Музыкальное развитие детей
В данном материале представлены музыкальные игры, направленные на общее развитие детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_razvitie_detey.docx | 683.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Тяжинский центр дополнительного образования»
Музыкальное развитие детей
(игры с музыкальным сопровождением)
Составитель: Номаль Инга Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Игры – приветствия
Доброе утро
ДОБРОЕ УТРО ВСЕМ, КТО ПРОСНУЛСЯ,
ДОБРОЕ УТРО, КТО УЛЫБНУЛСЯ,
ГЛАЗКИ ОТКРОЙТЕ И ПОСМОТРИТЕ,
МЫ ВСЕХ ВАС ЛЮБИМ, И ВЫ НАС ЛЮБИТЕ!
Здравствуйте:
Я пою - "Здравствуйте, ребята!" - гамма вверх.
Дети: "Здравствуйте!" Т35 вниз.
Здравствуй, солнце золотое - руки над головой, скрестили пальцы, расстопырили, покачиваемся.
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок - качаем руками над головой
Здравствуй, маленький цветок
Здравствуй, утро, - правая рука в сторону
Здравствуй, день, - левая рука в сторону
Нам здороваться не лень. - "хлопки"
"Ручки как у вас лежат? дети кладут руку на руку-ХО-РО-ШО!
Ножки как у вас стоят? Дети ставят рядом ножки-ХО-РО-ШО!
Спинки как у вас сидят?- выпрямляют спинку-ХО-РО-ШО!
Ну разок, ну другой посмотрите за собой! - головой вправо и влево
Мы тихонечко сидим (пальчик подносят к губам)
и нисколько не шалим, (грозят пальчиком)
мы разок(поворачивают голову налево),
мы другой (поворачивают голову направо),
посмотрели за собой (голова прямо)
Я здороваюсь везде
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской …
Дети ...курице. (Дети показывают «крылышки»)
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
Привет!
Кричите там, где это нужно,
Кричите громко, дружно, дружно!
- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему………
Привет!
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой………
Привет!
- При встрече через много лет вы крикнете друзьям……..
Привет!
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…………..
Привет!
- И вы запомните совет: дарите всем друзьям………….
Привет!
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы………..
Привет!
есть такой вариант приветствия:
1.Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Улыбнемся мы с тобой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
2. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
И помашем всем рукой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
3. Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Хлопнем по плечам рукой.
Скажем: «здравствуй» мы друг другу
И опять пойдем по кругу.
Все играющие встают в два круга, один внутри другого. Стоящие во внутреннем кругу поворачиваются направо, во внешнем кругу – налево. Двигаясь по кругу, участники произносят следующие слова: "Мы с тобой идём по кругу, Поглядим в глаза друг другу, На минуту замираем – Имена запоминаем…" На словах "…на минуту замираем" участники останавливаются, а когда речевка закончилась, здороваются за руку с тем, напротив кого они остановились, называя при этом свое имя и т.д.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ:
1) С добрым утром, солнышко, мы тебе рады!
Дети проснулись и вместе собрались:
И Маша здесь, и Ваня здесь, и Оля здесь, и Костя здесь.
Очень хорошо!
( При пропевании имени ребенка погладить по голове) .
2) Утро начинается, вместе мы встречаемся,
Мы друг другу рады, все друг другу рады!
И Маша здесь, и Наташа здесь……….
( Упражнение исполняется в кругу с наклоном головы на слова «друг другу рады»).
3) Солнце утром рано встало ( потягиваются)
Всех детишек приласкало (обнять ребенка)
С добрым утром, глазки, вы проснулись? (глаза)
С добрым утром, щечки, вы проснулись? (массируют щечки)
С добрым утром, ушки, вы проснулись? (массируют ушки)
С добрым утром, ручки, вы проснулись? ( гладят кисти рук)
С добрым утром, солнце, я проснулся ! ( тянет руки вверх)
Игры с музыкальным сопровождением
Пальчики шагают
Упражнение для развития мелкой моторики рук подойдет как для индивидуальных занятий с ребенком, так и для занятий с большой группой детей. Его особенность в том, что оно выполняется сидя за столом, а, значит, подойдет в качестве физкультминутки во время письменных уроков с младшими школьниками.
«Шагать» по столу каждым пальцем по очереди одновременно на двух руках (всеми десятью), продвигаясь от ближнего к себе края стола вперед к противоположному краю стола.
