараемся узнать о композиторе, почему он считается великим мастером... Для этого мы сделаем вот что...», но только не «Сегодня мы будем играть в дидактическую игру») на доску вешается этот плакат. Детям предлагается некоторое время для его изучения.
Кто желает, может для этого подойти к доске к плакату. Время заранее объявляется и может отслеживаться по часам (с будильником), по секундомеру, по звону колокольчика, или по счету учителя (пять... четыре... три... два... один... Закончили!)
Затем плакат снимается, и команды должны на своем (одном!) общем листе записать то, что они запомнили (об этом их следует предупредить перед вывешиванием плаката). Под записями подводится черта. Команды обмениваются листами, сверяют чужие записи со своими, дописывают под чертой свои дополнения (другим цветом).
Листы возвращаются, проверяются авторами, которые отмечают повторы или незамеченные слова (например, обводят их). Опять обмениваются листами и подсчитывают результаты по баллам - кто больше сведений запомнил, кто больше дополнил, кто допустил меньше промашек в процессе проверки. Далее вывешивается учительский плакат и сравнивается с листами, где выписываются отсутствующие сведения. Подводится итог.
Вариант 2. Группы-команды изготавливают такие плакаты сами (например, анализ выразительных средств произведения; ассоциативные образы) во время урока. После этого меняются местами, запоминают, что написано в «чужом» листе, возвращаются и дописывают. Затем обмениваются листами, проверяют и оценивают.
Критерий оценки: а) подсчет по баллам; б) заранее объявленное педагогом условие, что три четверти определений - это «4», свыше - «5»; в) иная форма оценки, по усмотрению учителя, главное, чтобы у нее были объективные, известные ученикам критерии.
Анализ.
Конечно, учителю гораздо легче и быстрее изложить такие сведения (т.е. информацию) самому. И первое возражение, которое может сразу возникнуть: у нас и так один час в неделю, мы не успеваем дать весь необходимый материал. А тут еще такая потеря времени на всякие игры!
Но если мы подумаем о тех, кто должен «взять» то, что мы тик хотим «дать», порой буквально втискивая в каждую секунду времени урока максимум информации? Причем, вспомните какой восторг это вызывает у коллег проверяющей администрации: «Учитель так много успел сделать на уроке!». А ученики-то? Они - успели взять?
Уже первый опыт дидактической игры «Видимо-невидимо» дает результат небывалый при традиционных формах. Конечно, дети хорошо запомнят то, что они целенаправленно запоминали (причем не для учителя, а для себя и своей команды!), а потом несколько раз придирчиво проверяли и у себя, и у соперников...
Очень важно, насколько значимые, содержательные фразы напишет учитель на плакате. Ведь они должны отразить самое главное о том предмете, образе или явлении, которому посвящена работа.
Следует предупредить, что сразу дидактической игра может не получиться, как любое новое, неосвоенное дело. Но очень быстро к этому привыкают. Причем этим совсем не обязательно заниматься весь урок, а можно посвятить лишь его часть.
Не стоит бояться слишком интенсивной активности детей - конечно, с точки зрения традиционной педагогики свободно и естественно чувствующие себя дети на уроке могут выглядеть «странно», особенно, когда работают подобным образом первый раз... То, что мы называем дисциплиной, в такой ситуации управляется хорошим темпом, четкостью организации и ясностью критериев оценки. У детей, занятых интенсивной интересной работой, проблем с дисциплиной не бывает.
Представьте: на одном таком уроке в класс входит завуч и застаёт активную работу групп учащихся за столами. Они увлеченно перешептываются, обсуждают, спорят, советуются друг с другом, учительница, тихонько подсев к одной из групп, с интересом наблюдает за работой детей. Завуч предельно возмущена: «Это что за безобразие! Дети на уроке разговаривают, ведут себя вольно! А учитель - не на месте!!!» Что тут скажешь… Остается надеяться, что время таких завучей проходит.
