Охрана детского голоса в период мутации

Мироненкова Надежда Михайловна

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике, ведь правильный подход к занятиям в это время - залог здорового голоса в будущем. В работе рассматриваются физиологические периоды мутации и их особенности, а также  мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний голосового аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Охрана детского голоса в период мутации

Голос – уникальный инструмент, которым обладает практически каждый человек. Но мало кто задумывается о его природе, а уж тем более об его охране, а ведь он также нуждается в защите. Наибольшему риску подвергается голос ребенка, так как он только начинает формироваться и является еще очень хрупким и ломким.

Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике, ведь правильный подход к занятиям в это время –  залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки зрения, "период мутации – смены голоса – рассматривают, как физиологическое явление, связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые происходят в его организме и влияют на голос.

Физиологические периоды мутации:

  • домутационный,
  • мутационный,
  • постмутационный.

       Разрывать эти периоды нефизиологично. Каждый из периодов имеет свои особенности. Так, в домутационный период у мальчиков улучшается голос, происходит ложный период расцвета, увеличивается диапазон, сила голоса, появляется сочный сильный тембр. У девочек эти явления чаще всего сглажены. В постмутационный период становится легче петь, но гормональный процесс ещё не закончен. По этой причине важно соблюдение щадящего голосового режима, «экономное» пользование голосом, а при выраженных голосовых изменениях требуется освобождение от занятий.

         В период мутации не допускается громкое форсированное пение, запрещается исполнение произведений из репертуара взрослых певцов, особенно подражание взрослому голосу, также нельзя петь при явных изменениях голоса. В домутационный период можно принимать участие в детском вокальном коллективе или в хоре. В постмутационный период юноши могут петь в хоре только спокойные, певучие произведения без удержания во времени крайних нот и длинных фраз.

         В собственно мутационный период, при невыраженных изменениях голоса, индивидуальные занятия вокалом возможны только под контролем опытного педагога, а вот пение в хоре в этот период категорически запрещено. Петь разрешается в незавышенной удобной тесситуре на звуках, которые фонируются без напряжения, короткими фразами, с вибрато в соответствии с природой  детского голоса.

  • Мутация у мальчиков наступает в возрасте 14-15 лет, у девочек — в 13-14 лет.
  • В норме голос мальчика в период мутации понижается на октаву, а у девочки – на 4-5 тонов.
  • Среднестатистическая физиологическая мутация длится один год. 

Продолжительность вокального занятия в мутацию ограничена 40 минутами с отдыхом и паузами. Участие в детских вокальных конкурсах во все периоды мутации категорически запрещено.

Мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний голосового аппарата

 В период мутации рекомендуется:

  • правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха;
  • правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки;
  • избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика;
  • пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание;
  • точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа;
  • запрещение выступлений вокальных коллективов и солистов на открытом воздухе при температуре ниже + 15.С;
  • избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению напряжения, шепотной речи;
  • отказ от курения,  алкоголя;
  • исключение, по возможности, побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках;
  • работа в чистых помещениях с достаточной влажностью;
  • избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании;
  • правильная работа с микрофонами;
  • общеукрепляющие, закаливающие процедуры;
  • своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.

      Нельзя допускать слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсирования голоса, перенапряжения гортани, утрирования грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.

           Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе взросления. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно понять и уяснить  необходимость бережного отношения к нему. Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики, визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

        Проблемы с голосом возникают и вследствие перенапряжения нервной системы. У детей, испытавших сильный стресс, возможен даже паралич голосовых связок. У детей с лабильной психикой, впечатлительных и чувствительных, склонных к конкурентности, необходимо учитывать этот фактор, особенно при отборе на вокальные конкурсы.

       Нельзя возникшие с голосом проблемы оставлять без внимания, заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.

Профилактика заболеваний голоса заключается в соблюдении простых правил:

- летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

- при появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

- важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

- не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манерепения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

-  ни в коем случае нельзя курить. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.

Педагог должен очень бережно работать с детскими голосами: слушать, наблюдать, анализировать, фиксировать. Необходимо обращать внимание ребенка на то состояние, когда он поет, что он переживает в процессе исполнения песни. Главное в исполнении – глубина, содержание. Очень важно для педагога пройти весь путь обучения в классе вокала в правильном общении с ним. Ведь основой пения является внутреннее состояние психологического равновесия,  состояние удовлетворенности, радости, душевного комфорта.

Недостаточно профессиональный подход к детскому вокалу ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, если голос пережил, так скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые условные рефлексы в пении, вероятно даже лечить фониатрические проблемы. Все это занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому нужно беречь голос во время мутации.

Литература

1. Л.Дмитриев «Основы вокальной методики». Из-во «Музыка», М.1968.

2. А.М.Егоров «Гигиена голоса  и его физиологические  основы».  Из-во «Медгиз», Л.1970.

3. Р.Юссон «Певческий голос». Из-во «Музыка», М.1974. 

4.П.А. Эстрова  «Нарушения голоса в период мутации, их предупреждения  и коррекция». М. 2007