Тема открытого урока : «Формирование навыков самостоятельных действий ученика на уроке фортепиано»

Авцинова Ольга  Борисовна

     В последнее время я  столкнулась  с  проблемой, что  мои  ученики, которые  неплохо  занимаются и  заинтересованные в дальнейшем обучении, дома закрепляют  только то, что  сделано на  уроках, не  предпринимая  даже  попыток по  подобию отработать  еще  какой то  кусок  самостоятельно или продолжить разбор  дальше. А некоторые  ученики  просто  проигрывают  от  начала  до конца  произведения, не концентрируясь на  чем то  отдельном. Поэтому  этой  темой  я заинтересовалась  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_avtsinovoy_o.docx24.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема открытого  урока : «Формирование навыков
самостоятельных действий

ученика на уроке фортепиано»

Преподаватель 1  категории

МБУДО «Мордовская ДШИ»

                                                                                 Авцинова  О.Б.

Цель урока: Заставить ученика осмысленно  подходить  к  изучению  произведений  

                        во  внеурочной  деятельности

Задачи  урока:

        1.Выявление и формирование навыков самостоятельных действий при первоначальном ознакомлении с музыкальным произведением.

2. Некоторые приемы формирования самостоятельности учащегося при разучивании музыкального произведения

3.Задачи заключительного этапа работы над музыкальным произведения

  1. Введение:

     В последнее время я  столкнулась  с  проблемой, что  мои  ученики, которые  неплохо  занимаются и  заинтересованные в дальнейшем обучении, дома закрепляют  только то, что  сделано на  уроках, не  предпринимая  даже  попыток по  подобию отработать  еще  какой то  кусок  самостоятельно или продолжить разбор  дальше. А некоторые  ученики  просто  проигрывают  от  начала  до конца  произведения, не концентрируясь на  чем то  отдельном. Поэтому  этой  темой  я заинтересовалась  проведу  открытый  урок с  Тарабриной  Викой-  ученицей  3  класса.  

Воспитание активности, творческого мышления, самостоятельности личности является одной из задач работы Детских школ искусств. Способы самостоятельных действий, сформированные в период обучения в школе, помогут учащимся применять в будущем полученные умения и навыки в практической деятельности. Для этого очень важно научить ребенка способам самостоятельного анализа и обобщения. Здесь большую роль играет осмысление музыкального произведения, использование различных способов самостоятельных действий при разучивании и исполнении его. Но  в  педагогической практике нередки случаи, когда учащиеся, окончившие музыкальную школу, а порой и среднее музыкальное учебное заведение, играя довольно сложные программы, оказываются совершенно неподготовленными к самостоятельной работе. Разбирая новое музыкальное произведение, они не обращают внимания на грамотное прочтение текста, на выразительные особенности музыкального языка, помогающего правильно понять замысел композитора, не продумывают аппликатуру, не умеют преодолевать трудности разучивания произведений, работать над звуком, фразой и т.д.

Отечественная музыкальная педагогика процесс обучения тесно связывает с важнейшими вопросами воспитания самостоятельности, творческой активности, стилистической грамотности, инициативы и сознательности учащихся. Основной целью всей воспитательной работы определяется подготовка учащегося к самостоятельной деятельности и проблема выработки сознательного отношения к музыкальному искусству.

В самом процессе воспитания и обучения различают две стороны, тесно связанные между собой и  переходящие одна в другую: - передача преподавателем учащемуся своего отношения к искусству, своих знаний, умений, приемов исполнительской работы;- раскрытие, выявление и взращивания лучших задатков, заложенных в ученике. Главная задача и большое искусство педагога заключается в таком воспитании ученика, в результате которого его музыкальные стремления и технические умения находились бы в гармоническом единстве и составляли бы некое единое целое.

Ученик должен знать, что он хочет и уметь самостоятельно воплотить свои намерения. Передавая ученику знания, развивая его исполнительские навыки, педагог должен использовать такую форму занятий, которая требовала бы от ученика сознательных усилий, побуждала бы его думать, искать, не только воспринимая, но и перерабатывая знания соответственно своим личным особенностям, своему опыту, то есть, творчески осваивая материал. Конечно , без элементарной грамотности ученика, наличия у него определенных знаний, умений и навыков невозможно говорить о какой-либо самостоятельной работе над музыкальным произведением. Справедливо и то, что без воспитания слухового контроля (самоконтроля) и музыкально-слуховых представлений процесс подготовки музыканта-исполнителя неосуществим. Невозможно также исполнение музыкального произведения без его анализа, без творческого отношения к изучаемому произведению. Наличие и, следовательно, воспитание самостоятельности является необходимым моментом в подготовке музыканта-исполнителя.

  1. Выявление и формирование навыков самостоятельных
    действий при первоначальном ознакомлении с музыкальным произведением

Работа  над пьесой Майкапара «Меланхолический  вальс»

Опираясь на собственный опыт и изученный материал, можно сказать, что в первые годы обучения большую роль в развитии природных данных (слуха, ритмических способностей, памяти), в развитии музыкального мышления может сыграть прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагога. В начале работы перед педагогом стоит цель выявить способы самостоятельных действий, которые может использовать ученик при первоначальном ознакомлении с музыкальным произведением. Перед прослушиванием ребенок не получает никаких установок, заданий и это дает возможность при последующем анализе произведения выявить имеющиеся у него способы самостоятельных действий.

  Проигрывание произведения педагогом.

В процессе первоначального ознакомления с Вальсом  анализ его начинается сразу после первого проигрывания пьесы педагогом, во время которого ученик получает целостное представление о произведении. На данном этапе работы, когда ученик перед каждым прослушиванием получал конкретные задания и вопросы, перед педагогом стоит задача сформировать способы самостоятельных действий, направленных на:

- восприятие интонационно-тематического содержания произведения;

- выявление характера, темпа, ритмических особенностей, динамического развития, анализа формы и т.д.;

- сочинение словесной интерпретации произведения (в младших классах).

