Разработка открытого урока по предмету "ритмика" на отделении Раннего эстетического образования в ДШИ с участием родителей
Урок разработан для аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_pokazatelnogo_uroka_po_ritmike_no1.docx | 137.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка показательного урока по предмету «Ритмика»
на отделении раннего эстетического развития детей
с участием родителей.
Выполнила преподаватель МБУ ДО «ДШИ им. АМ. Кузьмина» Филатова Ольга Павловна.
Пояснительная записка.
Музыкальные способности объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности. В структуру музыкальности включаются: ладовое чувство, которое проявляется, как эмоциональное переживание; музыкально-слуховые представления, проявляющиеся в воспроизведении по слуху мелодии; и чувство ритма.
Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) мы, взрослые, развиваем в детях способности, направленные на формирование предпочтений, интересов, потребностей и вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания, которое является частью общего духовного становления. Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста необходима помощь и их родителей. По словам В. А. Сухомлинского «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В настоящее время в образовательной системе произошли изменения, в центре которых стоит гуманизация педагогического процесса, направленная на свободное развитие личности. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми, послужил для меня поводом по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия с родителями обучающихся с целью создания единого образовательного пространства семьи и образовательной организации для развития музыкальности детей. Мы воспитываем одних и тех же детей. При этом именно семья является первым социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, потешки и т. д.). Затем в детском саду музыкальный материал обогащается, , и уже в музыкальной школе систематизируется и осмысливается. Если музыкальный материал закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат моей деятельности, как преподавателя и родителей может быть успешным только тогда, когда мы станем союзниками. И этому союзу единомышленников более всего подходит, на мой взгляд, понятие "взаимодействие", в котором обе стороны являются активными участниками процесса. Понимая всю актуальность и практическую значимость этого взаимодействия, я направила максимум своего внимания на тему «Активные формы взаимодействия с родителями по развитию музыкальных способностей детей». Инновационный характер опыта работы заключается в активной позиции родителей в процессе всей деятельности.
Цель моей работы по данной теме заключалась в систематизации и обобщении наработанного практического материала по применению активных форм работы с родителями для развития музыкальных способностей детей.
В процессе деятельности я последовательно решала следующие задачи:
- Актуализировать теоретические знания по вопросам использования активных форм работы с родителями и применения инновационных методов и приемов для развития музыкальных способностей детей.
2. Разработать практический материал для обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития музыкальных способностей детей.
3. Обобщить и представить опыт работы педагогическому сообществу.
В начале работы я проанализировала ряд психолого-педагогической и методической литературы. Это позволило взять на вооружение самое лучшее и инновационное из опыта работы других педагогов и выделить наиболее эффективные формы организации работы по привлечению родителей к развитию музыкальности детей. Содержание работы по разработке практических материалов для обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах музыкального развития детей младшего школьного возраста включало три этапа.
I. Практический этап. Он включает разработку сценариев педагогических мероприятий и проведение их с родителями обучающихся
Работу на данном этапе я организовала по двум направлениям. В каждом направлении я предполагала обновление традиционных форм и использование инновационных активных форм взаимодействия с родителями, в процессе которых и будут реализовываться поставленные задачи.
1. Информационно-познавательное направление. Самой эффективной формой активного характера, на мой взгляд, являются показательные уроки с активным участием родителей по предмету «Ритмика», «Развитие музыкальных способностей». Успешность реализации этих проектов во многом зависела от активного участия в них родителей. Я уверена, что такие проекты оставили яркий след музыкальных впечатлений, эмоций и знаний у принимавших в них активное участие мам и пап, бабушек и дедушек. Но самое главное — это совместные дела, игры, музыкальные воспоминания у детей и родителей, а также непосредственное участие родителей в развитии музыкальных способностей детей.
2. Досуговое направление. Оно заключается в объединении моих усилий, как преподавателя и посильном участии родителей, направленном на организацию совместной досуговой деятельности детей: «Праздник осени для всей семьи», «Посвящение в первоклассники», «Новогодние забавы» На таких праздниках родители активно танцуют, поют, участвуют в играх, конкурсах. А какую гордость, кроме общей радости, вызывают они у своих собственных детей. В этом заключается, по-моему, большое воспитательное значение, потому что личный пример родителей самый важный для детей. Желание подражать становится стимулом в личном музыкальном развитии для ребенка.
II. Аналитический этап – это анализ, педагогическая рефлексия и обобщение практического материала. Для объективности результатов взаимодействия необходима двухсторонняя оценка — как моя собственная, педагога и организатора деятельности, так и родителей, активных участников, поэтому каждое совместное мероприятие или показательных уроков.
III. Презентационный этап. Суть данного этапа в представлении опыта работы педагогическому сообществу. Таким образом, создание методической папки «Школа заботливых родителей» и представление ее материалов педагогическому сообществу на различных уровнях является для меня значимым результатом моей деятельности по рассмотренной теме.
