Методическая разработка «Музыкально-ритмическое развитие дошкольников на занятиях «Ритмика»
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, активизация музыкального восприятия детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Центр детского творчества «Радуга»
Методическая разработка
по теме:
«Музыкально-ритмическое развитие дошкольников
на занятиях «Ритмика»
Выполнено: Шабалиной
Татьяной Леонидовной,
концертмейстером высшей
квалификационной категории
Кирово-Чепецк
Оглавление
Стр.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль творчества в музыкально-ритмическом
развитии дошкольников…………………………………….………............4
2. Ритмика как определяющий предмет в музыкально-ритмическом
развитии дошкольников…………..………………………………………....5
3. Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и
ритмических движений на уроках ритмики………………….…………….5
4. Педагогические условия эффективного развития способностей к
музыкально-ритмическим движениям у дошкольников………………….....7
4.1. Поэтапное развитие способностей к
музыкально-ритмическим движениям…………………..……….………7
4.2. Выбор оптимальных методов и приемов обучения……….……………11
4.3. Включение разнообразных видов
музыкально-ритмической деятельности………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиография …………………………………………………………………....15
Введение
Проблема развития способностей детей приобретает в настоящее время особую актуальность. Идея "педагогики способностей", выдвинутая Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, впоследствии получила свое развитие в работах философов, психологов, физиологов и педагогов.
В психолого-педагогических исследованиях таких авторов, как Л.А.Венгера, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и Б.М.Теплова, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в развитии ребенка.
Значение использования музыки в развитии ребенка, формирования его музыкально-ритмических способностей трудно переоценить. Э.В. Ильенков писал, что музыка, как и другие виды искусства, развивает не только «специфическую», но «всеобщую, универсальную способность человека, ... которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания...»
Знания о том, какие возможности открывает музыка перед развивающимся ребенком, заставляет прогрессивных педагогов относиться к ней очень серьезно.
Нейропсихологи считают, что музыкальные способности – часть биологического наследия человека, они есть у каждого здорового ребенка. Нельзя дать им пропасть, потому что, подавляя развитие каких-то отдельных способностей, мы тормозим развитие всех способностей, которые заложены природой в ребенке.
Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – музыкальное движение.
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой, гармоничной и успешной личности ребёнка.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.
1. Роль творчества в музыкально-ритмическом развитии дошкольников
С рождения и на протяжении всей жизни человек связан с музыкой. По своей природе ребенок очень активен, подвижен, деятелен, прост, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях. Поэтому во многом музыкальному воспитанию детей способствует такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения. С помощью них ребенок познает окружающую действительность, и они же являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремленности и наблюдательности.
Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит различно. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения еще неточны и порой несогласованны с музыкой. Здесь педагогу, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, необходимо развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения и небольшие роли.
На четвертом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в различном темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов, например – птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают и т.д.
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной музыкальной выразительности: динамика - громко, тихо; регистры – высокий, низкий; темп – быстрый, умеренный. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.
Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями – от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и т.д.
Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.
2. Ритмика как определяющий предмет в музыкально-ритмическом развитии дошкольников
Ритмика – специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Движение есть реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие музыкальные понятия ими легче усваиваются через движение.
В работе ученого, невролога и психиатра В. М. Бехтерева «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» констатируется наличие динамики музыкального переживания ребенка. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр. Поэтому музыкальное развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений, постепенно усложняя музыкальный материал.
Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.
Одна из важнейших задач ритмики является развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, их умения самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах.
3. Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, а изучение танца – с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок учится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и ритмических движений.
Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:
1. Развитие музыкальности: способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание; развитие музыкального слуха, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству; развитие музыкальной памяти.
2. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
3. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
4. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
5. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности, воспитание выносливости, силы, формирование правильности осанки, красивой походки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
6. Развитие фантазии и импровизации.
7. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы), умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
8. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.
На занятиях ритмики хореограф совместно с концертмейстером предоставляют возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, формировать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Гармония (от греч.) – «согласие, лад, красота». Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению; в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках и концертах.
Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогает детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.
Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.
Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка средствами музыки и ритмических движений, педагог каждое занятие посвящает исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции на занятиях ритмики. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
Работая много лет концертмейстером детских танцевальных коллективов, я поняла, какое огромное значение играет присутствие опытного концертмейстера и его помощь педагогу-хореографу в творческом процессе. В процессе занятий дети учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.
