Методическое сообщение "Вокально - хоровая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Золотова Лариса Константиновна

Главная задача педагога - музыканта не просто научить ребёнка  петь, а способствовать тому, чтобы пение для него стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он испытал то чувство счастья, которое даёт исполнение любимой песни. В данной работе раскрываются  принципы и методы работы над такими важными этапами как:  дыхание, звукообразование, артикуляция, чистота интонирования, уделяется внимание игровым моментам, поддерживающим интерес детей к занятиям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                         

               

                          Методическое сообщение

       Вокально-хоровая работа

          с детьми дошкольного и

    младшего  школьного возраста

                            Подготовила муз. руководитель ДОУ №12 «Орлёнок»,

преподаватель фортепиано и концертмейстер МБУ ДО ДШИ г.Лобня

                                                                                                   Золотова Л.К.

                                       Лобня - 2015

Вокально-хоровая работа в детском саду.

                                    План.

Вступление.

1.Значение и роль певческих навыков в музыкальном и общем развитии ребёнка.

2.Современный подход к обучению – индивидуальный подход. Принципы и методы обучения.

3.Певческая установка.

4. Дыхание.

5. Звукообразование.

6.Артикуляция.

7.Чистота интонирования.

8.Репертуар.

9. Работа над песней.

Заключение.

1Значение и роль певческих навыков в музыкальном и общем развитии ребёнка.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника.

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. Ещё в Древней Греции знали какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве. Платон говорил: «…воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт…»

Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, так как в комплексную работу  вовлекаются все отделы мозга, обеспечивая развития сенсорных, эмоциональных, познавательных, двигательных систем; вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а значит –активен весь человек.

Занятия пением не только развивают природную музыкальность, но и способствуют формированию у детей общей культуры, созданию предпосылок  учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств, а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом или психическом развитии. Установлено, что обучение пению повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно – временные представления при изучении математики.

Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления.

Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи.  Оно способствует развитию речи ребёнка  за счёт расширения словаря и помогает исправить невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, а пение на слоги «ля-ля»,  «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового слуха способствуют развитию фонетико-фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, что положительно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, следовательно, занимаясь пением, ребенок укрепляет своё здоровье.

2. Современный подход к обучению – индивидуальный подход. Принципы и методы обучения.

Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? Это понимание и принятие его индивидуальных особенностей в качестве важнейшего компонента процесса обучения. Отсюда вытекает задача - уделять максимальное внимание каждому участнику хора, т.е. выявлять, сохранять и развивать его певческую индивидуальность в условиях пения в коллективе. Поэтому обязательным условием эффективной организации хора является предварительное индивидуальное диагностирование. Именно оно позволяет выявить особенности звучания певческого голоса каждого ребёнка. Владение методикой диагностирования – важнейший аспект работы муз. руководителя.

                                      Этапы диагностирования.

  1. Определение особенностей звучания голоса– тембра, динамики, высоты основного тона в спокойной речи. Можно прослушать стихотворение в исполнении ребёнка.
  2. Вслушивание в окраску голоса – тембр.
  3. Определение примарной  зоны - наиболее естественно и красиво звучащего участка общего диапазона. Попросить ребёнка спеть песню без сопровождения,  а затем «подхватить» его и помочь  музыкальным сопровождением.
  4. Определение границ общего диапазона путём транспонирования попевки вверх или вниз по полутонам.
  5. Определение уровня интонирования мелодии. В одной хоровой группе окажутся дети с разным уровнем интонирования.  

Желательно проводить индивидуальную диагностику дважды в году. Первичная диагностика в сентябре-октябре помогает педагогу грамотно планировать свою работу, вторичная – в мае подводит итог проделанной работы.

Выяснив особенности голосов детей, можно приступать к работе над развитием вокально-хоровых навыков, к которым относятся:

  1. Певческое дыхание
  2. Правильное звукообразование
  3. Артикуляция
  4. Навыки эмоциональной выразительности.
  5. Чистота интонирования
  6. Умение петь в ансамбле

Наиболее частыми  недостатками  пения детей являются:  неточное интонирование, крикливая манера пения, открытый звук, невнятная дикция.

Работа над преодолением выше перечисленных недостатков  ведётся  с помощью специальных вокальных упражнений, которые должны быть предельно просты, не должны включать большого количества нот и сложного ритмического рисунка.

Упражнений на развитие вокально-хоровых навыков существует великое множество. Чтобы экономно расходовать время занятия, не тратить его напрасно, педагог должен чётко знать целесообразность данного конкретного упражнения, его педагогическую цель  и  ставить перед детьми конкретную учебную задачу. Дошкольная музыкальная педагогика должна опираться на игровую методику, поэтому упражнения должны быть интересными, увлекательными для детей, подаваться в игровой форме, что непременно вызовет у них положительный эмоциональный и позволит достичь хороших результатов.

Начинать занятия пением рекомендуется с упражнений – распевок. Распевки «разогревают» певческий аппарат. На них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Наряду с кантиленными распевками, для активизации дыхания и артикуляции  могут быть предложены весёлые стаккатированные упражнения.

Наряду с постоянными, которые звучат на каждом занятии и служат материалом для последовательной работы над голосом, педагог может использовать специальные распевки, готовящие  детей к вокальной работе над конкретной песней

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагогов-музыкантов Е.Н. Тиличеевой, Н. Ветлугиной,  которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Эффективность обучения в детском хоровом коллективе зависит от выбора методов обучения.

1.Словесный – содержит объяснение, рассказ, беседу  по содержанию песни, обсуждение характера музыки, введение новых понятий, применение образных сравнений, вызывающих ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении; словесную оценку исполнения, анализ недостатков.

2.Наглядный - содержит показ песни педагогом,

внесение игрушки, обращение к ней как к персонажу песни и последующее конкретное действие, приглашение  гостя –взрослого, дети показывают  как поют, «учат» как надо петь)

3. Сравнение (как надо и не надо)

4.  Двигательный  метод  подразумевает движение под музыку.

Удовлетворяет потребность в двигательной активности детей после статического положения во время пения, позволяет разнообразить виды деятельности на занятии (драматизация песен, музыкальные игры, моделирование движение ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнении песни и пр., что вызывает у учащихся интерес к работе.)

В работе с детьми следует  руководствоваться  следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, соблюдении принципа «от простого к сложному», потребности в анализе и постоянном  контроле качества выполнения.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми  с учётом  их индивидуальных особенностей. Подразумевает вариативность и гибкость в методах и приёмах обучения.

3.Принцип доброжелательности и открытости содержит применение психологических методов воздействия: похвалы, поощрения, побуждения.

Чтобы работа давала быстрый и хороший результат, необходимо строить её на позитивных реакциях детей. Для этого надо соблюдать следующие правила:

  1. никогда не ругать детей и никогда не сравнивать их между собой;
  2. всегда находить положительное в действиях ребёнка и чаще хвалить его;
  3. вызывать у детей желание увлечённо работать, создавая на занятии благоприятную атмосферу и используя юмор как повод для положительных эмоций;
  4. все упражнения давать в игровой форме, чтобы они не превратились в сухие, чисто дидактические задания;
  5. педагог должен постоянно совершенствовать и накапливать багаж разнообразных приёмов, игр, заданий;
  6. тщательно готовиться к каждому занятию, продумывая все детали предстоящей работы;
  7. следить за изменениями настроения и поведения детей, не давать детям  повод к скуке и усталости.  Избежать утомления детей помогает смена видов деятельности.

 3. Певческая установка.

 Начинать вокальные занятия надо с формирования правильной  «певческой стойки» – положения корпуса и головы во время пения, что  способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.

 У ребёнка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги – почти на ширине плеч, носки чуть развёрнуты в стороны. Корпус прямой, опирающийся на твёрдые, но не напряжённые ноги. Руки свободно опущены вдоль тела. Голова держится прямо, не запрокинута назад  и не опущена; корпус и шея не напряжены. Необходимо следить за осанкой детей во время пения. «Прямо сидение» и «прямо стояние» способствуют не только воспитанию правильных вокальных навыков, но и  тренировке внимания, развитию волевых черт характера.

  4. Дыхание.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.

