Программа "Определение музыкальных способностей"

Морозова Наталия Александровна

Программа занятий, состоящая из 20 уроков, помогающая определить возможность ребенка успешно обучаться в ДМШ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  ПРОГРАММА

«Определение музыкальных способностей

и подготовка к занятиям в ДМШ

 детей 5-6 лет»

                                                                                                                     

Составитель: Морозова Н.А.

                                                                                                        заместитель директора

по учебно-воспитательной работе                                          

г. Нефтеюганск – 2017 г.

Пояснительная записка.

Данная программа является результатом работы в ДМШ течение 20 лет. Традиционный метод вступительных испытаний при приёме детей в музыкальную школу не показывает в должной мере уровень развития ребёнка, его способности и наклонности. Лишь пообщавшись с ребёнком в течение первых двух-трёх месяцев можно сделать примерные выводы о его данных.

1. Программа «Определение музыкальных способностей и подготовка к занятиям в ДМШ с детьми 5-6 лет»  направлена на более глубокое знакомство с ребёнком, нежели при традиционных вступительных испытаниях. При реализации данной программы большую пользу извлекают как педагог, так и ребёнок: педагог уже знает, кого он берёт в свой класс, а ребёнок избегает лишних душевных потрясений.

2. Эта программа составлена на основе методик и разработок:

  • Г.И.Шатковского, Москва 1985г.
  • Т.Б.Юдовиной-Гальпериной, «За роялем без слёз»
  • В.Г.Ражникова, «Творческое развитие», Р-н-Дону,1997г.

3. Новизна и актуальность данной программы заключается в следующем:

  • при отборе детей не происходит травмирование психики ребёнка при несоответствии его наклонностей с требованиями, впоследствии предъявляемыми при обучении игре на ф-но;
  • занимаясь в группе с детьми лишь два месяца, можно сделать выводы об их способностях, что является более быстрым, а, следовательно, более экономичным способом;
  • в ходе реализации программы, становится очевидным отношение родителей к обучению детей в музыкальной школе.

4. Цели и задачи:

  • выявление музыкальных способностей в ходе занятий: слух, ритм, память;
  • физическая подготовка к игре на ф-но: развитие спинных мышц, пластичность, цепкость;
  • выявление уровня эмоционально-чувственного восприятия музыки.

5. На занятиях используются игровые формы работы.

Предпочтительнее проводить их в группах по 4-5 человек.

Программа рассчитана на 20 уроков по 30 минут.

Периодичность проведения уроков: 2 раза в неделю.

Урок 1.

Знакомство. Упражнения для правильной осанки. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

6 мин

Знакомство

Выявить уровень общего развития

Обсуждение вопросов:

-Как тебя зовут?

-Какая у тебя фамилия?

-Где живёшь? (адрес)

-Когда у тебя день рождения?

-Как зовут папу и маму?

2.

6 мин

Физические упражнения

№1, 2,3

Определить умение детей руководить своими мышцами.

Игра «Мы - артисты»

1)Упр.№1 – «Спящий слоник»

2)Упр.№2 – «Балерина»

3)Упр.№3 – «Крутим колёса»

3.

10 мин

Движение под музыку.

Выявить степень восприятия музыкального метра и ритма.

1)Сказка №1.

2)Слушаем Польку №15

3)Отвечаем на вопросы:

   -какая музыка? (грустная или весёлая)

  -что хочется делать?

  -как называется этот танец?

4)Рассказ о мальчиках и девочках, показывающих дракончику-крикунчику, как танцевать польку.

5)Танцуют девочки, а мальчики слушают, где вступить.

4.

3 мин

Упражнения на дыхание

1)Выявить умение  детей определять, где право и лево.

2)Определить степень развития координации.

Вопросы:

1)Чем мы с вами вдыхаем воздух?

2)Где правая ноздря? Левая?

Упражнение:

Указательным пальцем ребёнок закрывает левую ноздрю на вдохе, а при выдохе правую.

5.

3 мин

Счёт

от «1» до «10»

Определить, насколько свободно дети умеют считать

Вопрос:

-сколько у вас пальчиков на руках?

Предлагаю посчитать.

Считаем вместе и по очереди.

6.

2 мин

Повторение

Помочь детям запомнить этот урок.

Вопросы:

- какую музыку мы сегодня слушали?

-как назывался этот танец?

Д/З.          Родителям составить эмоциональный портрет ребёнка.

Урок 2.

Понятие лада. Мажор и минор. Понятие ритма и метра. Упражнения для правильной осанки. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

9 мин

Лад. Понятие мажора и минора.

1.Познакомить детей с понятиями мажора и минора.

2.Обратить внимание:

 на способность мыслить, делать выводы,

на интонирование.

1.Играть набор звуков и спросить: «Это музыка?»

    Сыграть любую детскую песенку и спросить: «А это музыка?»

2.Обсудить:

- в чём же отличие?

-привести детей к выводу, музыкой звуки становятся тогда, когда они начинают дружить или ладить.

- вывести понятие: «Лад – это когда звуки ладят», повторить всем вместе и по очереди.

3.Разучить песенку «Светлый день» и «Ночка тёмная», называя понятия «мажор» (светлый лад) и «минор» (тёмный лад)

2.

5 мин

Физические упражнения

№1, 2,3

Определить умение детей руководить своими мышцами.

Игра «Мы - артисты»

1)Упр.№1 – «Спящий слоник»

2)Упр.№2 – «Балерина»

3)Упр.№3 – «Крутим колёса»

3.

5 мин

Понятие ритма и метра.

1.Познакомить детей с понятием ритма и метра.

2.Обратить внимание:

 на способность мыслить, делать выводы,

на память.

1.Попросить детей спеть любую песенку, одновременно хлопая мелодию.

2.Попросить детей спеть туже песенку, но на этот раз, шагая под неё, как солдаты.

3.Обсуждение:
- чем отличались хлопки от шагов?

