Методика изучения оперы

Тверетина Анастасия Александровна

Опера – один из самых значительных жанров муз-го искусства, в котором работали выдающиеся композиторы различных стран.

Вниманию школьников на уроках муз-ой литературы предлагается знакомство с оперными произведениями уже с 1-го года обучения. В познавательном отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства, объединяющего музыку и слово, вок-ую и инстр-ую музыку, сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство, сценическое действие. Целью изучения оперы является приобщение школьников к культуре театра, к понятию «оперный спектакль» со всеми его атрибутами и участниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_lit._metodika_izucheniya_opery.docx23.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОПЕРЫ

Опера – один из самых значительных жанров муз-го искусства, в котором работали выдающиеся композиторы различных стран.

Вниманию школьников на уроках муз-ой литературы предлагается знакомство с оперными произведениями уже с 1-го года обучения. В познавательном отношении опера нужна школьникам и как образец синтетического вида искусства, объединяющего музыку и слово, вок-ую и инстр-ую музыку, сольное, ансамблевое и хоровое исполнительство, сценическое действие. Целью изучения оперы является приобщение школьников к культуре театра, к понятию «оперный спектакль» со всеми его атрибутами и участниками.

Работа на уроках с оперным материалом совершенствует слушательские навыки и худ-ый вкус, умение анализировать музыку, размышлять о ней, пополнять знания о музыке, театре, литературе и истории.

При разборе и прослушивании муз-ых фрагментов из опер, обучающиеся постигают особенности данного жанра вне его зрелищности. Масштабы оперного произведения не позволяют в отведенное классное время полностью его изучить. Обычно в классе разбираются и прослушиваются лишь отдельные фрагменты оперы. Задача педагога в том, что при прослушивании муз-ых фрагментов у учащихся должно сложиться представление о произведении в целом. Поможет в этом: наличие сюжета, знакомство с композицией, разбор фрагментов, изучение отдельных компонентов: арий, ансамблей, хоров, инструментальных фрагментов.

Чем больше у преподавателя фантазии и воображения, тем доходчивее предстанет опера перед школьниками. Но одной словесной наглядности недостаточно. Опорой для воображения хорошо служат изобразительные материалы: фотографии, слайды, видео. «Все видимое предоставлять зрению, все слышимое предоставлять слуху» Ян Амос Коменский[1].

При изучении оперы целесообразно следовать определенному плану. Сначала педагог дает общую характеристику произведения, в которой описывает.

  1. Место оперы в творчестве композитора (значение оперного жанра в целом, значение конкретной оперы, а также место в мировой музыке и мы должны объяснить детям, почему мы изучаем именно эту оперу, основная тема произведения и тип (жанр) оперы);
  2. Истории создания, а именно первую постановку успешна она была или нет, кому принадлежит идея оперы, время создания;
  3. Литературный источник оперы¸ сходства и различия с ним

Дав общую характеристику произведения, переходим к разбору сюжета. Целесообразно изучение сюжетных линий дать учащимся на домашнюю работу, чтобы в классе непосредственно обсудить. Либо кратко дать краткий сюжет педагогу.

  1. Знакомство с композицией (воплощение сюжета, действие/картины, таблица/схемы – по действиям, по героям, образным сферам, сюжетным линиям);
  2. Характеристика и разбор с прослушиванием номеров (знакомство с музыкой, анализ, связь с образом, основные интонации, средства выразительности, значение номера).
  3. Общий вывод

Оперу можно изучать в виде схемы или таблицы. Данная таблица, состоит из следующих пунктов: место действия каждого акта и картины, краткое содержание, фрагменты музыки, которые последовательно разбираются и прослушиваются. 

Также возможен другой вариант таблицы, это зависит от задач, которые педагог ставит при изучении оперы: по образам, образным сферам (реальный мир и фантастический мир в опере «Снегурочка»).

Оформленная схема позволит осмыслить структуру сочинения в единстве с его сюжетной основой. А звучащая музыка будет легко ассоциироваться с местом действия и конкретной сценической ситуацией.

Изучение опер «Свадьба Фигаро», «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и «Князь Игорь» формируют у учащихся представления о «номерной» структуре оперы. А оперы «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» формируют представления о иной структуре, так называемой сквозной или непрерывным развитием. Т.о. в курсе муз. литературы мы знакомим детей с различными видами драматургии (лир, драм, эпич), с отдельными видами кульминаций, с различными вариантами развития образа (целостный, развивающий, статичный).

        Последовательное изучение нескольких опер должно подвести школьников к такому уровню восприятия и  понимания оперных произведений, который поможет им полюбить их. А после окончания школы, в дальнейшей жизни – сохранить интерес к опере, желание слушать и видеть на сцене творения великих композиторов.

Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе – СПб.:«Лань», 2016г


[1] Чешский педагог, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики.