Открытый урок "Воспитание слухового внимания учащегося в фортепианном классе ДШИ"

Золотова Лариса Константиновна

Обучение игре на фортепиано - сложный и многогранный процесс. Процесс, включающий  воспитание музыкальной и общей культуры,  любви к музыке, интереса к труду, умения ставить цели и достигать их и т. д.

Фундаментом в воспитании этих качеств является формирование музыкального слуха учащегося, его музыкально-слуховых представлений, его умения слушать себя. Умение слышать  - основа пианистического мастерства.

Этой фундаментальной теме посвящён данный материал.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Преподаватель: Золотова Лариса Константиновна                                                                                Дата урока: 14.03.2017г

Тема урока: Воспитание слухового внимания в фортепианном классе ДШИ

Фамилия, имя учащегося: Раджа Мария Ишрат

Класс: 3

Музыкальный репертуар: 1. Э. Григ. Цикл «Лирические пьесы». Тетрадь 1, op.12.  Народная мелодия фа диез минор

                                          2. Д. Шостакович.  Балетная сюита №1. Танец Ля мажор

Учебные пособия: 

1.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.

2.Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1963.

3.Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося. – М., 2003.

4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1961.

5.Смирнова М. Эдвард Григ. Лирические пьесы. -«Композитор. Санкт-Петербург».,2015

6.Фейнберг С.E. Пианизм как искусство / Под. ред. Л.Е. Фейнберга и В.А. Натансона. - М., 1965.

Цель урока: Воспитание слухового внимания учащейся как необходимого средства  художественно-исполнительской инициативы и закрепления пианистических приемов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • - продолжение знакомства со стилевыми особенностями музыки Эдварда Грига
  • - расширение обще – интеллектуального и образно – эмоционального  кругозора

Развивающие:

  • - развитие образно – ассоциативного мышления, и как следствие понимание художественного образа сочинения.
  • - развитие мелодического (горизонтального), гармонического(вертикального) слуха
  • - формирование средств артикуляции, необходимых для передачи содержания произведения

Воспитательные:

  • - воспитание интереса и любви к музыкальному исполнительству
  • - воспитание чувства любви и уважения к музыке Э. Грига и Д. Шостаковича
  • - воспитание чувства ответственности за результаты своей работы

Этапы урока

Содержание этапа, формы, методы работы

Цели этапа

   Вступление

  Прослушивание исполнения ученицей Народной мелодии Э.Грига

Работа над Народной мелодией Э.Грига на этапе формирования музыкально-слуховых представлений.

Работа по элементам музыкальной ткани:

      Слушание

     Мелодии 1 темы

    по её элементам

      Слушание

 мелодии целиком

     

     Слушание

сопровождения

 по его элементам

       

    Слушание                сопровождения

      целиком.

       

       Слушание

     Мелодии 2 темы

        целиком

  Формулировка домашнего задания

 Работа над Танцем

Д. Шостаковича на этапе сформированности слуховых представлений.

   Заключение

  • Приветствие. Название темы урока. Обоснование выбранной темы.

Анализ качества  исполнения  ученицей и её преподавателем.

Метод образно- ассоциативных связей.  Знакомство ученицы с историческими предпосылками творчества Грига, с произведениями живописи, с другими сочинениями цикла «Лирические пьесы».

Характеристика Народной мелодии: форма, стилевые особенности норвежского фольклора.  Характеристика первой и второй темы.

Анализ темы. Особенности норвежского фольклора.

Работа над гибкостью и пластичностью мелодической фразы, умением найти «центры тяготения» и соотношения силы звука в различных мотивах, дослушивание длинных нот, «пропевание» интервалов, достижение пластичности в переходе от триоли к дуоли, развитие умения сохранять сочность и наполненность звука.

Работа над интонационно выразительным исполнением мелодической линии в целом. Работа над единой сквозной линией мелодического развития, межмотивной артикуляцией.

Метод графического моделирования.

Краткая характеристика партии сопровождения. Слушание «бурдонной» квинты – основы гармонии. Научиться извлекать сочное, «гудящее», полнозвучное звучание с помощью веса свободной руки, прислушиваться к окраске звучания.

Слушание аккордов. Воспитание «предслышания» и «предощущения в кончиках пальцев». Аккорды таятся в мягко сжатой руке, которая свободно раскрывается при нацеленном падении в требуемую позицию.

Работа над интонационной выразительностью подголосочных мотивов в партии левой и правой руки руки. Игра по голосам в ансамбле с педагогом.

Слушание соотношения голосов, сосредоточенных в партии одной руки. Укрепление пальцев, в силу природы не способных «пропеть мелодию» достаточно выпукло и ярко.  

Бас должен преобладать над звучанием аккордов, «одеть» на них «басовую вуаль» по выражению М. Когана. Ансамблевый метод исполнения: ученица – педагог.

Краткая характеристика мелодии. Работа над сквозной линией развития. Агогические оттенки. Метод графического моделирования.

Внимательно и осознанно проучить партии правой и левой руки по элементам музыкальной ткани и целиком. Вслушиваться в звучание инструмента, добиваясь реализации слуховых представлений, полученных на уроке.

Метод «Ролевого моделирования» способствует более яркой образной  интерпретации засчёт контраста в тембровом и артикуляционном воплощении.

Метод «Подтекстовки» помогает осознать структуру мелодичекой фразы, её членение на мелкие и крупные единицы.

Метод «Графического моделирования» помогает осознанию звуковысотных контуров мелодической линии, способствует целостному охвату фразы.

Подведение итогов урока.

Обоснование важности и значимости темы в учебно-педагогическом процессе

Выявление уровня сформированности музыкальных представлений.

Полнее и глубже раскрыть образный мир музыки Грига

Раскрыть художественный образ пьесы, идейное содержание.

Осознать особенности музыкального языка Э.Грига. Всё что осознаётся – лучше слышится!

Развитие мелодического слуха

Развитие мелодического слуха, умения вести длинную мелодическую линию, преодолевая дробность, членение фразы на мотивы.

Развитие тембрального слуха.

Развитие гармонического слуха. Добиться ровности, точности и выразительности звучания аккордов.

Дифференцированное слышание фактуры произведения

Развитие гармонического, тембрального,  полифонического слуха.

Развитие мелодического слуха.

На основе образного восприятия музыки преодолеть членение фразы на мелкие мотивы, стремиться вести длинную мелодическую линию.

Обогащение музыкально – слуховых представлений ученицы, качественное осознание формообразующих

элементов.