Вот как пальчики шагают,
Друг за другом поспевают:
То вперед идут шажками,
Невысоко поднимать кисти рук и опускать «ставя» на все пальцы одновременно, возвращаясь так назад к ближнему от себя краю стола – «пальцы прыгают»
То назад идут прыжками,
«Шагать», продвигаясь вперед
То опять вперед шажками,
«Прыгать», продвигаясь назад
То опять назад прыжками.
Купим мы, бабушка…
Купим мы, бабушка,
Себе курочку.
Купим мы, бабушка,
Себе курочку.
Курочка- по зернышкам
Ку-дах-тах-тах…
Купим мы, бабушка.
Себе уточку.
Купим мы, бабушка.
Себе уточку.
Уточка – та,та,та,та.
Курочка — по зернышкам
Ку-дах-тах-тах…
Купим мы, бабушка.
Себе индюшонка.
Купим мы, бабушка.
Себе индюшонка.
Индюшонок – шолты, болты,
Уточка – та,та,та,та.
Курочка — по зернышкам
Ку-дах-тах-тах…
Купим мы, бабушка.
Себе поросенка.
Купим мы, бабушка.
Себе поросенка.
Поросенок – хрюки-хрюки,
Индюшонок – шолты, болты,
Уточка – та,та,та,та.
Курочка — по зернышкам
Ку-дах-тах-тах…
Купим мы, бабушка.
Себе коровенку.
Купим мы, бабушка.
Себе коровенку.
Коровенка – муки-муки,
Поросенок – хрюки-хрюки,
Индюшонок – шолты, болты,
Уточка – та,та,та,та.
Курочка — по зернышкам
Ку-дах-тах-тах…
Купим мы, бабушка,
Себе жеребенка.
Купим мы, бабушка,
Себе жеребенка.
Жеребенок – туки-туки,
Коровенка – муки-муки,
Поросенок – хрюки-хрюки,
Индюшонок – шолты, болты,
Уточка – та,та,та,та.
Курочка — по зернышкам
Ку-дах-тах-тах…
Купим мы, бабушка.
Себе «жигуленка».
Купим мы, бабушка.
Себе «жигуленка».
«Жигуленок» — взжики-взжики,
Жеребенок – туки-туки,
Коровенка – муки-муки,
Поросенок – хрюки-хрюки,
Индюшонок – шолты, болты,
Уточка – та,та,та,та.
Курочка — по зернышкам
Ку-дах-тах-тах…
Купим мы, бабушка,
Себе ребятенка.
Купим мы, бабушка,
Себе ребятенка.
Ребятенок – вяки, вяки,
«Жигуленок» — взжики-взжики,
Жеребенок – туки-туки,
Коровенка – муки-муки,
Поросенок – хрюки-хрюки,
Индюшонок – шолты, болты,
Уточка – та,та,та,та.
Курочка — по зернышкам
Ку-дах-тах-тах…
Купим мы, бабушка.
Себе телевизор.
Купим мы, бабушка.
Себе телевизор.
Телевизор: время, факты;
Дикторша – ля-ля-ля-ля.
Ребятенок – вяки, вяки,
«Жигуленок» — взжики-взжики,
Жеребенок – туки-туки,
Коровенка – муки-муки,
Поросенок – хрюки-хрюки,
Индюшонок – шолты, болты,
Уточка – та,та,та,та.
Курочка — по зернышкам
Ку-дах-тах-тах…
/На запев любого куплета песенки выполнять легкие приседания, если стоите, или наклоны головой и корпусом вправо-влево, если сидите. Остальные движения выполняются на припев в соответствии со словами. /
Курочка — по зернышкам («Клевать» зернышки указательными пальцами обеих рук,
Ку-дах-тах-тах… поочередно, сжав остальные пальцы в кулак.)
Уточка – та-та-та-та… (Кистью одной руки показать, как уточка плавает в лужице. Для этого расположите кисть руки ладонью к себе и выполняйте волнистые движения кистью, постепенно выдвигая руку. )
Индюшонок – шолты, болты (Выполнить движение «фонарики»)
Поросенок – хрюки-хрюки (Показать пяточок поросенка. Для этого приставить к носу обе руки с округлыми пальцами и покрутить кисти рук)
Коровенка – муки-муки (Приставить указательные пальцы к голове – «рожки»)
Жеребенок – туки-туки (сжать кулачки и изобразить, как жеребенок топает копытами)
«Жигуленок» — взжики-взжики (Имитировать повороты руля руками)
Ребятенок – вяки, вяки (Согнутыми в локтях руками и выполнять движения как будто качаете младенца)
Телевизор: время, факты (Очертить в воздухе вокруг своего лица рамку руками – телевизор, а ваше лицо получится, как будто в телевизоре)
Дикторша – ля-ля-ля-ля (От своего рта вести вперед кисть руки быстро сгибая и разгибая пальцы)
Прогулка
Описание дается для правой руки.