Способы действий учащихся младших классов находятся на уровне подражания. Лишь в более старших классах возможно самостоятельное осознанное использование способов действий учениками.

 Ученику давался  на дом подробный план работы над разбором музыкального произведения. Этот план включает:

- подбор сведений о композиторе;

- анализ названия произведения, определение его жанра, формы, тональности, размера;

- выявление интонационно-тематического содержания и характера произведения;

Умение анализировать произведение способствует развитию самостоятельного мышления. Элемент анализа используется на всех этапах работы над музыкальным произведением.

 Перед каждым прослушиванием дается конкретное задание по восприятию.. Нельзя забывать о том, что задавая задание в каждом конкретном случае необходимо учитывать знания ученика, его развитие, перспективы работы с ним.

                                Игра    Щуровский  Рассказ.

Это  произведение  уже  было  в  работе и  выучено  наизусть. Но работа  над созданием  образа  продолжается.

   Даются задания, направленные на воспитание вдумчивого и глубокого анализа произведения. Ученик  дает  словесную характеристику произведения, дать свою оценку образно-эмоционального содержания и объясняет  её. Мы  привлекли  к работе знания по музыкальной литературе, воспитываются ассоциативные связи («Почему выбрал данный темп?», «Что понимаешь ты, слушая пьесу?», «С каким литературным произведением можешь ты связать содержание пьесы?» и т.д.). (В старших классах в систему заданий включается модуляционный и гармонический анализ произведения, углубляя знания о композиторах, стилях и эпохах, проводятся аналогии с произведениями живописи, литературы, с историей, опираясь на жизненный опыт ученика).

По мере получения заданий ученик последовательно выполняет их, сопровождая это проигрыванием ответов вслух. Постепенно у него формируются навыки последовательных способов действий, и учащийся начинает анализировать вслух самостоятельно.

Введение системы в формирование самостоятельности дает хорошие результаты: ученики точнее, осмысленнее выявляют характер произведения. Руководствующими для них стали авторские ремарки, обозначения. Проигрывание перестало носить характер простого исполнения нот, оно наполнилось смыслом. Гармонический анализ, грамотное прочтение штрихов динамического плана, помогут ученикам более тонко проникнуть в авторский замысел.

3. Некоторые приемы формирования самостоятельности
учащегося при разучивании музыкального произведения

Одна из главных задач педагога – научит ученика самостоятельно мыслить. Ему нужно приложить усилие, чтобы заставить себя остановиться и обдумать проигранное, работать долго и тщательно. Многократные механические повторения приводят к появлению, наслоению и закреплению текстовых ошибок и бессмысленной игре..

При формировании способов самостоятельных действий учащихся над произведением уместно вспомнить высказывание Г.М. Когана, который считает, что «основное содержание этой стадии – работа над пьесой по частям, техническое освоение, художественная отделка каждой из них» (Г. Коган «Работа пианиста», Л.: Музгиз, 1963, с. 10).

Проигрывание по  нотам Этюда Лешгорна.

В этой же стадии работы произведение заучивается наизусть. Следует активнее развивать такие виды памяти, как зрительную, двигательную, слуховую и особенно аналитическую, не полагаясь на пассивную, которая основывается на автоматическом запоминании сочинения и которой чаще всего пользуются ребята, выжидая, когда произведение «само запомнится» наизусть. Способы запоминания различны: это может быть мысленная игра, игра в замедленном темпе, игра со многих опорных точек и способ «наращивания», присоединения «кусков» нотного материала слева и справа. Осмысленное деление произведения на части: разделы, периоды, предложения, фразы, отдельные интонации в мелодической фразе, отдельные фигуры в быстром пассаже. Такая работа помогает успешному запоминания.  Особое место отводится работе над звуковыми контрастами, нюансами и педализацией. В процессе этой повседневной целенаправленной работы формируется самостоятельность ученика.

  Работа над произведением  по  частям, разделение на предложения, части.

Работая над технически сложными местами, не следует выпускать из внимания художественный образ, для чего необходимо периодически проигрывать произведение целиком и в темпе.

Проигрывание  этюда  целиком в  среднем  темпе. Выявление  трудных  мест.

Приемы формирования способов самостоятельных действий на данном этапе многообразны, и выбор их зависит от индивидуальности ученика.. Не надеясь на интуицию ученика, не ожидая, когда он «раскроется», необходимо знакомить его со строением музыкальной речи, её выразительными особенностями, терпеливо и настойчиво доводить до сознания исполнительские задачи, будить творческую фантазию, кропотливо работать над деталями, приучая вслушиваться в исполняемую музыку.

Последний, заключительный этап работы над произведением характеризуется окончательным выяснением художественных задач и их разрешением .Поскольку задача музыки – не точное описание, а пробуждение чувств, то самое понимание образа, которое чаще всего бывает условным, необходимо постараться передать поэтическую атмосферу произведения, тогда как слишком детальное представление может помешать понять мысль автора.

Проникновение в содержание произведения предполагает внимание к мелодии, полифонии, форме, фактуре, ладовому и гармоническому строению и другим средствам музыкальной выразительности.

Список  используемой  литературы:

  1. Крюкова В.В. «Музыкальная  педагогика». Феникс, Ростов- на Дону, 2002 г.
  2. Тимакин Е.М. «Воспитание  пианиста», Москва, «Советский  композитор»,1989 г
  3. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика [Текст] : Учебное пособие для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования / Под. ред. Г. М. Цыпина . – М., 2011г.