Мастер-класс для педагогов "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано". Багирян Е.Р., педагог дополнительного образования МУДО ДДТ
Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами работы с учащимся в преодолении трудностей при изучении произведений технического плана. Способствовать проявлению креативного подхода к выбору и применению приемов по развитию технических навыков учащихся в педагогической практике. Расширить музыкальный кругозор учащегося; изучить рациональные технические приемы игры на фортепиано; обучить грамотному определению фактуры нотного текста; отработать технические навыки в упражнениях, гаммах и музыкальных произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_bagiryan_e.r.doc | 76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано
(мастер-класс для педагогов с участием
учащегося 3 года обучения объединения «Юный пианист»)
Дата и место проведения: 15.11.2018, объединение «Юный пианист», МУДО ДДТ.
Цель: ретрансляция опыта работы с учащимся в классе фортепиано по развитию технических навыков.
Задачи.
Для педагогов:
познакомить участников мастер-класса с методами и приемами работы с учащимся в преодолении трудностей при изучении произведений технического плана.
способствовать проявлению креативного подхода к выбору и применению приемов по развитию технических навыков учащихся в педагогической практике.
Для учащегося:
Образовательные:
расширить музыкальный кругозор учащегося;
изучить рациональные технические приемы игры на фортепиано;
обучить грамотному определению фактуры нотного текста;
отработать технические навыки в упражнениях, гаммах и музыкальных произведениях.
Развивающие:
развивать:
образное мышление;
игровые навыки;
мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
чувство ритма;
навык игры по нотам;
инициативу в творчестве;
самостоятельность в работе.
Воспитательные:
воспитывать:
интерес к предмету и инструменту;
понимание и уважение к музыке разных жанров;
ответственность за результаты своего труда;
контроль за своими действиями;
культуру поведения за инструментом.
Оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе.
Музыкальная литература:
Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6);
Гаммы, арпеджио, аккорды (C-dur, a-moll);
Карл Черни, этюд №2 ор 821;
Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль).
Структура мастер-класса
- Вступительная часть (целевая установка) (1 мин).
- Основная демонстрационно-практическая часть: (29 мин)
гимнастика на освобождение корпуса учащегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (3 мин);
проверка качества выполнения домашнего задания (3 мин);
игра упражнений и гамм (4 мин);
работа над музыкальными произведениями (15 мин);
закрепление материала (3 мин);
домашнее задание (1 мин).
- Подведение итогов руководителем мастер-класса (3 мин):
оценка педагогом деятельности учащегося;
достижение ожидаемого результата в ретрансляции опыта работы.
- Рефлексия (2 мин).
Ход мастер-класса
- Вступительная часть. Сообщение темы мастер-класса, постановка цели и задач.
- Основная демонстрационно-практическая часть.
Проведение гимнастики на освобождение корпуса учащегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов (упражнения: «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).
Метод работы – объяснительно-иллюстративный.
Комментарий педагога.
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус.
Проверка качества выполнения домашнего задания.
Учащийся показывает выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные задачи: игра собранными пальцами, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения двигаются в удобном темпе (максимальном для учащегося);
2) играет гаммы C-dur, a-moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
контроль за исполнением упражнений и гамм;
отработка приёма игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении;
анализ проведённой работы;
полезная самокритика и критика исполнения;
похвала за моменты достойного исполнения программы.
Комментарий педагога.
При игре гамм важно обратить внимание учащегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, цепкие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в предыдущих первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работают вся рука и корпус. Задача: исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Работа над произведениями.
Этюд.
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки педагога.
Методы и приёмы работы: игра на крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Комментарий педагога.
В случае опаздывания левой руки на слабую шестнадцатую долю, по причине непонимания учащимся длины временного звучания шестнадцатой, необходимо играть со счетом.
При взятии аккордов необходимо следить за правильной аппликатурой и твердостью звучания.
Неровность в гаммах устраняется игрой высоко поднятыми крепкими пальцами в медленном темпе. Результатом этой работы при проигрывании в быстром темпе проявляется автоматизм исполнения.
Пьеса.
Комментарий педагога.
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст.
Для этого педагогом применяются следующие приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Учащийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важна иллюстрация педагогом техники и приёмов игры для того, чтобы учащийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно-средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз учащийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно всё произведение проиграть целиком в среднем темпе с педагогом в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа учащийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать педагогу о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов педагога, важно устранять систематически, если хочется достичь более высоких результатов воспроизведения.
Методы и приёмы работы в ансамбле:
контроль за исполнением;
предложение отработать приём игры staccato для усиления звучности и выравнивания звуков;
анализ проведённой работы;
полезная самокритика и критика исполнения;
похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Домашнее задание.
1. Новое упражнение Ш. Ганона (№3) отработать в медленном темпе. Продолжать работу над уже выученными упражнениями в умеренном темпе.
2. Этюд. Отработать гаммообразные пассажи, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения пассажей в конце этюда, взятие завершающего кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10 ор 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
- Подведение итогов руководителем мастер-класса, оценка педагогом деятельности учащегося, достижение ожидаемого результата в ретрансляции опыта работы.
- Рефлексия.
Для учащегося.
Беседа с учащимся о том, что понравилось в работе и почему. О мотивации к самостоятельному изучению произведений технического плана с применением изученных приемов.
Для педагогов.
Мнение педагогов о применении данного опыта работы в своей педагогической практике.
Благодарность руководителя мастер-класса за участие в мероприятии.
Список литературы
Методическая литература:
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» – М.:1993.
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» – М.: «Музыка» 1995.
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» – М.: 1991.
Нотная литература:
1. Коровицын В. Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс»2008.
2. К Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821.
3. Ш. Ганон. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт-Петербург, 2002.