Методический доклад «О подготовке обучающихся ДМШ к публичному выступлению»

Жураева Светлана Васильевна

Методический доклад, в котором я хочу обратить Ваше внимание и поделиться своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащихся к концертному (публичному) выступлению. Материал был подготовлен для методической конференции в рамках Межрегиональной Детской Вокально-Хоровой Ассамблеи "Солнечный круг - 2016"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г. Канаш Чувашской Республики

Методический доклад

«О подготовке обучающихся ДМШ к публичному выступлению»

Подготовила преподаватель Жураева  С.В.

г. Канаш 2016


            Добрый день,  уважаемые коллеги!  В своём докладе я хочу обратить Ваше внимание и поделиться своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащихся к концертному (публичному) выступлению.

ВАЖНОСТЬ. 

Участие в концертах, конкурсах, тематических мероприятиях  – важная составляющая обучения юных музыкантов и певцов в ДМШ. Это особая форма музыкальной деятельности, которая  помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает так называемую эстрадную выдержку, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, артистизм.

С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством, воспринимать концерт  как  музыкальный праздник, которого ждут и к которому старательно готовятся. Участие в концерте и почётно  и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемые произведения будут исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно.

В методической литературе содержится достаточное количество рекомендаций по работе в предконцертный период. Обобщая высказывания выдающихся музыкантов - исполнителей и преподавателей, можно разделить процесс предконцертной подготовки на три основных периода:

 1) длительный период предконцертной подготовки; выдающийся педагог, методолог и теоретик пианизма Щапов Арсений Петрович выделил несколько этапов в процессе подготовки музыкального произведения к исполнению: а) Этап предварительного ознакомления. б) Этап работы «по кускам». в) Этап целостного оформления. г) Этап достижения эстрадной готовности.

    2) период, охватывающий последние дни перед выступлением; основная задача – достижение психофизиологической готовности. В течение этого периода происходит завершение этапа достижения концертной готовности произведения, изменяется содержание занятий, большое значение приобретает порядок и характер репетиций. Не рекомендуется разрыв единства произведения («работа по кускам»). Степень нагрузки в данный период регулируется педагогом в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей ученика. Нежелательны физические, умственные и эмоциональные перегрузки. На этом этапе даже выбор часа репетиций играет не последнюю роль: время их проведения должно соответствовать предположительному времени выступления, что позволяет в наибольшей степени учитывать особенности психофизиологического состояния исполнителя, а оно различно в каждое время суток. Очень благоприятна для  психического состояния тщательная отработка на репетиции элементов концерного ритуала - выхода и поклона, выхода на аплодисменты и поклона после игры. Одной из главных задач педагога в этот период является сохранение привычного режима, физической и психической свежести, бодрости ученика.

    3) самый короткий период – непосредственно день концерта. Основные задачи преподавателя – правильный психоэмоциональный настрой. Этот период разделим на две составляющие – подготовку в течение дня и подготовку непосредственно перед выходом на сцену. Подготовка в течение дня - на данном этапе должна преобладать работа с нотами, текстом.  Проверка нот и указаний от автора. Подготовка перед выходом на сцену – до концерта необходимо ознакомиться с акустикой в зале, разыграться, найти наилучшую точку на сцене. Самарий Ильич Савшинский — российский советский пианист и музыкальный педагогпрофессор Ленинградской консерватории писал, что возбудимого типа музыкант должен перед выступлением оберегаться от волнующих, даже положительных эмоций, инертный же, тормозной тип требует перед выступлением «разгона». Ему необходимо долго разыгрываться, могут оказаться полезными поощрительные слова, радостные известия о том, что в зале присутствует желанное лицо. Для достижения оптимального сценического состояния можно использовать дыхательную гимнастику, рекомендованную Токарским Ардалионом Ардалионовичем (русский психиатр, разработчик экспериментальной психологии): медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами каждый раз следует удлинять. Проделывать такую гимнастику рекомендуется перед выходом на эстраду, на самой эстраде до начала исполнения и в перерывах между произведениями. Григорьев Владимир Юрьевич (профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского доктор искусствоведения Заслуженный деятель искусств России) рекомендовал следующее упражнение по снятию нервного стресса: потереть круговыми движениями левое, затем правое запястье до появления тепла, затем производить полукруглые массирующие движения одновременно над обеими бровями (также до появления тепла); то же самое – с двух сторон носа; напоследок натирать мочки, а затем и полностью уши до появления тепла. Подобные действия помогут успокоить ребенка, настроить на позитивный лад.

