Статья. Поэзия Сергея Есенина в музыке Георгия Свиридова. Тема "Свиридов и Есенин" в литературе, критике.

Орлова Татьяна Сергеевна

В моей статье представляется обзор литературы соответственно данной теме. Прослеживается, как и когда начали изучать тему «Свиридов и Есенин», как она развивалась, и как существует сейчас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_esenin_i_sviridov_v_literature_kritike._statya.docx25.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Поэзия Сергея Есенина

в музыке Георгия Свиридова

Тема «Свиридов и Есенин» в литературе, критике.

Свиридов и Есенин – два гениальных творца. О них, об их творчестве написано огромное количество литературы. В моей статье представляется обзор литературы соответственно данной теме. Прослеживается, как и когда начали изучать тему «Свиридов и Есенин», как она развивалась, и как существует сейчас. А также, отмечается значение развития этой темы, как для музыки, поэзии, так и для педагогики.

Творчество Георгия Васильевича Свиридова, выдающегося музыканта, гениального композитора двадцатого века, привлекает внимание многих музыковедов. О нём написано много разных музыковедческих работ. Это и серьёзные исследовательские работы, и небольшие популярные очерки, и научные статьи, и размышления, высказывания музыкантов, заметки теоретиков. В этих работах затрагиваются различные вопросы музыкального языка, гармонии, фактуры, тематики произведений, стиля Свиридова, его специфики. И во всех книгах, посвящённых жизни и творчеству Свиридова, в большей или меньшей степени затрагивается тема «Свиридов и Есенин». Особое место в литературе о Свиридове занимают крупные исследования: авторские книги и коллективные сборники статей. В них обобщается пройденный путь композитора, оцениваются и осмысляются созданные сочинения.

Один из первых исследователей творчества Свиридова музыковед Арнольд Наумович Сохор. Его монография[1] о Свиридове вышла в свет в 1964 году (второе издание в 1972 году). Это обобщающая работа. Главное внимание в ней уделено жизненному и творческому пути композитора, анализу некоторых его произведений. Особое место отведено творчеству Свиридова конца 1940 – начала 1960 годов, а из ранних произведений особо выделены вокальные, сыгравшие наибольшую роль в становлении его индивидуальности. Во второе издание монографии включена новая глава, посвящённая творческой деятельности Свиридова в 1961-1970 годах. Помимо этого расширено заключение, где более подробно охарактеризован стиль композитора. А также, дополнен список его произведений и библиография.

Первый опыт систематизированного собрания статей о творчестве Свиридова представляет собой сборник статей под названием «Георгий Свиридов»[2], составленный Дмитрием Владимировичем Фришманом. Этот сборник был опубликован в 1971 году. Он посвящён вопросам творческого метода и стиля Свиридова. Основное внимание в нём уделено проблемно-обобщающим вопросам свиридовского творчества – эстетического и, особенно, теоретико-стилистического характера. Сюда включены материалы по ряду недостаточно разработанных принципиальных проблем. Кроме того, публикуются статьи, посвящённые отдельным мало изученным произведениям Свиридова.

Второй одноимённый сборник статей[3] был составлен композитором Романом Семёновичем Леденевым, который был опубликован в 1979 году.

В 1983 году был опубликован третий сборник статей[4], который был составлен музыковедом Андреем Андреевичем Золотовым. Он называется «Книга о Свиридове». В эту книгу вошли различные материалы о творчестве Свиридова. Их авторы – известные композиторы и музыковеды, музыканты-исполнители, писатели, поэты, мастера театра и кино. А также сюда вошли высказывания самого Свиридова о классической и современной музыке. Открывает книгу статья доктора искусствоведения А. Н. Сохора «Большой художник современности», которая является вступлением всей книги. Далее эта книга разделена на четыре раздела. В первом разделе «Размышления и высказывания о Свиридове и его произведениях» выступают известные писатели, музыканты, художники, деятели театра и кино, среди которых крупнейшие представители творческой интеллигенции. Особенно ценны эти проницательные суждения, личные высказывания известных художественных деятелей, которые сами являются олицетворением высоких творческих устремлений в искусстве. Развёрнутые статьи общеэстетического, проблемного характера, принадлежащие перу музыковедов помещены во втором разделе книги, который называется «Статьи о творчестве Свиридова». В третьем разделе «Заметки о новых сочинениях» в хронологическом порядке помещены отклики музыкальных критиков на произведения Свиридова, созданные и исполненные впервые уже во время работы над данной книгой. Наконец, последний четвёртый раздел книги «Г. В. Свиридов о классической и советской музыке» содержит статьи и заметки самого Свиридова, посвящённые классическому наследию и проблемам современного музыкального творчества. Сам А. Золотов говорит о своей работе: « «Книга о Свиридове» - в некотором смысле, «социологический этюд», позволяющий живо, достоверно, психологически глубоко и тонко, хотя и не всеобъемлюще, представить себе облик композитора, ставшего одним из «властителей дум» сегодняшней  художественной жизни».

