Разработка открытого урока по предмету "ритмика" на отделении Раннего эстетического образования в ДШИ с участием родителей

Филатова Ольга Павловна

Урок разработан для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_pokazatelnogo_uroka_po_ritmike_no1.docx137.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка показательного урока по предмету «Ритмика»

  на отделении раннего эстетического развития детей

с участием родителей.

Выполнила преподаватель МБУ ДО «ДШИ им. АМ. Кузьмина» Филатова Ольга Павловна.  

Пояснительная записка.

Музыкальные способности объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности. В структуру музыкальности включаются: ладовое чувство, которое проявляется, как эмоциональное переживание; музыкально-слуховые представления, проявляющиеся в воспроизведении по слуху мелодии; и чувство ритма.

Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) мы, взрослые, развиваем в детях способности, направленные на формирование предпочтений, интересов, потребностей и вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания, которое является частью общего духовного становления. Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста необходима помощь и их родителей. По словам В. А. Сухомлинского «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В настоящее время в образовательной системе произошли изменения, в центре которых стоит гуманизация педагогического процесса, направленная на свободное развитие личности. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми, послужил для меня поводом по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия с родителями обучающихся с целью создания единого образовательного пространства семьи и образовательной  организации для развития музыкальности детей. Мы воспитываем одних и тех же детей. При этом именно семья является первым социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, потешки и т. д.). Затем в детском саду музыкальный материал обогащается, , и уже в музыкальной школе  систематизируется и осмысливается. Если музыкальный материал  закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат моей деятельности, как преподавателя  и родителей может быть успешным только тогда, когда мы станем союзниками. И этому союзу единомышленников более всего подходит, на мой взгляд, понятие "взаимодействие", в котором обе стороны являются активными участниками процесса. Понимая всю актуальность и практическую значимость этого взаимодействия, я направила максимум своего внимания на тему «Активные формы взаимодействия с родителями по развитию музыкальных способностей детей». Инновационный характер опыта работы заключается в активной позиции родителей в процессе всей деятельности.

Цель моей работы по данной теме заключалась в систематизации и обобщении наработанного практического материала по применению активных форм работы с родителями для развития музыкальных  способностей детей.

В процессе деятельности я последовательно решала следующие задачи:

  1.  Актуализировать теоретические знания по вопросам использования активных форм работы с родителями и применения инновационных методов и приемов для развития музыкальных способностей детей.
    2. Разработать практический материал для обеспечения педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития музыкальных способностей детей.

3. Обобщить и представить опыт работы педагогическому сообществу.

В начале работы я проанализировала ряд психолого-педагогической и методической литературы. Это позволило взять на вооружение самое лучшее и инновационное из опыта работы других педагогов и выделить наиболее эффективные формы организации работы по привлечению родителей к развитию музыкальности детей. Содержание работы по разработке практических материалов для обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах музыкального развития детей младшего школьного  возраста включало три этапа.

I. Практический этап. Он включает разработку сценариев педагогических мероприятий и проведение их с родителями обучающихся
Работу на данном этапе я организовала по двум направлениям. В каждом направлении я предполагала обновление традиционных форм и использование инновационных активных форм взаимодействия с родителями, в процессе которых и будут реализовываться поставленные задачи.

1. Информационно-познавательное направление. Самой эффективной формой активного характера, на мой взгляд, являются показательные уроки с активным участием родителей по  предмету «Ритмика», «Развитие музыкальных способностей». Успешность реализации этих проектов во многом зависела от активного участия в них родителей. Я уверена, что такие проекты оставили яркий след музыкальных впечатлений, эмоций и знаний у принимавших в них активное участие мам и пап, бабушек и дедушек. Но самое главное — это совместные дела, игры, музыкальные воспоминания у детей и родителей, а также непосредственное участие родителей в развитии музыкальных способностей детей.

2. Досуговое направление. Оно заключается в объединении моих усилий, как преподавателя  и посильном участии родителей, направленном на организацию совместной досуговой деятельности детей: «Праздник осени для всей семьи», «Посвящение в первоклассники», «Новогодние забавы» На таких праздниках родители активно танцуют, поют, участвуют в играх, конкурсах. А какую гордость, кроме общей радости, вызывают они у своих собственных детей. В этом заключается, по-моему, большое воспитательное значение, потому что личный пример родителей самый важный для детей. Желание подражать становится стимулом в личном музыкальном развитии для ребенка.