К перечисленным периодам добавим 4-й – «послеконцертную» работу, которая будет «проектировкой» следующего выступления. Немаловажное значение имеет работа над произведением после концерта. Она может выполнять несколько функций: 1) закрепление «по горячим следам» интересных находок, удачных решений масштабных построений либо отдельных деталей; 2) анализ того, что в концертном состоянии не получилось;

Немаловажно для педагога определить сроки каждого из этапов, а также разъяснить их значение ребенку. Часто наибольший промежуток времени отводится второму этапу. Незначительный – третьему. Четвертый этап порой вообще отсутствует, хотя именно в этот период происходит основная психологическая подготовка к предстоящему выступлению.

Наша практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки к концертам, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся, преподавателей, а также родителей. Предконцертное волнение многолико в своих проявлениях: оно и воодушевляет, но больше всего беспокоит нас своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все, но каждый по – своему.

          ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЛНЕНИЯ.

         Эстрадное волнение имеет возрастные особенности и сильнее проявляется в средних и старших классах с ростом чувства ответственности и взыскательности к себе.

Если спросить у учеников, чего они, собственно боятся, выходя на сцену, то ответы могут быть разные, но у них есть и много общего. Одни боятся забыть текст, не справиться с трудными местами и т.д., другие тревожатся об интонации, третьи бояться, что зажмется рука. Причиной подобных неполадок в работе памяти и технического аппарата, которые сопутствуют сценическому страху, может являться обостренный сознательный контроль над автоматически налаженными процессами. То есть то, что до автоматизма доведено в процессе упорной работы над музыкальным произведением, вдруг подвергается специальной проверке.

Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь забыть текст, Известны слова Н.А.Римского-Корсакова о том, что степень волнения обратно пропорциональна степени подготовки.

 Большие перерывы между выступлениями также могут стать ещё одной причиной сильного эстрадного волнения. Чем чаще ученик выходит на концертную сцену, тем больше его исполнительский опыт, тем меньше он страдает от вредных форм сценического волнения.

Все вышеназванные причины можно разделить на те, которые связанны, во-первых, с недостаточной технической готовностью музыкального произведения для публичного исполнения и, во-вторых, чисто психологические. Понятно, что педагог не должен выносить на публику недоученное, «сырое» произведение или брать для выступления произведения, которые являются трудными для исполнения ребенка на данном этапе. Все это является дополнительным стрессовым фактором для юного музыканта и провоцирует чувства неуверенности и страха публичного выступления. Если же на предварительных прослушиваниях и репетициях всё проходит отлично, и неудачи подобного плана проявляются лишь на публике, то здесь уже можно говорить о психологической неготовности юного музыканта к публичному выступлению.

Как же мы можем помочь юному исполнителю отвлечься от ненужного сверхконтроля, который мешает творческому самовыражению?

Мы можем создать необходимые условия для успешного выступления:

  1. Работать с созданием оптимального сценического состояния нужно заранее. Но и  непосредственно перед выходом на сцену ребенка нужно правильно настроить на

успешное выступление. Привлекая внимание к своему самочувствию, мы тем самым питаем энергией то, к чему привлекаем свое внимание. И если это чувство страха, то думая о нем, мы сами растим его до невероятных размеров. Поэтому необходимо переключить внимание ребенка с собственного самочувствия на исполнительскую задачу. «Как ты сейчас начнешь? – представь первые звуки твоего исполнения» — примерно в этом направлении должна идти настройка юного музыканта. Страх заразителен, и если кто-то рядом начинает паниковать или говорить о том, как он боится, то лучше держаться от него подальше. И главное, самому излучать уверенность и спокойствие.

2. Можно привлечь воображение ребенка и попросить его представить, как будто он сам сидит в зале и со стороны оценивает свое исполнение. Иногда этого бывает достаточно, чтобы понять, что звучит убедительно, а над чем нужно ещё поработать, на что особо обратить внимание. Такой прием «стороннего наблюдателя» часто помогает почувствовать себя на сцене более уверенно.

3. Иногда считается, что сценическое самообладание зависит от умения «забывать о слушателе» и педагоги порой советуют перед выступлением представить себе, что в зале никого нет. Но исполнитель не может и не должен забывать о публике. Ведь это все равно, что забыть о том, что ты артист и твоя задача – воплощение и передача музыкального образа произведения, заложенного композитором. Воспитание правильной исполнительской установки и чувства внешнего слушателя должно начинаться с первых же шагов обучения. Несколько последних репетиций перед концертным выступлением необходимо «прогонять» программу перед воображаемой аудиторией со всеми выходами и поклонами и, по возможности, в том зале и на той сцене, где вашему ученику предстоит выступать. Создайте на уроке ситуацию, приближенную к концертной - объявите номер, ребёнок выходит, кланяется (всё как на сцене) При этом педагог не должна прерывать такое выступление.

4.Многим преподавателям знакомо такое явление, когда ученик, выходя на сцену, вдруг начинает сильно стараться. Усилия ученика сыграть или спеть как можно лучше, «дать побольше чувства», приводят к излишнему мышечному напряжению и лишает исполнение естественности. Причем, чем больше он «дает эмоций», тем менее убедительным выглядит. Если у вас есть такой ученик, которому излишнее выражение эмоций мешают хорошему исполнению, откажитесь временно от такой «выразительности» и перейдите на «механическое» исполнение с жестким контролем за мышечным самочувствием. Безусловно, эмоциональная сторона исполнения важна для создания необходимого контакта с публикой. Однако её прямое эксплуатирование в примитивной форме, так называемой «игры на публику», может направить музыканта-исполнителя по ложному пути и затормозить его творческий рост.

5. Иногда дети, с удовольствием и успешно выступающие в концертах, в ситуации конкурсного прослушивания проявляют себя совсем иначе. Они начинают заметно нервничать и воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя – как неудачника. Быть непременно лучшим мешает ребенку в полной мере проявить свои способности. Боязнь выступить ниже своих возможностей, которые никто не знает лучше, чем сам одаренный ребенок, заставляет его нервничать и волноваться. И здесь особенно необходима помощь педагога в том, чтобы помочь ребенку осознать, что для человека полезен любой опыт – как положительный, так и отрицательный. Порою и неудачи бывают полезными, они дают возможность личностного роста ребенка, повышают устойчивость к стрессам и способствуют созданию адекватной самооценки.

6. Вы должны осознать, что боитесь. Само осознание этого делает страх меньше. Составьте воображаемую картину своего выступления. Картина должна быть позитивной. Например, вы закончили свое выступление, и восторженная публика аплодирует вам стоя, или выберите одного человека в зале и поддерживайте с ним визуальный контакт во время своего выступления. Представьте, что он в зале один и что вы рассказываете только ему. Закончив мысль, сделайте паузу, во время которой выберите другого слушателя.

7. Повышение собственной самооценки

Есть такая закономерность — чем лучшего вы мнения о себе, тем меньший страх вы испытываете. Ваша самооценка как - будто охраняет вас от страха. И причем неважно, адекватная это самооценка или ложная. Поэтому люди с завышенной ложной самооценкой часто способны совершить больше, чем люди с адекватной самооценкой.

