Рабочий учебный план по музыке на год. ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ulybka.docx | 34.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА КАРАБАЛЫКСКОГО РАЙОНА»
Утверждаю:
Директор Коммунального государственного
учреждения «Дом детского творчества отдела
образования акимата Карабалыкского района»
______________________ Кенжибаева Г.Ж
«____»___________2018 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА «УЛЫБКА»
Программа рассчитана на 1 год обучения
72 часа в год
2 часа в неделю
Возраст воспитанников 4 - 17 лет.
Педагог дополнительного образования
Коммунального государственного
учреждения «Дом детского творчества отдела
образования акимата Карабалыкского района»
Сейткалиева Айна Султангалиевна
п.БОСКОЛЬ, 2018 г.
Пояснительная записка.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами
(15 человек). Каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Эмоциональная сфера является важной для полноценного развития школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны управлять собственными эмоциями, чувствовать эмоциональное состояние другого. Творчество и искусство может стать тем самым проводником, который поможет в становлении личности растущего человека. Язык слов и язык музыки…
На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. Приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, а не кричать или шептать, песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы от такой музыки никакой – один вред.
Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?
Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает чище и благороднее? Эти проблемы стоят перед преподавателем музыки и заложены в данной программе. По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
1.Цель программы: Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка, заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру.
Развить музыкально-эстетический вкус детей.
2.Общими задачами программы являются:
- Образовательные: Развитие природных вокальных данных обучающегося,
постановка голоса, формирование вокально — хоровых навыков.
-Овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»;всего диапазона голоса);
-Овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
-Воспитательные: Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения. воспитание навыков организации, работы на уроках во внеурочное время; воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память; воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей. Привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: Развитие музыкальных способностей в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей.
Развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро -ритма.
Развитие исполнительской сценической выдержки.
Развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
Развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре;
Духовно- нравственное развитие.
3.Актуальность: Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют:
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях, конкурсах. Важным составляющим программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.
4.Новизна данной программы заключена: Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные.стартовые,способности. В данных условиях данная программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков.
5.Основными методами работы с детьми на занятиях является:
- Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
2. Словесный метод: беседа; рассказ; обсуждение; сообщение задач.
- Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде.
- Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
6.Основными формами работы с детьми на занятиях является:
- музыкальные занятия;
- индивидуальное занятие;
- музыкальные спектакли;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Занятия проводятся 2 часа в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая. В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пении. В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных. Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
7. Программа строится на принципах:
-постепенности, последовательности овладения вокальным,
сценическим, речевым мастерством;
-единства художественной задачи и вокально-технических средств;
-единства воспитания и обучения, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетания практической работы с развитием способности учащихся воспринимать и понимать вокальные произведения, театральные инсценировки, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и искусстве;
-яркой выраженности познавательно-эстетической сущности
вокальной и речевой культуры;
-системы учебно-творческих заданий на основе ознакомления с вокальным, сценическим и речевым видом искусства;
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- средства музыкальной выразительности: темп, ритм, динамику, регистр, мелодию,
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать, и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- знать и уметь исполнять различными способами звука ведения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятий | Общее кол-во часов | Из них | ||
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. Ладовое многообразие. | 1 | 1 | ||
1.Музыкально-теоретическая подготовка. | |||||
2 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие чувства ритма | 3 | 1 | 2 | |
3 | Темп - яркая интонационная особенность музыкального произведения. Динамика. Типы голосов. Типы дыхания | 4 | 2 | 2 | |
4 | Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода. Урок слушания и анализа. | 3 | 1 | 2 | |
2.Вокально-хоровая работа. | |||||
5 | Прослушивание. Диагностика. Выявление музыкальных способностей. | 5 |
| 5 | |
6 | Формирование певческих навыков. Роль распевки | 4 | 1 | 3 | |
7 | Певческая установка Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции. | 5 | 1 | 4 | |
8 | Развитие слуха. Слух- регулятор голоса. Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты. | 5 | 1 | 4 | |
9 | Дыхания. Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение. | 5 | 1 | 4 | |
10 | Работа над тембровой окраской. Развитие певческого диапазона. Унисонное пение. Пение фальцетом. | 5 | 1 | 4 | |
11 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие чувства ритма | 5 | 1 | 4 | |
3.Работа с солистами. | |||||
12 | Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 5 | 1 | 4 | |
13 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Освоение исполнения бэк-вокал. Расширение диапазона голоса. Нотная грамота. | 5 | 5 | ||
14 | Дикция и артикуляция. Сценическая хореография. Выявление индивидуальных красок голоса. | 5 | 1 | 4 | |
15 | Вокально-хоровая работа. Движения под музыку. Творчество и импровизация. | 5 | 1 | 4 | |
4.Теоретико-аналитическая работа | |||||
16 | Беседа о гигиене певческого голоса. Народное творчество. | 1 | 1 | ||
17 | Беседа о творчестве композиторов-классиков, и современных композиторов | 1 | 1 | ||
18 | Работа исполнителя-вокалиста Урок-концерт | 5 | 1 | 4 | |
Итого | 72 | 17 | 55 |
Формы подведения итогов реализации программы. Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д.
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса.
Подведение итогов реализации программы проводится путём организации выступлений различного уровня.