Контраст и единство тем-образов в героико-патриотической опере «Князь Игорь» А. П. Бородина.. Действие 4. В Путивле.
Урок-путешествие в дом-музей композитора А.П. Бородина, посещение театра оперы и балета, выступление на концерте раскрывает огромный воспитательный потенциал отечественной музыки, обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания-гордости за художественные ценности России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_d._v_putivle.docx | 30.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда»
Технологическая карта
по музыке
Тема урока: Контраст и единство тем-образов в героико-патриотической опере «Князь Игорь» А. П. Бородина.. Действие 4. В Путивле.
(3 класс, программа «Гармония»)
Автор: Жердецкая Галина Николаевна
учитель музыки высшей квалификационной категории
Волгоград 2019
Тема урока: опера «Князь Игорь. Действие 4. В Путивле»
(3 класс, программа «Гармония»)
- Ф.И.О. учителя: Жердецкая Г.Н.
- Класс: 3 "Г"
- Предмет: Музыка
- Тема: опера «Князь Игорь. Действие 4. В Путивле»
5.Цель урока: расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века, опере А.П. Бородина.
6.Задачи:
Образовательные: Развить интерес к изучению жанра оперы.
Развивающие: Развить интерес к изучению жанра оперы.
Воспитательные: Воспитание любви к классической музыке, эстетического вкуса, патриотизма, интереса к истории своей Родины
7. Дидактические средства:
- для учителя – учебник, наглядности, музыкальный материал, фонохрестоматия.
- для обучающихся – учебник, видео фрагменты из оперы «Князь Игорь»
- 8 .Характеристика этапов урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (3 мин.) | Приветствие Организационный момент Психологический настрой на учебную деятельность. | -Здравствуйте, ребята! - Садимся правильно, красиво, спинки прямые. | Приветствуют. | Фронтальная | (Р) волевая саморегуляция (Л) смыслоопределение (Л) смыслообразование |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность (5 мин.) | Определение темы и цели урока. Слайд 1 | Сегодня мы будем говорить о великом русском композиторе Александре Порфирьевиче Бородине. Это один из самых выдающихся композиторов XIXв Сначала мы отправимся с вами в дом-музей композитора, потом попадём в кинозал, театр оперы и балета, а в конце урока станем участниками концерта. | Фронтальная | (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; (Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя | |
3 | Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. ( 25 мин.) | Беседа. Слайд 2 Приложение 1 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Видео Слайд 8 Слайд 9 Видео Аудио Аудио Слайд 10 | Ребята сейчас вы становитесь экскурсантами дома-музея Бородина. Получите входные билеты. Ведите себя тихо и внимательно слушайте. - В каком городе прошли детские годы Александра? - На каких инструментах играл Бородин в детстве? Перейдем в следующий зал, экспозиция которого рассказывает о студенческом периоде в жизни Бородина. - Что вы запомнили из студенческого периода Александра Бородина? Мы покидаем мемориальный музей Бородина и отправляемся в кинотеатр, где увидим фрагмент музыкального фильма «Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь» - «Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью да к милому на морю шлю рано по утрам.» - «Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю, окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.» -Сядьте как слушатели, внимательно смотрите и слушайте, подумайте какие чувства вызывает у вас эта музыка. - Предположите, что чувствует Ярославна? Правильно. И сейчас мы с вами отправляемся в театр оперы и балета, где будут звучать фрагменты из произведений А. П. Бородина. «Хор поселян». - «Ох, не буйный ветер завывал, горе навевал, навевал: Хан Гзак нас повоевал. Что не чёрен ворон налетал. Беды накликал, накликал, Хан Гзнак на нас понабегал, понабегал. Что не серый волк позабегал, стадо зарезал, зарезал. Хан Гзак сёла поразорял, поразорял.» - О чём я прочитала? - А кто - нибудь знает кто такой Хан Гзак? - Хан Гзак - половецкий хан, глава объединения донских половцев бурчевичей. - Сядьте как слушатели. Просмотр видеофрагмента. Итак, прослушав ответьте на мои вопросы - Какие чувства вызывала у вас эта музыка? Послушайте сцену возвращения князя Игоря из плена. Ребята разыгрывают сцену встречи Ярославны и Игоря. - Скула, Ерошка, стр. 93. - Как вы думаете, Скула и Ерошка рады тому, что Князь Игорь вернулся? - А почему? Слушают фрагмент «Сцена возвращения князя Игоря». - Какие чувства вызывает у вас этот фрагмент? Разучивают мелодию заключительный хора, напевают его основные интонации. И следующий зал, это концертный зал, где мы споем с вами песню: Россия ты моя звезда. Музыка О.Гурьяновой Первый куплет исполняют девочки им вторят мальчики (Хохлома-хохлома, волжский плес-волжский плес….) Припев поют вместе. Второй куплет начинают петь мальчики им вторят девочки ( Журавли-журавли, тополя-тополя….) Припев поют вместе. При исполнении песни добиваюсь четкой дикции, фразировки, правильного дыхания и выразительного исполнения (лирично, ласково, сердечно, задушевно). - Молодцы, очень выразительно передали характер песни. |
-Любил химию и музыку. -Петербурге. - Фортепиано, флейта, деревянные духовые инструменты.
- Бородин становится профессором Медико-хирургической академии на кафедре химии. - Вместе с другими учёными он побывал в Берлине, Париже, и городах Италии. Разучивают основные темы плача Ярославны. «Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю, окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.» (поют, смотрят, слушают). - Тоску, печаль, она скучает по мужу. Разучивают тему хора поселян, пытаются в пении выразить душевное состояние русских людей - О том, как Хан Гзак разорял русские села. Стало тоскливо, сумрачно. - Ярославна: «Все мнится мне, что это сон; Ужель ко мне вернулся он? Не верю я своим глазам, Не верю я тем лживым снам!» - Князь Игорь: «О нет, не сон: вернулся я, В моей руке рука твоя, Я вижу взор твоих очей, Я слышу звук твоих речей!» - Скула: «Гляди! Гляди! Гляди — ко!» - Ерошка: «Князь! Князь!..» - Скула: «Эко дело, подумаешь….» - Ерошка: «Ой , батюшки, ой, родные, плохо будет нам! Что делать?» - Нет. - Они предали его. - Радость, счастье, что Князь Игорь вернулся. (поют) 1. Хохлома, волжский плес Ширь полей, плач берез Это ты, Родина моя Это ты, Россия Купола, неба высь Для тебя наша жизнь Это ты, Родина моя В мире нет красивей. Припев: Россия, Россия- ты моя звезда Россия, Россия-ты моя судьба Россия, Россия повторю я вновь Россия, Россия ты моя любовь. 2.Журавли, тополя Хлеб да соль Лик Кремля Это ты, Родина моя Это ты, Россия Детский смех, перепляс Доброта синих глаз Это ты, Родина моя В мире нет красивей.
| Фронтальная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; (Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками ( 5 мин.) | Подведение итогов Слайд 11 Рефлексия. Оценивание с комментированием. | - Вот и подходит наш урок к концу, что вы узнали? Какую песню выучили? Я научился… Я узнал… Я удивился… Спасибо за внимание! Урок окончен! | - «Россия ты моя звезда» - Мы узнали о великом русском композиторе Александре Порфирьевиче Бородине и его опере «Князь Игорь». Рассказ, кто что запомнил. | Фронтальная | – рефлексия способов и условий действия (П); |