Активные методы обучения в музыкальном образовании
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения и их применение в музыкальном образовании
Современные активные методы обучения (АМО) – это методы, которые направлены на активизацию мышления, характеризуются высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяют: активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность; повышать результативность учебного процесса; формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы.
Целью активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, ее сжатие или ускоренный процесс считывания, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной позиции. Как показывают психологические исследования, уже на уровне простейших познавательных процессов восприятия объектов внешнего мира и регуляции сенсомоторных действий - активность субъекта проявляется в полной мере.
Задачами методов активизации обучения являются:
- Повышение качества обучения посредством более полного
использования активных методов обучения.
- Работа над эффективностью учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
- Обмен различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, осуществлённый в применении новых информационных технологий.
Понятие "метод обучения". Классификация методов обучения
Слово "метод" в переводе с греческого означает "исследование, способ, путь к достижению цели". В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.)
Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний.
Основными методами являются:
- словесный;
- практический;
- наглядный.
Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.
Словесный
Его принципом является слово, а цель учителя – дать материал для обучения посредством слов. Словесный прием предоставляется главным в системе образования, так как позволяет передать хороший диапазон материала в небольшой промежуток по времени.
Словесный метод обучения может содержать такие виды как рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебным носителем.
В отличие от рассказа и лекции, беседа и дискуссия предполагают включение занимающихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.
Практический
Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся. Практические методы обучения могут включать такие виды:
- упражнение (когда выполняются умственные, либо практические действия, целью которых является освоение определенными навыками в совершенстве);
- Исполнение (исполнение произведений)
Наглядный
Подразумевает применение демонстративных пособий или других средств, которые показывают суть изучаемых объектов. В музыкальной педагогике - это также может быть показ учителя, самый простой пример «Наглядного» метода. Наглядные средства напрямую связаны с восприятием материала, благодаря чему осваивание информации происходит в доступной для понимания форме и точно закрепляется в памяти учащихся.
Классификация и характеристика активных методов обучения
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые носят высокую степень включенности обучающихся в учебный процесс, также побуждающие познавательную и творческую деятельности при определении и усвоении предложенных задач.
Отличительными особенностями АМО являются:
- целенаправленная стимуляция мышления, когда обучаемый
становится активным независимо от его желания;
- довольно длительное время вовлечения в учебный
процесс, когда активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая разработка решений, в высшей степени
мотивированная и эмоциональная для обучаемых;
- интерактивный характер, то есть
постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Активные методы обучения делятся на неимитационные и имитационные.
Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, составляет наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).
Принцип имитационных методов – это разделение на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической профессиональной деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых. К имитационным игровым занятиям относятся: деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, игровые занятия на машинных моделях. Конечно же принципы имитационных игровых занятий применяются и в музыке. Так они могут применятся на уроках муз.литературы, хора и вокала.
Метод Анализа конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ слушателями предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработке практического решения .
Ситуация – это система фактов и данных, которые определяют те или иные явления, которые имели место в практике. Этому методу присущи следующие основные признаки:
- существование конкретной ситуации для данного момента времени;
- создание соревнующимися группами или отдельными лицами
вариаций решения ситуации;
- анализ разработанных вариантов решения ситуаций с
возможным предварительным рассмотрением, публичная защита их и т. д.;
- обобщение итогов и оценка результатов преподавателем, ведущим
занятие. Анализ и решение ситуаций происходят путём осуществления методов разбора. Различают четыре вида ситуаций по их назначению в учебном процессе: ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения.
Ситуация-проблема (СП) представляет определенное сочетание факторов из реальной жизни. Участники являются действующими лицами, пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности. Он активно применяется у нас на уроках фортепиани.вокала.
Ситуация-оценка (СО) описывает положение, выход из которого в определенном смысле уже найден. При этом проводится критический анализ ранее принятых решений.
Ситуация-иллюстрация (СИ) поясняет какую-либо сложную процедуру или ситуацию, относящуюся к основной теме и заданную преподавателем. Она в меньшей степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях. Это примеры, поясняющие излагаемую суть, хотя и по поводу них допустимо сформулировать вопрос или согласие, но тогда СИ уже перейдет в СО.
Ситуация-упражнение (СУ) предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. СУ могут развивать определенные навыки (умения) учащихся в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. СУ носят в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт.
Активизация неимитационных АМО обучения осуществляется через прямые и обратные связи между обучающими (преподавателями) и обучаемыми (слушателями).
К неимитационным занятиям относятся: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, мозговая атака, групповая консультация, педагогические игровые упражнения, презентация, олимпиада, научно-практическая конференция. Характерная черта этих занятий (в отличие от имитационных) –отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения реализуется здесь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и учащимися.
Методы музыкального образования очень разнообразны. Это обусловлено спецификой музыкального искусства, его многообразием, а также особенностями видов музыкальной деятельности школьников на уроках. Как правило, методы применяются не изолированно, а в разнообразных сочетаниях.
Эвристический.
Эвристический или частично-поисковый метод обучения планирует предоставление учителем поставленного вопроса и исследование учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в подборе решения, тем самым развивают свои мыслительные способности. Методы эвристического обучения включают в себя такие виды деятельности как: конкурсы, исследования, сочинения, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения.
Конечно этот метод больше подходит для теоретических дисциплин ,уроков музыки. Дети участвуют в олимпиадах, конкурсах.
Исследовательский
Данный метод не сообщает знания учащимся, они приобретаются в процессе активного поиска поставленных задач. Есть несколько видов работы в этой направленности.
Учитель ставит задачу, а учащиеся ее самостоятельно разбираются, выделяют гипотезы, составляют план подтверждения и предоставляют выводы. В конечном итоге эти знания отличаются глубиной познания, обучение проходит энергично, насыщенно, а учащиеся показывают интерес к определившимся проблемам. Этот метод подходит для уроков музыки в общеобразовательной школе, уроков музыкальной литературы, где дети могут в исследовательской самостоятельной деятельности изучать предмет. На уроках вокала и хора также применяется данный метод. Учитель и ученик на протяжении учебного года исследуют, осваивают программу ,готовятся к выступлениям.
Репродуктивный
Сведения ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, происходит их пояснение. Для усвоения даются задания, которые выполняются по рассмотренному ранее плану.
Показатель освоения учебного материала – это способность правильно воспроизвести. Многократное повторение материала даёт возможность учащимся усвоить и запомнить его. Этот метод постоянно применяется в работе на уроках вокала и хора.
Каждый из перечисленных видов АМО отличается конкретными признаками, и имеет свои задачи и рациональную область применения. Многие виды АМО в современных условиях удачно используются на основе информационно-коммуникационных технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми целями, которые ставит перед собой преподаватель.
Заключение
В заключении хочется сказать, что актуальность темы обусловлена высокой миссией - открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку. Целями же музыкального образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации охватывают в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику шанс попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. Ученики должны сначала научиться воспринимать образную или теоретическую информацию, необходимо обладать целой системой знаний и умений. Свободное оперирование музыкальным материалом, что может быть признаком творческого мышления.
Многолетний опыт подготовки учителя музыки в отечественной педагогике убедил в том, что важнейшим условием развития в нём способности к творческой профессиональной деятельности является овладение основами методологической культуры. Это указывает, прежде всего, что учитель должен обладать не только необходимыми профессиональными знаниями, умениями и способностями, но и знать путь их приобретения, владеть принципами и методами теории и практики своей профессиональной работы. Специфика методов музыкального образования состоит в их направленности на развитие творческих способностей учащихся, их музыкального вкуса и потребности в общении с искусством, на моделирование в музыкальных занятиях художественно-творческого процесса.