По типу вдоха различают  ключичное, грудобрюшное и брюшное дыхание. Для детей характерно ключичное дыхание. Но в пении оно неприемлемо, так как ведёт к напряжению мыщц шеи. При ключичном дыхании дети обычно поднимают плечи вверх, поэтому педагог может сразу исправить эту ошибку. Во время вдоха дети не должны поднимать плечи. Наиболее целесообразным является грудобрюшное дыхание, при котором на вдохе верхний отдел грудной клетки остаётся спокойным, нижние рёбра раздвигаются, живот немного выдаётся вперёд.

Чтобы дети брали дыхание в начале фразы и удерживали его до её конца; не «разрывали» слово во время исполнения, педагог должен систематично проводить работу над формированием у детей навыка  сохранения  состояние вдоха, то есть воспитывать «вдыхательную установку». По мере тренировки ребёнок учится сохранять состояние вдоха на протяжении всей музыкальной фразы. Этот навык формируется постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха, и мыщц, поддерживающих «столб дыхания». Чтобы удержать вдох, необходимо тренировать прямую мыщцу живота, которая при пении подтягивается в направлении вверх. Это движение возникает непроизвольно, когда дети имитируют лай собачки: «ав-ав». Можно предложить им положить руки на живот и почувствовать, как он в это время движется.

Для укрепления вдыхательной установки  полезно пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов ( «да», «та», «ля»), начиная с коротких фраз и постепенно переходя к более длинным. Такие упражнения желательно сопровождать движением рук сверху вниз (если мелодия поступенно нисходящая) или справа налево (если мелодия основана на одном тоне). Можно предложить детям в качестве пропеваемой фразы пропеть имя и отчество воспитателя, муз. руководителя, собственные имена и фамилии. Можно попросить детей поочерёдно пропеть свои имена. Подобная распевка упражняет детей  во взятии и распределении дыхания, в чётком произношении звуков и способствует вниманию (нужно вовремя вступить, не пропустить свой очереди в пении по цепочке).

В работе над дыханием можно использовать показ педагога или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь.

Специальные дыхательные упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких. Ребёнок  может почувствовать себя плохо.

  5.Звукообразование.

Певческий аппарат ребёнка анатомически только начинает складываться, и поэтому задача охраны певческого детского голоса является главной.   В работе с дошкольниками допустимо использование только мягкой атаки. Твёрдая атака звука (пение, переходящее на крик) опасна для здоровья ребёнка. Педагог должен научить детей слушать красивое пение, отличать его от некрасивого. С самого начала нужно внушить детям: громкое пение не значит красивое.

 Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Однако отсутствие специальной методики постановки голоса дошкольников наносит серьёзный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью. Методика постановки певческого голоса- самая тонкая и сложная в сравнении с методиками по другим видам муз. деятельности. Сложность заключается в том, что её реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать песни детям.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Пение должно доставлять детям удовольствие, тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок».

Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким

язычком).

Дидактические правила в работе над звукообразованием:

1.Вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике

2. Систематическое пение a capella на материале простейших попевок.

 

3. Звукообразование зависит от положения губ. Учить правильно открывать рот, пропевая гласные звуки.

4.Часто дети плохо открывают рот из-за зажима нижней челюсти. Использовать упражнения на раскрепощение подбородка .

5. Необходимо приучать детей слышать себя и слушать других.

6.Артикуляция.

Артикуляция – важное звено певческого процесса.

 Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков.

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому сначала надо совместно с детьми  обсудить художественный образ песни,   пояснить смысл непонятных детям слов,  определить границы фраз, найти кульминационный момент. Детям необходимо объяснить, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показать, как произносятся отдельные фразы и слова.

 Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых -  выработка чёткости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата:

1.Утрированный показ артикуляции педагогом на начальном этапе.

2.Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

3.Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики. Исследования учёных показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

4. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, в разной динамике, с сопровождением шумовых инструментов для задавания темпа.

5.Логопедичексие распевки  основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками.

6. Беззвучная артикуляция или активный шёпот.

 В работе над дикцией полезно проговаривать текст активным шёпотом или беззвучно - одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет следить за правильным положением губ и точнее запоминать текст и мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова и фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот приём мобилизует внимание детей и побуждает их к более чёткому произношению слов.

7.Проговаривание слов песни нараспев на одной высоте «высоким голосом».

7. Чистота интонирования.

В основе чистого пения лежит координация  между слухом и голосом.

Следовательно, работа над чистотой интонирования ведётся в двух направлениях. С одной стороны, надо учить детей вслушиваться в мелодию, запоминать её, а с другой – правильно воспроизводить её, координируя голос со слуховыми представлениями.

Авторы программы «Истоки» (в частности О.В. Нехорошкина)

предлагают следующий метод организации обучающего процесса с целью развития чистоты строя:

Как правило, все дети в детских садах поют ту или иную песню все вместе, в одном диапазоне, как будто не существует никаких природных различий в их голосах. В результате тональность, тесситура песни оказываются подходящими, удобными для одних детей и неудобными, не соответствующими природе голоса, а значит, вредными – для других. Данная схема не учитывает индивидуальные особенности вокального развития детей, так как песня разучивается в единой для всех тональности.  

Между тем, наиболее естественно и ненапряжённо голос ребёнка звучит  в примарной зоне. Ребёнок в удобной для него тональности, соответствующей типу его певческого голоса, поёт значительно чище интонационно, гораздо свободнее и красивее, чем в неудобной.

По этой причине авторы методики предлагают по результатам диагностики разделить  группу детей  на три подгруппы: дети с высокими, средними и низкими голосами. По подгруппам дети в дальнейшем поют и распевки, и песни.  Песня в целом прозвучит достаточно чисто, если каждая группа хора споёт  «свой» куплет в удобной тональности. Именно в удобной, а не общей для всех детей тональности, которая приемлема лишь для части хора.

 Именно поэтому авторы считают, что целенаправленную работу по постановке певческого голоса ребёнка нужно начинать с укрепления его примарного диапазона. И распевки, и песни на начальном этапе обучения должны располагаться в примарной зоне и не превышать терции, в крайнем случае – кварты.

Таким образом, метод транспонирования мелодии в тональность, соответствующую тесситурным возможностям каждой группы хора- весьма значимый инструмент методики обучения детей пению. Он позволяет формировать навык точного воспроизведения мелодии на основе естесственного звукообразования и обеспечивает условия для развития хорового строя уже на начальном этапе работы.

Укрепив примарный участок  каждой подгруппы можно приступать к следующему  этапу – расширению  диапазона. Сначала голос развивается вниз и только потом – вверх. Занятия проводятся индивидуально, по подгруппам хора.

Авторы программы «Истоки» предлагают методику обучения пению, главный принцип которой   - бережное отношение к   индивидуальности каждого ребёнка, чуткое развитие  его певческих навыков.

Таким образом, данная методика состоит из трёх этапов:

1.Педагог подстраивает свой голос под голос ребёнка.       (Транспонирование)

2.Ребёнок сам подстраивается к детям схожего примарного диапазона. (Выстраивание унисона)

3. Ребёнок подстраивается к  голосам, отличающимся от него  тесситурой, динамикой, тембром. (Расширение диапазона)

Учёт в вокальной работе типов певческих голосов детей приводит к более высоким результатам в их вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии

Если пение в одной тональности неизбежно, то подбирается она таким образом, чтобы основная часть мелодии по своему звуковысотному расположению совпадала с рабочим диапазоном певческого голоса большинства детей.

Занятия пением в детском саду  проводятся в трёх вариантах: со всей группой, с подгруппой или индивидуально.  

Как правильно расставить детей в хоре.

Старшие дошкольники

1 вариант.  От фортепиано последовательно: высокие, средние, низкие.

2 вариант.  Сначала низкие, потом средние и высокие.

Между группами небольшой промежуток – «дорожка».

Очень важно, чтобы при разделении по голосам у детей не возникало чувство ущербности. Каждый ребёнок должен быть уверен: его голос особенный, им можно и нужно гордиться.                                  

Работа с младшими дошкольниками организуется иначе.

Малыши любят петь все вместе, их не надо делить на группы.

В младшем возрасте преимущественно занимаются пением со всей группой, так как хоровое пение поддерживает голос ребёнка, развивает его слуховое внимание. Имеет значение как педагог рассаживает детей на занятии: ближе к педагогу сидят «гудошники» »( дети, которые не поют, а гудят, как бы проговаривая песню на одном-двух низких звуках, как правило, их большинство); а подальше - чисто поющие дети. Важно, чтобы дети с неустойчивым навыком  чистоты интонации были в зоне «чистого» пения – между педагогом и чисто поющими детьми. Таким образом, у детей постепенно сформировывается представление об эталоне звучания и они учатся подстраиваться к нему «ухом».

В средней группе начинать работу по разделению на группы можно со 2-го полугодия.

Выстраивание унисона – важный элемент работы музыкального руководителя. Без выстраивания унисона невозможно добиться интонационно точного исполнения  мелодии, стройного, слитного пения.

Авторы программы музыкального воспитания «Тутти» А.И. Буренина и Т. Э. Тютюнникова предлагают следующую методику развития координации между слухом и голосом.

 Первый шаг – представляет собой диагностику певческих данных детей, в процессе которой педагог определяет чисто поющих детей и «гудошников».

Второй шаг  - педагог организует пение по подгруппам: идёт сравнение исполнения чисто поющих(в унисон) детей и «гудошников». Важно, чтобы у детей был слуховой «эталон» - как должна звучать песня.

Третий шаг – пение по подгруппам в унисон. С каждым разом к чисто поющим детям добавляют  по 2-3 «гудошника», которые, подстраиваясь слухом, тоже начинают петь чисто. Такого рода работа над унисоном проводится на маленьких попевках, состоящих из 2-5 звуков. Подобные упражнения нацелены на то, чтобы каждый ребёнок услышал свой собственный голос и соотнёс его с пением других детей.

Приёмы, помогающие добиться чистоты интонации:

1. Использовать всевозможные музыкально-дидактические игры, несложные песенки из сборников:

Н. Ветлугина «Музыкальный букварь» (М.:Музыка,1988)  -Лесенка, Гармошка, Качели, Высокая лестница, Бубенчики.

Е. Тиличеева «Маленькие песенки» (М,:Музыка,1964) –Гуси, Баю-баю, Конь, Самолёт и др.

 -  В том числе узнавание попевок по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием их. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, рекомендуется  моделирование  - показ движения рукой.

-  Отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной педагогом.

2. Пение a capella помогает выработать более сосредоточенное внимание  поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей.

3. Проигрывание мелодии на муз. инструменте.

Пение в сопровождении металлофона. Этот инструмент побуждает ребёнка петь в высокой позиции звонким звуком.

4.Упражнение в подстраивании голоса к данному звуку: нажать клавишу на фортепиано, пропеть данный звук, подстраивая свой голос к звучанию инструмента; предложить сделать то же самое другим детям, затем спеть вместе с детьми, которые справились с заданием, и предложить всем послушать, как это получается. Музыкально-дидактическая игра «Светофор». Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются муз руководитель поднимает красный флажок –«машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо – жёлтый флажок, а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать». Если кто-то из детей обладает хорошим звуковысотным слухом, роль «светофора» можно предложить ему.

5.Напевание на ушко детям, которые плохо справляются с подстройкой голоса, пропевание вместе с ними фразы и поглаживание их, если дети стараются и у них появляются хотя бы небольшие достижения. Некоторые педагоги используют поглаживание кистей рук ребёнка во время пения. Это помогает в работе с «гудошниками».

6. Предложить ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать муз. сопровождение и пение других детей.

7. Использовать системно на занятиях пение распевок с каким-либо гласным звуком, с последующей заменой звука на другой и транспонированием.. Например, мелодию «ре-ми-фа-ми-ре» пропеть со звуком «а», затем на полтона выше со звуком «о» и т. д.

-    Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у» , слог «лю», «лё»

-   Пропевание слогов «ми-мэ-ма-мо-му» на одном звуке, затем на последующих звуках.

-    Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и-а-у», «е-о-а»   ( См. распевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, в которой дети различают три гласных звука(и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии)

-    Использовать в работе песенки-диалоги  и песенки – эхо.  Педагог: «Ма-ша» (нисходящая терция) – ребёнок: «я здесь» ( повтор того же интервала в том же направлении).Педагог задаёт «музыкальный» вопрос, ребёнок  даёт «музыкальный» ответ.

-   «Сыграть» мелодию на дудочке, фортепиано, барабане, скрипке, колокольчике, сопровождая имитационными движениями пальцев рук и пропевая мелодию на соответствующие слоги («ду-ду-ду», «тра-та-та», ти-ли-ти-ли», «пиль-пиль-пиль», «динь-динь», «дон-дон»)

8.Заметный результат даёт пение «по цепочке» Малыши «играют с песенкой» ( во время пения передают игрушку друг другу в момент окончания фразы) Можно «играть с песенкой» вдвоём, втроём, потом всей группой. Пение по цепочке позволяет  научить детей слышать и  свой голос, и голоса других детей.

8.Репертуар.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Если песня не нравится ребёнку, то никакие игрушки и картинки не заставят его петь эмоционально и выразительно. К отбору песен предъявляются следующие требования: они должны быть доступными, яркими, образными,  должны нравиться и детям, и взрослым.

Подбирая репертуар для дошкольников, нужно обязательно учитывать их возрастные особенности. Нельзя разучивать с детьми песни с широким диапазоном, даже если песня очень нравится педагогу. Педагог заставляет ребёнка напрягать свой неокрепший голос, добиваясь точного интонирования, что может привести к срыву голоса, появлению в нём сипа и хрипоты.

По мнению М. Ю.Картушиной замечательными нотными сбрниками являются три выпуска «Учите детей петь» составителей Т.М. Орловой и С.И. Бекиной (М.: Просвещение,1986-1988). Ценность этих сборников состоит в том, что они содержат произведения, вошедшие в золотой фонд детской песни, для каждой песни разработаны методические рекомендации, даны упражнения для развития певческих навыков.

Что необходимо учитывать педагогу при составлении репертуара:

- художественную ценность произведения;

-его доступность для понимания детей;

-соответствие возрастному диапазону;

-песня должна способствовать вокальному росту ребёнка.

   Требования к подбору песен для детей с нарушениями речи.

При выборе песен для разучивания с детьми логопедических групп следует придерживаться определённых критериев:

  1. Доступное содержание.
  2. Удобный для произношения словесный текст.
  3. Несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков.
  4. Нисходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в начале пения сильное, качество звучания голоса будет лучше.
  5. Фразы не очень длинные. Осуществлять постепенный переход от коротких фраз к более длинным.
  6. Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.
  7. Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает её.
  8. Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания.
  9. Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию. Включение в репертуар песен, приуроченных не только к праздничным датам, но и народных, шуточных, игровых, позволяющих использовать хоровое и сольное пение, пение с движением, детское творчество.

 9. Работа над песней.

 От чего зависит качество исполняемой песни?

Качество исполнения песни зависит не только от её правильного выбора, но и от методики разучивания песни.

Традиционная методика предлагает трёхступенчатую последовательность пофразного разучивания песни. На первом этапе(одно-два занятия) педагог знакомит детей с песней; на втором (четыре-пять занятий) – разучивает музыкальный материал путём многократного показа, применения всевозможных упражнений , методических приёмов, направленных на заучивание данного произведения. Третий, завершающий этап (одно-два занятия) – закрепление.                         

 1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Начальный этап содержит различные методические приёмы, применяемые в воспитательно-образовательном процессе, подготавливающие  детей к целенаправленному прослушиванию песни:

1.Краткое вступительное слово о данном произведении (педагог сообщает название песни, авторов музыки и текста);

 2.Чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

3.Разгадывание загадок, ребусов;

4.Пояснение непонятных слов;

5.Выразительное исполнение песни педагогом. Чтобы заинтересовать детей новой песней, педагогу необходимо петь очень  красиво и эмоционально.

6. Вовлечение детей в диалог при обсуждении художественного образа.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли,  помогает раскрыть художественный образ произведения, пробудить в детях интерес  и  желание приступить к разучиванию. Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение.

 

                       2 этап – разучивание песни.

Этот этап самый сложный и продолжительный, он представляет собой работу над достижением ансамбля – интонационного, ритмического, динамического, дикционного и т. д.

Для быстрого запоминания текста  и достижения дикционного и ритмического ансамбля М. Ю. Картушина рекомендует использование следующих приёмов:

  1. Проговаривание текста в ритме песни негромко или шёпотом.