Зреют абрикосы,
Поспевают персики.
«Шагать» указательным и средним пальцами, как ножками, по столу от ближнего края стола к дальнему. На слово «персики» двумя пальцами (указательным и средним одновременно) постучать три раза по столу – «попрыгать на месте».
Осы да стрекозы
Распевают песенки.
«Шагать» двумя пальцами – указательным и средним — назад так, чтобы вернуться на исходное место.
На слово «песенки» три раза «попрыгать» двумя пальцами на месте у ближнего края стола.
Мы идем своей дорогой
Ни к кому не пристаем,
Двигаться вправо по краю стола «приставными шагами» указательным и средним пальцами: шагнуть в сторону средним пальцем, приставить к нему указательный, опять шагнуть средним и опять приставить к нему указательный и т.д.
Чтобы нас никто не трогал,
Чтобы нас никто не трогал,
Такими же «приставными шагами» вернуться в исходное положение : шагнуть указательным пальцем влево, приставить к нему средний палец, затем опять шагнуть указательным пальцем влево и опять приставить к указательному пальцу средний и т.д.
Даже муха с комаром.
Обе руки, слегка приподнять и спокойно положить ладонями на стол.
Когда упражнение освоено одной рукой, можно научиться выполнять его другой рукой, а затем двумя руками одновременно. Если ребенку трудно «шагать» двумя пальцами назад, то можно сначала выполнять «прыжки» двумя пальцами, продвигаясь назад, а потом все-таки освоить нужное движение. Для усложнения упражнения добавьте 2-й куплет песенки. Усложните движения на припев: вместо приставных шагов выполняйте шаги накрест. Шагнуть средним пальцем вправо, а указательный поставить не рядом с ним, а перед средним, вывернув кисть руки; опять шагнуть вправо средним пальцем, а указательный поставить перед средним и т.д. При возвращении назад шаг делает указательный палец, а средний его «перегоняет»./
2 куплет:
Солнце над полями
над лугами светится.
Даже со шмелями
Мы могли бы встретиться.
Припев: Мы идем своей дорогой
Ни к кому не пристаем,
Чтобы нас никто не трогал,
Чтобы нас никто не трогал,
Даже муха с комаром.
Игра в мяч
1.
Летит мой мяч, летит к тебе, смотри, не прозевай!
Лови его, держи его и снова мне бросай.
Припев: Друг веселый, мячик мой!
Всюду, всюду ты со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
2.
Мой славный мяч, забавный мяч на месте не сидит!
Возьму его, пущу его. И снова он летит!
Исходное положение: дети стоят парами на расстоянии метра друг от друга в парах. Напевая, бросают мяч друг другу в руки. На припев броски усложняются: сначала надо подбросить мяч вверх, хлопнув в ладоши, и поймать его, затем бросить партнеру. Тот, в свою очередь, сначала бросает вверх, хлопая в ладоши, пока мяч не вернулся, ловит его и возвращает партнеру.
Танец
Танцевально — игровое упражнение проводится под музыкальное сопровождение, которым может быть любая подходящая мелодия, например, мелодия русской народной песни «Как у наших у ворот». Играть можно как индивидуально с одним ребёнком, так и с группой детей.
Исходное положение: дети стоят или сидят на стульчиках (на полу) так, чтобы не мешать танцу в центре комнаты. Взрослый подходит к детям, напевая слова на выбранную мелодию, называя в своей песенке имя ребенка, к которому обращается, протягивает ему руки, приглашая на танец. Названный ребенок встает и подает руки.
Я к … (имя ребенка) подойду
И ей (ему) руки протяну,
И ладошки покажу,
И на танец приглашу.
(автор Громова О. Н.)
Далее напевая мелодию на «Ля-ля-ля…», взрослый, держа ребенка за обе руки, отходит спиной назад в центр комнаты, где кружится с ним в паре.
Затем упражнение повторяется, только теперь приглашать детей идут уже двое: взрослый и приглашенный им ранее ребенок. Взрослый и ребенок выбирают для себя пару из сидящих детей; каждый поет, называя имя выбранного им ребенка, выводит его в центр, кружится с ним. Затем упражнение опять повторяется. Теперь приглашать пару идут уже взрослый и 3 ребенка и так далее, пока все дети не будут задействованы в танце.
Когда все дети окажутся в центре комнаты, можно предложить им станцевать какой-либо танец или поиграть в музыкальную игру. Таким образом, это игровое упражнение послужит завязкой к игре.
С помощью этого упражнения можно отрабатывать любое танцевальное движение с детьми: кружение в паре «лодочкой», «ковырялочку», «до за до» и другое. В этом случае первым стоит пригласить ребенка, который хорошо усвоил данное движение.
*************************************************************************************************************
С игрушкой пищалкой
Для игры понадобится резиновая игрушка-пищалка. Чаще всего они представляют собой резиновые игрушки в форме животных и персонажей сказок. Стоящий или сидящий ребенок держит перед собой игрушку и проговаривает слова:
Тихо (название игрушки, например, заинька) сиди,
Молча на меня гляди.
Одновременно можно выполнять наклоны головы или повороты корпуса, приседания, слегка пружиня колени. Затем, проговаривая следующие две строчки, ребенок энергично нажимает на животик игрушки, извлекая звук.
Попищи, мой милый,
Не жалея силы!
Это игровое упражнение сначала разучите без музыки, а затем проводите и с музыкальным сопровождением. На первую часть подберите спокойную и тихую музыку в размере 3\4 или 4\4, а на вторую – бодрую в музыкальном размере 2\4. Следите, чтобы дети точно в соответствии с музыкальным сопровождением выполняли все движения и заканчивали пищать игрушкой с окончанием бодрой музыки. Если две строчки текста для веселой музыки покажется мало, добавьте еще две строчки:
Пищи сильней,
Чтобы было веселей!
(автор Громова О. Н.)
Затем игра повторяется любое количество раз.
*************************************************************************************************************
Разноцветные платки
Для игры понадобится несколько платков разного цвета. В зависимости от возраста и подготовленности детей их может быть от 2-х до 8-и разных цветов, а так же повторяющихся цветов, то есть платков может быть 8, но цвета всего 3: 2 из них – желтого цвета, 3 – зеленого и 3 – красного или в других комбинациях. У взрослого тоже должны быть платки, по одному каждого цвета, как у детей.
Остановимся на не самом простом варианте: Дети стоят в кругу. В разброс по кругу взрослый раздает детям 4 платка разного цвета: красный, синий, желтый и белый. У взрослого так же 4 платка этих цветов. Звучит музыка, под которую дети передают по кругу друг другу платки. С окончанием музыки все замирают. У четырех детей должны оказаться эти 4 платка. Взрослый поднимает вверх любой из своих платков, например, желтый. Тот ребенок, у которого в руках платок такого же цвета, в нашем случае желтого, выходит в центр круга и танцует с платком, напевая слова на мелодию русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени»:
Ярко-желтый, ярко-желтый
У меня в руке платок.
С желтым, желтым, ярко-желтым
Потанцую хорошо.
Затем игра повторяется. Варианты слов для платков разного цвета:
Ярко-синий, ярко-синий
У меня в руке платок,
С синим, с синим, ярко-синим
Потанцую хорошо.
Ярко-красный, ярко-красны
У меня в руке платок,
С красным, красным, ярко-красным
Потанцую хорошо.
Белый-белый, чисто-белый
У меня в руке платок.
С белым-белым, чисто-белым
Потанцую хорошо.
Взрослый может поднять ни один платок, а два или три, или даже все четыре платка сразу. В этом случае дети поют:
Разноцветные платки
У ребяток наших.
Разноцветными платками
В танце мы помашем.
(автор Громова О. Н.)
В кругу дети могут танцевать не по одному, а пригласив себе партнера. Музыка может не заканчиваться сразу же после пропетого четверостишья, а продлиться еще на один музыкальный период. Кроме того, исполнять песенку могут все дети, хлопая в ладоши, а не только танцующий в центре ребенок.
*************************************************************************************************************
Колечко
Игровое упражнение может проводится как с одним ребенком, так и с группой детей. Для него понадобится колючий шарик су-джок с массажным кольцом внутри.
Напевая песенку, выполнять движения в соответствии с описанием:
Покатилось, покатилось
Олино колечко.
Катать шарик правой ладонью по левой.
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка.
Катать шарик левой ладонью по правой.
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет.
Катать шарик между ладонью одной руки и тыльной стороной ладони другой руки, держа кисти рук ладонями к себе, и перекатывая его то через одну, то через другую руку. В конце песенки открыть шарик и достать колечко. В основу первой части упражнения легли стихи С. Маршака. Автор стихов второй части упражнения О. Громова.
Дальше делаем массажным кольцом массаж каждого пальца левой руки, а затем правой руки. Для этого произнося нараспев слова стихотворения о пальцах, надевать кольцо на палец, о котором идет речь, и то опускать его к основанию пальца, то поднимать к кончику, пока речь не зайдет о следующем.
Этот палец, хоть не длинный,
Но самый толстый, самый сильный.
Большим зовется меж других,
А сам не старше остальных.
Второй палец — подлинней,
Среди пяти он посмелей.
Любит все он показать
И на выход указать.
Указательный за то
Имя пальчику дано
Третий палец – самый длинный.
Он как раз посередине,
И поэтому его
Средним мы зовем давно.
Четвертый палец – не большой,
Но он с доброю душой.
Дружит с третьим, дружит с пятым,
А зовется безымянным.
Вот последний палец – пятый.
Из пяти он всех худей.
Назвали пятого – мизинец,
Он всех пальчиков слабей.
*************************************************************************************************************
Ой, беда
Выполнять движение «пальчики здороваются»: ритмично соединять большой палец правой руки с каждым по очереди – мизинцем, безымянным, средним, и, наконец, с указательным, и опять – с мизинцем и т. д.
Ой, беда, беда, беда:
В речке кончилась вода.
Это из-за Вали –
Валю умывали.
Когда дети научатся выполнять упражнение правой рукой, пусть научатся выполнять его левой рукой, а затем двумя руками одновременно. Музыкальным сопровождением может служить любая простая мелодия, например, «Ах, вы, сени, мои сени». В основу упражнения легли стихи Владимира Орлова.
*************************************************************************************************************
На велосипеде
Дети ложатся на спину и выполняют вращательные движения ногами, имитируя езду на велосипеде, под музыкальное сопровождение. Взрослый поет песенку:
На велосипеде, на велосипеде
Покататься мы хотим.
На велосипеде,
На велосипеде
В лес зеленый поспешим.
Поехали!
Музыкальное сопровождение звучит сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп, слово «Поехали!» взрослый выкрикивает уже под быструю часть музыкального сопровождения. Под быструю музыку дети, что есть силы «крутят педали». С окончанием музыки дети останавливаются и, поднявшись из положения лежа на спине, садятся на полу, широко расставив прямые ноги. Взрослый произносит: «Приехали!» Теперь можно поговорить с детьми о том, куда приехали. Например, задать такие вопросы: «Кто живет в лесу?», «Какое сейчас в лесу время года?», «Какие деревья растут в лесу?», «Зачем люди ходят в лес?» и так далее.
*************************************************************************************************************
Лошадка
Дети стоят в кругу и передают по кругу друг другу из рук в руки лошадку на палочке, напевая на мотив «Ой вставала я ранешенько», слова:
Но, лошадка! Но, лошадка! Но! Но! Но!
Ты скачи, моя, лошадушка, легко.
Лошадка, лошадка моя!
То еду шагом, то галопом скачу я!
Ты, лошадушка, лошадка, поскачи!
Едут, едут на лошадке малыши.
Лошадка, лошадка моя!
То еду шагом, то галопом скачу я!
(автор Громова О. Н.)
С окончанием песенки у одного ребенка останется в руках лошадка, на которую он садится верхом и едет по кругу в соответствии с музыкальным сопровождением. Если музыка звучит медленно, то ребенок идет шагом, если быстро – то скачет прямым галопом по кругу. С окончанием музыки ребенок опять встает в общий круг, игра повторяется.
*************************************************************************************************************
Ритмическая полька
Дети стоят парами лицом друг к другу в парах или по одному по кругу и поют, выполняя танцевальные движения.
Пусть стоят на месте ножки. («пружинка» с поворотом)
Ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля! («винтик»)
Только хлопают ладошки. («пружинка» с поворотом)
Ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля! («винтик»)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай!
Хлоп да хлоп перед собой!(Хлопки в ладоши, постепенно поднимая снизу вверх прямые руки)
А теперь скорей похлопай,
Да погромче за спиной! (Хлопки в ладоши за спиной)
А теперь качать руками (Вращать согнутой в локтевом суставе правой рукой, прижав локоть к телу)
Можно целых пять минут. (То же левой рукой.)