Однако вернемся к игре и продолжим анализ.
Почему на листе фразы лучше написать разным цветом, шрифтами и в разных направлениях? Ясно, что так от лучше запоминаются.
Ограничение по времени необходимо для того, чтобы ребята сосредоточились и работали целенаправленно. Если кто-то не успевает, то это тут же скажется на результатах команды и заставит в следующий раз работать более собранно. Практика показывает, что в этом отношении ученики учатся просто моментально: стоит только два-три раза провести игру - и вы не узнаете детей. Таким образом, одновременно с усвоением материала урока происходит развитие умения сосредоточиться, эффективно расходовать время, работать в сотрудничестве с другими, прислушиваться к их мнению, отстаивать свое, находить компромиссные решения.
Обмен листами, местами есть ни что иное, как диалог между группами в увлекательной для учеников форме переписки.
2. «Партитура чувств» («Волшебная палочка»)
Вариант I. После прослушивания музыки происходит ее «анализ» следующим образом: один ученик, беря в руки «волшебную палочку», преображается, выражая эмоциональное состояние, которое было в музыке начале, затем передает палочку, глядя ему в глаза, другому ученику, который, принимая палочку, «принимает» эмоциональное состояние. Затем он поворачивается или подходит к следующему (по собственному выбору) ученику, которому «передает» следующее состояние, которое он слышал в музыке и т.д. В результате получаете «партитура чувств», лежащая в основе содержания прозвучавшей музыки, выраженная учениками. Если ученик, которому передают палочку, не согласен с тем, что чувство именно такое, какое выражает «волшебник», он возвращает ему палочку. И наоборот, «волшебник» может забрать палочку назад, если видит, что ученик, получающий палочку, не «слышит» чувство, которое ему передает «волшебник».
Тот же смысл действий может осуществлять один ученик с каждым из избранных учащихся, а не по «цепочке» от одного учащегося к другому. В этом случае «волшебнику» придется выражать всю «партитуру чувств» целиком, а остальные могут соглашаться с его трактовкой, принимая палочку и повторяя эмоциональное состояние, либо не соглашаться и сразу возвращать палочку. «Волшебнику» в таком случае придется либо изменить свои мысли, либо обратиться к другому ученику. Если никто не согласен с «партитурой» волшебника, ему приходится «сдаваться» - он кладет палочку на стол, и ее берет тот, кто сумеет выполнить задачу, становясь «волшебником».
Вариант 2. То же самое, но - по командам перед зрителями. Результат - у кого точнее и выразительнее партитура.
Вариант 3. То же, но в виде загадки: «партитуру чувств» какого произведения воплотила (исполнила) группа учеников.
Оцениваются положительно ученики, сумевшие воплотить «партитуру чувств».
Анализ
Учащиеся воспринимают сущность эмоционального в мышлении и фиксируют его логику. Если проводить такую работу регулярно, то дети избавляются от излишнего эпатажа или стеснительности и начинают относиться к такой работе вдумчиво. В зависимости от того, когда учитель даст задание - до знакомства с произведением или после него, результаты будут разными.
Если задание дается перед слушанием, просмотром или чтением, сам процесс восприятия будет весьма сосредоточенным.
3.«Шапка вопросов»
Вариант 1.
Углубление знаний учащихся о каком-либо произведении искусства, художественном стиле и т.д. После знакомства с произведением дети должны написать записку с тремя вопросами (их суть лучше написать на доске или плакате-памятке):
- 1.Вопрос «на знание текста», свидетельствующий о том, что я знаю эту музыку, литературное произведение и.т.д. - ситуация знающего и проверяющего других ученика.
- 2.Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать - ситуация незнающего, но желающего узнать ученика.
- 3.Вопрос - просьба дать совет (на выяснение другого мнения о произведении по сравнению со своим) -ситуация сомневающегося, советующегося ученика.
Все записки складываются в шапку, перемешиваются и вытаскиваются по одной каждым учеником, который отвечает. Возможен обмен записками.
Записки могут быть без подписи или, наоборот, в виде заранее подготовленных визиток, или особой бумаги (в случае, если «шапка вопросов» становится регулярной). Оценивается «интересный» вопрос и «интересный» ответ в баллах.
Вариант 2. Устный вариант.
В шапке визитки или записки с фамилиями и именами учеников.
Чью записку или визитку вытащат, тот задает вопрос. Затем вытаскивается визитка ученика, который должен на вопрос ответить.
Или вытаскивается визитка ученика, на чей устный вопрос надо ответить.
Анализ
Подобная работа в ряде случаев может заменить анализ, разбор, произведения после его восприятия. Ведь для того, чтобы сформулировать вопросы, ученику нужно спроектировать в уме возможные ответы и представить себе содержание тех областей, где эти ответы могут быть найдены другими.
Задавать вопросы - это такое же ценное умение, как и давать ответы.
«Шапка вопросов», объявленная перед слушанием, просмотром или чтением, является эффективным способом организации процесса восприятия искусства.
4.«Команды-загадки».
Работа малыми группами.
Каждая группа описывает на листке бумаги последовательность движений, составляющих действие (только движений!), которое выражает определенный характер или явление искусства.
Например: «спину согнуть, голову опустить, руки прижать к груди, слегка поднять ногу и мягко поставить ее на землю, то же самое сделать другой ногой и так 8 раз. Потом спину немного разогнуть, голову приподнять, и 8 раз поднять поочередно ноги повыше. Потом разогнуть спину, выпрямить голову, развести руки и 8 раз поднять поочередно ноги высоко от земли. Потом поднять руки высоко, показать зубы, поочередно 8 раз поднять ноги и сильно топнуть о землю 8 раз. Потом то же самое сделать в два раза быстрее 16 раз. Потом все сделать еще в два раза быстрее и в два раза больше...» («В пещере горного короля» Э.Грига).
Или: «берем ручку или карандаш, ставим на лист бумаги, затем делаем круг вправо и возвращаемся к первой точке, но немного левее. Потом резко проводим линию вверх немного вправо, останавливаемся, ведем маленький полукруг влево и резко проводим длинную линию в самый низ, останавливаемся и делаем такой маленький хвостик влево и ставим точку» (скрипичный ключ).
Затем группы обмениваются листами, выполняют действия и отгадывают.
На обратной стороне пишут свое мнение о точности, подробности, верности перечисленных движений. Ставят оценку.
Анализ
Выполнение такой работы приводит к очень тщательному проникновению учащихся в тонкости произведения, в каждую его деталь, которую надо перевести на другой, пластический, язык.
5. «Ожившие модели».
Вариант работы «Шапка вопросов».
На карточках - названия музыкальных инструментов, выразительных средств (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр, виды интонаций, виды развития и т.д.). Учащиеся работают по группам, соревнуясь, кто лучше покажет то, что посыльный вытащит из шапки.
Анализ
То, что переведено на иной (в данном случае пластический) язык, лучше усваивается.
6. «Музыкальный конструктор»
Вариант I. На карточках - графическое или нотное изображение интонационных мелодических и (или) ритмических «формул».
а) подготовительный этан: какой-либо текст (лучше диалог в виде реплик), напечатанный на бумаге, разре-зать и перемешать. Затем каждая группа восстанавливает его, руководствуясь смыслом. Затем получает карточки с интонационными «формулами» и конструирует из них музыкальную фразу, озвучивает и определяет ее смысл (или его отсутствие). Возможен вариант, когда одна группа конструирует, другая - озвучивает и находит смысл. Результат - осмысленность «конструкции».
б) определяется замысел (выразить стремление, настойчивость, порыв, призыв, либо задумчивость, разочарование и т.д.). Каждая команда его «конструирует» и озвучивает. Оппоненты оценивают результат.
в) «вырастить» разный смысл из одной интонации, озвучить результат.
