Особенности первого года изучения музыкальной литературы
Современная методика преподавания музыкальной литературы ставит на первое место воспитание гармонически развитой личности.
«Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности» (Лернер).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). (Младший школьный возраст 6,7 – 10,11. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: детям предъявляются новые требования, они получают новую социальную роль – ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В это время у ребенка меняется восприятие своего места в системе отношений. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_lit._osobennosti_pervogo_goda_obucheniya.docx | 21.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности первого года изучения музыкальной литературы
Успехи эстетического воспитания зависят от того, насколько глубоко раскрывается перед учеником природа прекрасного.
В.А. Сухомлинский
I Вступление
Современная методика преподавания музыкальной литературы ставит на первое место воспитание гармонически развитой личности.
«Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности» (Лернер).
II Возраст учащихся
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс). (Младший школьный возраст 6,7 – 10,11. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: детям предъявляются новые требования, они получают новую социальную роль – ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В это время у ребенка меняется восприятие своего места в системе отношений. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
- Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
- Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
- Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение младших школьников к отметкам).
- Происходит смена распорядка дня.
- Изменяется система взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми.
С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянуться вверх, наблюдается дисгармония в их физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребёнка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Самим надо прочитать про внимание, восприятие, речь)
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс). (Младший подростковый возраст 10-12 лет. Период перехода детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но отступает на задний план. Главная потребность подростка - найти своё место в обществе, быть «значимым» - реализуется в обществе сверстников. Ведущая деятельность этого возраста — интимно-личностное общение со сверстниками. В ней формируется самосознание - как основное новообразование возраста. Динамика мотивов общения со сверстниками:1) 10-11 лет — желание быть в среде сверстников, участие в совместной деятельности; 2) 12-13 лет - стремление занять определённое место в коллективе сверстников; 3) 14-15 лет - стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.
Поведенческие реакции подростка: 1) реакция отказа; 2) реакция оппозиции, протеста; 3) реакция имитации; 4) реакция компенсации и гиперкомпенсации; 5) реакция эмансипации; 6) реакция группирования; 7) реакция увлечения; 8) реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением).
Качество современного урока в значительной мере определяется активностью учащегося. Проблема активности решается благодаря интересному построению урока, применению методов вызывающих у учеников живой интерес, и несомненно индивидуального подхода учителя к каждому ученику. Учителю важно знать своих учеников, помнить об их сильных и слабых сторонах, интересах, склонностях, уметь проникнуть в мир ребёнка, оптимистически оценивать каждого.
III Творческий подход
Акцентирование творческого подхода к занятиям обусловлено не только творческой природой самой музыки, внимание к творческой деятельности обусловлено её местом в процессе становления личности.
Песталоцци говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Объект познания надо актуализировать (приблизить его к человеку). Деятельность ребёнка направленная на создание «нечто нового» можно истолковывать как детское творчество. Наибольший простор для его использования на уроках музыкальной литературы возникает в 1-ый год обучения. при изучений явления музыкального творчества, различных жанров народной и профессиональной музыки, выразительных средств музыкальной речи, структуры произведений, инструментами. Здесь выявляется синтетическая природа предмета, его связь с изобразительным искусством, историей и литературой. Благодаря этому ученик получает возможность быть причастным к музыке, живописи, поэзии и другим видам искусства.
Именно комплекс искусств помогает облегчить процесс приближения к каждому из них. Многое может дать ребенку сопоставление разных видов искусства на уровне образности, используя для этой цели аналогии на основе знакомых и несложных образов типа зарисовок пейзажей и настроений сказочных персонажей и так далее.
Некоторые типы творческих заданий для применения в младших классах:
1) Концертная страничка (Пение или игра на шумовых ударных инструментах несложных пьес).
2) Решение загадок, кроссвордов, несложных ребусов.
3) Сочинение и исполнения произведения (например: былины, музыкальной открытки к какому-нибудь празднику).
4) Составление коллекции из произведений различных видов искусства по теме (пейзаж, настроение, портрет и так далее).
5) Исполнение театральных сценок, постановок (например: постановка сказки о выразительных средствах музыки).
6) Построение «Музыкального домика». Фундамент это фактура произведения; Стены это средства музыкальной выразительности, такие как динамика, регистры, штрихи, размер, ритм и так далее; Крыша это образ произведения; Дым из дымоходной трубы это жанр произведения.
Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений, того что было сочинено на уроке. Формы проведения таких мероприятий:
- урок – концерт;
- праздничный утренник;
- конкурс;
- родительское собрание;
Уроки наполненные творчеством играют немаловажную роль в творческом и общим развитии личности. Они не только оснащают человека знаниям, умениями и навыками в музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке, отзывчивости на неё, потребности в ней.
В творческой деятельности вырабатываются такие свойства личности, как:
- воображение;
- внимание;
- память;
- восприятие;
- эмоции;
- мышление;
- воля;
IV Слушание музыки. Анализ музыки (все должно быть связано с образом, в любом произведении).
Дети в силу своих возрастных особенностей воспринимают все через игру, через образ.
Весь анализ вытекает из образного строя. Анализ должен состоять из трех частей: 1 часть – вводная (можно поговорить о персонаже. Например кто такая Баба-Яга. Как вы себе её представляете? Добрая или Злая?), 2 часть – послушать произведение и подумать, (а какая тут Баба-Яга, почему она такая?), 3 часть – вывод по образу (если изучали СМВ то вместе с ними).
V Варианты проверки знаний
Формы проведения таких мероприятий:
- урок – концерт;
- праздничный утренник;
- конкурс;
- родительское собрание;
- так же можно проводить разнообразные формы работы с кроссвордами, ребусами, играми и т.д.
- опросы со звездочками;
VI Выводы
В приобретенных знаниях, умениях и навыках, закладываются основы социального опыта личности, тем самым формируются важные мировоззренческие качества: интересы, убеждения, идеалы. От желания и мастерства педагога во многом зависит организация такого творческого процесса на уроках музыкальной литературы, которая помогает становлению личности, способной постичь духовные и материальные богатства, накопленные человечеством.