Родители моих обучающихся, принимая активное участие в различных мероприятиях, показательных уроках получили практические знания по применению различных методов и приемов развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма в условиях семейного воспитания. Именно в этом и заключается практическая значимость моей деятельности по организации взаимодействия с родителями обучающихся через использование различных активных форм. Вести ребенка по дорогам музыкального мира, развивая его музыкальные и творческие способности, должны совместно преподаватели и родители, обогащенные необходимыми педагогическими знаниями.
Показательный урок для родителей по предмету «Ритмика».
Тема: «Развитие чувства ритма, метра с использованием современных технологий»
Вид урока: практический
Цель: Развитие и организация ритмического на основе полученных умений и навыков.
Задачи: Воспитание у учащихся точной ориентировки в связях ритма и пульса.Развитие острого и точного чувства ритма. Обучение осмысленному восприятию музыкальной фразы. Развитие синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков. Формирование психологического раскрепощения. Воспитание музыкального восприятия.
Форма урока: групповая, с участием родителей.
Оборудование урока: доска, ПК, инструменты Орф -оркестра. Стулья стоят по кругу.
Наглядные пособия: - ритмические карточки, ритмические партитуры..
Ход урока.
- Организационный момент. Дорогие ребята и родители. Сегодня мы освоим с начальную азбуку ритма. Ритм в музыке очень важен. Именно он отдельные звуки превращает в музыку. Если вы внимательно поработаете с азбукой ритма, то сможете самостоятельно разучивать по нотам любые мелодии и даже сами их сочинять.
II. Основная.
- Разминка. Преподаватель знакомит с разными музыкальными инструментами и их звучанием и предлагает поиграть в игру на внимательность. При звучании бубна – все идут направо, при звучании барабана- налево, при звучании низких клавесов - в центр круга , высоких- из круга, при тремоло клавесов- быстрые движения кистями(тряска) (Ф.№9)
- Познавательный этап.
Преподаватель: В музыке всего 7 основных ритмических фигур. Как 7 цветов в радуге. И все бесконечное разнообразие музыкальных звуков вырастает именно из них. Это похоже на то, как из 7 цветов радуги вырастает огромное количество оттенков. Что же это за волшебная семерка. Обратите внимание, мы измеряем все вокруг. Год- месяцами, месяц- днями, дни- часам, расстояние километрами, конфеты- килограммами и т.д. Так вот, единицей измерения в ритме следует считать четвертную. ( Карточка№1) . Это самая главная самая важная ритмическая фигура, как в шахматах королева. (Карточка №2). Послушайте как звучит четверть. (преподаватель отбивает левой ладошкой по коленям ровные четвертные ( карточка №3).А теперь попробуем все вместе. (родители, дети и преподаватель отбивают четверти. Что напоминают нам такие равномерные удары?
Ответы участников: бой часов, пульс, ровные шаги и т.д.
Преподаватель: Правильно. Четверти напоминают спокойный размеренный шаг человека. Наша левая ладонь как бы шагает четвертными. Теперь передадим эти равномерные удары- их еще называют шаг-доля, они передают пульс музыки движением под музыку. (Фонограмма №1.)
Теперь, если разделить четверть на две части, получится другая ритмическая фигура. (карточка №4) .Называется она две восьмые. Послушайте как они звучат (левая рука отбивает по коленям четверти, правая щелчком- восьмые) вы заметили , что левая рука, по- прежнему, отбивает четверти, она работает как измерительный прибор, а правая рука щелчками передает ритмическую фигуру под названием две восьмушки. Правда же, они напоминают легкий бег. Предлагаю попробовать сделать то же самое. А теперь шагаем четвертями долю-пульс, а хлопаем, щелкаем ритмическую группу-две восьмушки.(карточка №5). А теперь ногами четверти, руками две восьмые. (Ф.№2)
Третья ритмическая фигура называется четыре шестнадцатых (К.№6) Вы уже догадались , что их следует поместить на один удар левой руки, т.е. на четвертную (К .№7) Послушайте . заметили, что они звучат торопливо, стремительно, как будто кто-то мчится мелкими шажками. Попробуем все вместе. А теперь с шагами под музыку. (Ф.№3 )
Об остальных ритмических фигурах мы узнаем на следующих занятиях.
- Практический этап. А сейчас приступим к метроритмическим упражнениям.
«Улови пульс музыки». Передача равномерных ударов музыки с помощью звучащих жестов. (К. №8,9) (Ф. №4,5,6)
«Ритмические игры». (К. №10) Проработка тактов 1-4 с сочетанием разных ритмических групп используя звуковые жесты. Затем репетиция под музыку. (ф.№7)
«Ритмическая ипровизация». Участники родитель-ребенок самостоятельно выбирают ритмическую группу и звучащие жесты Затем выступление с этим заданием –партиями –под музыку.(Ф.№8)
- Заключительный часть. Рефлексия. Движение под музыку. Преподаватель дает команды – хлопаем шестнадцатыми, ходим четвертными, шлепаем восьмыми по очереди , под музыку-сам при этом отбивает пульс на барабане. (ф.№10)
- Итог урока. Благодарность детям и родителям за хорошую работу на уроке.
Приложение.
Карточка №1
Карточка №2
Карточка №3
Карточка №4
Карточка № 5
Карточка №6
Карточка №7
Карточка №8
Карточка №9
Карточка №10