Различные формы работы на уроках сольфеджио в младших классах с использованием инновационных технологий.

Бондаренко Татьяна Игоревна

В статье раскрыта тема работы с детьми младшего школьного возраста на уроках сольфеджио с применением инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tehnologii_v_solfedzhio.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Различные формы работы на уроках сольфеджио в младших классах с использованием инновационных технологий

Приветствие. Представление – преподаватель сложного, но необходимого и очень увлекательного предмета – сольфеджио

Я не буду сейчас подробно рассказывать о формирование первичных знаний, умений и навыков по предмету сольфеджио, развитие слуховых представлений, вокально-интонационных навыков, музыкальной памяти, мышления и творческих способностей учащихся, воспитание музыкально-художественного вкуса, но самая главная задача каждого преподавателя - сделать свой предмет интересным и доступным детям. Младший школьный возраст (мы принимаем детей 6,5 лет) – это прекрасный и самый любимый мой детский возраст, когда дети открыты для знаний, когда им все интересно, когда они эмоционально воспринимают все явления окружающей жизни. Но в тоже время, в этом возрасте наблюдается неустойчивость внимания, неусидчивость (понятие современной гиперактивности) и поэтому педагогу приходится постоянно изобретать: переключаться с одной формы работы на другую. Дети легко и быстро воспринимают то, к чему испытывают искренний интерес, который, конечно, наиболее ярко проявляется в игре, поэтому просто необходимо в урок включать игровые моменты (например: урок открывается песенкой-настройкой «Ручки как у нас лежат». Она настраивает детей на работу, активизирует их внимание, вырабатывает правильную посадку во время пения, призывает их быть внимательными и активными – приложение №1). Или песенки про тонику и доминанту (приложение № 8). Вообще все теоретические понятия должны быть представлены сначала в музыкальном контексте (на примерах детских песен), а потом объяснены словами. Говоря о песенном материале на первоначальном этапе обучения большое значение имеет правильный его подбор, который отличается простотой, музыкальной выразительностью и запоминающимися текстами, которые понятны детскому восприятию (песенки «Бегемотик» - приложение № 12, «Осел» - прил. № 16, «Теленок» - прил. №18).

Давайте вернемся к игровым моментам.

Минутку отдыха детям и восстановление положительного энергетического тонуса даёт музыкальная зарядка «Хлоп, топ», когда дети выполняют различные движения под музыку, показывая метрическую пульсацию (прил. №13).

Или вот ещё: исполнение ритмической партитуры к детской песне «Тяпа» (сильная доля – барабан, метрическая пульсация – румба, молоточки; ритмический рисунок восьмыми – маракас) – развитие метро-ритма с привлечением шумовых инструментов делает процесс увлекательным (прил. № 20).

Большое значение имеет непосредственное активное участие детей в процессе урока, развитие творческого воображения (эмоциональный отклик на музыку, сочинение ритма на текст, сочинение мелодии в форме вопроса-ответа) формирует принцип сотрудничества: «учитель-ученик» (это можно назвать минуткой творчества прил. №19).

И конечно хочется сказать о необходимости использования в работе метода наглядности (дидактические пособия прил. № 3,6), на современном этапе инновационных технологий невозможно обойтись без мультимедийных пособий и презентаций, связанных как с освоением теоретического материала, так и музыкально-практических навыков (мои мультимедийные пособия на интервалы и аккорды прил. № 2, 14).

В результате, опираясь на образы и сравнения, ученики выходят на более высокий уровень обучения и закрепления приобретенных знаний.

С появлением этих технологий, к сожалению, изменилось восприятие ребенком действительности, и язык жестов сейчас им более понятен, зрительная память превалирует и поэтому приходится изобретать и здесь (примеры) – показать на пальцах.

Связь с родителями, особенно на первоначальном этапе обучения. Помощь родителей детям просто необходима. Группа в контакте «До-Ре-Ми-Фа-Солька» (домашние задания с видео – прил. № 15), аудио пояснениями и нотными примерами – при отсутствии учебных пособий или пропусков занятий) – самостоятельная подготовка. Родители учатся вместе с детьми и это дает колоссальный положительный результат.

На сайте школы дистанционное обучение учебный материал для 1 и 2 класса, где собран нотный материал песен и аудио записи их со словами, нотами и фортепианном звучании; электронный вариант учебных пособий по сольфеджио.

Педагогический нац.портал свой мини-сайт, где размещаются статьи, методические разработки преподавателя, аудио и видео материал для всеобщего просмотра, гостевая – можно задать вопросы и оставить комментарий, есть общение в блогах.