- дать название хлопкам с определением (Ритм – это по очереди длинные и короткие звуки) и шагам (Метр – это ровные шаги в музыке)

-повторить определения вместе и по очереди.

4.

5 мин

Упражнения для крупных мышц.

Определить умение детей руководить своими мышцами. Развитие спинных мышц.

1)Упр.№4 – «Мельница»

2)Упр.№5 – «Боксик»

5.

6 мин

Движение под музыку.

Выявить степень восприятия музыкального метра и ритма.

1)Сказка №1. Вспоминаем.

2)Слушаем Вальс  №31

3)Отвечаем на вопросы:

   -какая музыка? (грустная или весёлая)

  -что хочется делать?

  -как называется этот танец?

4)Попросить детей показать дракончику-крикунчику, как можно танцевать под эту музыку.

Д/З.         Стих №1

Урок 3.

Лад. Мажор и минор. Упражнения для правильной осанки. Клавиатура: чёрные и белые клавиши. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

5 мин

Лад. Мажор и минор.

Обратить внимание:

-на память,

-на муз. слух,

-на интонирование.

1.Что такое лад?

2.Поём вместе с детьми песенки: «День» и «Ночь»

3.Мажор, какой? Минор,  какой?

4.Педагог поёт песенку «У кота-воркота» в мажоре и миноре. Где мажор? Где минор?

5. Разучиваем песенку «У кота-воркота».

2.

5 мин

Физические упражнения

№1, 2,3

Определить умение детей руководить своими мышцами.

Игра «Мы - артисты»

1)Упр.№1 – «Спящий слоник»

2)Упр.№2 – «Балерина»

3)Упр.№3 – «Крутим колёса»

3.

5 мин

Чтение стихотворения №1 (Д/З)

1.Проверить выполнение Д/З.

2. Обратить внимание:

-на память,

-на артикуляцию,

-на чувство метра,

-на артистичность.

1.Рассказываем стихотворение вместе, одновременно хлопая целые длительности в ровной метрической пульсации.

2.Разыгрываем стихотворение в виде мини-спектакля.

3.Рассказываем это стихотворение по очереди, одновременно хлопая целые длительности в ровной метрической пульсации.

4.

5 мин

Знакомство с клавиатурой: чёрные и белые клавиши.

Познакомить  со строением клавиатуры.

1.Сказка №2

2.Задания у инструмента:

-попросить потрогать всех «сестричек» (2 чёрных клавиши) и всех «братиков» (3 чёрных клавиши),

-попросить найти те же клавиши, но с закрытыми глазами.

5.

4 мин

Упражнения для крупных мышц.

Определить умение детей руководить своими мышцами. Развитие спинных мышц.

1)Упр.№4 – «Мельница»

2)Упр.№5 – «Боксик»

6.

6 мин

Движение под музыку.

Выявить степень восприятия музыкального метра и ритма.

1)Сказка №1. Вспоминаем.

2)Слушаем «Марш» №7

3)Отвечаем на вопросы:

   -какая музыка? (грустная или весёлая)

  -что хочется делать?

4)Рассказ про маленьких солдатиков.

 5)Попросить детей показать дракончику-крикунчику, как можно маршировать под эту музыку.

Д/З.         Стих №2

Урок 4.

Лад. Мажор и минор. Упражнения для правильной осанки. Движение под музыку. Ритм и метр.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

8 мин

Лад. Мажор и минор.

Обратить внимание:

-на память,

-на муз. слух,

-на интонирование.

1.Что такое лад?

2.Поём вместе с детьми песенки: «День» , «Ночь», «У кота-воркота»

3.Мажор, какой? Минор,  какой?

4.Педагог поёт песенку «Жили у бабуси» в мажоре и миноре. Где мажор? Где минор?

5. Разучиваем песенку «Жили у бабуси».

2.

5 мин

Физические упражнения

№1, 2,3

Определить умение детей руководить своими мышцами.

Игра «Мы - артисты»

1)Упр.№1 – «Спящий слоник»

2)Упр.№2 – «Балерина»

3)Упр.№3 – «Крутим колёса»

3.

6 мин

Чтение стихотворения №1,2 (Д/З)

1.Проверить выполнение Д/З.

2. Обратить внимание:

-на память,

-на артикуляцию,

-на чувство метра,

-на артистичность.

1.Рассказываем стихотворение №1, №2 вместе, одновременно хлопая целые  и половинные длительности в ровной метрической пульсации.

2.Разыгрываем стихотворение в виде мини-спектакля.

3.Рассказываем эти стихотворения по очереди, одновременно хлопая целые (стих №1) и половинные  (стих №2) длительности в ровной метрической пульсации.

4.

5 мин

Упражнения для крупных мышц.

Определить умение детей руководить своими мышцами. Развитие спинных мышц.

1)Упр.№4 – «Мельница»

2)Упр.№5 – «Боксик»

3)Упр.№6 – «Прощание»

5.

6 мин

Движение под музыку.

Выявить степень восприятия музыкального метра и ритма.

1)Слушаем: «Полька» №33

2)Отвечаем на вопросы:

   -какая музыка? (грустная или весёлая)

  -что хочется делать?

3)Рассказ о  взрослых белочках, о белочках-детках.

 4)Разыгрываем сценку, взрослые белочки слушают, где вступить.

Д/З.         Стих №3

Урок 5.

Лад. Мажор и минор. Понятие ступени. Упражнения для правильной осанки, для развития хватательных движений. Клавиатура: чёрные и белые клавиши.

Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

5 мин

Упражнения для крупных мышц.

Определить умение детей руководить своими мышцами. Развитие спинных мышц.

1)Упр.№4 – «Мельница»

2)Упр.№5 – «Боксик»

3)Упр.№6 – «Прощание»

4)Упр.№7 – «Стирка»

5)Упр.№8 – «Дирижёр» (П.И.Чайковский «Мама»)

2.

6 мин

Лад. Мажор и минор. Понятие ступени.

