Рабочая программа "Флажолет" (обучение игре на гитаре)

Штрапова Каринэ Аркадьевна

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она создает возможность активного практического погружения учащихся в сферу музыкального творчества, в области изучения игры на инструменте, а так же учащиеся получают основные навыки вокального исполнения песен и основы театрального искусства как основных составляющих творчества исполнителей бардовской песни и отечественной рок-музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_leto_gitara.doc130.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ

Принята на заседании                                                     Утверждаю
педагогического совета                                                  Директор МБУ ДО ДДТ
от «__»_________2018г.                                                 ___________Н.П. Косик
Протокол №_____                                                    
«__» ___________2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Обучение игре на гитаре (объединение «Синяя птица»)

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 6 недель (12 часов)
Возрастная категория: от  12 до 18 лет
Вид программы: авторская

                                 Автор-составитель:                                                                
                                                      Гаспарян Каринэ Аркадьевна                                                                   Педагог дополнительного образования

ст. Калининская
2018 г.

1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

 Пояснительная записка   

Авторская (бардовская) песня – самобытное  и значимое  явление отечественной культуры, представляющее  особый синтез нескольких видов деятельности. Это дисциплины,  связанные  с  бардовской  спецификой  (гитара, беседы о бардовской песне, авторах и исполнителях),    общемузыкальные  (теория музыки, сольное пение, ансамбль, аккомпанемент).  Наравне с авторской музыкой можно поставить и рок направление, альтернативная музыка по жанру хоть и отличается, но стоит рядом по своим запросам на оригинальность и самобытность.

В настоящее время авторская песня - это альтернатива бездуховной, безвкусной, а порой агрессивной или откровенно безнравственной песне, заполонившей музыкальное пространство и завоёвывающей молодёжную аудиторию своей доступностью исполнения. Авторская песня, как сказал В.С. Высоцкий – «пишется умными людьми для умных людей».

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - художественная, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей, формирование музыкальной и исполнительской культуры самореализацию учащихся в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она создает возможность активного практического погружения учащихся в сферу музыкального творчества, в области изучения  игры на инструменте, а так же учащиеся получают основные навыки вокального исполнения песен и основы театрального искусства как основных составляющих творчества исполнителей бардовской песни и отечественной рок-музыки.

Актуальность проблем художественной направленности обусловлена тем, что на современном этапе развития общество нуждается в сформированной творческой личности. Авторская песня, как часть музыкальной  культуры и традиций общества, позволяет воспитать в человеке с самых ранних лет позитивное отношение к действительности, сформировать  своеобразную  защитную реакцию  к негативным явлениям в культуре, в частности в области музыкального и поэтического искусства.  В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественной направленности, формирующих у учащихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. А также в том, что она направлена на формирование навыков организации полноценного досуга, расширяет сферу социализации детей и подростков.

       Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что при её реализации соединяются современные разработки в области певческой и инструментальной исполнительской культуры в жанре авторской песни. В создании оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка.         Авторская песня – наиболее доступный вид искусства, не требующий особых музыкальных  и  вокальных данных.  При этом, она несет в себе элементы высокого искусства: поэзии, музыки, театра, что, в свою очередь,  позволяет  наиболее  полно раскрыть  творческие  силы  ребенка.

Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретают сформированные навыки исполнения песен под аккомпанемент сольно и в ансамбле, развивают такие качества, как самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, чувство взаимопомощи, коллективизма, патриотизма, научатся работать с музыкальной литературой (чтение нот, табулатур, сетки аккордов).

Отличительной особенностью программы является то, что в   отличие от уже существующих программ, в которых очень много внимания уделяется именно технике игры на гитаре, в данной программе особое внимание уделяется работе с образным рядом песни, постановке голоса,  в обращении к эмоциональной сфере ребенка, которая и порождает желание обращаться к музыке. Занятия по данной программе дает возможность ребенку выразить себя в песне, найти образ, суметь добиться выражения своих эмоций через вокальное искусство. Именно сочетание методик театрального искусства, вокала, игры на музыкальных инструментах обуславливает выбор содержания программы.

Адресат программы. Возраст учащихся, на который ориентирована программа, имеет большой диапазон: от 12 до 18 лет. К обучению по данной программе допускаются учащиеся, освоившие   базовую программу «Синяя птица», которые изъявили желание попробовать себя в авторской и рок-музыке. Готовность и особенности работы с такими детьми, определяется педагогом. Учащиеся занимаются индивидуально по 2 часа в неделю.

Набор осуществляется путем собеседования и прослушивания с учащимися  и на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся) при отсутствии медицинских противопоказаний.

Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на ознакомительном уровне, в очной форме, рассчитана на 12 часов, 6 недель. Режим  занятий:

Индивидуальные – 2 раза в неделю по 1 часу, 2 часа в неделю, 12 часов в общем.

    Основной формой обучения являются 45-минутные занятия два раза в неделю. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретические знания и практические упражнения, разучивание песен и произведений, выступления и т.д.

Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность теоретических знаний и практических навыков, наглядность, активность, возможность показать творческие способности.

  Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – формирование устойчивого интереса к занятиям музыкальным творчеством, освоение базовых знаний, умений и навыков авторской песни и рок-музыке, а также развитие художественно-творческих способностей средствами музыкального искусства.

      Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:

образовательные:

- дать необходимую вокальную подготовку;

- ознакомить с музыкальным материалом, краткой историей авторской песни и отечественной рок-музыки, исполнителями и их творчеством;

- научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния, развить способность создавать образы с помощью голоса и музыки.

