Щедрин «как дорог друг»
Хоровая музыка – богатейший пласт советского музыкального творчества. Возрастание хоровой культуры, смелое развитие приемов хорового письма стимулировало развитие новаторских произведений.
50-е годы – Р. Щедрин, С.Слонимский, Л. Прогожин, Р. Леденёв, Р. Рубин, А. Николаев – имена, достойно представляющие советскую музыку во всех жанрах.
Поиски в сфере фольклора наиболее явственно отразили возникновение новой тенденции - «новая фольклорная волна». Так возник этап, смысл которого в начале 60-х заключается в смелом развитии закономерностей фольклора и стремление молодого поколения к новому, в результате чего образуется додекафония, серийность, сонорика, алеаторика.
60-е – вместе с тенденцией интенсивного обновления музыкально-выразительных средств, развиваются и иные жанры, новые, более крупные.
К концу 60-х явственно обозначились новаторские закономерности – синтезировалось сближение, взаимопроникновение классических радикальных линий, разных приемов техники, систем мышления. Смешанная техника, додекафония = полистиличность.
70-е – это новый этап. Особая лирика, углубленность, проникновенность – специфическое качество музыкальной образности музыки последних лет.
Новое – элегичная образность (циклы Леденёва, вокализы Казенина, хоровые циклы «Осенние гармонии» Б. Гибалина.) Тема природы –вечная тема – живет в новом интонационном прочтении.
Фольклорный аспект – классические традиции лирической протяженности бытуют в огромном количестве разновидностей. Особое значение в 70-х придается жанру хорового концерта («Памяти Юрлова» Свиридова, «Тихий Дон» Слонимского, «Хвала мастеру» В.Кикты).
Песенность характера выражается волнообразным контуром, мелодически стабильной фактурой.
Смешанность жанрового стиля – «Строфы Евгения Онегина» в хорах a capella на стихи А.Пушкина из Евгения Онегина – едва ли не самый яркий пример этого явления.
Слонимский остается верен фольклорному направлению, но постепенно его вокально-хоровая музыка изменила способ воплощения фольклорной интонации – 4 русские песни «Уж вы, ветры», «Уродилась я», «Поедем, поедем», «Доля моя».
В камерном вокальном и хоровом творчестве речетатив в ХХ веке приобретает самостоятельность – кантиленность вытесняется декламацией – патетический характер и фольклорные попевки организуют тематизм. Инструментальные хоры – такие, как «Сольфеджио» Щедрина, представляет хоровые прелюдии из инструментальной фактуры.
Например, Фалик – «Увертюра» из «Поэзы И.Северянина».
Обобщенная концертность, смешение жанровых признаков, ладогармонические закономерности, полиладовость, песенные и инструментальные хоры – вот свойства русской хоровой музыки ХХ века.
Биографические данные композитора
Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Отец – Щедрин Константин Михайлович, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель. Мать – Щедрина Конкордия Ивановна (урожд. Иванова), не музыкант по роду занятий. Супруга – Плисецкая Майя Михайловна, прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии.
На Родиона Щедрина как будущего музыканта и русского композитора решающее влияние оказала семья. Его дед был православным священником в Алексине Тульской губернии. Отец композитора, К.М.Щедрин, родился в селе Воротцы Тульской губернии, детство провел в Алексине. Был одарен редкостными музыкальными способностями – «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Его способности заметила приезжавшая в город актриса В.Н.Пашенная, которая за свой счет отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию.
Музыкой Р.Щедрин был окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Но началась Вторая мировая (для СССР - Великая отечественная) война, и все школы в Москве были закрыты. Семья Щедриных была эвакуирована в Самару (тогда Куйбышев), и Щедрины уехали в октябре 1941 года, под бомбами.
Когда появилась возможность вернуться в Москву, Родиона снова отдали в Центральную музыкальную школу (1943). В конце 1944 - начале 1945 годов в СССР открылось новое учебное заведение – Московское хоровое училище (мальчиков). Его создатель и первый директор, известнейший хормейстер А.Свешников пригласил туда отца Р.Щедрина преподавать историю музыки и музыкально-теоретические предметы, а тот, в свою очередь, попросил зачислить на учебу и своего сына. У Родиона был абсолютный слух, достаточно приемлемый голос, и он был определен, наконец, по музыкальной специальности (декабрь 1944 года). Р.Щедрин вспоминал: «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие-то глубинные внутренние струны… И первые мои композиторские опыты (как и опыты моих товарищей) были связаны с хором». Сочинение музыки в Училище специально не преподавалось, однако высокая суммарная музыкальная подготовка позволяла ученикам делать опыты и в музыкальной композиции. Для поощрения их творчества Свешников давал возможность тут же и исполнять свои сочинения. В 1947 году в Хоровом училище был проведен конкурс композиторских работ. Жюри, возглавляемое А.Хачатуряном, присудило первую премию Р.Щедрину, и это стало его первым заметным успехом в этой области.
В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета - фортепианный, в класс Я.Флиера, и теоретико-композиторский, в класс профессора Ю.Шапорина по сочинению.
Интенсивно развивалась в Московской консерватории и такая фундаментальная область интересов Щедрина, как русский фольклор. Принципиально чуждый этнографическому подходу, Щедрин сумел в течение всего творческого пути в высшей степени оригинально использовать фольклорные элементы, органично сплавив их с новейшими композиторскими находками в музыкальном мире.
Первый концерт для фортепиано, созданный Щедриным в студенческую пору (1954), явился в свою очередь, произведением, создавшим Щедрина – автор исполнил его на концерте пленума, за что был принят в Союз композиторов.
Окончил Московскую консерваторию Щедрин в 1955 году, с отличием, по двум специальностям – композиции и фортепиано.
1958 год в жизни Щедрина был очерчен как самый романтический и поистине судьбоносный: он женился на балерине Майе Михайловне Плисецкой, тогда уже приобретшей известность. Детей в этом браке не было- такова была великая жертва великой балерины. Но уникальный «брак по искусству» сохранился на всю жизнь. Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой – и это целая балетная культура.
При окончании аспирантуры в 1959 году Щедрин имел в своем творческом активе балет «Конек-Горбунок» (1955), фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию (1958). Звучала и ставшая широко известной песня Щедрина из музыки к кинофильму «Высота» (1957) - «Веселый марш монтажников-высотников», прочно внедрившаяся в массовый слух. Эти представления о композиторе неожиданно разрушила Первая симфония, с ее прорывом в суровую военную трагедию, что вызвало большое неудовольствие критиков («хватит с нас и одного Шостаковича»).
В 1964-69 годах Щедрин преподавал композицию в Московской консерватории.
Балет «Кармен-сюита» (1967) внешне возник как результат экстренной помощи композитора своей супруге, когда она зажглась неодолимым желанием воплотить образ Кармен в хореографии кубинского балетмейстера А.Алонсо. За 20 дней Щедрин создал свою знаменитую транскрипцию номеров из оперы Ж.Бизе «Кармен».
Давняя дружба Щедрина с поэтом А.Вознесенским, в 60-годы кумиром советской молодежи, родство их художественного мироощущения, привело к появлению «Поэтории» – Концерта для поэта, смешанного хора и симфонического оркестра на его тексты (1968).
В противоречивой ситуации он находился и как общественный деятель. В 1968 году он (как К.Симонов и А.Твардовский) отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Радиостанция «Голос Америки» начала регулярно вещать об этом, называя их имена. Щедрин вынужден был пойти на компромисс - в виде оратории «Ленин в сердце народном» (1969).
В 1973 году Щедрин избирается на важный руководящий пост – Председателя Союза композиторов Российской Федерации, на который был благословлен Д.Шостаковичем, его основателем и первым председателем. В этом качестве он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почетного Председателя СК России.
Он создает либретто для своих сценических произведений: опер «Мертвые души» (потом и «Лолита»), балетов «Чайка» (совместно с В.Левенталем), «Дама с собачкой».