Итак, эти три сборника статей содержат в себе наблюдения над чертами свиридовского стиля конца 1950 – начала 1970 годов.

В 1990 году появляется четвёртый сборник статей,[5] составленный музыковедом Александром Сергеевичем Белоненко. Он получил название «Музыкальный мир Георгия Свиридова». Здесь, в статьях известных советских композиторов и музыковедов, значительное место уделено эстетике и стилю композитора, специфике его художественного мира, звуковой системе, гармонии. Рассматриваются неизвестные или малоизученные ранее, а также, созданные сравнительно недавно и не получившие отражения в научной литературе, произведения Свиридова. Здесь впервые анализируются произведения, написанные на рубеже 70-80-х годов. Сам А. Белоненко говорит о своём сборнике так: «Предлагаемый вниманию читателя сборник – лишь начало нового этапа освоения свиридовского творчества, его духовных и художественных богатств».

И он прав, потому что исследования творчества Свиридова продолжаются.

В декабре 1995 года в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в рамках фестиваля музыки Г. В. Свиридова проходила научная конференция под названием «Георгий Свиридов. Грани творчества». На ней выступали с докладами музыковеды, профессора, артисты. Главная задача этой конференции была в том, чтобы представить творчество Свиридова в соединении со временем, уловить свиридовское слышание времени. Обсуждались различные грани творчества композитора. Это и современные черты творчества, и музыкальный язык, и цикличность композиторского мышления, и истоки его музыки, и многое другое.

В 2001 году вышла в свет книга «Георгий Свиридов. Полный список произведений»[6]. Предлагаемая широкому кругу музыкантов-практиков и ученых специалистов по истории русской музыки и творчеству Георгия Васильевича Свиридова книга включает в себя весь выявленный на сегодня круг сочинений великого русского композитора. Основу этого списка составили сочинения, сохранившиеся в рукописях, а также в отечественных печатных изданиях с момента первой публикации до вышедших в свет в последний год минувшего столетия.

В 2002 году издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет книгу «Георгий Свиридов. Музыка как судьба»[7], куда вошли тексты Тетрадей Свиридова. Георгий Васильевич здесь сам выступил, как автор своеобразных литературных произведений – «летучих» записей, собранных в толстые Тетради, которые заполнялись им с 1972 по 1994 год. Тексты этих Тетрадей сопровождает интересный комментарий музыковеда, президента Национального Свиридовского фонда Александра Белоненко. Эта книга вводит в потаенную жизнь свиридовской души и ума, позволяет приблизиться к тайне преображения «сора жизни» в гармонию творчества. Она написана умно, талантливо и горячо, отражая своеобразие этой грандиозной личности, пока еще неоцененной по достоинству. Александр Белоненко, подготовивший книгу, выступает здесь и как музыкальный ученый, и как родственник композитора. В книге имеется обширное предисловие, содержащее блестяще выполненный обзор разнохарактерных обстоятельств, в которых возникли Тетради. В целом Белоненко устроил книгу так, что она являет собою настоящее введение в мир Свиридова — музыкальный и творческий в широком смысле, в мир его идеалов и философии. В издании помещены фотографии из семейного архива Свиридовых, часть из которых публикуется впервые.

И, видимо, это ещё не последняя книга, посвящённая творчеству Свиридова.

