Орфоэпия. Секрет слова в пении.

Архипов Иван Семёнович

Данная методическая разработка расчитанна на преподавателей и студентов музыкальных педагогических колледжей и колледжей искусств.В данной работе была сделана попытка донести до читателя проблему важности роли образования слова в музыке.Для решения проблем произношения слов в пении  на начальном этапе обучения вокалу у студентов и необходимостью преодолеть эту проблему. Работа «Орфоэпия в пении» была написана, чтобы помочь студентам и начинающим педагогам разобраться в этом сложном вопросе и исправить недостатки  правильного произношения текста при исполнении произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhipov.orfoepiya.docx25.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

                Государственное бюджетное профессиональное

                                   образовательное учреждение

                         «Нижегородский Губернский колледж»

                                                И.С.Архипов

Орфоэпия. Секрет слова в пении.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

г. Нижний Новгород, 2019

Введение

Орфоэпия в пении (от греческих слов: orthos — правильный и ероs — речь), то есть правильное произношение текста в пении, играет значительную культурно-воспитательную роль в словесно-музыкальном искусстве. Надо помнить, что певческая орфоэпия отличается от речевой. Отличие это определяется условиями певческого образования гласных, спецификой музыкальной нотации и, наконец, особенностями певческой редукции, о чем будет сказано ниже.

Под орфоэпией надо понимать единообразное, присущее русскому литературному языку произношение. Практическое изучение орфоэпии имеет целью усовершенствовать произносительную культуру русского языка, на котором написано множество великих литературных произведений как в прозе, так и в поэзии. Эти произведения послужили сюжетами для создания музыкальных сочинений в оперной и романсной литературе. А так как эта музыкальная литература звучит с оперной сцены и с концертной эстрады, то необходимость правильного произношения слова в пении является прямой обязанностью всех исполнителей

  Дикция является средством донесения  текстового  содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа  (Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).

  В  понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика  речи.

Культура

  Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударения в словах (логика речи).

Орфоэпия

  Это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильную речь.

  Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

  Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки.

  Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть.

  Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть.Все вместе они образуют артикуляционный аппарат.Его работу называют артикуляцией.

  Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.

Правила орфоэпии

1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к  следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.  

  Пример: пишется:        Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я  

               пропевается:  Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.

2)  Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.  

Пример: пишется:   Далекий мой друг, твой радостный свет

пропевается:  Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.

  Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.  

3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.  

  Пример: Солнце - сонце, поздний - позний.  

4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.

Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.

5) Сочетание букв тс, произносится как ц

 Пример: советский-совецкий.  

6) Сочетание букв ться, произносится как цця.

 Пример: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.  

7) Окончания  его и ого произносятся как ево и ово.  

 Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.  

8) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.  

 Пример: пишется:        Как красив этот сад;

                пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.  

 9) Все звонкие согласные переходят в глухие.  

 Пример: сад-сат, красив-красиф.  

10) В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.  

 Пример: песня-песьня, масленница-масьленница, веснянка-весьнянка.

11) Глагольные окончания  ат, ят, ся  при пении не изменяются.  

12) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).  

13) Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов.

 Пример: Дорога ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.

 Неправильные акценты: Дорога ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.

14) От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.

Недостаток дикции

 Так называемая “широкая” дикция, когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.  

  Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения.Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.  

Логика речи

  Необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.  

   Профессор Г.М.П.И. им.  Гнесиных Н.К.Мешко определяет интонацию как “смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит песня, певец должен усвоить смысл песни, понять чувства передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни.”  

  Гениальный режиссер К.С.Станиславский, работая в оперном театре, говорил: “Пойте мысль!”

  Подчеркивая тем самым необходимость “протянуть” мысль от начала фразы к ее логической вершине. Подобно тому, как необходимо добиваться языкового и произносительного единства в литературе и речи, надо добиваться правильного произносительного единства и в пении, тем более, что в нем (пении) слова менее разборчивы, чем в речи, а идеологическую и эмоциональную нагрузку в силу музыкального истолкования они несут не меньшую, если не большую. 

 Вообще, понятие «Орфоэпия в пении» нужно выделить в отдельную дисциплину, где есть своя цель и свои требования.

 Цель дисциплины – достижение чистоты и естественности произнесения слова, при сохранении всех лучших вокальных качеств голоса исполнителя, раскрытие теоретических и методических основ работы над правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины  

  В результате освоения дисциплины студент должен выполнять требования:

 знать:  нормы  орфоэпии;  особенности  произнесения  литературного текста  в  пении;  культуру  и  искусство  вокальной  речи;  отличительные признаки подачи слова в камерном и оперном жанрах; нормы современного литературного произношения: правила произношения гласных звуков; правила произношения согласных звуков и их сочетаний; произношение некоторых грамматических форм и сочетаний согласных; ударение в слове; правила фиксирования орфоэпического разбора литературных текстов; отличия певческой орфоэпии от речевой: условия певческого образования гласных и согласных; специфику музыкальной нотации, особенности певческой редукции;

 уметь: выразительно передавать на сцене разнообразие человеческих отношений, мыслей и чувств, при помощи богатого интонациями голоса, правильной речевой подачи слова; добиваться правильного произносительного единства в пении; правильно и точно передать вокальную мысль,   опираясь   на   правила   литературного   произношения;   грамотно

построить музыкальную фразу, основываясь на определённых нормах произнесения слов; выявлять индивидуальные особенности речи: уровень орфоэпической культуры (соответствие нормам литературного произношения или отклонение от них), наличие дикционных недостатков и определение их природы  (органических или  функциональных); устранять выявленные вокально-речевые недостатки; анализировать произношение и дикцию в пении в процессе прослушивания записей вокальных произведений;

 владеть:     полученными     знаниями     для     решения     различных профессиональных задач; приемами работы с вокальными произведениями разных жанров и эпох; профессиональной орфоэпической терминологией; правилами,   касающихся   установки   верных   артикуляционных   позиций;

укрепления речеобразующих органов; активизации речевой моторики; методами, позволяющими работать над литературным и «вокальным» текстами; навыками, позволяющими выявлять тему произведения, событийный ряд, видение, логические паузы, смысловые ударения, интонационное выражение знаков препинания, речевое действие, образно- эмоциональное наполнение слова в пении;

 проявлять: знания в области истории русского камерного и оперного вокальных жанров; способность правильного интерпретирования и исполнения произведений с учетом правил орфоэпии.

Для решения проблем произношения слов в пении  на начальном этапе обучения вокалу у студентов и необходимостью преодолеть эту проблему. Работа «Орфоэпия в пении» была написана , чтобы помочь студентам и начинающим педагогам разобраться в этом сложном вопросе и исправить недостатки  правильного произношения текста при исполнении произведения.

Литература :

1. «Музыкальная энциклопедия.»

2. С. Я. Лемешев «Путь к искусству».

3. К. С. Станиславский «Работа актера над собой».

4. Е. М. Пекерская «Вокальный букварь»

5. Лесс А. Титта Руффо «Жизнь и творчество».

6. В. Багабуров «Очерки по истории вокальной методологии».

7. Мария Каллас «Биография. Статьи. Интервью».

8. А. П. Иванов «Об искусстве пения».

9. Н. П. Вербовская, О.М. Головина, В.В. Урнова «Искусство речи».

10. Ф. Витт «Практические советы обучающемуся пению».

11. Кн. С. Волконский «Выразительный человек».

12. Дж. Лаури Вольпи «Вокальные параллели».

13. «Вопросы вокальной педагогики».

14. «Вопросы методики воспитания слуха».

15. Л. Дмитриев «В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр».