Инновационные технологии и Вокал.

Архипов Иван Семёнович

Меня, как молодого преподавателя по классу вокала, живущего в ногу со временем, заинтересовал вопрос инноваций в сфере сольного пения. Постоянное желание улучшить процесс передачи навыков пения студентам, привело к более детальному рассмотрению уже существующих технологий обучения и необходимости привнести новые доступные средства для более качественного  результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья для коллег18.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Инновационные технологии и Вокальное искусство.

   В современном мире человек постоянно ищет новые средства для саморазвития, более продуктивные и мобильные, чем прежде. Желание экономить собственное время при реализации необходимых идей, заставило человека изобретать новые технологии для получения, обработки и передачи информации. Именно удачное внедрение таких (новых) технологий во всевозможные процессы образования, которые в дальнейшем способствуют переходу на новый уровень развития личности, получило название инновационное.

   Меня, как молодого преподавателя по классу вокала, живущего в ногу со временем, заинтересовал вопрос инноваций в сфере сольного пения. Постоянное желание улучшить процесс передачи навыков пения студентам, привело к более детальному рассмотрению уже существующих технологий обучения и необходимости привнести новые доступные средства для более качественного  результата.

   Изучение предмета "История вокального жанра" показал, что на протяжении многих столетий процесс обучения певца был основан на передаче информации от преподавателя ученику (студенту), что, в свою очередь, было и остаётся самым оптимальным вариантом для развития навыков пения. Это лишний раз доказывает, что не стоит отказываться от прежних форм обучения, так как они являются основой в учебном процессе. Так же, не стоит пренебрегать обилием научной и исторической литературы, пытающейся раскрыть все тонкости этой сферы. Необходимо помнить, что любое нововведение не должно быть абстрагированно от традиционных форм обучения.

  На мой взгляд, самым приемлемыми инновациями в обучении сольному пению являются современные технические средства, будь это профессиональные (специальные) или пользовательские.

  Уже с появлением в конце XIX в начале XX веков звукозаписывающей аппаратуры: фонограф-граммофон-патефон, пусть и примитивной, исполнитель пытался проанализировать свою "работу", выявляя ошибки и новые способы выразительности. В дальнейшем, когда техника звукозаписи выходила на более высокую ступень развития, появились: телеграфон и магнитофон, наряду с певцом, изучением голосовых возможностей человека стали интересоваться ведущие специалисты медицинских и технических университетов. Были созданы специальные лаборатории-студии, где, благодаря современным звукозаписывающим устройствам, разрабатывались теории правильного звукообразования. Ярким примером использования специальной аппаратуры для исследования голоса является работа нашего соотечественника-физиолога, психолога, педагога, доктора биологических наук, профессора Владимира Петровича Морозова, "Искусство резонансного пения". Проанализировав голоса многих выдающихся певцов, Владимир Петрович создал теорию, благодаря которой многие начинающие певцы вышли на единственный правильный путь звукоизвлечения.  Исследования профессора В.П. Морозова начались ещё в середине 60-х годов XX века, когда стали появляться в СССР катушечные магнитофоны. Иметь такую аппаратуру в то время мог позволить себе далеко не каждый.

   С развитием технического прогресса в наше время для человека открылись большие возможности и перспективы.

  В наше время появление персонального компьютера и Всемирной Паутины (Интернет) позволяет найти необходимую информацию о технологиях разных вокальных школ во всём мире, информацию об исполнителях, композиторах,  преподавателях. Интернет дал возможность просмотра видео-спектаклей и мастер-классов; письменного и визуального общения между людьми разных городов и стран, заинтересованных одной темой, целью: научиться правильно петь. Хочется отметить и о возможности создания собственного архива вокальных нот, что в своё время способствует экономии времени как преподавателя, так и учащегося.

  Современные звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: диктофон, аудиоплеер, которые работают в аудиоформате mp3, помогают с высокой точностью записать и передать голос человека со всеми тонкостями динамики, что позволяет контролировать процесс обучения и самоподготовки.

  Видеоаппаратура, в свою очередь, позволяет студенту обратить внимание на внешнее воплощение образа, заострить внимание на физическом и психологическом зажиме в процессе развития сценических данных.

  Однако, технические возможности в современном мире, благодаря постоянному развитию, дают возможность учащемуся сэкономить и в материальном плане. Стремление включить в одно устройство множество разнообразных функций, позволило пользователю иметь необходимые технические средства в одном кармане. Ярким примером такого совмещения стали современные телефоны, смартфоны, планшеты, где помимо основной функции - телефона, существуют функция звукозаписи (диктофон) ,звуковоспроизведения (MP3-плеер),а так же функция видеозаписи и выход в Интернет.

  Таким образом, инновационные технологии в сфере вокального искусства способны вывести развитие профессионального певца на новый уровень. Этому напрямую могут помочь современные технические возможности, которые позволяют учащемуся обратить внимание на свои ошибки, позволяют сэкономить большое количество времени и средств в поисках научной и жанровой литературы, расширяют профессиональный кругозор.