Поработаем ногами,
Руки пусть же отдохнут (Ритмично выставлять то одну, то другую ногу вперед на пятку.)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай!
Хлоп да хлоп перед собой! (Хлопки в ладоши, постепенно поднимая снизу вверх прямые руки)
А теперь скорей прохлопай,
Ритм прохлопай вот такой! (Хлопки в ладоши перед собой.)
С окончанием песенки все затихают и ждут команды от взрослого, который в полной тишине называет имя ребенка, например, Марина, и проигрывает на инструменте или отстукивает ритмический рисунок, который Марина должна повторить. Затем называет имя другого ребенка и дает ему другое задание и так далее 3-4 ребенка выполняют ритмический диктант. Затем ритмическая полька повторяется.
Десять лунатиков
/Игровое упражнение проводится под песенку на стихи Андрея Усачева «Десять лунатиков». Исходное положение: поднять руки прямо перед собой, согнув в локтях. Выпрямить пальцы вверх – это «десять лунатиков». На первую строчку качать ритмично кистями рук вправо-влево. На вторую строку стихотворения поворачивать кисти рук – «лунатики ворочаются». На треть строчку поднять вверх указательный палец правой руки, согнув все остальные в кулак, — «один лунатик». На слово «упал» указательным пальцем указать вниз, как бы показывая, как лунатик упал. На четвертую строку загнуть один из пальцев на одной руке – «осталось девять лунатиков»./
Десять лунатиков жили на Луне.
Десять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне
ДЕВЯТЬ лунатиков осталось на Луне.
/Далее песенка и движения повторяются, с той лишь разницей, что один палец на одной руке все время прижат к ладони./
Девять лунатиков жили на Луне.
Девять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне.
ВОСЕМЬ лунатиков осталось на Луне.
/Осталось восемь лунатиков. Песенка и движения повторяются. Зажаты два пальца. И так далее./
Восемь лунатиков жили на Луне.
Восемь лунатиков ворочались во сне…
/Считай лунатиков до тех пор, пока:/
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне!
И больше лунатиков не стало на Луне!
/Развести руки в стороны./
*************************************************************************************************************
Шел король по лесу
Выбирается водящий – Король. Он становится в центр круга, образованного играющими детьми. Чем больше детей принимает участие в игре, тем она интереснее. Дети в общем круге берутся за руки и поворачиваются лицом по ходу движения. С началом пения они идут по кругу, Король внутри круга движется навстречу детям. У Короля могут быть завязаны глаза. В этом случае он стоит на месте. На слова второй строчки песенки «нашел себе принцессу» дети останавливаются, а Король должен выбрать из общего круга любого ребенка или пригласить в круг того, кто остановился, поравнявшись с ним. Если глаза у водящего завязаны, то он протягивает руки вперед и, дотянувшись до какого-либо ребенка, выводит его в центр круга. Это и будет Принцесса. Принцесса развязывает глаза Королю, если они были завязаны, и оставляет повязку себе. Оставшуюся часть песенки дети поют, выполняя движения, иллюстрирующие слова песни. Усложнить игру можно требованием выполнять определенные движения, например, не попрыгать, как кому вздумается, а именно на двух ногах, хлопать в ладоши – выполняя определенные хлопки, например, прохлопать ритмический рисунок мелодии и так далее. Как вариант игры, можно рассматривать выполнение детьми в общем круге одних определенных движений, а Королем и Принцессой других – сольных. Один из вариантов игры (Композиция О.Н.Громовой) подробно описан ниже:
Шел Король по лесу,
По лесу, по лесу…
(Все дети идут по кругу вправо. Король с завязанными глазами кружится медленно вокруг себя, стоя на месте)
Нашел себе Принцессу,
Принцессу, Принцессу.
(Король выбирает Принцессу, дотрагиваясь до ребенка из общего круга,Все дети останавливаются, Принцесса развязывает Королю глаза. Король видит сюрприз – кого он выбрал.)
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем…
(Все выполняют прыжки на двух ногах; руки на поясе.)
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем…
(Все выполняют прыжки с поочередным выбрасыванием вперед то левой, то правой ноги; руки согнуты в локтях по обе стороны от туловища, кисти рук сжаты в кулачки)
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем…
(Дети в общем круге ритмично, на каждую долю такта, хлопают в свои ладоши прямо перед собой, согнув руки в локтях; Король и Принцесса играют между собой «в ладошки»: 1 — хлопают в свои ладоши прямо перед собой, 2- хлопают правой рукой, вытянув ее вперед, по ладошке правой руки партнера, при этом пальцы выпрямлены вверх, 3- опять хлопают в свои ладоши прямо перед собой, 4 – теперь, вытянув левую руку вперед, хлопают по левой ладони партнера, пальцы подняты вверх.И так далее.)
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем…
(Дети в общем круге ритмично, отстукивая каждую восьмую долю такта, топают на месте поочередно то правой, то левой ногой – выполняют«дробный шаг». Король с Принцессой выполняют танцевальное движение «дробь»: 1такт – дробный шаг с продвижением вперед навстречу другдругу, они должны этим движением пройти мимо друг друга, пропустив партнера вперед с правой стороны от себя , и остановиться с боку отпартнера спиной к нему. 2 такт – «1» — удар стопой правой ноги об пол, «и» - легкий удар об пол носком правой ноги, «2» — стать на правую ногу, «и» — переступить на левую ногу. На последующие 3 и 4 такты музыкального сопровождения движение 2-го такта повторяется.)
Давай с тобой покружимся,
Покружимся, покружимся…
(Дети из общего круга кружатся на месте вокруг себя, а Король и Принцесса в паре «лодочкой», а на последнее слово «покружимся», разъединяют руки и каждый выполняет быстрый поворот вокруг своей оси)
И навсегда подружимся,
Подружимся, подружимся.
(Все дети в общем круге скрещивают свои руки перед собой и дотянувшись скрещенными руками до партнеров, стоящих рядом, пожимают таким образом руки. На последнее слово «подружимся»быстро разъединяют руки с партнерами и опять соединяют их, пожимая руки своих партнеров, стоящих в кругу, подняв руки вверх, но уже не скрещенные. Одновременно Король и Принцесса пожимают друг другу руки, стоя друг к другу лицом в паре: то правую руку партнера своей правой рукой, то левую руку партнера своей левой рукой.)
Теперь Принцесса становится Королем, завязывая сама себе глаза платком и оставаясь в центре круга. Король становится в общий круг. Игра повторяется. /
*****************************************************************
Мышкин горох
(сл. и муз. О.Н.Громовой)
Для игры понадобится горох. Насыпьте его на блюдце. Задача ребенка – брать горох по одной горошине пальцами правой (или левой) руки и складывать их в другую руку, набирая целую горсть. Нужно стараться набрать, как можно больше горошин, в горсть и, конечно же, удержать их в горсти.
1 вариант: Сначала поставьте перед ребенком условие: брать горох двумя пальцами – большим и указательным («пинцетный захват»), потом тремя пальцами – большим, указательным и средним («щепотью»).
2 вариант: Можно усложнить задание тем, что брать горошины, используя только: а) большой и средний пальцы; б) большой и безымянный пальцы; в) большой палец и мизинец. То есть, если так можно выразиться, использовать «нетрадиционный пинцетный захват».
3 вариант: Более сложным окажется для ребенка условие: брать горошины, чередуя «нетрадиционный пинцетный захват». Это значит, первую горошину ребенок должен взять большим и указательным пальцами и положить ее в другую руку, вторую горошину – большим и средним пальцами, положить в другую руку, третью горошину – взять большим и безымянным пальцами и так же положить в руку, четвертую – большим пальцем и мизинцем, опять положив ее в горсть, пятую – большим и указательным пальцами, шестую – большим и средним пальцами и так далее.
Движения игры разучивайте одновременно со словами и мелодией песенки:
1. Мышка сеяла горох.
Уродился он не плох.
Припев: Крупные горошины –
Раз и два.
Спелые горошины –
Вкусная еда. Да!
2. Горох мышка собирала:
Горсть полнее набирала.
Припев тот же.
3. Горошин много – их не счесть.
Будет, что зимою есть!
Припев тот же.
Если ребенку удалось справиться со всеми тремя вариантами игры, то усложните ее четвертым вариантом.
4 вариант: Нужно набрать ни одну горсть гороха, а 3 или даже 5 горстей. Для этого наполните мисочку гораздо большим количеством гороха и поставьте другую пустую мисочку рядом. Ребенок должен будет брать горох из наполненной миски, наполняя свою горсть. Как только в руке окажется слишком много горошин, чтобы их можно было удержать, ребенок высыпает горсть гороха в пустую миску, а потом наполняет вторую, третью, четвертую горсти, пока весь горох из первой миски не окажется во второй. При этом песенку тоже будет исполнена ни один раз, поэтому ее можно удлинить, добавив 4-й и 5-й куплеты:
4. Закром мышка набивала:
Горсть за горстью высыпала
Припев тот же.