г) какая команда «вырастит» из нескольких интонационных «формул» как можно больше осмысленных ва-риантов.
д) интонационные загадки.
е) собрать знакомую мелодию из интонационных «формул».
ж) интонационный «диалог» между командами: каждая команда оставляет на своем столе интонацию
(вопрос, жалобу), меняются местами и конструируют ответ. Затем возвращаются к своим столам и продолжают
диалог. Работа ограничена временем. По его истечении побеждает та команда, у которой окажется более
выразительная и осмысленная фраза после озвучивания.
з) на доске запись знакомой фразы (состоящая из 2-4 предложений) графически, ритмически или нотами.
Она исполняется, затем разрезается по карточкам и реконструируется: каждая группа - свою фразу, или один и
тот же вариант в двух (или нескольких) экземплярах.
Вариант 2. На карточках - набор слов (лучше всего случайный), из которых нужно составить фразу, выписывая ее на листе бумаги. Разрешается менять время, падеж, порядок слов. (Оценка результата по способности уложиться в определенное время).
Затем команды меняются местами, каждая забирает одно слово на карточке и возвращается на свое место, где необходимо переформулировать фразу и написать ее на листе, исходя из новых условий. Потом опять меняются местами и снова забирают слово и т.д. Выигрывает тот, кто, дойдя до минимального количества слов, сможет сохранить смысл фразы.
Вариант 3. Одно из ряда слов (лучше всего случайного подбора) выбирается как главное «действующее лицо» (посланником из другой команды). Нужно сформулировать фразу целиком с использованием всех слов. Результат - по затраченному времени.
Анализ
Все формы работы направлены на осознание интонации как носителя смысла музыки, а также понятия «интонационное (смысловое) зерно».
7. Сочинение (импровизация) в выбранном стиле.
Вариант 1. Предлогом для начала работы могут служить - воспоминания о вчерашнем, сегодняшнем дне, каких-то всем известных событиях. Назвать предмет, олицетворяющий событие. Выбрать о нем несколько ключевых слов. Кто составит из них предложение? С каждым из слов - свое предложение? Теперь рассказать о каждом предложении. Теперь соединить это в единый рассказ.
Вариант 2. Каждая группа выбирает определенный стиль (художественный, или стиль конкретного автора) и выполняет вышеизложенные задания письменно на листе бумаги в своем стиле.
Оценка: соблюдение условий работы и стилистическая выраженность.
Анализ
Учащиеся получают представление о внутреннем механизме творческого процесса, осознают роль выразительных средств в их связи с содержанием искусства, углубляют представление о сути понятий вариативности, множественности трактовок, стиля.
8. «Фраза с заданными словами (репликами, обстоятельствами, позой, жестом -
Кто? Как? Где? Когда? Почему?».
Работа по группам. Дано слово или реплика (обстоятельство, поза, жест, музыкальная интонация). Его (ее) надо оправдать ситуацией, выдумать действующих лиц, поведение, найдя подходящую цель и мотив, психологическое оправдание, предложить - зачем и кому оно может быть адресовано.
Каждая группа (ученик) излагает или демонстрирует свой вариант. Труднее - когда один человек (одна группа) создаст разные трактовки одного и того же слова, обстоятельства и т.д.
Анализ
На уроке музыки такая игра подготовит детей к содержательному анализу произведения.
9. «Ведущее слово» («Лейтслово»).
«Лейт» (нем.) - ведущий. «Лейтслово» - ведущее слово.
Определяется (можно из «шапки») какое-либо слово, слог, междометие - «уже», «еще» и т.д.
Ведется диалог (между группами, между учащимися), одна сторона своими вопросами, аргументами стремится увести разговор от заданного слова, другая сторона должна ответить, обязательно вернув разговор к ситуации, когда употребление заданного слова кажется необходимым и оправданным по смыслу.