  1. Использование прохлопывания, простукивание или проигрывания на шумовых инструментах в качестве ритмического аккомпанемента с целью создания единого темпового ансамбля.
  2. Беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.
  3. Пение «эхом», когда фразу сначала поёт педагог, а затем повторяют дети.
  4. Игра «Я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько тактов поёт педагог, а после сигнала (громкого аккорда, жеста рукой, хлопка) песню подхватывают дети.
  5. Игра «Подсказка»: педагог  делает вид, что забыл слово и ждёт от детей  «подсказку»  или предлагает отгадать по своим губам слово, которое забыли дети.

Прежде всего, перед началом пения надо собрать внимание детей. Можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку педагога.

Если в песне есть фортепианное вступление, дать знак - взмах рукой или движение головой, чтобы все начали песню одновременно, после вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

 На последующих этапах разучивания педагог должен обратить внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Конечно, часто у детей с нарушением речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания это вызывает затруднение. В таких случаях  следует темп вступления и запева взять более медленный. Нельзя замедлять темп перед началом очередного куплета. Надо играть вступление и запев в едином метроритме.

                  Приёмы для достижения интонационного ансамбля:

1.Пение на звук «у», слог «лю» для выравнивания унисона.

2.Пение a capella. Моделирование высоты звука рукой, схемой.

3.Приём «Уши-назад» (по В.В.Емельянову). В процессе пения                   педагог командует: «Уши-назад!» По этой команде дети прикладывают к ушам спереди ладони с плотно сжатыми пальцами. В результате этого они начинают лучше слышать пение детей, стоящих сзади.

4.Игра «Хлопки» позволяет проверить точность интонирования каждого ребёнка. Дети поют начало песни все вместе, по хлопку педагога продолжают пение мысленно. После следующего хлопка педагог показывает на ребёнка, который должен продолжить пение.

5.Задержка на одном звуке по дирижёрскому жесту педагога.

Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки даются в игровой и вариативной  форме. На этом этапе работы  педагог должен проявить фантазию, изобретательность, всё своё педагогическое мастерство.

            Приёмы для поддержания интереса детей:

  1. Пение по подгруппам, рядам. Включить соревновательный момент. « Чей ряд лучше знает слова песни?» Педагог показывает карточку с  цифрой, дети соответствующего ряда встают и поют один куплет. Припев поют все дети. После исполнения песни педагог оценивает знание текста каждым рядом.
  2. Игра «Спрячем мелодию» Когда педагог показывает раскрытую ладонь, дети поют вслух, когда сжимает в кулак – поют про себя.
  3. Игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке. Дети по очереди передают друг другу игрушку на каждую музыкальную фразу. Солирует ребёнок, у которого находится игрушка.
  4. Игра «Волшебная палочка». У педагога  «волшебная палочка». Кого она коснётся, тот будет петь один. Если педагог взмахивает палочкой, то поют все дети.

                  3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию, и  не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Этот этап работы с песней наиболее любим детьми.

                                   Заключение.

Народные и лирические, военные и шуточные, патриотические и игровые песни способствуют формированию человека доброго, отзывчивого, гуманного, пробуждают у детей чувства товарищества, сопереживания, гордости за Родину, любви к природе. Средствами музыки, благодаря песне педагог формирует душевный мир ребёнка. Главная задача его задача – научить ребёнка любить песню и способствовать тому, чтобы пение для него стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, чтобы он  испытал то чувство счастья, которое даёт исполнение любимой песни.

                                               Литература.

1. Буренина А. И. Тютюнникова Т. Э. Тутти:Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-СПб.:РЖ «Музыкальная палитра»,2012

2.Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.:Просвещение,1982

3.Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. М.: «Скрипторий 2003», 2013

4.Кубанцева Е.И Концертмейстерский класс.Учебное пособие. «Академия» М.,2002

 

5.Нехорошкина О. Пение в детском саду: из опыта работы по программе «Истоки». Журнал «Музыкальный руководитель» №2 / 2004 г.

6.Орлова Т.М.  Бекина С.И. Учите детей петь. М.: Просвещение,1988

7.Учим петь. Материалы для работы с детьми дошкольного возраста. ИД «Воспитание дошкольника» СД диск,2014

8.Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. Журнал «Музыкальный руководитель» №3 / 2005г.