«Богатырская тема в музыке и в изобразительном искусстве».
Основные задачи дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего, к художественной культуре нашего народа; раскрыть значение «памятник культуры», познакомить с термином «симфония», углубить восприятие понятий «народное творчество».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ashabalievoy_l.p.docx | 23.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Тема урока: «Богатырская тема в музыке и в изобразительном искусстве».
- Основные задачи урока: дать школьникам представление о собственной причастности к событиям минувшего, к художественной культуре нашего народа; раскрыть значение «памятник культуры», познакомить с термином «симфония», углубить восприятие понятий «народное творчество».
Цель урока: пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны и желанием самим участвовать в осмыслении и написании её истории.
- Музыкальная драматургия.
- Бородин. Вторая симфония «Богатырская» (фрагмент)
- «Богатырская мелодия фрагмент.
- «Три парня» шведская народная песня.
Оборудование: репродукции картин В. Васнецова, грамзапись второй симфонии А. Бородина.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Ход урока.
- Организация класса.
- Муз. приветствие с показом руки ( А теперь повернитесь и поприветствуйте наших гостей).
- Тема урока: «Богатырская тема в музыке и в изобразительном искусстве».
Учит. муз. Богатырская тема с давних пор звучит в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре и кино. Эта тема популярна, потому что с древних времён на нашу страну нападали враги, пытаясь завладеть богатствами, поработить народ. Образ богатыря в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
- I часть Второй симфонии Бородина «Богатырская».(слушание).
Ребята, вы прослушали фрагмент I части Второй симфонии А.Бородина «Богатырская».
- Ответьте в каком характере он прозвучал?
- О чём может рассказать этот музыкальный фрагмент?
(ответы учащихся)
Одним из величайших памятников всей русской и мировой симфонической музыки является эта Вторая симфония А. Бородина.
Давайте вспомним, что мы знаем об этом композиторе? (портрет Бородина).
(ответы учащихся)
Да, в Бородине совмещался ум учёного и гений композитора. Сорок две научные работы, опера «Князь Игорь, симфонии, большое количество фортепианных произведений, чудесные романсы. Музыка Бородина отличается мастерством, мощью. Музыкальный язык его сочинений мелодичен, красочен.
Творчество Бородина стало достоянием мировой музыкальной культуры и проникнуто горячей любовью к Родине, верой в силу русского народа.
И так, в теме нашего урока прозвучало слово Симфония (слайд).
Обратите внимание. Что в переводе с греческого это слово означает «созвучие», красивое многочастное произведение для симфонического оркестра.
- Послушаем ещё раз, и вы скажите, каким вы представляете героев этой симфонии.
(слушание)
(ответ учащихся « В музыке Бородина угадываются люди сильные, могучие, люди-богатыри.) Правильно молодцы
А вот это могучее настойчивое повторение «втаптывание», что придаёт музыке?
(ответ учащихся – силу и решительность) верно.
Да, звучит как призыв, боевой клик.
- Разучивание главной мелодии.
Давайте эту главную мелодию попробуем исполнить голосом.
Обратите внимание на нотную запись.
- Что это за знак стоит в начале нотного стана? (С)
- А что это за знаки?
- Какими длительностями записана мелодия?
- С какой ноты начинается фраза и какой заканчивается? (правильно нота МИ – это главная интонация).
- Теперь дружно все вместе прочитаем нотную запись, отстукивая ритм палочками. (молодцы).
- Послушайте меня (пою)
- А теперь все вместе (хорошо)
- Давайте споём в характере, с движением
- Сейчас поют только девочки (умницы)
- И мальчики (отлично). На следующем уроке мы доработаем эту мелодию. Я хочу отметить, что именно Бородину присвоено звание Богатыря русской музыки.
- Ритмическая минутка.
(топотушки, хлопушки, шлепушки, щелкушки).
Мы с вами засиделись, давайте немного отвлечёмся и проведём ритмическую минутку. (молодцы).
Садитесь ребята, продолжаем работать над нашей темой.
А вы, где-то уже видели богатырей? (ответ учащихся)
Может кто-то вспомнит «Богатырей» В.Васнецова (ответ-молодцы)
- Учитель ИЗО.
«Богатырём русской живописи назвал Васнецова писатель Максим Горький.
Виктор Михайлович (1846-1926-портрет) широко известен как автор многочисленных живописных полотен на темы взятых из русских былин и сказок.(слайды репродукций картин «Алёнушка», «Ковёр-самолёт и др.)
Васнецов очень любил русскую природу. Особенно близка была ему красота подмосковного Абрамцева. (слайд)
Именно здесь были созданы его « Богатыри».
Художник сказал однажды: - «Натолкнули меня приняться за «Богатырей» мощные абрамцевские дубы, росшие в парке (слайд). Любуясь кряжистыми дубами-великанами приходила на ум мысль: « Это ведь наша Матушка-Русь! Её, как и дубы, голыми руками не возьмёшь! Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия! А уж как дубы обратились в «Богатырей», объяснить не могу, должно быть приснилось!»
- Учитель ИЗО
«Три всадника спустились с лесного холма в заросшую густыми рощами низину и, проехав её, оказались в степи. Остановив коней, смотрят по сторонам, не видать ли где непрошенных гостей». (слайд «Три богатыря»)
Стук в дверь…
Учитель музыки
(Ребята, кто бы это был? Я открою дверь. Ой, я не верю своим глазам, это три богатыря! А как вы оказались у нас?
Илья Муромец: «Мы обходили дозором владения Русской земли, и до нас дошла весть, что в Новобатайской школе № 9 в 5 «А» классе сегодня на уроке Богатырская тема».
Добрыня Никитич: «Вот мы и решили заехать к вам на урок»
Алёша Попович: «Коней, конечно же, мы оставили у школы».
Учитель музыки: конечно же, проходите, пожалуйста, расскажите о себе и будьте нашими гостями.
(Богатыри проходят в центр класса).
Я Илья Муромец,
Сын Иванович,
Из под славного города
Из под Мурома,
Из села Карачарова.
Учитель ИЗО Крестьянский сын Илья спокоен в своей необъятной силе. Ничто его не сломит, никакой враг не одолеет. Просты и надёжны кольчуга и шлем, тяжела булава, надёжно копьё. Из-под рукавицы пристально обводит он взором равнину: не видно ли врага?
(Добрыня Никитич – второй герой)
А и был я на заставе
Добрыня Никитич – млад
Сын богатого гостя рязанского
И жены его Амелфы Тимофеевны
Я отличаюсь своей образованностью
И гусляр я и песенник,
И прекрасно играю в шахматы.
Учитель ИЗО Рвётся в бой ……Добрыня, тонкие черты его лица полны отваги и ума. Рука тянет меч из ножен. Кольчуга, оружие, щит Добрыни дорогие, изящные, украшены узорами.
(Алёша Попович – третий герой)
А и был я Алёша Попович – млад
Я Добрынюшке Никитичу крестовый брат,
Что из красна города, из Ростова,
Сын соборного попа Ростовского.
Учитель ИЗО Хитёр и норовист Алёша. Смел и предусмотрителен. На первый взгляд, простой и добрый молодец. Смекалкой и удалью светятся его глаза.
(присаживайтесь уважаемые богатыри, наверно с дороги устали)
Васнецов работал над «Богатырями» более 25 лет.
«Богатыри», - говорил он - всегда были передо мной. «К ним влеклось сердце, и тянулась рука!»
Был у Васнецова помощник в работе – музыка, необходимая ему как воздух. «Без музыки я, не написал бы ни «После битвы», ни других своих картин, особенно «Алёнушку» и «Богатырей». Все они писались под впечатлением музыки».
- «Три парня» (исполнение)
Ребята, давайте вспомним песню «Три парня» ( исполнили, молодцы).
- Скажите, можно этих трёх парней назвать «Богатырями»? (правильно нет)
- А кто может называться богатырём? (правильно)
Учитель музыки Впечатляющие образы, созданные художником, композитором, поэтом, говорят о богатой насыщенной духовной жизни народа и зрителю дают представление об особенностях русского национального характера.
Учитель ИЗО Сейчас мы проведём работу над рисунком «Русский богатырь», а музыкальным фоном будет «Богатырская симфония». И предлагаю нашим гостям богатырям присоединиться к выполнению рисунка.
(встают богатыри – Илья Муромец: «Нам очень понравилось у вас на уроке, но нам пора в путь, надо защищать границы русской земли, прощаемся, до новых встреч».
(Богатыри уходят).
- Подведение итогов урока, обмен впечатлениями, демонстрация детских работ.