Обратить внимание:

-на память,

-на муз. слух,

-на интонирование.

1)Лад – что такое? Мажор, какой? Минор, какой?

2)Определение на слух. Где мажор, где минор?

   П.И.Чайковский «Марш дер. солдатиков» №12

                                     «В церкви» №32

3)Лад – лесенка из 7 ступеней. Учим ладовые жесты.

4)Поём мажор и минор с жестами, с названием ступеней.

3.

5 мин

Движение под музыку

Выявить степень восприятия музыкального метра и ритма.

1)Рассказ о времени королей и королев, XVIII век. Менуэт – танец. Танцуют дамы в длинных платьях.

Рассматриваем картинки.

2)Слушаем «Менуэт» №5

Обсуждение: какая музыка? Как двигаются пары?

3)Танцуем.

4.

4 мин

Упражнения на развитие хватательных движений.

Определить наличие у детей чувства ритма, цепкости, реакции.

1)Объяснить условия игры (См. упр.№9)

2)Упр.№9 – «Платочек танцует»

Под музыку  «Менуэт»  №8

5.

5 мин

Чтение стихотворения №1,2,3 (Д/З)

1.Проверить выполнение Д/З.

2. Обратить внимание:

-на память,

-на артикуляцию,

-на чувство метра,

-на артистичность.

1.Рассказываем стихотворение №1, №2, №3 вместе, одновременно хлопая целые,  половинные и четвертные длительности в ровной метрической пульсации.

2.Разыгрываем стихотворение №3  в виде мини-спектакля.

3.Рассказываем эти стихотворения по очереди, одновременно хлопая целые (стих №1), половинные  (стих №2), четвертные (стих №3)  длительности в ровной метрической пульсации.

6.

5 мин

Повторение..

Развитие памяти.

1)Клавиатура. На ощупь находим группы из 2х и из 3х чёрных клавиш.

2)Ритм, что? Метр, что?

3)Лад, что? Ступеней сколько?

4)Мажор, какой? Минор, какой?

Д/З.         Стих №4

Урок 6.

Лад: ступени. Упражнения для правильной осанки, для развития хватательных движений. Клавиатура: нотки до, ми. Длительности: целая, половинная, четвертная, восьмая. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

5 мин

Лад. Мажор и минор. Ступени.

Развитие памяти, муз. слуха,

навыков интонирования.

1)Лад – что такое? Мажор, какой? Минор, какой?

2)Ступеней сколько? Вспоминаем жесты

3)Поём мажорный и минорный лад с ладовыми жестами вместе и по очереди.

4)Определение на слух. Где мажор, где минор?

П.И.Чайковский «Утреннее размышление» №24

                                   «Итальянская песенка» №34

                                   «Шарманщик поёт» №25

2.

10 мин

Чтение стихотворения №1,2,3,4 (Д/З)

Длительности.

1.Развитие логического мышления.

2.Развитие чувства ритма.

1.Рассказываем стихотворение №1, №2, №3, №4 вместе, одновременно хлопая целые,  половинные, четвертные и восьмые длительности в ровной метрической пульсации.

2.Разыгрываем стихотворение №4  в виде мини-спектакля.

3.Объяснение длительностей. Показ картинок  (стихи) с длительностями. Хлопаем , узнавая стихи по картинкам.

3.

5 мин

Клавиатура.

Ноты: до, ми.

Научить находить ноты до, ми на клавиатуре.

1)Задание у инструмента: найти с закрытыми глазами всех «сестричек» (2 чёрных клавиши) и всех «братиков» (3 чёрных клавиши).

2)Сказка №3 – а.

3)Находим все нотки «до» и «ми» по всей клавиатуре.

4.

5 мин

Упражнения на развитие хватательных движений.

Развитие у детей чувства ритма, цепкости, реакции.

1) Упр.№9 – «Платочек танцует»

      Менуэт №6

2)Упр.№10 – «Летающий платочек»

5.

5 мин

Движение под музыку.

Выявить степень восприятия музыкального метра и ритма.

О Менуэте  №6

1)Отвечаем на вопросы:

   -какая музыка? (грустная или весёлая)

  -что хочется делать?

2)Вспоминаем название танца, кто танцует, какие движения.

3)Танцуем

Д/З.         Стих №5

Урок 7.

Лад. Устойчивые ступени I – III – V. Упражнения для развития хватательных движений. Клавиатура: нотки до, ре, ми. Длительности. Движение под музыку. Стихи.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

7 мин

Лад. Устойчивые ступени.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Лад – что такое? Мажор, какой? Минор, какой?

2)Ступеней сколько? Вспоминаем жесты

3)Поём мажорный и минорный лад с ладовыми жестами вместе и по очереди.

4)Объяснение понятия «Устойчивые ступени»:

-песенку «Маленькой ёлочке» закончить не на тонике. Можно так закончить?

-закончить на тонике. А так?

-повторяем вместе «устойчивые ступени – это ступени, на которых можно остановиться, неустойчивые ступени – это ступени, на которых нельзя остановиться»

5)Устойчивые ступени- I-III-V. Поём в мажоре и миноре с жестами.

2.

5 мин

Длительности.

1.Развитие логического мышления.

2.Развитие чувства ритма.

Показ картинок  (стихи) с длительностями. Узнавая стихи по картинкам, рассказываем стихотворение №1, №2, №3, №4 вместе, а затем по очереди одновременно хлопая целые,  половинные, четвертные и восьмые длительности в ровной метрической пульсации.

3.

4 мин

Стихи. Д/З

Развитие памяти, артикуляции.

Читаем стих №5 вместе и по очереди.

4.

5 мин

Клавиатура.

Ноты: до, ре, ми.

Научить находить ноты до, ре, ми на клавиатуре.

1)Задание у инструмента: найти с закрытыми глазами всех «сестричек» (2 чёрных клавиши) и всех «братиков» (3 чёрных клавиши).

2)Вспоминаем друзей доброй сестрички и стеснительной сестрички.