Ученик должен верить, что он играет хорошо, тогда он и будет играть хорошо.

8. Чаще занимайтесь перед зеркалом (в полный рост). Как можно больше снимайте ребенка на видео (и домашние занятия - тоже!) и затем просматривайте записи вместе с ним. Главное - он должен быть абсолютно уверен, что со стороны смотрится привлекательно, красиво, "круто" - и т.д.

Только достаточно частые выходы на сцену могут выработать ПРИВЫЧКУ. А привычка, как говорится, вторая натура. Поэтому надо начать!

Существуют психологические техники для борьбы со страхом публичных выступлений.

Техника «Телевизор»

Замечательно подходит, когда вы репетируете свое публичное выступление.

Вам нужно сесть как можно удобнее, сделать 5 глубоких входов-выдохов. Теперь расслабьтесь как можно более глубоко, почувствуйте, что напряжение полностью вас покинуло.

Теперь закройте глаза и представьте перед собой ваш телевизор. Вы нажимаете кнопку, загорается экран, а на экране – вы!

Вы произносите свою речь. Выглядите вы очень уверенно, никакого страха публичных выступлений нет и в помине! Ваша речь звучит ясно, ничего лишнего! Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, как причесаны, какие жесты делаете. Видно, что вам нравится то, что вы говорите, и вы искренне верите в свои слова. И вот – ваша заключительная фраза, и зал взрывается аплодисментами.

Техника «Лучшие воспоминания»

Эта психологическая техника очень вам пригодится прямо перед выходом на сцену, когда страх публичных выступлений может вас захлестнуть. Вместо того, чтобы, волнуясь, ждать своей очереди, вспомните те моменты, когда ваша уверенность в себе была максимальной.

Что это было – победа в каком-либо соревновании, помощь кому-то или завершение какого-то трудного дела? Вспомните событие во всех деталях и постарайтесь еще раз ярко пережить свою уверенность.

Техника «Корона уверенности»

Эту технику можно сочетать с предыдущей, а можно применять как самостоятельную.

Мысленно соберите всю свою уверенность и «слепите» из нее прекрасную сверкающую корону. Это и будет ваша корона уверенности. Наденьте ее. Вы можете сделать это мысленно, а можете и впрямь совершить некое движение руками. Закройте глаза и ощутите, что корона уверенности красуется у вас на голове. Теперь вы – Королева, все смотрят на вас, все боготворят вас, все восхищаются вами. Представьте, что вы выходите на сцену, вас встречает шквал аплодисментов, вы широко улыбаетесь и чувствуете, что мир принадлежит вам! Как только в процессе выступления в почувствуете себя неуверенно, «наденьте» корону на голову.

В заключении хочу сказать следующее: волнение всегда сопутствует творческому искусству. Оптимальный уровень волнения необходим для творчества. Те дети, которым хоть раз удалось победить свой страх и пережить настоящий успех, в будущем с оптимизмом смотрят на перспективу новых выступлений и испытывают лишь волнение, которое характеризует духовный подъем и вдохновение, а не страх и неуверенность. Я желаю вам и вашим ученикам свободы самовыражения и  успешного преодоления страха публичных выступлений.

Литература:

  1. Акимов Ю.Т., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста // Баян и баянисты вып.4 – М.: Советский композитор, 1978
  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.
  3. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада: М.: Классика-XXI, 2006
  4. Коган Г.М. У врат мастерства: М.: Советский композитор, 1958
  5. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне: М.: Музыка, 1985
  6. Петрушин В. Музыкальная психология.
  7. Римский – Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 2004
  8. Савшинский С.А. Режим и гигиена работы пианиста: Ленинград, Советский композитор, 1963
  9. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М.: Советская Россия, 1960
  10. http://www.xliby.ru/psihologija/luchshie_psihotehniki_uspeha/p2.php#metkadoc23