II. Аналитический этап – это анализ, педагогическая рефлексия и обобщение практического материала. Для объективности результатов взаимодействия необходима двухсторонняя оценка — как моя собственная, педагога и организатора деятельности, так и родителей, активных участников, поэтому каждое совместное мероприятие или показательных уроков.

III. Презентационный этап. Суть данного этапа в представлении опыта работы педагогическому сообществу. Таким образом, создание методической папки «Школа заботливых родителей» и представление ее материалов педагогическому сообществу на различных уровнях является для меня значимым результатом моей деятельности по рассмотренной теме.

Родители моих  обучающихся, принимая активное участие в различных мероприятиях, показательных уроках  получили практические знания по применению различных методов и приемов развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма в условиях семейного воспитания. Именно в этом и заключается практическая значимость моей деятельности по организации взаимодействия с родителями обучающихся  через использование различных активных формВести ребенка по дорогам музыкального мира, развивая его музыкальные и творческие способности, должны совместно преподаватели  и родители, обогащенные необходимыми педагогическими знаниями.

Показательный урок    для родителей по предмету «Ритмика».

Тема: «Развитие чувства ритма, метра  с использованием современных технологий»

Вид урока: практический 

Цель: Развитие и организация ритмического на основе полученных умений и навыков.

Задачи: Воспитание у учащихся точной ориентировки в связях ритма и пульса.Развитие острого и точного чувства ритма. Обучение осмысленному восприятию музыкальной фразы. Развитие синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков. Формирование  психологического раскрепощения. Воспитание музыкального восприятия.

Форма урока: групповая, с участием родителей.

 Оборудование урока: доска, ПК,  инструменты Орф -оркестра. Стулья стоят по кругу.

 Наглядные пособия: - ритмические карточки, ритмические партитуры..

 Ход урока.

  1. Организационный момент. Дорогие ребята  и родители. Сегодня мы освоим  с  начальную азбуку ритма. Ритм в музыке очень важен. Именно он отдельные звуки превращает в музыку. Если вы внимательно поработаете с азбукой ритма, то сможете самостоятельно разучивать по нотам любые мелодии и даже сами их сочинять.

II. Основная.

  1. Разминка. Преподаватель знакомит с разными  музыкальными  инструментами  и их звучанием и предлагает поиграть в игру на внимательность. При звучании бубна – все идут направо, при звучании  барабана- налево, при звучании низких клавесов - в  центр круга , высоких- из круга, при тремоло клавесов- быстрые движения кистями(тряска) (Ф.№9)
  2. Познавательный этап.

 Преподаватель: В музыке  всего 7 основных ритмических фигур. Как 7 цветов в радуге. И все бесконечное разнообразие музыкальных звуков вырастает именно из них. Это похоже на то, как из 7 цветов радуги вырастает огромное количество  оттенков. Что же это за волшебная семерка. Обратите внимание, мы измеряем все вокруг. Год- месяцами, месяц- днями, дни- часам, расстояние километрами, конфеты- килограммами и т.д. Так вот,  единицей измерения в ритме следует  считать четвертную. ( Карточка№1) . Это самая главная  самая важная ритмическая фигура, как в шахматах королева. (Карточка №2). Послушайте как звучит четверть. (преподаватель отбивает левой  ладошкой по коленям  ровные четвертные ( карточка №3).А теперь попробуем все вместе. (родители, дети и преподаватель отбивают четверти.  Что напоминают нам такие равномерные удары?

Ответы участников: бой часов, пульс, ровные шаги и т.д.  

Преподаватель: Правильно. Четверти напоминают спокойный размеренный шаг человека. Наша левая ладонь как бы шагает четвертными. Теперь передадим эти равномерные удары- их еще называют шаг-доля, они передают пульс музыки движением под музыку. (Фонограмма №1.)

Теперь, если разделить   четверть на две части, получится другая ритмическая фигура. (карточка №4) .Называется она две восьмые. Послушайте как они звучат (левая рука отбивает по коленям четверти, правая щелчком- восьмые) вы заметили , что левая рука, по- прежнему,  отбивает четверти, она работает как измерительный прибор, а правая рука щелчками передает ритмическую фигуру под названием две восьмушки. Правда же, они напоминают легкий бег.  Предлагаю попробовать сделать то же самое.  А теперь шагаем  четвертями долю-пульс, а   хлопаем, щелкаем ритмическую группу-две восьмушки.(карточка №5). А теперь ногами  четверти,  руками две восьмые. (Ф.№2)

Третья ритмическая фигура называется четыре шестнадцатых (К.№6) Вы уже догадались , что их следует поместить на один удар левой руки, т.е. на четвертную (К .№7) Послушайте . заметили, что они звучат торопливо, стремительно, как будто кто-то мчится мелкими шажками.  Попробуем все вместе.  А теперь с шагами под музыку. (Ф.№3 )

Об остальных ритмических фигурах мы узнаем на следующих занятиях.

  1. Практический этап. А сейчас приступим к метроритмическим упражнениям.

«Улови пульс музыки». Передача равномерных ударов музыки с помощью звучащих жестов. (К. №8,9) (Ф. №4,5,6)

«Ритмические игры». (К. №10) Проработка тактов 1-4 с  сочетанием разных ритмических    групп  используя звуковые жесты. Затем репетиция под музыку. (ф.№7)

«Ритмическая ипровизация». Участники родитель-ребенок самостоятельно выбирают ритмическую группу и звучащие жесты Затем выступление с этим заданием –партиями –под музыку.(Ф.№8)

  1. Заключительный часть. Рефлексия. Движение под музыку. Преподаватель дает команды – хлопаем шестнадцатыми, ходим четвертными, шлепаем восьмыми по очереди , под музыку-сам при этом отбивает пульс на барабане. (ф.№10)
  2. Итог урока. Благодарность детям и родителям  за хорошую работу на уроке.

Приложение.

Карточка №1

https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg

Карточка №2

http://craftkids.ru/uploads/1/1/3/s_Shahmatnaya-figura_113638.jpg

Карточка №3

https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg

Карточка №4

http://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/c7/c7131b61-d618-4373-ada5-5f9357845811/previews/medium/0001.png

Карточка № 5

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/5c/15/ca/5c15caf42ac8642691ccc7722801e253.jpghttp://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/c7/c7131b61-d618-4373-ada5-5f9357845811/previews/medium/0001.pnghttp://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/c7/c7131b61-d618-4373-ada5-5f9357845811/previews/medium/0001.pnghttp://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/c7/c7131b61-d618-4373-ada5-5f9357845811/previews/medium/0001.png http://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/c7/c7131b61-d618-4373-ada5-5f9357845811/previews/medium/0001.png

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/5c/15/ca/5c15caf42ac8642691ccc7722801e253.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg   https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg   https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg   https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg

Карточка №6

https://classconnection.s3.amazonaws.com/600/flashcards/4595600/jpg/cardimage_9306811_2346253591389280262284.jpg

Карточка №7

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/5c/15/ca/5c15caf42ac8642691ccc7722801e253.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/600/flashcards/4595600/jpg/cardimage_9306811_2346253591389280262284.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/600/flashcards/4595600/jpg/cardimage_9306811_2346253591389280262284.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/600/flashcards/4595600/jpg/cardimage_9306811_2346253591389280262284.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/600/flashcards/4595600/jpg/cardimage_9306811_2346253591389280262284.jpg

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/5c/15/ca/5c15caf42ac8642691ccc7722801e253.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg         https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg          https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg            https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg                 

Карточка №8

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/5c/15/ca/5c15caf42ac8642691ccc7722801e253.jpg

Карточка №9

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/5c/15/ca/5c15caf42ac8642691ccc7722801e253.jpg

Карточка №10

https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpghttp://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/c7/c7131b61-d618-4373-ada5-5f9357845811/previews/medium/0001.png  http://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/c7/c7131b61-d618-4373-ada5-5f9357845811/previews/medium/0001.pnghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpg        https://classconnection.s3.amazonaws.com/327/flashcards/5884327/jpg/black-quarter-note-clipart_zps2a0c0371-14817844D0369BF075A.jpghttps://classconnection.s3.amazonaws.com/600/flashcards/4595600/jpg/cardimage_9306811_2346253591389280262284.jpg  https://classconnection.s3.amazonaws.com/600/flashcards/4595600/jpg/cardimage_9306811_2346253591389280262284.jpghttp://exchangedownloads.smarttech.com/public/content/c7/c7131b61-d618-4373-ada5-5f9357845811/previews/medium/0001.png