3)Сказка №3-б

4)Находим во всех октавах до, ми, ре вначале с открытыми глазами, потом с закрытыми глазами.

5.

5 мин

Упражнения на развитие хватательных движений.

Развитие у детей чувства ритма, цепкости, реакции.

1) Упр.№9 – «Платочек танцует»

     Вальс №13

2)Упр.№10 – «Летающий платочек»

6.

5 мин

Движение под музыку.

Развитие пластики, чувства метра и ритма.

1)Под какую музыку танцевал платочек? Какой характер у музыки? Какие движения? Как называется этот танец?

2)Танцуем вальс

Д/З.         Стих №6

Урок 8.

Лад. Устойчивые ступени. Упражнения для развития хватательных движений. Клавиатура: нотки фа и си. Длительности: игра в карты-ритмы. Движение под музыку. Стихи.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

3 мин

Лад. Устойчивые ступени.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Лад – что такое? Мажор, какой? Минор, какой?

2)Поём мажор с ладовыми жестами, устойчивые ступени.

3) Минор, какой?

4) Поём минор с ладовыми жестами, устойчивые ступени.

2.

5 мин

Клавиатура.

Ноты: фа и си.

Научить находить ноты фа и си на клавиатуре.

1)Задание у инструмента: найти с закрытыми глазами всех «сестричек» (2 чёрных клавиши) и всех «братиков» (3 чёрных клавиши).

2)Находим во всех октавах до, ми, ре вначале с открытыми глазами, потом с закрытыми глазами.

3)Сказка №3-в

3.

2 мин

Стихи. Д/З

Развитие памяти, артикуляции.

Читаем стих №5, 6 вместе и по очереди.

4.

10 мин

Длительности.

Игра в карты-ритмы.

1.Развитие логического мышления.

2.Развитие чувства ритма.

1)Узнавая стихи по картинкам, рассказываем стихотворение №1, №2, №3, №4 вместе, а затем по очереди одновременно хлопая целые,  половинные, четвертные и восьмые длительности в ровной метрической пульсации.

2)Игра в карты-ритмы.

5.

5 мин

Упражнения на развитие хватательных движений.

Развитие у детей чувства ритма, цепкости, реакции.

1) Упр.№9 – «Платочек танцует»

      Марш №37

2)Упр.№10 – «Летающий платочек»

6.

5 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1)Какая была музыка? Что хочется делать?

2)Маршируем

Д/З.         Стих №7

Урок 9.

Лад. Устойчивые, неустойчивые ступени. Упражнения для развития хватательных движений. Клавиатура: нотки фа и си. Длительности: игра в карты-ритмы. Движение под музыку. Стихи.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

3 мин

Стихи. Д/З

Развитие памяти, артикуляции.

Читаем стих №5, 6, 7 вместе и по очереди.

2.

7 мин

Лад. Устойчивые, неустойчивые ступени.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Что такое лад? Сколько ступеней?

2)Мажор, какой? С жестами поём вверх и вниз, устойчивые ступени.

3)Какие ступени остались? Это неустойчивые ступени. Называем с жестами, поём с жестами.

4)Минор, какой? Поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени.

3.

5 мин

Длительности.

Игра в карты-ритмы.

1.Развитие логического мышления.

2.Развитие чувства ритма.

Игра в карты-ритмы.

4.

5 мин

Клавиатура.

Ноты: до, ре, ми, фа, си.

Научить  ориентироваться на клавиатуре.

Задание у инструмента:

- найти с закрытыми глазами  ноты до, ре, ми,

-найти с открытыми  глазами ноты фа и си,

- найти с закрытыми глазами ноты фа и си

5.

7 мин

Упражнения на развитие хватательных движений.

Развитие у детей чувства ритма, цепкости, реакции.

1)Упр.№10 – «Летающий платочек»

2) Упр.№9 – «Платочек танцует»

     Полонез № 39

3)Упр.№12 – «Играем вместе»

6.

5 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1) Под какую музыку танцевал платочек?

2)Рассказ о танце «Полонез» (парный торжественный танец), показ иллюстраций.

3)Танцуем.

Д/З.         Стих №8

Урок 10.

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Упражнения для развития хватательных движений. Клавиатура: нотки соль и ля. Длительности: игра в карты-ритмы. Движение под музыку. Стихи.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

5 мин

Клавиатура.

Ноты: до, ре, ми, фа, си, соль и ля.

Научить  ориентироваться на клавиатуре.

Задание у инструмента:

- найти с закрытыми глазами  ноты до, ре, ми, фа и си,

- сказка № 3-г

- найти с открытыми глазами ноты ля и соль.

2.

7 мин

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Что такое лад?

2)Мажор, какой? С жестами поём вверх и вниз, устойчивые  и неустойчивые ступени.

3)Объяснение разрешения.

4)Минор, какой? Поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени.

3.

5 мин

Длительности.

Игра в карты-ритмы.

1.Развитие логического мышления.

2.Развитие чувства ритма.

Игра в карты-ритмы.

4.

3 мин

Стихи. Д/З

Развитие памяти, артикуляции.

Читаем стих №5, 6, 7, 8 вместе и по очереди.

5.

7 мин

Упражнения на развитие хватательных движений.

Развитие у детей чувства ритма, цепкости, реакции.

1)Упр.№10 – «Летающий платочек»

2)Упр.№12 – «Играем вместе»

3)Упр.№11 – «Кто быстрее»

2) Упр.№9 – «Платочек танцует»

      Полонез №26

6.

5 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1) Под какую музыку танцевал платочек?

Как называется этот танец? Как его танцуют?

2)Танцуем.

Д/З.         Стих №9

Урок 11.

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Клавиатура: нотки соль и ля. Длительности: соотношение длительностей. Движение под музыку. Стихи. Аппликатурные упражнения.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

8 мин

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Что такое лад? Устойчивые ступени, какие? Неустойчивые ступени, какие?