Для того, чтобы действия детей под музыку были свободными, легкими, четкими, необходимо выполнение образных упражнений. Назначение упражнений различно:
- для совершенствования основных движений – ходьба, бег, подскоки;
- для предварительного разучивания движений к играм и пляскам;
- для композиционной завершенности музыкально-ритмических движений. Последние упражнения чаще всего проводятся с предметами: лентами, мячами, цветами, флажками и т.д. в процессе проведения упражнений должно быть место для развития детской инициативы.
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия групповые, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Для этого хореографом и концертмейстерами разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как «Паровоз», «Мячик», «Лошадки», «Муха», «Утята», «Вкусное варенье», «Лягушки» и т.д.
Педагог требует от детей эмоционально-выразительного исполнения образов, осознанного отношения к своей роли и более качественного выполнения движений. Задача концертмейстера при отборе музыкального материала для упражнений заключается в том, чтобы любое, даже самое небольшое и простое произведение обладало художественными достоинствами, развивающими как слуховое восприятие, так и художественно-музыкальный вкус ребенка.
Таким образом, занятия «ритмика» влияет на всестороннее развитие ребенка, а именно:
- способствует более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста,
- чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.
На занятиях ритмики педагог-хореограф и концертмейстер стараются пробудить пытливость и любознательность, тем самым давая толчок для развития творческой активности.
4. Педагогические условия эффективного развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников
Несмотря на важность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников и разработанность теоретических положений в данной области музыкально-педагогической науки, на сегодняшний день не решены проблемы по эффективной реализации задач в практике музыкально-ритмического воспитания в дошкольных учреждениях.
Анализируя собственный педагогический опыт, накопленный в процессе музыкально-ритмического воспитания дошкольников, можно констатировать недостаток методической литературы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников; неразработанность комплекса педагогических методов и приёмов, позволяющего рационально использовать время для выполнения большого объёма двигательных упражнений и эффективно развивать способности к музыкально-ритмическим движениям.
Под способностями к музыкально-ритмическим движениям мы понимаем следующий комплекс свойств личности:
- способность эмоционально откликаться на музыку;
- способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях;
- способность к верной координации движений под музыку;
- способность творчески самовыражаться в движениях под музыку.
Эффективность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников возможна при соблюдении следующих педагогических условий.
4.1. Поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям
В данных условиях движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом.
1-й этап - развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию. На этом этапе мы начинаем знакомить детей с новой музыкально-ритмической композиций и опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте.
Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движения и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях). Использование «вовлекающего показа» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения.
Во время занятий на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от музыки и от того, на сколько выразителен, артистичен показ педагога. Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражающие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков.
Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения.
Степень сложности двигательных упражнений, которые дети могут выполнить в процессе подражания, не безгранична. Чтобы ее определить, педагог должен определить «ближайшую зону» развития ребенка (по Л. С. Выготскому), что позволяет предвидеть последующую ступеньку в его развитии. В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности, закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному - у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.
2-й этап - развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции. После того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций, педагог развивает у детей умения самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно.
Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются следующие приемы:
- показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога - по очереди или по желанию);
- показ упражнения условными жестами, мимикой;
- словесные указания;
- «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача - накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма, то есть навыка), и этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг.
Однако, некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, концерты - разучиваются с детьми с целью последующего выступления. В этом случае ведется более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно воспитать чувство красоты, культуру движения, стремление все делать с полной отдачей сил.
Таким образом, параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: «тренинг», исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений (на отдельных композициях, доступных индивидуальным возможностям детей) с целью воспитания и развития личности ребенка. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов - воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.
3-й этап - развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения. Этот этап обучения способствует развитию способности детей к самовыражению в движении под музыку, формированию умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.
Реализация этих задач наиболее важна, так как именно в развитии способности к импровизации концентрируется основная идея - владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно-ответная» форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент - проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции «Утята» дети на проигрыш сами придумывают упражнения. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой - готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения.
На этом этапе работы мы использовали следующие методические приемы:
- слушание музыки и беседы о ней;
- словесные описания музыкальных образов;
- пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога;
- показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.
К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в тоже время, они могут сочетаться (но на разном репертуаре).
4.2. Выбор оптимальных методов и приемов обучения
Эффективность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников возможна при соблюдении таких педагогических условий, как поэтапное развитие этих способностей. Особое внимание здесь важно уделять разумному использованию методических методов и приемов обучения.
Можно выделить следующие виды методов:
- метод образно-игрового вхождения в музыку;
- метод контрастных сопоставлений;
- метод творческих заданий;
- импровизация;
- сочетание наглядно-слухового, наглядно-зрительного и тактильно-мышечного приемов;
- соревновательный прием;
- игровой прием;
- прием «провокаций», «вовлекающий» показ;
- сочетание групповых и индивидуальных форм работы;
- подбор специального индивидуально-ориентированного музыкального материала;
Использование музыкально-ритмических движений в других видах музыкальной деятельности в качестве методического приема способствуют обеспечению максимально комфортных условий для занятий с детьми (например, на занятии «музыка» при исполнении песен).Это является наиболее эффективным способом достижения результатов.
Также важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений.
Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей.
Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности.
Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их.
Важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается. Мы стремимся сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
4.3. Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности
В различных формах организации педагогического процесса с дошкольниками кроме основных видов музыкально-ритмической деятельности мы используем следующие:
Подготовительные упражнения направлены на отработку какого-либо сложного элемента танцевальной композиции, четкости и правильности выполнения движений, которые мы затем включим в танец. Эти упражнения помогают обогатить детей запасом разнообразных двигательных упражнений, выполняя их в танце, пляске свободно, уверенно и непринужденно.
Тренинговые композиции отличаются от подготовительных упражнений тем, что в них мы отрабатываем не только какое-то конкретное движение, а целую цепочку двигательных навыков, из которых состоит та или иная танцевальная композиция.
Образные упражнения составляют основу музыкально-ритмических композиций, сюжетных игр и позволяют в движениях выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Такой вид упражнений позволяет развить у детей творческое воображение, фантазию, выразительную пластику, способность к импровизации в движениях.
Особенностью упражнений-композиций является их спортивная направленность. Такие упражнения способствуют освоению ребенком большого объема разнообразных движений, развивают чувство ритма, координацию, точность движений, память, произвольное внимание и быстроту реакции.
Игры-инсценировки являются разновидностью основного вида музыкально- ритмической деятельности - игры. Такие игры направлены на развитие у детей фантазии, творческого воображения, способности к импровизации. Дети стараются передать в движении различные игровые образы через характер музыки, учатся вовремя менять движения. При проведении таких игр педагог использует элементы – шапочки, маски, ленточки.
В играх-композициях требуется установка на игровые образы, где происходит обыгрывание какой-то конкретной ситуации, предложенной детям. Игры-композиции способствуют развитию способности детей к импровизации, творческому воображению.
Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность («езда на велосипеде», полуобороты туловища направо и налево, взмахи руками и др.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.
Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса с дошкольниками позволяют сделать занятия интересными, увлекательными, снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение детей, сконцентрировать их внимание.
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
- дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
- процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - два-три занятия;
- дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.
Все выявленные нами педагогические условия были апробированы на практике и доказали свою эффективность.
Заключение
Известно, что детские годы – это период интенсивного музыкального развития, накопления музыкальных впечатлений.
Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности.
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, активизация музыкального восприятия детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности.
Одна из важнейших задач ритмики является развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, их умения самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах.
Эффективность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников возможна при соблюдении следующих педагогических условий:
- Поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям
- Выбор оптимальных методов и приемов обучения
- Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности
К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в тоже время, они могут сочетаться (но на разном репертуаре). Особое внимание здесь важно уделять разумному использованию методических методов и приемов обучения. Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса с дошкольниками позволяют сделать занятия интересными, увлекательными, снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение детей, сконцентрировать их внимание.
Такая система работы способствует достижению необходимых результатов.
Все выявленные нами педагогические условия были апробированы на практике и доказали свою эффективность.
Библиография
1. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. – М.: Музыка, 1984.
2. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. – М.: Феникс, 2003.
3. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.:
Музыка, 1961.
4. Морозов. В.В. Помощь педагогу-музыканту. – М.: Музыка, 1965.
5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.:
Музыка, 1961.
6. Сагитов С. Методика музыкально-теоретического образования участников
коллективов художественной самодеятельности. – М., Музыка, 1972.
7. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики
«Ритмика». – Пермь, 1997.
8. Славина-Бурнина Лиана Николаевна. Развитие музыкально-ритмических
способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в
коррекционно-педагогической работе: дис. канд. пед. наук - 2003 г., 171 с.
9. Зимина А. Н, Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом
развитии детей. Практикум для педагогов. – М.: ООО «Издательство
ГНОМ и Д», 2001. – 32 с.
Работы педагогов-практиков:
- Колесникова А. Н. Сюжетно-игровой танец – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста – [Электронный ресурс]
- Снегирёва В. Н. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами танцевального искусства – [Электронный ресурс]
- Крылова О. Ю. Работа с дошкольниками – [Электронный ресурс]
- Зенн Л. В. Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики – [Электронный ресурс]