5. Будет мышка зимой жить:
Грызть горошек, не тужить.
Припев тот же.
Побеседуйте с ребенком о том, кто делает себе запасы на зиму, и зачем они нужны.
Эту игру можно проводить с несколькими детьми одновременно. Она подойдет и для групповых занятий с детьми в детском саду по теме «Осень» («Урожай», «Животные осенью», «Подготовка к зиме» и так далее).
******************************************************************
Десять внучат
У нашей у бабушки десять внучат,
Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук в кулачки
У нашей у бабушки десять внучат:
Хлопки в ладоши и оставить ладоши соединенными, пальцы рук направлены вверх и слегка разведены, одноименные пальцы обеих рук прижаты друг к другу
Две Акульки в люльке качаются,
Все пальцы прижаты, а мизинцы несколько раз разъединить и соединить, слегка ударяя друг о друга – это «две Акульки»
Две Аленки в пеленках валяются,
Все пальцы прижаты, несколько раз разъединить и соединить только безымянные пальцы обеих рук, ударяя друг о друга – «две Аленки»
Две Аринки на перинках увиваются,
Все пальцы прижаты, несколько раз разъединить и соединить средние пальцы обеих рук, постукивая ими друг о друга – «Две Аринки»
Два Ивана на лавках сидят,
Все одноименные пальцы обеих рук прижаты друг к другу, соединить и разъединить несколько раз указательные пальцы обеих рук, постукивая друг о друга – «два Ивана»
Два Степана учиться хотят.
Все одноименные пальцы обеих рук прижаты друг к другу, несколько раз разъединить и соединить большие пальцы обеих рук, постучав ими друг о друга – «два Степана»
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ритмичные хлопки в ладоши
Десять внуков, а бабушка одна,
Сжимать и разжимать пальцы
обеих рук в кулачки
А бабушка одна.
Показать один указательный
палец на левой руке – «одна бабушка»,
все остальные пальцы обеих рук
сжаты в кулачки
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши.
Ножки мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Стоя в кругу, дети топают попеременно то одной, то другой ногой.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг!
/Дети прыгают на двух ногах.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки, закружились:
Да, да, да, да!
/Дети кружатся и «разлетаются» в разные стороны.
На зеленом на лугу
Пляшет Олечка в кругу,
А мы песенку поём
И в ладоши громко бьём.
Припев:
Оля, веселей!
Своих ножек не жалей!
Поклониться не забудь,
Выбирай кого-нибудь.
На зеленом на лугу
Заплясали все в кругу.
Все мы пляшем и поём,
И в ладоши громко бьём.
Описание пляски.
Дети стоят в кругу. В середине круга находится ребенок, про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «Поклониться не забудь, выбирай кого-нибудь» он кланяется кому-нибудь, и тот выходит в круг.
1-й куплет и припев повторяются несколько раз, причем, имена детей меняются. В заключение поется 2-й куплет. Пляшут все дети.
Описание движений:
Все дети становятся в круг. Четыре девочки выходят в центр. Они образуют свой круг. Стоящие в большом кругу поют песню и хлопают в ладоши.
Четыре девочки берутся за руки и двигаются по кругу простыми подскоками то вправо, то влево. При повторении песни они приглашают на танец четырех мальчиков. Теперь в центре круга танцуют четыре пары. При повторении пенсии мальчики танцуют одни, а девочки становятся в круг. В конце песни мальчики приглашают на танец других девочек.
Программное содержание. Передавать характер, настроение песни. Начинать движение после вступления. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом, одновременно исполняя песню. Закреплять знакомые плясовые движения.
Как у нашей ёлочки
Зелены иголочки.
Припев:
Ёлочка, ёлочка,
Праздничная ёлочка!
Вся сверкает льдинками,
Белыми снежинками.
Припев.
Дед Мороз на Новый год
Вместе с ёлкой к нам придёт.
Припев.
Описание.
Первый куплет. Идут к ёлке.
Припев. Отходят назад. На повторение припева хлопают в ладоши.
Второй куплет. Вращают кистями рук, постепенно поднимая их слегка вверх и опуская.
Припев. Движения повторяются.
Третий куплет. Повторяют движения первого куплета.
Припев. Движения повторяются.
С окончанием песни на середину выходит Дед Мороз. Проводится пляска Деда Мороза или его игра с детьми.
Методические указания. Хоровод разучивается после того, как песня хорошо усвоена детьми.