«Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся через освоение различных инструментов оркестра русских народных инструментов в классе специальности народный инструмент».
Для современной педагогики характерен поиск индивидуальных подходов к учащимся. Этот аспект весьма актуален и при выборе музыкального инструмента для учащегося. Родство русских народных инструментов позволяет без особых сложностей освоить ряд инструментов. Тембровое многообразие увлекает учащихся, создаёт новые, благоприятные условия для формирования творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_raeva_o.a.docx | 138.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся через освоение различных инструментов оркестра русских народных инструментов в классе специальности народный инструмент».
Автор: Раева О.А.
МБУ ДО «Петровская ДШИ»
с. Петровское
В настоящее время система образования России предусматривает духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовку их к самостоятельной жизни, как важнейшую составляющую развития общества, государства.
Проблема развития творческого потенциала ребенка остается одной из самых актуальных, требующих решения со стороны современной педагогической науки. Творчество ведет за собой развитие многих личностных характеристик: самостоятельности, ответственности, целеустремленности, что в свою очередь способствует успешной социализации детей.
Творческий потенциал - интегральное качество личности. Данным качеством обладает каждый, так как это врожденная характеристика личности. Разница лишь в степени развитости отдельных компонентов творческого потенциала у того или иного человека.
Одним из главных условий для развития творческой активности и гармонически развитой личности является профессионализм преподавателя, умело, грамотно, методически верно выстроенный учебно-воспитательный процесс, использование индивидуального подхода к каждому учащемуся.
В наше время эстетическое воспитание является приоритетным направлением развития личности человека. Художественное воспитание как часть эстетического воспитания, формирует у детей способность воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности в процессе творческой деятельности.
Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и её самовыражения. Коллективные виды музыкальной деятельности, в частности коллективное инструментальное музицирование, способствуют рождению и развитию чувства сопричастности учащихся к творческой деятельности.
Коллективные формы музицирования, такие как ансамбль, создают основу для воспитания в детях чувства единства и солидарности, способности к совместному эмоциональному порыву, умение тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей, способствует формированию гражданских и патриотических чувств. Помимо этого, участие в коллективных формах музицирования открывает учащимся перспективу участия в концертных выступлениях и конкурсных мероприятиях, давая тем самым возможность для их творческой самореализации.
Потребность детей в коллективном музицировании не всегда реализуется на инструментах родственных им.
Одним из направлений в моей работе является приобщение детей к народной музыке, к творчеству, миру прекрасного.
Объект моего исследования: творческий потенциал участников ансамбля русских народных инструментов «Сувенир» МБУ ДО «Петровская ДШИ». Ансамбль был создан в 2004г. За это время ансамбль постоянный участник концертных выступлений не только в Петровском районе, но и в г.Мичуринске, г. Тамбове. Это учащиеся отделения народных инструментов, возраст воспитанников – 7-15 лет. Состав ансамбля от 10 - 16 человек.
Предмет исследования: условия развития творческого потенциала учащихся.
Цель работы: выявление возможностей и развитие творческого потенциала обучающихся, создание педагогических условий для обучения детей игре на нескольких родственных инструментах на занятиях по коллективному музицированию, обеспечивающие становление ребенка.
Гипотеза исследования: одновременное обучение на нескольких народных инструментах создаёт благоприятные условия для формирования личности, отвечающие современным требованиям: креативности, коммуникабельности, патриотизму.
Мной разработана программа «Ансамбль русских народных инструментов», которая рассчитана на 5 лет обучения. Основная идея программы заключается в создании условий необходимых для развития творческих способностей и реализации творческого потенциала учащихся путём приобщения их к продуктивной творческой деятельности.
Программа предназначена для формирования и развития навыков ансамблевого музицирования у учащихся I-V классов отделения народных инструментов. Динамика развития музыкальных данных отслеживается в течение всего периода обучения. Результаты фиксируются в индивидуальных планах учащихся.
Весь курс обучения делится на два этапа:
I – начальный этап (I-II годы обучения)
II – основной этап (III-V годы обучения)
Каждый этап охватывает разнообразные, взаимосвязанные между собой стороны учебно-воспитательного процесса, позволяющих выстроить логику образовательного процесса, определить целесообразные функции каждого этапа и прогнозировать результат.
Это даёт возможность использовать более гибкий подход при организации работы с детским коллективом, который заключается в следующем:
• возможность формирования ансамблевых коллективов из учащихся разных возрастных групп, с разным уровнем музыкальных способностей, музыкальной подготовки и с разным уровнем владения инструментом;
• возможность введения в основной состав творческого коллектива учащихся начиная с первого года обучения.
Таким образом, учащиеся первого класса получают возможность заниматься ансамблевым музицированием не только в ансамбле «ученик-педагог», но и в ансамблях более крупных форм, что является важным мотивационным фактором при формировании устойчивого интереса к обучению.
Для каждого этапа в программе намечены конкретные цели и задачи обучения, определены основные критерии оценки освоения образовательной программы.Программа учитывает необходимость индивидуализации педагогического процесса и позволяет использовать различные формы дифференцированного обучения, что отвечает требованиям современной педагогики.
Основной целью программы является развитие творческих способностей ребенка путём вовлечения в коллективную музыкальную деятельность.
Реализация данной программы учитывает единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса и осуществляется посредством:
• Постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки, творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
• Создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения каждого человека к миру музыки;
• Постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание духовно обогащенной личности;
• Межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает развитие познавательно- художественной деятельности ребенка, формирование навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативно-творческого мышления.
Одной из приоритетных задач моей деятельности является:
- проанализировать интересы детей в сфере народного музыкального искусства с целью усиления мотивации для дальнейшего обучения,
- изучить методические подходы к решению подобных педагогических проблем в сфере исполнительства на других музыкальных инструментах,
- сформировать условия для коллективной и творческой деятельности, а так же для воспитания ответственного отношения и дисциплины,
- подобрать репертуар (аранжировок, переложений, разработок) для ансамблевого музицирования с учётом индивидуального подхода к исполнительскому составу и представляя конечную цель работы – концертное выступление,
- познакомить с историей русских народных инструментов,
- применить и закрепить навыки и знания, полученные в классе по специальности на практике,
- развить музыкальный, воспитать коллективную, творческую и исполнительскую дисциплину.
Новизна данной работы заключается в следующем:
- курс обучения разделён на два этапа, что позволяет выстроить логику образовательного процесса, определить целесообразные функции каждого этапа и прогнозировать результат, а также использовать более гибкий подход при осуществлении работы, связанной с формированием ансамблевого коллектива;
- процесс формирования и развития творческих способностей начат через вовлечение в коллективные формы музицирования (ансамбль русских народных инструментов) и протекает в тесной связи с индивидуальными формами работы, осуществляемыми в классе специального инструмента.
Программа построена с учетом целостного подхода к педагогическому процессу, где я использую следующие педагогические принципы:
Реализация творческого потенциала учащихся происходит через активное вовлечение их в концертную деятельность. Она выступает как результат длительной, кропотливой работы; как форма оценки творческой деятельности и как форма творческого самовыражения обучающихся и педагога.
Концертная деятельность - то средство педагога, которое помогает достичь быстрых результатов, а значит уже в конце учебного года каждый из учеников готов выступать на традиционном отчетном концерте ДШИ. В ансамбле все быстро начинают осваивать игру на различных инструментах. В это время руководителю важно реализовать их творческие способности в концертной деятельности - это побуждает детей ещё больше трудиться над собой. Для многих детей первого года обучения этот выход на сцену - серьезный экзамен. Мой опыт показал, что такая форма работы, как ансамбль, позволяет больше раскрыть творческие способности детей и открыть им дорогу в будущее. Публичные выступления коллектива с концертной программой подводят итог его работы и дают возможность учащимся ощутить результаты своего учебного и творческого труда, стимулируют и повышают результативность обучения, усиливают его привлекательность, воспитывают и концентрируют лучшие качества. Именно на активизации концертно-просветительской деятельности учащихся построен весь процесс обучения по данной программе.
Внеурочная (внеклассная, внешкольная) деятельность имеет важное значение для успешной результативности творческого процесса. Такая совместная деятельность преподавателя, учащихся и их родителей проявляется в: • участии в концертах, тематических классных часах;
• посещении тематических лекций, музыкальных спектаклей, музеев, выставок с их последующим обсуждением;
• участии в фестивалях и конкурсах детского творчества.
Внеклассная работа направлена на поддержание интереса к музыкальному искусству, потребности самовыражения через публичные выступления, достижение и демонстрацию музыкально-творческих результатов.
Учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества.
Важным фактором, обогащающим процесс воспитания в ансамбле, являются его традиции. Это катание на коньках зимой, на лыжах, чествование участников ансамбля. Традиции помогают сплочению коллектива, развивают его перспективные линии, наполняют каждого участника сознанием причастности к социально важной деятельности, которая поддерживается и поощряется обществом. Такие традиции воспитывают молодых участников, способствуют укреплению дисциплины в ансамбле.
Данная форма работы обладает уникальными возможностями повышения уровня школьной мотивации, устойчивого навыка публичных выступлений, формирования потребности в социально-общественной деятельности и оценки значимости и самооценки результатов труда, воспитанию духовно-нравственных качеств.
Самообразование учащихся рассматривается, как самостоятельная, индивидуальная творческая форма работы. Она направлена на приобщение учащихся к занятиям музыкой, музыкальному инструменту, на котором он играет, желание передать своё отношение к музыке другим.
Преподавание в классе ансамбля требует от преподавателя разносторонней подготовки – музыкального образования, специальных знаний в области педагогики, психологии, физического воспитания и создание условий для занятий в классе.
На уроках по программе «Ансамбль русских народных инструментов» применяются следующие методы музыкального обучения и воспитания:
• наглядно-слуховой метод;
• словесный метод;
• наглядно-зрительный метод;
• практический метод.
В результате применения данных методов и приемов существенно повысился уровень развития творческих способностей:
- удалось поднять тенденцию роста творческого потенциала учащихся (формирование умений, знаний и навыков),
кол-во уч-ся в классе | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
на начало уч. года | 10 | 10 | 12 | 12 | 14 |
на конец уч. года | 10 | 10 | 12 | 12 | 16 |
% успеваемости | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Средний балл | 4,5 | 4,6 | 4,6 | 4,8 | 5 |
- удалось дать возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, на различных русских народных инструментах, сделать их более уверенными в своих силах,
- увеличить количество участников ансамбля р.н.и. «Сувенир».
Результаты, которых достигли участники ансамбля русских народных инструментов «Сувенир», побуждают подростков приходить заниматься в наш коллектив.
Таким образом, в процессе моей деятельности при условии оптимальной организации и эффективного осуществления педагогического процесса у детей закладывается интерес к музыкально-творческой деятельности, способность самовыражаться, проявлять свою индивидуальность, развивать творческие способности, на основе чего впоследствии общество приобретает будущих слушателей, ценителей музыки в её истинном значении, которая с годами становится неотъемлемой частью духовной жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.М.Теплов–«Психология музыкальных способностей», М., 1947.
2. Д.К.Кинарская – «Музыкальные способности», М., 2004.
3. В.Г.Ражников – «Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении» Вопросы психологии, 1988.
4. В.В.Крюков - «Музыкальная педагогика», Ростов на Дону,2002.
5. Сборник методических материалов - «Совершенствования исполнительских навыков игры на русских народных инструментах», составитель В.П.Саранин, Тамбов,1989.
6. http://dshi6.aiq.ru/metodika/jashina.html - "Методические особенности организации коллективного музицирования в ДШИ".
7. http://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/ - «Методические особенности организации коллективного музицирования (народные инструменты)».
8. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/ - Методическая разработка
«Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов»/сост.О.Раева.
9. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/ - Методическая разработка
«Вопросы формирования репертуара для ансамблей русских народных инструментов»/сост.О.Раева.