Продолжается его сотрудничество с М.Плисецкой: ей посвящаются балеты «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой».
Значительной вехой в музыкально-театральном творчестве Щедрина стала опера «Мертвые души» по Н.Гоголю (1976, пост. 1977), на либретто самого композитора. Автор ввел в оперу такое новшество, как замену скрипок оркестра камерным (вторым) хором, а главное - деление сцены на две параллельные сцены, расслоив оперу как бы на две автономно идущие оперы – «народную» и «профессиональную».
1981 год отмечен у Щедрина созданием мастерски отточенных хоровых и фортепинных сочинений : « Строфы « Евгения Онегина » » - шесть хоров на стихи А.Пушкина из его романа в стихах, « Казнь Пугачева » - поэма для хора a capрella на слова из «Истории Пугачева» А.Пушкина, «Тетрадь для юношества», 15 пьес для фортепиано. К хоровым опусам примыкает также «Концертино» 1982 года (без слов). Композитор по-прежнему погружен в русскую литературу и русскую тему. В частности, сквозь все произведения проходит идея русских колоколов: в конце «Строф «Онегина»», в эпизодах «Казни Пугачева», в №11 «Русские трезвоны» из «Тетради для юношества» и в финале «Концертино» - «Русские звоны».
С наступлением еще одной знаменательной даты - 1000-летия принятия христианства на Руси – Щедрин написал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него, внука священника и самого крещеного в детстве: «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988).
Творческие заслуги Р.К.Щедрина были отмечены многочисленными почетными званиями и премиями: Государственная премия СССР (1972), Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976), Почетный член Общества Ф.Листа (США, 1979), Народный артист СССР (1981), Почетный член Академии изящных искусств ГДР (1982), Ленинская премия (1984), Почетный член Международного Музыкального совета (1985), Член Берлинской Академии искусств (1989), Государственная премия России (1992), Премия им. Д.Д.Шостаковича (Россия, 1992), Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995), Почетный профессор Московской консерватории (1997), «Композитор года» Питтсбургского симфонического оркестра (2002), Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002).
Хор, с его специфическими возможностями, постоянно привлекал Р. Щедрина. За годы, проведённые в училище под талантливым руководством А.В. Свешникова, он усвоил хоровую культуру изнутри, как участник. Не случайно перу Щедрина принадлежат группа хоров a capella (1950 – 1970), которые были созданы в разное время – некоторые из них были написаны ещё до поступления в консерваторию.
Хоровые черты стиля композитора обозначились в небольших (по 4) циклах на стихи А.Твардовского и А. Вознесенского – его «Тбилисские базары», «Первый лёд», «Горный родничок», «Песня вечерняя».
Явное тяготение к хоровой декламации, к четкой и броской манере подачи текста приемом скандирования. Это приводит к преобладанию аккордового склада изложения, ритмической синхронности голосов, ярко выраженной линеарной гомофонии. Иногда реплики – восклицания оттеняются педалями, завораживающими последние звуки предшествующего возгласа (эхо-отголосок) (см. «Песня вечерняя» на ст.А. Вознесенского). Но чаще всего композитор стремится возможно более рельефно и броско воплотить присущую ораторскую интонацию.
Роль скандирования текста, интонируемого в рамках линеарной фактуры очень велика, но ораторское начало становится своего рода подтекстом, выступая на 1 план лишь в кульминационных вершинах. Преобладание скандирования на тихой звучности подчеркивает иные стороны поэзии Твардовского, заключающие в ней стремление осмыслить события, ставшие уже историей. К этим хорам примыкает «Русская деревня».
Но гораздо более разнообразное использование возможностей хора - в кантатно-ораториальных сочинениях Щедрина. В них применены те формы, которые установлены новейшей композиторской практикой. Если и встречаются традиционные типы хорового изложения, то или в пародийном освещении (кантата «Бюрократиада»), или преображены до неузнаваемости.