2)Мажор с жестами поём вверх и вниз, устойчивые  и неустойчивые ступени, разрешение.

3)Минор поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение.

4)Определить на слух, какой лад используется в данном произведении:

- П.И.Чайковский «Болезнь куклы» №19

                                     «Новая кукла» №14

2.

5 мин

Стихи. Д/З

Развитие памяти, артикуляции.

Читаем стих №5, 6, 7, 8, 9 вместе и по очереди.

3.

1 мин

Аппликатурные упражнения.

Развитие координированного движения пальцев.

Упр. «Приказы пальцам»

4.

2 мин

Клавиатура.

Ноты: до, ре, ми, фа, си, соль и ля.

Научить  ориентироваться на клавиатуре.

Задание у инструмента:

- найти с закрытыми глазами  ноты до, ре, ми, фа и си, соль и ля.

5.

10 мин

Длительности: соотношение длительностей.

Развитие у детей логического мышления.

1)Объяснение:

-одна четверть равна двум восьмым,

-одна половинка равна двум четвертям.

2)Задание детям: определить сколько восьмых в половинке?

3)Работа с ритмическими карточками, простучать:

1)           ♫♫

2)        ♫♫

6.

5 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1) Слушаем: Полька. №3

     Что это за танец?

2)Танцуем.

Д/З.         Стих №10

Урок 12.

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Игра «Эхо». Длительности: соотношение длительностей. Стихи. Аппликатурные упражнения. Слушание музыки.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

5 мин

Стихи. Д/З

Развитие памяти, артикуляции.

1)Повтор стихов №5, 6, 7, 8, 9.

2)Чтение стих  № 10 вместе и по очереди.

2.

5 мин

Слушание музыки.

Развитие образного мышления.

1)О чём стих №10?

2)Слушаем: П.И.Чайковский «Мама». №11

3)Обсуждение:

- какая мама изображена в музыке?

- если бы вы рисовали эту маму, какие краски вы бы выбрали?

3.

3 мин

Аппликатурные упражнения.

Развитие координированного движения пальцев.

Упр. «Приказы пальцам»

4.

12 мин

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Игра «Эхо».

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Что такое лад? Устойчивые ступени, какие? Неустойчивые ступени, какие?

2)Мажор с жестами поём вверх и вниз, устойчивые  и неустойчивые ступени, разрешение.

3)Игра «Эхо» (I –II – III)

4)Минор поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение.

5) Игра «Эхо» (I –II – III)

5.

5 мин

Длительности: соотношение длительностей.

Развитие у детей логического мышления.

Работа с ритмическими карточками, простучать:

       ♫♫

Д/З.         Стих №11

Урок 13.

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Игра «Эхо». Упражнения на расслабление и на постановку игрового аппарата. Ритмо-стиховое воспитание. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

13 мин

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Игра «Эхо».

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Что такое лад? Устойчивые ступени, какие? Неустойчивые ступени, какие?

2)Мажор с жестами поём вверх и вниз, устойчивые  и неустойчивые ступени, разрешение.

3)Игра «Эхо» (I –II – III – IV - V)

4)Минор поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение.

5) Игра «Эхо»  (I –II – III – IV - V)

2.

5 мин

Ритмо-стиховое воспитание.

Развитие чувства метроритма.

1)Работа с ритмическими карточками, простучать:

♫♫       ♫♫

♫♫      

2)Читаем стих №11 и стучим ритм, сравниваем

3.

5 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1) Слушаем: Марш №4

2)Обсуждаем.

3)Двигаемся.

4.

7 мин

Упражнения на расслабление и на постановку игрового аппарата.

Проверить податливость игрового аппарата.

1)Упр. «Сломанная кукла»

2)Упр. «Шалтай-болтай».

3)При правильной посадке за инструментом берём красиво 3 пальцем звук.

Д/З.         Стих №12

Урок 14.

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Игра «Эхо». Ритмо-стиховое воспитание. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

15 мин

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Игра «Эхо».

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Слушаем: Менуэт №9

-В каком ладу написана эта музыка?

-Как называется этот танец?

-Кто и как его танцует?

 2) Минор поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение. Игра «Эхо»  

3) Слушаем: Немецкая песенка П.И.Чайковского №16

-В каком ладу написана эта музыка?

-Что хочется делать?

-Какие движения?

4) Мажор с жестами поём вверх и вниз, устойчивые  и неустойчивые ступени, разрешение. Игра «Эхо».

2.

10 мин

Ритмо-стиховое воспитание.

Развитие чувства метроритма, памяти.

1)Показ ритма:

- ♫♫       ♫♫

-стучим, какое стихотворение можно простучать так?

-читаем стихотворение до конца и стучим ритм

-находим на карточках продолжение стиха.

2)Читаем стих № 12 и стучим ритм

3)Находим ритмические карточки к этому стиху.

♫♫ ♫   ♫♫ ♫  

♫♫ ♫   ♫♫

4)Учим стих №14  и стучим ритм

5)Находим карточки к стиху:

           

♫♫            

3.

5 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1) Слушаем: Менуэт № 10, обсуждаем, двигаемся

2) Слушаем: Немецкую песеку Чайковского №16, обсуждаем, двигаемся.

Д/З.         Стих №13

Урок 15.

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. III, VI, VII ступени мажора и минора. Игра «Эхо». Клавиатура. Ритмо-стиховое воспитание. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

10 мин

Лад. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

Игра «Эхо». III, VI, VII ступени мажора и минора, отличие.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Тёмный и мягкий лад, какой?

Минор поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение. Игра «Эхо».

2)Светлый лад, какой?

Мажор с жестами поём вверх и вниз, устойчивые  и неустойчивые ступени, разрешение. Игра «Эхо».

3)Обращаем внимание на отличие в жестах и красках III, VI, VII ступеней в мажорном и минорном ладах.

2.

5 мин

Клавиатура.

Научить  ориентироваться на клавиатуре.

Задание у инструмента:

- найти с закрытыми глазами  ноты до, ре, ми, фа и си, соль и ля.

3.

10 мин

Ритмо-стиховое воспитание.

Развитие чувства метроритма, памяти.

1)Показ ритма:

-       -стучим, какое стихотворение можно простучать так?

-читаем стихотворение до конца и находим на карточках продолжение стиха.

              ♫♫            

2)♫♫     ♫♫

-стучим ритм, угадываем стих (№11), находим ответ.

♫♫      

3) ♫♫♫  ♫♫♫  ♫♫♫

Стучим, читаем стих № 12, находим в карточках окончание

♫♫

4)Загадка: На деревьях живёт и орешки грызёт.

Читаем, стучим, находим карточки:

, ответ       

4.

5 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1) Слушаем: Полонез №22

Какой танец? Кто танцует? Как танцуют?

2)Двигаемся.

Д/З.         Стих №13

Урок 16.

Лад. Попевки от I к V и от V к I. Ритмо-стиховое воспитание. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

15 мин

Лад. Попевки от I к V и от V к I.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Что такое лад? Какими ступенями отличаются мажор от минора?

 2) Мажор и минор поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение. Игра «Эхо», попевки от I к V и от V к I.

3) к инструменту: играем мажор и минор от «До».

2.

10 мин

Ритмо-стиховое воспитание.

Развитие чувства метроритма, памяти.

1)Показываю на ритмических карточках по очереди начало стихов № 11, 12, 14, 15, дети стучат и отгадывают стихи и читают до конца.

2)Читаем стих № 13.

Выкладываю ♫♫♫  ♫♫♫  ♫♫♫

Дети находят на карточках последнюю фразу:

♫♫♫ 

3.

5 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1) Игра: «В стране молчаливых танцоров».

Суть игры: звучит музыка, без обсуждения детям необходимо движениями показать, какой звучал танец.

Менуэт №35

Маленькая полька № 1

2)Обсуждаем название танцев.

Урок 17.

Лад. Попевки от I к V и от V к I, движение мелодии по устойчивым ступеням.  Ритмо-стиховое воспитание. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

10 мин

Лад. Попевки от I к V и от V к I, движение мелодии по устойчивым ступеням.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Что такое лад? Какими ступенями отличаются мажор от минора?

 2) Мажор поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение. Игра «Эхо», попевки от I к V и от V к I, движение мелодии по устойчивым ступеням.

2.

10 мин

Ритмо-стиховое воспитание.

Развитие чувства метроритма, памяти.

1)Показываю на ритмических карточках по очереди начало стихов № 11, 12, 13, 14, 15, дети стучат и отгадывают стихи и читают до конца, выкладывают ритм самостоятельно.

2)Учим  стих № 16.

Стучим ритм, выкладываем карточки

 ♫♫♫.

Ответ находим в карточках самостоятельно

 

3.

10 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1) Игра: «В стране молчаливых танцоров».

Суть игры: звучит музыка, без обсуждения детям необходимо движениями показать, какой звучал танец.

Вальс №20

Марш №2

Полонез №41

2)Обсуждаем название танцев.

Урок 18.

Лад. Попевки от I к V и от V к I, движение мелодии по устойчивым ступеням.  Ритмо-стиховое воспитание. Движение под музыку.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

10 мин

Лад. Попевки от I к V и от V к I, движение мелодии по устойчивым ступеням.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

Минор  поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение. Игра «Эхо», попевки от I к V и от V к I, движение мелодии по устойчивым ступеням.

2.

6 мин

Ритмо-стиховое воспитание.

Развитие чувства метроритма, памяти.

1)Показываю на ритмических карточках по очереди начало стихов № 11, 12, 13, 14, 15, дети стучат и отгадывают стихи и читают до конца, выкладывают ритм самостоятельно.

3.

14 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

1) Игра: «В стране молчаливых танцоров».

Суть игры: звучит музыка, без обсуждения детям необходимо движениями показать, какой звучал танец.

Вальс  № 23

Марш № 30

Полька № 21

Менуэт №36

Полонез № 40

2)Обсуждаем название танцев.

Урок 19.

Лад. Опевание устойчивых ступеней.  Ритмо-стиховое воспитание. Слушание музыки.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

10 мин

Лад. Опевание устойчивых ступеней.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Мажор  поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение.

2)Опевание устойчивых ступеней.

3)Игра «Эхо», попевки на опевание устойчивых ступеней.

2.

6 мин

Ритмо-стиховое воспитание.

Развитие чувства метроритма, памяти.

Показываю на ритмических карточках по очереди начало стихов № 11, 12, 13, 14, 15, дети стучат и отгадывают стихи и читают до конца, выкладывают ритм самостоятельно.

3.

14 мин

Слушание музыки.

Развитие образного мышления.

1) Песня жаворонка П.И.Чайковского №18

- звучит музыка без названия,

-обсуждение:

О чём музыка? Что напоминает?

-называю название

-обсуждение:

Что в музыке напоминает птичку? Какие краски?

2)Баба яга П.И.Чайковского №17

-звучит музыка без названия,

-обсуждение:

О чём музыка? Что напоминает?

-называю название

-обсуждение:

Что делает Баба яга? Как это передано в музыке? Какие краски?

Урок 20.

Лад. Опевание устойчивых ступеней. Попевки на ритмы стихов. Движение под музыку. Психологический тест, на определение трудолюбия и усидчивости.

время

Вид деятельности

Цель

Описание

1.

10 мин

Лад. Опевание устойчивых ступеней.

Развитие памяти, ладового слуха,

навыков интонирования.

1)Что такое лад?

Мажор  поём с жестами вверх  и вниз, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешение. Опевание устойчивых ступеней.

3)Игра «Эхо», попевки на ритмы стихов.

№1111

№1212

№13 12

№14 12

№15 12

№16 12

2.

10 мин

Движение под музыку.

Развитие чувства метра и ритма.

Звучит музыка. Задание: угадать название танца, танцевать.

Марш №28

Менуэт №38

Полька №27

Вальс № 29

3.

10 мин

Психологический тест

Определить наличие таких качеств, как трудолюбие и усидчивость.

1)Раздать детям лист бумаги, на нём нарисован контур круга.

2)Задание: раскрасить этот круг, чтобы было очень красиво.

Результаты теста определяются по рисункам: чем тщательнее раскрашен круг, тем большей усидчивостью обладает ребёнок.

Методическое обеспечение программы

1. В качестве оборудования необходимы:

  • музыкальный инструмент для исполнения музыкальных произведений,
  • проигрывающая аппаратура для прослушивания записей.

2. Дидактическое обеспечение:

  • приготовленные бланки для заполнения родителями «Эмоциональный портрет» (в приложении)
  • карточки для игры «Карты-ритмы» (в приложении)
  • платочек для упражнений

3.Технические средства обучения:

  • аудио записи произведений

4.Нотное представление музыкальных произведений (в нотном приложении).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Стихи

1.Бегемотик – целая

    Думает, лежит.

   И ромашку белую

   Нюхать не спешит.

2.Мишка – половинка

    Медленно идёт,

    Кушает малинку,

    Песенку поёт.

3.Волк – четвертушка

   Добренький такой.

   Скушал свою плюшку

   И пошёл домой.

4.Белочка – восьмушка,

    Поспеши в дупло.

    Там твои детки

    Ждут тебя давно.

5. Пять пальцев на руке своей

     Назвать по имени сумей.

     ПЕРВЫЙ палец — боковой

   -Называется БОЛЬШОЙ.

6. Палец ВТОРОЙ –

    Указчик старательный,

    Не зря называют его

    УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

7. ТРЕТИЙ твой палец –

    Как раз посредине.

    Поэтому СРЕДНИЙ

    Дано ему имя.

8. Палец ЧЕТВЕРТЫЙ

    Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ,

    Неповоротливый он

    И упрямый.

9. Совсем как в семье,

    Братец младший — любимец.

    По счету он ПЯТЫЙ,

    Зовется МИЗИНЕЦ.

10.Кто вас, детки, крепко любит,

      Кто вас нежно так голубит,

      Не смыкая ночью глаз,

      Всё заботится о вас?

      Мама дорогая!

11.Маленький орех

      Белочка грызёт.

      Остренькие зубки

      Щёлк да щёлк.

12.Снегом запорошенный,

      Стужей замороженный,

      Грустно пел воробышек

      Чик-чирик-чирик.

13.Жил да был ленивый кот.

      Мышку ждал, разинув рот.

      Думал глупый, что она

      Прыгнуть в рот ему должна.

14.Ну, на, воробей – бей, бей.

      Лапочки согрей – грей, грей.

15.На деревьях живёт

      И орешки грызёт – белка.

16.Что в стакане, угадай –

      Сладкий чай.

 

     

Музыка рассказывает сказку

Сказка №1  

Как-то один раз собрались друзья вместе отдохнуть в лесу. Их было…(Назвать кол-во детей). Среди них …(реальное кол-во) мальчиков и … девочек.

Долго они ходили по лесу, слушали, как поют птички, собирали ягодки, цветочки. Время бежало быстро, и вот они поняли, что заблудились. Что же им делать? Они решили всем вместе идти и звать на помощь. Шли-шли, и наконец, попали на красивую полянку. Там жила Фея. Звали её Музыка.

Ребята попросили у неё помощи. Фея очень обрадовалась, что у неё появилась возможность кому-нибудь помочь и показала дорогу.

- Но не всё так просто, ребята, - сказала фея Музыка. -  Дело в том, что вам нужно будет пройти мимо дракончика-крикунчика. А он очень хочет научиться разбираться в музыке, но меня он не слышит, потому что постоянно кричит. Слышит он только людей. Я подарю вам сейчас музыку, а вы расскажете ему о ней всё, что знаете сами. И тогда дракончик-крикунчик пропустит вас.

(Далее попросить ребят послушать эту музыку и помочь горе-путешественникам, ответив на вопросы)

Сказка №2.

 Жили - были в одной семье 2 сестрички и 3 братика. Они так дружно жили, всегда вместе играли, даже пели песни всегда вместе. Всё у них получалось хорошо.

Как-то раз, узнали они о том, что проводится конкурс на самую лучшую песню среди таких же девочек-сестричек и мальчиков-братиков. Решили они участвовать в этом конкурсе.

Приехали в город, под названием «Клавиатура». А там было много таких же сестричек и братиков.

Давайте, ребята, поможем найти всех двух сестричек и трёх братиков на клавиатуре.

Сказка №3.

Как-то раз, пришёл в гости к двум сестричкам и трём братикам Добрый волшебник. Он слышал, как эти дружные ребята пели на конкурсе. Очень они ему понравились, и захотел он сделать подарки всем.

 а) - Какие вы молодцы, сестрички и братики! Как хорошо вы умеете дружить, заботиться друг о друге. Решил я вас наградить за ваши прекрасные человеческие качества. Тебе, добрая сестричка (первая чёрная клавиша до диез), я принёс волшебную нотку по имени «До».

Тебе, стеснительная сестричка (вторая чёрная клавиша ми бемоль), я принёс красивую нотку по имени «Ми»

б) - А чтобы вы всегда были вместе, я принёс  вам один общий подарок, нотку по имени «Ре».

в)- Тебе, старший братик, я хочу подарить серьёзную нотку по имени «Фа».

А тебе, младший братик, я дарю ласковую нотку по имени «Си».

г)- А тебе, нелюдимый братик, я хочу подарить две волшебные нотки «Соль» и «Ля», пусть они всегда будут рядом с тобой: нотка «Соль» слева, а нотка «Ля» справа. Почему именно так? Дело в том, что нотка «Соль» подружка нотки «Фа», а нотка «Ля» дружит с ноткой «Си».