Анализ
Эта очень простая игра пользуется большой любовью у детей. Она может подготовить их к восприятию и осознанию понятий «лейтмотив, лейтинтонация, лейттема».
10. «Зеркало».
Во время звучания музыки учащийся (более интересный вариант, когда работу выполняют одновременно двое учащихся, которые не видят друг друга) «отражает» как в зеркале все подробности содержания музыки всеми возможными способами: пластикой, рисунком... Зрители, слушая, наблюдают, чистое ли зеркало или «кривое».
То же самое можно сделать после внимательного изучения произведения изобразительного искусства.
Анализ
Данное упражнение предусматривает внимательное, до малейших тонкостей, изучение произведения искусства и его личностное проживание.
Также учащиеся осваивают на практике понятие «искусство - язык чувств», «многообразие трактовки произведения искусства».
11. «Звучит не звучит» (живое не живое)
Дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол (или ладони на колени). Кто-то начинает называть разные объекты (птица, стол, скрипка, облако), и, назвав его, поднимает палец (ладони) вверх и быстро опускает (если этот объект может звучать, если не может, то ничего поднимать не надо). Если есть «единоличники», чье мнение идет в разрез с общим мнением, они дают пояснение. Говорить могут либо по очереди, либо «провинившиеся».
Анализ
Данное упражнение на уроке музыки можно использовать при изучении темы « Что такое музыка», «Музыкальный образ».
12. «Воздушное письмо».
Ведущий стоит спиной к классу пишет по воздуху, к примеру, «вальс цветов» (учащиеся повторяют за ведущим, чтобы лучше понять написанное).
Затем показать учащимся иллюстрацию, или букет цветов. Следует решить, где образ более музыкальный по природе (конечно, написанный по воздуху, потому что он ближе к особенностям существования музыки. Объяснить, почему).
Такая форма может использоваться как особый способ подачи информации. И даже - «узаконенной» подсказки. Можно писать не только рукой, но и плечом, головой, ногой, коленкой. Усложненный вариант - в зеркальном отражении.
13. «Знаки препинания»
(«речь из цифр»: «тарабарский язык»: «сценки с междометиями»).
Какими известными письменными знаками наиболее точно можно записать содержание музыки? Знаками препинания (!!!.... !!!.......... ?...?!!!....,...?...?!!!...., !!!.............. !!! …………. !!! ! ! ?-начало 5 симфонии Бетховена, записанное учащимися 7 класса). Возможны подобные записи в виде загадок какого-либо произведения. Полезно после отгадывания изменить знак препинания и проанализировать, к чему это приведет.
Можно провести диалог меду командами по поводу какого-либо общего дела на «тарабарском» языке или «речью цифрами», когда главным носителем смысла остается только интонация. Возможны загадки: исполнение таким образом известных всем стихов. Можно сочинить таким способом сюжет для музыки и затем проанализировать, какое произведение ближе всего по содержанию к данному замыслу.
Анализ
Очень увлекательная и полезная работа для осознания интонационного смысла и эмоциональной природы искусства. В итоге к интересным результатам может привести предложение, адресованное ученикам - решить, какой из этих вариантов наиболее точно может передать содержание музыки.
Можно таким образом записать собственную импровизацию, затем ее продемонстрировать всем и исполнить.
14. «Тело в деле»
Вариант I. Группа учащихся задумывает сюжет (литературный, живописный, музыкальный) и замирает в «фотографии». Другая группа принимает такое же положение и пытается продолжить сюжет по-своему. «Отомри» - сигнал для первой группы, которая показывает задуманный сюжет. Критерий оценки: смогли ли оппоненты проникнуть в задуманный сюжет?
Вариант 2. Группы задумывают друг другу и изображают сюжеты произведений изобразительного искусства.
Вариант 3. Каждая группа придумывает и разыгрывает свой вариант продолжения событий, воплощенных в произведении искусства в виде диалога между группами.
15. «Рассказ по карточкам»
Вариант 1. Какое-либо произведение искусства - вызывает к жизни коллективное сочинение рассказа по кругу, каждый говорит только по одной (две фразы), которая продолжает рассказ предыдущего.
Вариант 2. То же самое, только каждый говорит свою фразу, начиная с глагола, определяющего действие героев, или со слова, определяющего характер происходящего и его действующих лиц.
Вариант 3. Из «шапки» вытаскивается билетик, на котором написаны междометия: ах, ох, а-а-а, м-м-м и т.д. Каждому междометию предшествует какое-либо событие, которое следует смоделировать.
Анализ
Учащиеся на практике овладевают понятиями развитие, драматургия, искусство - язык чувств, множественность трактовок.
16. «Пауза».
Вариант 1. Один из учащихся (или два одновременно, или команда) изображают какое-либо действие и замирают в паузе. Другой ученик (или группа) должны пояснить ее смысл и продолжить действие, которое потом сравнивается с авторским вариантом значения и продолжения действия, который тот также демонстрирует.
Вариант 2. Исходя из содержания произведения искусства, учащимся выстраивается смысловая пауза. Следует объяснить ее смысл другим учащимся.
Вариант 3. Изображается пауза. Следует определить, какое действие ее вызвало.
Анализ
Упражнение способствует овладению понятиями «смысловая пауза», «множественность интерпретаций», «развитие», «драматургия», развивает способности «внутреннего» монолога.
17. «Превращение» (предмета, комнаты)
Во что прозвучавшая музыка может превратить, к примеру, классную комнату, кресло, книгу и т.д., и наоборот, во что эта скульптура может превратить музыку. Следует это либо изложить письменно, либо выразить в движениях, либо в цвете, линиях, зрительных образах.
18. «Пять органов чувств» (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание = логика «думающего органами чувств»!)
Вариант 1.
1. Каждый ученик (или группа) задумывает какой-либо персонаж (всем известный) и показывает, как он может видеть, слушать, пробовать, ощущать запах и осязать. Другая группа должна отгадать персонаж. Можно предложить ряд персонажей заранее, один из которых будет изображаться. Нужно угадать, какой именно.
2. Далее для этого персонажа из «шапки» достается одна, две, три карточки с написанным или
нарисованным (нос, глаз, рот, ухо, пальцы) заданием. Учащийся (или группа) с помощью выражения заданных
органов чувств исполняет сюжет, историю. Нужно отгадать содержание этой истории.
3. Далее воплощается содержание музыкального, живописного, литературного произведения языком одного (или нескольких заданных) органов чувств.
Вариант 2. Выбираются переводчики. Произведение искусства каждый переводчик «переводит» на язык своего чувства.
Вариант 3. Одна группа исполняет «переведенное» на язык другого или других чувств известное произведение искусства, которое другая группа должна узнать. Примечание: на первом этапе лучше играть «по одному» органу чувств, так, чтобы каждый ученик сыграл все варианты. Потом количество вариантов постепенно увеличивать, в результате чего, как правило, получается целая сценка.
Анализ
Такой вид деятельности дает представление о том, что чувствами можно думать, и создает условия для практического овладения учащимися логикой такого процесса — как можно правдиво прожить задуманную историю таким образом, как можно таким образом общаться.
19. «Озвучиватель» иллюстраций, картины, диафильма (звукорежиссер)
Вариант I. Придумать звуки, шумы, соответствующие какому-либо произведению изобразительного или литературного искусства.
Вариант 2. Учащиеся одной группы исполняют звуковое сопровождение какой-либо сценки, ситуации или известного произведения, которые нужно угадать, определив «что», «где», «когда».
20. Отдельные организационные приемы
- 1)«Источник» - учебник, иллюстрация, или книга в условиях нехватки экземпляров кладется на первые парты, каждый подходит, рассматривает, запоминает (например, первую и последнюю страницу, строчку и т.д.). Затем все работают по памяти, в итоге проверяют, подойдя к источнику, сгрудившись всей командой вокруг него.
- 2)«Распределение по командам» - может происходить по разрезанной открытке, эмблеме, словесному или нотному тексту.
- 3)«Найди букву» - для организации «блуждания» (осваивания пространства произведения). Выбирается какая-либо буква (см. «Слова на одну букву») и выписываются (или произносятся по «цепочке») слова с этой буквой, обозначающие предметы, допустим, на исследуемом живописном полотне. Кто больше всего слов выписал или кто остался последним звеном «цепочки», тот выиграл. Эта работа приводит к тому, что в поисках нужных слов учащиеся скрупулезно осматривают и замечают все, даже самые малейшие, детали живописного полотна.
- 4)«Слухачи» - (работа с информацией, вопрос-ответ). Одна группа уединяется и распределяет между собой строчки слов песни, стихотворения, фразы с информацией о чем-либо, затем возвращается и все члены группы произносят одновременно каждый свою часть текста. Другой группе нужно суметь в этой «мешанине» услышать и понять смысл. Члены другой группы могут ходить вокруг говорящих и «выуживать» сведения, складывая их в строчку.
- 5)«Бумажный мячик» - можно скатать из бумаги (газеты) плотный бумажный мячик и, задавая вопрос, кидать его, например, ученику, а тот, отвечая, возвращает его учителю или кидает тому, кто знает ответ (вариант - см. «Волшебная палочка»).
- 6)«Слова на одну букву» - после прослушивания музыкального произведения или знакомства с произведением изобразительного искусства (а также любого другого вида искусства) команды соревнуются между собой, кто больше слов, в составе которых имеется определенная буква, напишет на листке бумаге. Буква определяется разными игровыми способами, к примеру так: один человек про себя говорит алфавит; другой в какой-то момент хлопает в ладоши и буква, на которую «попал» хлопок, произносится вслух. Можно заменить форму выписывания слов на листочке формой «цепочки»: по очереди, члены то одной, то другой команды произносят по слову, как бы перебрасывая мяч. Кстати, можно мяч и использовать, просто плотно скатав его из газеты. Команда, за которой останется последнее слово, победила.
- 7)«Изготовление индивидуальных визиток» - творческая работа для учащихся в виде домашнего задания. Иногда дети просто приносят специальные маленькие блокнотики со страницами определенного цвета, формы или с определенным, водяным рисунком. Визитки нужны во многих дидактических играх.
- 8)«Эмблема» - на уроке музыки это может быть запись интонации (графически, ритмом, звуковысотными обозначениями, нотами или ассоциативными образами - решают сами ученики). На МХК - более широкий выбор средств. Противоположное задание - прочитать эмблему других учеников. Можно создать эмблему композитора, стиля, эпохи, отдельного произведения.
- 9)«На одной ножке» - учащийся должен высказать свою мысль, пока стоит на одной ноге. Это развивает у учеников способность к лаконичному и точному изложению своих мыслей.
- 10)«Работа в образе» - весь урок учащийся работает в избранном или каким-то образом определенном стиле: «Гений», «Роскошная девица», «Вождь», «Серая мышка», «Наглый малый», «Фома неверующий» и т.д.
- 11)«Работа по цепочке» — учащиеся должны найти странные предметы, положения, ситуации в осматриваемой картине и называть их, передавая «эстафету» по цепочке другой группе. Группа, прервавшая цепочку (не сумевшая найти «странность»), считается проигравшей.
*Материал разработан на основе хрестоматии игровых приемов обучения. В.М.Букатова, А.П.Ершовой «Я иду на урок».
*Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики/ А.В.Копылова. - М.:Тач Маркетинг, 2004. - 279 с: ил.
*Галкина В.Л. Творческая лаборатория учителя музыки: Учебно-методическое пособие.- Чебоксары, 2003. – 122с.
*Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.
*Затямина Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие.- М.: Глобус, 2007 г. – 170 с