Нередко Щедрин обращается к необычным приемам звукоизвлечения – шёпоту, нередко переходящему в голос, наслоению быстро скандируемых фраз. Декламационное начало, применимое ранее лишь к сольному исполнению, проникает и в партии хора. Но песенность, присущая хоровому пению, не устранена. Специфичность выразительности хоровой музыки Щедрина проявляется в манере звукоизвлечения, в тонких сменах типов хорового изложения, быстрых переходах от напевности к броскому провозглашению.
В конечном же итоге. многообразные приемы хорового изложения направлены к единой цели – сложному, тонкому воплощению замысла композитора, где устранено все прямолинейное, очевидное. В непредвиденности движения музыкальных событий, в постоянном нарушении ожидаемого и заключена суть драматургии московского мастера, в полной мере проявляющаяся в его сочинениях.
Современный мир ставит перед художником много проблем. Сила и ценность сочинений Щедрина проявляется в неразрывной связи с тем, что волнует каждого из нас. Очевидная разобщенность мира, получение разной информации, многоязычной, в т.ч. и музыкальной приводит к многообразию стилей – в результате образуется термин «полистиличность».
Полистиличность музыки Щедрина, насыщенность острейшими контрастами – эти свойства коренятся в природе текущего момента, но это не говорит о Щедрине, как о «советском» композиторе, но говорит об осмысленности, художественной осмысленности явлений жизни. Сочинения щедрина связаны с людской историей, как и произведений предыдущих мастеров. Но эта традиционность – кажущаяся, так как мысли музыканта в настоящем и будущем.
Свойства музыки Щедрина.
1.Первое, что заставляет человека задержаться на истории человечества – Великая Отечественная Война, поэтому у Щедрина часто неприкрыто, недвусмысленно звучит тема войны.
2. Душевное здоровье, неуёмная энергия, мощный выход нерастраченных сил - в музыке Щедрина.
3. Оборотная сторона человеческого существования – трагическая противоречивость мира, скорби, тревоги – в его сочинениях.
4. Разноголосие современного мира, многообразие не может не найти себе места и в музыке – А.Петров, С. Слонимский, Б.Тищенко, А. Шнитке – все эти композиторы работали в жанре полистиличности.
5. Музыкальная интонация - как старая русская традиция, обличает в Щедрине советского, русского композитора – особенно в сочинениях, где чувствуется связь с фольклором – он не воспроизводит его этнографически, но он лишь прообраз, не внешнее одеяние фольклора, но его глубинные свойства – например, озорная частушка, или плач-голошение (интонации плача распеваются, сочетаются), или лирические протяжённые, или обороты знаменного пения.
6. Человеческий говор – русский говор – то бесстрастное пропевание, то утрирование голоса.
7. Индивидуальность Щедрина сказывается в подчеркнутом заострении всех слов и выражений, что проявляется и расширением интервалики, и в усилении ладового напряжения, и в интенсификации ритма.
8. Главное – это опора на тематизм, выразительность сжатой фразы, характерность оборота – все это можно найти у Щедрина.
9. Не порывает он и понятием тональности, в его сочинениях есть и мажор, и минор, но чаще – традиционная тональность проявляется в отношении тонов, развернутых по горизонтали, нежели чем в последовательности аккордов. При этом насыщение ладовыми хроматизмами до предела натягивает нити тональных связей.
10. Щедрин не замкнут в строгие рамки облюбованной им манеры, но попытки найти путь к синтезу той многосоставной звуковой реальности, которая определяет музыкальное сознание человека наших дней.
В этом и сказалась его позиция русского советского художника, тесная связь с историей родной страны, традициями, но также и интерес к опыту мировой культуры. Творчество Щедрина предстает в русской музыке, как в ее исторической преемственности, так и в устремлении к будущему.
Общий список произведений:
Биографические данные поэта. Анализ словесного содержания.
Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме «По праву памяти» (1967–1969, опубл. 1987).
Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939, Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма «Страна Муравия» , повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.
После выхода Страны Муравии один за другим были изданы сборники стихов Твардовского «Стихи» (1937), «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941).
В 1939–1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.
В 1941 Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье «Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Поэма имела огромный успех у читателей. Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!»
Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения «Я убит подо Ржевом...» и «Я знаю, никакой моей вины...» Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи «Дом у дороги» (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой».
В 1950 Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов В.Лакшина, И.Виноградова, А.Кондратовича, А.Берзер и др.
В 1970 Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой – «неофициальным оппозиционером». Несмотря на официальное признание поэмы «За далью даль» (1950–1960, Ленинская премия, 1961), поэмы Твардовского «По праву памяти» и «Василий Теркин» не были опубликованы при жизни поэта. Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971.
В 1968 году Родион Щедрин написал 4 хора на слова Твардовского (посвящение брату Олегу Щедрину, не пришедшему с войны), в который вошли стихотворения «Я убит подо Ржевом», «Прошла война», «К вам, павшие» и
«Как дорог друг...»
Когда пройдешь путем колонн, в жару, и в дождь, и в снег,
Тогда поймешь, как сладок сон, как радостен ночлег.
Когда путем войны пройдешь, еще поймешь порой,
Как хлеб хорош, и как хорош глоток воды сырой.
Когда пройдешь таким путем - не день, не два, солдат,
Еще поймешь, как дорог дом, как отчий угол свят.
Когда - науку всех наук - в бою постигнешь бой,-
Еще поймешь,как дорог друг,как дорог каждый свой.
И про отвагу, долг и честь не будешь зря твердить.
Они в тебе, какой ты есть, каким лишь можешь быть.
Таким, с которым, коль дружить и дружбы не терять,
Как говорится, можно жить и можно умирать.
Р.Щедрин использовал отрывок, который в большей степени раскрывает драматизацию военного времени, размышления, осознание и мудрость. Он напоминает слушателю об истинной стоимости вещей, о цене человеческой жизни. Мoderato semplice, что значит, «умеренно просто», придает особую значимость и глубину как стихотворному тексту, так и музыкальному. В основе музыкального текста лежит силлабичность.
Размер стиха – четырехстопный ямб, придающий мерность и постоянность движению :
_ _ _ _ _ _ _ _
2. Музыкально – теоретический анализ.
Форма. Хор «Как дорог друг» написан в трехчастной форме.
1 часть – 1 – 16 такты. 2 часть – 16 - 24 такты. 3 часть – 24 – 31 такты.
Такое определение формы связывается с текстовым, смысловым содержанием произведения. Так, 1 часть –сравнение материальных ценностей – сладкого сна, радости ночлега, довольства в пище и воде. 2 часть говорит о духовных ценностях – о времени и об отчем доме. 3 часть повествует о главном – пройдя науку наук – бой – человек начинает понимать и ценить жизнь человеческую.
Мелодия. В хоре звучит проникновенная, но и простая мудрость минувшего - военного времени. Мелодия волнообразная, гимническая, сочетающая в себе как поступенное движение, так и ходы на широкие интервалы. Мелодия на первый взгляд сложная, но при впевании хорошо запоминающаяся, можно сказать, «поющаяся сама».
Лад. Данное произведение написано в тонико-доминантовом ладу минора.
Кульминация. В первой части основное движение принадлежит партиям Сопрано( С) и Тенора (Т). Нижние голоса Альт (А) и Бас (Б) продолжают движение, начатое верхними голосами, вторят им. Второстепенная кульминация приходится на 1-ую часть произведения, на такты 8 – 10. Выделяется она сменой динамики с p на mf, усиливается с помощью cresc., затем снова уходит на р. Основная кульминация всего произведения – вся вторая часть произведения – в тактах 16-24. Начинается она с динамики f, размер её меняется – до этого было чередование – 2 такта 9/8, затем два такта 6/8, - теперь же первые два такта 9/8, а 6/8 длится уже 6 тактов, после чего возвращается размер 9/8. Но несмотря на основную кульминацию, основная мысль произведения - в третьей части. Происходит вновь чередование размеров - 2 такта 9/8,и 5 заключительных тактов – 6/8, и как основа звучит иная тональность, иной лад – светлый мажор.
Метроритмические особенности. Размер произведения переменный, 9/8 – широкий, мерный, и 6/8 – более подвижный. Основа метроритма – его силлабичность в данном произведении.
Гармония. Основная тональность произведения – g-moll. В начале произведения чувствуется гармоническая устойчивость, с 1 по 8 такты. Затем она теряется, становясь просто мелодией вне тональности, но каждый раз возвращается к доминантовой функции основной тональности. В кульминационном такте 18 такта кажется, что звучит f-dur, на самом деле, это лишь изменение мелодии. Основная тональность остается прежней. И,наконец, в 3 части теряется ощущение и устой тональности, звучит тревожная мелодия, которая переводит партии нижних голосов А и Б в смешанный состав, где фактически звучит «октавный» унисон партий нижних и верхних голосов. Здесь наблюдается чередование пустых и диссонасных интервалов – секунд и кварт, приводящих к долгожданному консонансному трезвучию новой тональности – С-dur.
Склад письма линеарный с наслоением. Наличие вопросно-ответной системы, что придает музыке диалогичность.
Фактура произведения уникальна – одноголосие (унисон октас С и Т, затем А и Б). Простота – вот основа произведения.
Темп,агогика, динамика. Автором указан изначальный темп - Мoderato semplice, что значит, «умеренно просто», =76. Это обозначение придает музыке мерность, стабильность, вечность. В 14 такте указано Tenuto (сокр.— ten) – на слове Хлеб, связано это со смысловым содержанием, выделением. С 16 такта, как предыкт кульминации, указан Poco rit и динамика рр. Кульминация – возвращение к первому темпу (а tempo). Дальше агогические и динамические изменения есть только в самом конце произведения, что также связано с текстом.
3.Вокально – хоровой анализ.
Произведение написано для смешанного четырехголосного хора a capella. Склад хора – мелодический. В произведении используется хоровой прием пения на закрытый рот и выключение голосов, передача темы от партии верхних голосов партии нижних.
Диапазоны хоровых партий.
В целом, тесситура удобная для всех голосов. В 1 –ой части равнозначны партии С и Т. На втором плане партии А и Б, затем наоборот.
Характер звуковедения legato, атака звука мягкая. Характер звука прикрытый, сдержанный.
Технические трудности. Выдерживание длительностей, пауз, чистота интонации и пр. – основа, канва произведения :сначала оно должно быть выучено.
Основная трудность произведения – выстраивание унисона ведущих партий. Скачки на кварты, на квинты,(можно отрабатывать снизу вверх и сверху вниз), смена устоев в мелодии, движение по полутонам, переход на пение закрытым ртом - все это необходимо впевать и отрабатывать с хором. Произведение не может звучать дробно, это единое и целое сочинение. Следует соблюдать способ звуковедения. Соблюдение нюансировки звука, агогики и, что крайне важно, характера звука –так же относится к разряду трудностей. Можно работать на определённом гласном звуке, либо на закрытый рот. Смена размеров 9/8 – 6/8 – также создает ритмическую сложность. Это отрабатывается внутренней и внешней пульсацией.
Трудности ансамбля отрабатываются в зависимости от состава хора – искусственный или естественный будет ансамбль. Для этого также можно петь на слоги или просто на гласные звуки.
Дирижёрские трудности : переменный размер, показ диалогичности, фразировка.
Заключение.
Произведение Р.Щедрина «Как дорог друг» рекомендуется исполнять либо профессиональным, либо для учебным коллективом. Оно воплощает в себе замысел А.Т. Твардовского и настроение Щедрина, с горечью и простой мудростью рассказывая о страданиях и лишениях. Произведение будет интересным как для исполнителя, так и для слушателя. Дирижёру потребуется провести довольно большой объем работы над ним, провести исследовательскую работу. А также сердечно прочувствовать и понять, ощутить, ведь нет в России ни одной семьи, не потерявшей родных и близких во время Великой Отечественной Войны. Следовательно, внутренне наполнение и исполнение данного произведения должно быть соответствующим.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно