Методика работы над музыкальным диктантом

Тверетина Анастасия Александровна

Музыкальный диктант – запись музыки на слух (термин Островского).

В работе над музыкальным диктантом перед педагогом стоят следующие задачи:

  • Создавать и закреплять связь слышимого и видимого, то есть научить слышимое сделать видимым;
  • Развивать память и внутренний слух;
  • Использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков.

Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления, их в виде нотной записи (Островский).

Запись диктанта – сложный психологический процесс, проходящий по схеме – «Слышу – понимаю - записываю», требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_nad_muz_diktantom.docx25.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ДИКТАНТОМ

Музыкальный диктант – запись музыки на слух (термин Островского).

В работе над музыкальным диктантом перед педагогом стоят следующие задачи:

  • Создавать и закреплять связь слышимого и видимого, то есть научить слышимое сделать видимым;
  • Развивать память и внутренний слух;
  • Использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков.

Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления, их в виде нотной записи (Островский).

Запись диктанта – сложный психологический процесс, проходящий по схеме – «Слышу – понимаю - записываю», требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант.

В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

  1. Мышление, обеспечивающее осознание слышимого;
  2. Память, дающая возможность, припоминая, уточнять услышанное;
  3. Внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.

Диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное.

Целесообразнее всего начинать работу над записью музыки во 2 классе музыкальной школы, а в 1 провести большую подготовительную работу, иначе могут сформироваться неверные навыки и приемы процесса записи.

При написании диктанта:

  1. Прежде всего необходимо собрать внимание пред первым проигрыванием, не следует давать настройку, чтобы не мешать первому, непосредственному восприятию музыки, проиграть пример красиво, выразительно (2-3 раза подряд). Определить лад, структуру, затакт.
  2. Затем дается настройка, определяющая ладогармонические, структурные и метроритмические особенности музыки. Писать желательно по памяти. Чтобы лучше запомнить,  надо пропеть всей группой без названия нот, на слоги. Педагогу важно убедиться в том, что учащиеся действительно помнят мелодию диктанта и, следовательно, могут приступить к записи.
  3. Формы проверки диктанта:
  • Пропевание всем классом;
  • Коллективный разбор примера учителем перед всем классом;
  • Индивидуальная проверка тетради;
  • Проигрывание каждым учащимся своей записи и самостоятельное исправление ошибок;
  • Сравнение учащихся записи с оригиналом.

Роль педагога в процессе работы класса над диктантом очень ответственна – он должен, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу, учить писать.

Очень важно воспитать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку. Педагогу не следует пропевать неправильно записанное. Он должен найти способы привлечь внимание ученика, заставить его самого спеть запись. Диктант должны писать молча, основываясь на внутренний слух.

Задачей одноголосных диктантов является – воспитание правильного процесса записи, содержащий следующие приемы:

  • переписывание нотного текста (выработать нотный почерк, научиться писать аккуратно, соблюдая все правила штилей, группировки и т.д.);
  • подбирание на фортепиано знакомой мелодии и затем самостоятельная запись ее на нотном стане;
  • письменное транспонирование подобранных знакомых мелодий;
  • упражнения в графической фиксации линии мелодии (фиксация звуков горизонтальными черточками);
  • устные диктанты (после того как мелодия выучена по слуху, исполняется хором, весь класс под руководством педагога определяет названия нот, мелодия сольфеджируется с дирижированием и затем записывается в тетрадь);
  • ритмическое оформление записанных на доске нот (мелодия знакомая);
  • фиксация разных длительностей, составляющих знакомую мелодию (длинная нота – длинная линия и т.д.), при этом тактовые черты не выставляются;
  • диктанты-вариации (на доске записывается полностью несложная мелодия и сольфеджируем всем классом, затем педагог играет мелодию, изменив ритм или некоторые интонации, и учащиеся должны записать мелодию с изменениями уже самостоятельно);
  • диктант с «ошибками» (после того, как учащиеся просольфеджируют устно мелодию, педагог записывает ее на доске, делая ошибки. Дети должны найти их без инструмента)

Формы диктантов:

  • Показательный. Цель и задача – показать учащимся процесс записи. Запись ведется на доске, объясняется весь путь осознания слышимого;
  • С предварительным устным анализом. Анализирование интонационных оборотов, различных сложностей;
  • Эскизный, по частям. Запись отдельных частей;
  • С настройкой и в произвольной тональности. После первого прослушивания дается настройка и устанавливается тональность;
  • Для развития памяти:
  1. пример играется 2-3 раза. Каждый пишет то, что запомнил;
  2. пример играется 3-4 раза, проверяется запоминание, затем его запись;
  • «Самодиктант», или запись знакомой музыки. Записывать можно знакомые мелодии, а также темы или отрывки тех произведений, которые были пройдены учащимися (специальность, муз. литература). Можно записывать мелодии собственного сочинения.

Чередуя в процессе роботы разные формы диктантов, педагог обеспечивает усвоение учащимися правильной методики работы.

Значение музыкального диктанта не ограничивается воспитанием навыков записи музыки. Практика нотной записи служит воспитанием и развитием четких, музыкальных представлений; занятия по музыкальному диктанту воспитывают чувство стиля музыки и обращают память запасом полезным музыкальным образом.

Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио – М.:Музыка, 1986г, с.133

Анализируя методические пособия ведущих сольфеджистов, часто встречаешься с различными классификациями диктантов. Одна из самых полных классификаций принадлежит Карасёвой Марине Валерьевне – кандидату искусствоведения, доценту кафедры теории музыки Московской консерватории им П. И. Чайковского.

Классификация музыкальных диктантов следующая:

  1. По типу источника – инструктивный и художественный;
  2. По взаимоотношению к субъектам, предъявляющим материал – диктант и самодиктант;
  3. По тембру проявления: фортепиано, иные;
  4. По форме выполнения: письменные,  устные;
  5. По объему музыкального материала: целостное проигрывание, фрагментное проигрывание;
  6. По количеству голосов: одноголосные и многоголосные;
  7. В многоголосных:
  • по степени постоянства – постоянное и переменное количество голосов;
  • по складу – гармонические, полифонические.
  1. По активному фильтру восприятия:
  • мелодико-ритмические;
  • ритмические;
  • мелодические.
  1. По тональному соотношению оригинального и фиксируемого музыкального материала – запись в оригинальной тональности или с транспонированием;
  2. По наличию мелодико-ритмических расхождений в предъявленном материале с первоисточником – диктант точный и с «ошибками»;
  3. По влиянию долговременной памяти – первичный и повторный.;
  4. По функции в учебном процессе – рабочий и контрольный;
  5. По количеству предъявлений – с многоразовым проигрыванием (8-10р) и блиц-диктант;
  6. По способу записи:
  • с временным интервалом – стенографический, на память;
  • по стилю организации записи – последовательный и эскизный;
  • по фильтрам внимания – по горизонтали (по голосам) и по вертикали (по созвучиям).

При работе над диктантом у учеников могут возникнуть проблемы, рассмотрим некоторые из них:  проблемы преодоления психологического барьера,  проблемы оптимизации психопатических операций.

Первая проблема связанна со снятием негативного отношения к диктанту. В преодолении этому эффективным оказывается прием «склейка», возникающего негативного ощущения с найденным другим позитивным отношением. Другой способ – создание сенсорного позитивного якоря из самого слова диктант. Можно попросить учеников визуализировать это слово – оно может представиться им как легкое, парящее, раскрашенное в разные цвета. Затем можно предложить ученикам представить как это слово звучит, какое оно на вкус, запах и т.д. для того, чтобы установить новый ассоциативный образ. Помимо этого возможно устроить  опрос, в котором содержался бы список вопросов по выявлению индивидуальных способов написания диктанта каждым учеником. Ученики с охотой подходят к выполнению таких заданий, так как они получают возможность написания своих, часто глубоко запечатанных проблем. Способствует расслаблению учеников так же накопление слуховых представлений о музыкальном диктанте.

М. Карасёва «Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха» - М., 1999г