Эмоциональный портрет.

Задорный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Сдержанный

Оптимист

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Пессимист

Уверенный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Неуверенный

Обстоятельный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Несдержанный

Неуклюжий

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Ловкий

Мечтательный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Рассудочный

Задушевный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Строгий

Приветливый

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Неприветливый

Нежный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Грубоватый

Спокойный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Беспокойный

Раскованный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Скованный

Смиренный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Возбуждённый

Лиричный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Мужественный

Хмурый

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Светлый

Боязливый

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Решительный

Загадочный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Ясный

Задумчивый

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Беспечный

Печальный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Радостный

Запальчивый

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Спокойный

Тревожный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Уравновешенный

Сердитый

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Добрый

Галантный

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Безыскусный

Ершистый

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Покладистый

Дерзкий

1 2 3 4 5    1 2 3 4 5

Кроткий

                                                           Примечание.

Заполняется родителями.

Ни один из признаков не является оценочным, то есть «хорошим» или «плохим», лучшим или худшим. Все признаки – это черты художественного образа (как если бы Вы рисовали портрет своего ребёнка и выразили его характер).

Чтобы составить эмоционально-художественный портрет, надо ответить на вопрос: какие из предложенных свойств характера присущи вашему ребёнку? Всегда (4-5 баллов), иногда (2-3 балла), изредка (1 балл).

Обведите фломастером нужный Вам балл, например,  5  ,  4  , и Вы получите профиль характера, то есть эмоциональный портрет Вашего ребёнка.

Упражнения.

1. «Спящий слоник»

                  Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные

                  немного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены,

                  свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр

                  тяжести на пояснице.  Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади,

                  поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть

                  на свои руки. Убедившись, что тяжесть тела ребенка

                  действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс, а

                  шея и руки расслаблены, педагог, подбрасывая его руки вверх, и

                  они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до

                  полной остановки. Здесь очень важно проследить, чтобы не был

                  зажат шейный отдел. Это упражнение помогает при игре на

                  фортепиано, способствует «проводимости звука»,

                  содружественному движению обеих рук (синкинезии).

2. «Балерина»

                  Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и

                  одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над

                  головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном

                  туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной

                  остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы

                  плеч (подставляя под плечи ребенка ладони). Упражнение

                  помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из

                  корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

3. «Вращательные движения»

                  Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно

                  следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в

                  движении. Плечи не подняты! Если они поднимаются, надо сделать

                  несколько вращательных движений в плечевых суставах. Если руки

                  в плечевых суставах плохо вращаются — начать с простейших

                  упражнений: поднимать и опускать плечи. В этом упражнении

                  важно определить — в чем состоит трудность для ребенка, и,

                  начиная с простых движений, по мере возможности усложнять их.

                  Безусловно, для того чтобы научить прямо «держать спину»,

                  нужно делать упражнения не только для снятия напряжения с

                  шейных и плечевых мышц, но и для укрепления нижних мышц спины.

                  Например — разведение рук в стороны; при этом работают грудные

                  и спинные мышцы.

4. «Мельница»

                  Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса»

                  в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и

                  вместе, вперед и назад.

                  В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были Напряжены,

                  поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их

                  расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

5. «Боксик»

                  Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок

                  имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед,

                  как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не

                  поднимает плечи. Упражнение очень полезно для ощущения

                  целостности рук (особенно если не получаются вращательные

                  движения).

6. «Прощание»

                  Локти свободны, пальцы — продолжение ладони, в лучезапястном

                  суставе рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания,

                  потряхивая ладошкой. При этом педагог незаметно держит руку у

                  лопаток и проверяет свободу руки и включение лопаточных мышц в

                  работу.

7. «Стирка»

                  Пусть ученик представит, что он стирает, например, платье для

                  куклы. Постирал — надо стряхнуть. Во время упражнения педагог

                  говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко,

                  а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на

                  живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле —

                  звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в

                  зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь, у тебя

                  остаются. И никто не услышит их».

8. «Дирижёр»

                  Ребенок «дирижирует» под музыку.

                  Это упражнение помогает включить в работу все мышцы,

                  вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить

                  за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не

                  поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае

                  нельзя сутулиться! Упражнение способствует развитию

                  пианистических движений и правильному дыханию.

9. «Платочек танцует»

                  Под неторопливый, сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс,

                  полька, менуэт, мазурка или полонез) дети плавными движениями

                  передают друг другу платочек. Педагог следит за ритмичностью

                  движений — платочек передается на сильную долю такта.

                  Эта игра не только способствует развитию хватательных

                  рефлексов, но и вырабатывает пластику движений рук,

                  устанавливает правильное дыхание и воспитывает ритмический

                  слух.

10. «Летающий платочек»

                 Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах (нужно

                  проверить, насколько прочна опора на ноги!). В ладошке ребенок

                  держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и

                  подхватывает другой рукой. При этом плечи опущены, спина

                  прямая. Не напрягаться!

                  То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках

                  по платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит,

                  меняя при этом руки. Движения плавные, пианистичные (по

                  крайней мере, к этому надо стремиться), платочки как бы летают

                  в воздухе.

11. «Кто быстрее»

                  Платочек лежит на столе. Дети пытаются на счет «раз-два-три»

                  быстрее схватить платочек — кто первый возьмет, тот победил. С

                  ранимым учеником, которому не удается опередить других,

                  педагогу следует играть самому и, конечно, проигрывать.

                  Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому

                  упражнению, очень важна для пианиста — без нее невозможно

                  представить исполнение даже самых простых музыкальных

                  произведений.

12. «Играем вместе»

                  Дети становятся в круг (достаточно и четырех человек). Один из

                  них перебрасывает платочек любому из играющих, тот ловит и

                  опять перебрасывает кому-либо по своему выбору. Здесь важна

                  неожиданность, заставляющая сосредоточиться. Упражнение

                  помогает развить двигательную реакцию.