Познакомившись с этими работами, нельзя не отметить то, что большое место в творчестве Свиридова занимает поэзия, а. следовательно, основной областью его творчества стала вокальная музыка. Первое произведение, которое принесло Свиридову известность, которое впервые обратило не себя внимание музыкантов и любителей музыки – вокальное. Это «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина». Этот первый вокальный цикл Свиридова и положил начало длительному пути к зрелому стилю композитора. Уже в этом цикле очень ясно и сильно проявилось тяготение Свиридова к песенности. Примечательно и то, что все произведения рубежа 1940-х и 50-х годов, то есть зрелые сочинения Свиридова, относятся к вокальной музыке. А. Н. Сохор, выдающийся музыковед и исследователь творчества Свиридова, в своей брошюре «Георгий Свиридов» пишет: «Слово нужно ему как могучее средство воздействия на воображение и на чувства слушателей. И он сознательно стремится сблизить, теснее связать музыку с поэзией, которую прекрасно знает и чувствует».[8] Об этом пишет и Ж. Г. Дозорцева в статье «Г. В. Свиридов»: «Для Г. В. Свиридова слово значит чрезвычайно много. Оно буквально, конкретно воспринимается людьми, музыка со словом доступна самой массовой аудитории. Композитор стремится дать такое музыкальное прочтение поэтического текста, найти такие краски, такие средства выражения, в которых творения того или иного поэта получили бы максимально современное звуковое воплощение. Средствами вокала можно ярко выразить человеческий характер, показать тончайшие нюансы его настроения, создать неповторимо своеобразный или типический образ».[9]

Музыковед Майя Авраамовна Элик, рассматривая связь поэзии и музыки, находит интересное сравнение: «Композитора, чьё творчество неизменно связано с поэзией, можно в определённом смысле сравнить с актёром: один всегда, во всех ролях играет самого себя; другой же обладает ярковыраженным даром перевоплощения. Свиридов, безусловно, относится ко второму типу».[10]

«Для Свиридова искусство слова – высшее в иерархии искусств. Он не только любит поэзию и отлично знает её, но высоко ценит слово как незаменимое по своей определённости выражение мысли»,[11]- так о связи Свиридова с поэзией пишет А. Н. Сохор в статье «Свиридов и русская культура».

Эти высказывания и объясняют отданное Свиридовым предпочтение вокальным жанрам.

Выбор поэта и отбор стихов во многом характеризуют композитора, особенно того, чьё творчество крепкими узами связано с поэзией. «Исключительно требовательный к себе, он не менее требователен и к своим литературным «соавторам», избирая лишь действительно высокие поэтические образцы»,[12]- эту черту замечает у Свиридова музыковед Людмила Викторовна Полякова. Действительно, Свиридов обращался только к великим, по-настоящему талантливым поэтам. А особенно часто – к русской поэзии начала двадцатого века. Среди поэтов, к поэзии которых обращался Свиридов, особое место принадлежит Сергею Александровичу Есенину. М. А. Элик писала: «Бывают счастливые встречи в искусстве: актёр встречается со своей ролью, театр – со своим драматургом, композитор – с поэтом. Из таких встреч рождается художественные открытия. Такой глубоко не случайной была встреча Свиридова с Есениным».[13]

Сергей Есенин был любимым поэтом композитора. Это отмечают практически все исследователи творчества Свиридова. Музыковед Татьяна Юрьевна Масловская верно отмечает, что единство музыкального и поэтического мира таких творческих натур, как Есенина и Свиридова, могло возникнуть лишь при глубоком их родстве: «Их связывает, прежде всего, кровная причастность к богатым традициям русской культуры. Единство человека и природы, восходящее к древнему языческому мироощущению, никогда, пожалуй, не было выражено в русской поэзии и прозе так сильно, как у Есенина. Свиридов «продлил» это свойство есенинской поэзии».[14] А. С. Белоненко об этом пишет: «Некоторые стороны есенинского миросозерцания и эстетики очень близки, родственны по духу Свиридову».[15]

Тема «Свиридов и Есенин» нашла своё отражение во многих работах исследователей, как музыки Свиридова, так и поэзии Есенина. Музыковед Вера Андреевна Васина-Гроссман в своём исследовании, посвящённом истории развития советского романса, тоже затрагивает эту тему. В очерке о творчестве Свиридова она пишет, что Свиридов верно понимает сущность творчества Есенина, стремится выявить в музыке его «лучшие, наиболее жизненные стороны, составляющие непреходящую ценность наследия русского лирического поэта».[16] Также она отмечает, что многое в творчестве Есенина как бы предназначено для музыки: «В лучших его стихотворениях ясно слышна народная песенная интонация».[17] Естественно, что это привлекает к себе внимание многих музыковедов. О том, что Есенин «один из самых песенных русских поэтов, стихи которого словно бы сами ложатся на музыку»,[18] говорил и А. Сохор.

О внимательном, чутком отношении Свиридова к поэзии Есенина тоже пишут многие исследователи его творчества. Музыковед Людмила Викторовна Полякова, в своей небольшой брошюре о вокальных циклах Свиридова, пишет: «Обращаясь к творчеству того или иного поэта, Свиридов обычно углубляется в мир его искусства, стремится почувствовать неповторимые черты его образов и идей».[19] «Огромную чуткость к поэзии»[20] считает одной из характерных черт творческого облика композитора: «Свиридов чрезвычайно чуток к слову и никогда не позволяет себе пройти мимо его выразительных возможностей».[21] 

Тема «Свиридов и Есенин» находит своё отражение и в справочниках. В 1973 году о Есенине была напечатана небольшая брошюра – указатель «Есенин в музыке»,[22] составленная Георгием Константиновичем Ивановым. В этом справочнике перечислены все произведения С. А. Есенина, положенные на музыку и перечислены композиторы, создавшие музыкальные произведения на слова С. А. Есенина. Просмотрев этот справочник, нетрудно убедиться в том, что Есенин занимал, увлекал очень многих композиторов, и в том, что Свиридов занимает среди них ведущее место. Это отмечает и Э. Месхишвили во вступительной статье справочника: «Большая музыкальность, лиричность, образность поэзии Есенина делают понятным обращение к ней самых разных композиторов с момента появления стихов и до нашего времени»[23]; «Свиридов занимает особое положение среди писавших на стихи Есенина, значение его произведений первостепенно».[24]

Другой справочник «Сергей Есенин и музыка»,[25] составленный Борисом Матвеевичем Розенфельдом, отражает на новом этапе всю музыкальную есениану включительно до 1985 года. В нём собрано всё, что известно о музыкальном воплощении есенинской поэзии, всё, что издано, напето на пластинки и что хранится в государственных и частных архивах, композиторских собраниях. Здесь, как и в справочнике Иванова, автор отмечает роль Свиридова в есенинской поэзии: «Есенин – один из близких его душе поэтов. Без малого пятьдесят сочинений Свиридова – свидетельство этой близости и любви».[26] Об этой особой заслуге Свиридова написано и во вступительной статье Г. Ворониной. А поэзию Есенина она характеризует так: «Музыка! И здесь другого слова искать не нужно. Стихи Есенина в первооснове своей – музыка».[27]

Существует ещё нотно-библиографический справочник «Г. В. Свиридов»[28], составленный Д. М. Персон. Он включает сведения за период творческой, исполнительской и общественной деятельности Свиридова с 1926 по 1972 год и состоит из разделов: нотнографии и библиографии. Но тема «Свиридов и Есенин» в этом справочнике отдельно не рассматривается.

Исследуя тему «Свиридов и Есенин», необходимо упомянуть и о том, что «музыкальное воплощение стихов Есенина претерпело своеобразную эволюцию».[29] В 20-е годы было создано немало произведений, но композиторы отдавали предпочтение лишь лирическим стихам о природе, о судьбе поэта. В 30-40-е годы – годы затишья, количество произведений на стихи Есенина резко падает. Его творчество незаслуженно забыто. Но в 50-е годы интерес к поэзии Есенина возрастает, пробуждается с новой силой, появляются очень значительные новые произведения. А первым, кто увлёкся поэзией Есенина и «заново открыл для музыки богатейшие сокровища поэзии незаслуженно оставшегося в тени национального гения»,[30] стал Свиридов. В этом заключается его великая заслуга. Сохор об этом высказывался так: «Свиридов подошёл к творчеству поэта с принципиально новых позиций»;[31] «Первым из музыкантов показал он Есенина как национального художника огромных масштабов, одного из крупнейших русских поэтов революционной эпохи»;[32] «Свиридов увидел в нём большого народного поэта, который страстно, по-сыновнему любил Россию».[33] Об открытии Свиридовым новых качеств, граней поэзии Есенина писали многие исследователи темы «Свиридов и Есенин». А. Белоненко пишет о том, что Свиридов открыл для музыки «слой есенинской поэзии, тематически, образно стилистически родственный одному из пластов русской народной поэзии, а именно, духовной поэзии».[34] То, что Свиридов положил начало возрождению поэзии замечательного лирического поэта Сергея Есенина, отмечено в очерке Васиной-Гроссман.[35] 

Изучая тему «Свиридов и Есенин», надо отметить, что воплощение Свиридовым есенинских текстов в своих сочинениях отличается от воплощения им же стихов других поэтов. Он использует особую, красочную, звукоизобразительную гармонию. Белоненко об этом писал: «Для музыки на слова Есенина Свиридов нашёл даже особый аккорд (его можно назвать «аккордом синевы»), который рождает ощущение бездонного уходящего в звуковую высь пространства».[36]

Проанализировав все эти исследования, можно сделать вывод о том, что тема «Свиридов и Есенин» развивается достаточно активно, практически все исследователи творчества Свиридова в большей или меньшей степени освещают эту тему в своих работах.

Данная работа - это попытка подытожить, обобщить всё сказанное и написанное ранее о связи музыки Свиридова с поэзией Есенина, этих гениальных творцов 20-го века.

Тема «Свиридов и Есенин» чрезвычайно важна, так как в творчестве Свиридова поэзия Есенина играет первостепенную роль, а творчеству Есенина Свиридов дал второе рождение.

Тема «Свиридов и Есенин» важна и для педагогики, потому что и музыку Свиридова, и поэзию Есенина изучают школьники в общеобразовательной школе. А первое знакомство с творчеством Свиридова и Есенина происходит в детском саду.


[1] Сохор А. Георгий Свиридов. – М., 1964.

[2] Георгий Свиридов. Сб. статей. Сост. и общая ред. Д. В. Фришмана. – М., Музыка, 1971.

[3] Георгий Свиридов. Статьи и исследования. Сост. и общая ред. Р. С. Леденева. – М., 1979.

[4] Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. Сост. А. А. Золотов. – М., 1983.

[5] Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сб. статей. Сост. А. Белоненко. – М., Сов. композитор, 1990.

[6] Георгий Свиридов. Полный список произведений. Национальный свиридовский фонд. 2001.

[7] Георгий Свиридов. Музыка как судьба. М., 2002.

[8] Сохор А. Георгий Свиридов. – М., Знание, 1960. с. 35.

[9] Дозорцева Ж. Г. Г. В. Свиридов. – В кн.: Композиторы – лауреаты Ленинской премии. – М., Знание, 1971.

[10] Элик М. «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. – М., Сов. композитор, 1971. с. 6.

[11] Сохор А. Свиридов и русская культура. – В кн.: Георгий Свиридов. – М., 1971. с. 20.

[12] Полякова Л. Вокальные циклы Г. Свиридова. – М., 1971. с. 14.

[13] Элик М. «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. – М., Сов. композитор, 1971. с. 3.

[14] Масловская Т. Об эпической сущности вокально-симфонических произведений Свиридова. – В кн.: Книга о Свиридове. – М., 1983. с. 158-159.

[15] Белоненко А. Метаморфоз традиций. – В кн.: Книга о Свиридове. – М., 1983. с. 165.

[16] Васина-Гроссман В. Мастера советского романса. Исследование. – М., Музыка, 1980. с. 282.

[17] Там же. с. 274.

[18] Сохор А. Георгий Свиридов. – М., 1972. с. 105.

[19] Полякова Л. Вокальные циклы Г. Свиридова. – М., 1971. с. 11.

[20] Там же. с. 14.

[21] Там же. с. 14.

[22] Есенин в музыке. Справочник. Сост. Г. К. Иванов. – М., 1973.

[23] Там же. с. 8.

[24] Там же. с. 9.

[25] Сергей Есенин и музыка. Справочник. Сост. Б. Розенфельд. – М., Сов. композитор, 1988.

[26] Там же. с. 5.

[27] Там же. с. 13.

[28] Г. В. Свиридов. Нотно-библиографический справочник. Сост. Д. Персон. – М., 1974.

[29] Есенин в музыке. Справочник. Сост. Г. К. Иванов. – М., 1973. с. 16.

[30] Полякова Л. Вокальные циклы Г. Свиридова. – М., 1971. с. 69.

[31] Сохор А. Георгий Свиридов. – М., 1972. с. 105.

[32] Сохор А. Свиридов и русская культура. – В кн.: Георгий Свиридов. – М., 1971. с. 20.

[33] Сохор А. Георгий Свиридов. – М., Знание, 1960. с. 19.

[34] Белоненко А. Метаморфоз традиций. – В кн.: Книга о Свиридове. – М., 1983. с. 169.

[35] Васина-Гроссман В. Мастера советского романса. – М., 1980.

[36] Белоненко А. Метаморфоз традиций. – В кн.: Книга о Свиридове. – М., 1983. с. 166.