- познакомить с  построением аккордов и гармонизации песен;

Личностные:

- способствовать развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы;

- способствовать формированию общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;

-         сформировать творческие способности у ребенка, достигнуть личностное развитие;

- способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к занятиям музыкой.

Метапредметные:

      - способствовать воспитанию музыкального вкуса;

      - развить умение ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях;

     - содействовать формированию гражданской позиции ребенка, патриотическое воспитание;  

     - содействовать формированию навыков разновозрастного общения и культурного поведения.


Учебный план

Индивидуальные занятия

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1

Вводное занятие

1

1

наблюдение

2

Авторская песня

4

1

3

Демонстрация, опрос

3

Отечественная рок-музыка

6

1

5

демонстрация

4

Итоговое занятие

1

1

прослушивание

Итого

12

3

9


Содержание учебного плана

ТЕМА 1. Вводное занятие  (1 ч.)

Теоретические сведения. Задачи на  период краткосрочной программы. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с Уставом ДДТ, правилами поведениями. Введение в образовательную программу. Подготовка инструмента к работе.

Охрана труда и жизнедеятельности. Контроль санитарного обеспечения кабинета.

       ТЕМА 2. Авторская песня (4 ч.)

       Теоретические сведения. Авторская песня. Особенности жанра авторской песни, ее высокая духовность. Классика авторской песни. Авторская песня в 20 веке и в современности.

       Практические занятия. Разучивание репертуара. Знакомство с творчеством В. Высоцкого, Ю. Визбора, О. Митяева, Б. Окуджавы, А.Дольского, А. Киреева, В. Матвеева на выбор учащихся.

      Соблюдения техники безопасности и санитарного обеспечения кабинета. Проведение физминуток. Контроль полученных навыков - прослушивание.

      ТЕМА 3.  Отечественная рок-музыка (6 ч.)

      Теоретические сведения. Современная рок-музыка, определение тональности и гармонии, известные исполнители и группы. Отечественная рок-музыка в 20 веке.

      Практические занятия. Разучивание репертуара, знакомство с отечественной рок-музыкой.  Песни на выбор учащихся, определение гармонии песен, разучивание других партий.

    Соблюдения техники безопасности и санитарного обеспечения кабинета. Проведение физминуток. Контроль полученных навыков – прослушивание.

      ТЕМА 4. Итоговое занятие (1 ч.)

      Практические занятия. Прослушивание пройденного материала, анализ исполнения. Репертуар на лето.

Соблюдения техники безопасности и санитарного обеспечения кабинета.


Планируемые результаты

В результате полученных учащимся практических умений игры на гитаре, исполнению песен авторской и рок-направленности,  формированию внутренней культуры, эстетическому воспитанию личности и нравственному совершенствованию – все это в комплексе предполагает получение следующих результатов.

Знания

Умения

История возникновения жанра авторской песни.
История развития отечественной рок-музыки.
Творчество классиков авторской песни: В. Высоцкий, Ю. Визбор, О. Митяев, Б. Окуджава, А.Дольский, А. Киреев, В. Матвеев.
Творчество отечественных рок-групп: Кино и В. Цой, Б. Гребенщиков, Сплин, Наутилус Помпилиус, Танцы Минус, Кукрыниксы, Король и Шут и др.
Определение тональности и гармонии песни.
Модуляция песни в свою тональность и работа с каподастром.
Настраивание гитары по 5 ладу  на слух.

Пользоваться приобретенными практическими исполнительскими навыками.
Подбирать по слуху понравившиеся песни.
Работать над текстом произведения и вокальной декламацией, динамикой произведения.
Самостоятельная работа над произведением.
Исполнение 10 песен под собственный аккомпанемент  на выбор от обоих жанров.
Аранжировка предложенного произведения.
Настройка гитары по 5 ладу за неограниченное время.
Эмоциональность и выразительность при исполнении песни.

Таким образом, учащиеся по окончании срока обучения получают следующие результаты:

образовательные:
       
- освоены   необходимые вокальные приемы для исполнения песен под аккомпанемент;
- получены первоначальные знания с музыкальным материалом, краткой историей авторской песни и отечественной рок-музыки, исполнителями и их творчеством;

- приобретены  навыки пользования интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния, развита способность создавать образы с помощью голоса и музыки.

- ознакомлены с  построением аккордов и гармонизации песен.

личностные:

-развита   познавательная и эмоционально-личностная сфера;

- воспитана общественная активность личности, культуры общения и поведения в социуме;

- развиты  творческие способности у ребенка, достигнуто личностное развитие;

- развиты эмоционально-ценностные отношения к занятиям музыкой.

метапредметные:

      - сформировано  чувство  музыкального вкуса;

      - развито умение ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях;

     - сформированы гражданско-патриотические  качества ребенка;  

     - сформированы навыки разновозрастного общения и культурного поведения.


2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

01.06.2018 – 15.07.2018

Количество учебных недель

6

Продолжительность каникул

-

Место проведения занятия

ДДТ кабинет №25

Режим занятий

2 раза в неделю по 1 часу

Форма занятий

Индивидуальная

Сроки контрольных процедур

Начало и конец учебного плана

Календарный учебный график составляется отдельно на каждого учащегося.

Условия реализации программы

Необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее реализации необходимо соблюдать следующие условия.

1. Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, музыкальное образование, быть ознакомлен  с Уставом и локальными актами дома детского творчества, обладать достаточными знаниями в музыкальной сфере, играть на гитаре и другом музыкальном инструменте, иметь большой багаж знаний в области культуры, способность воодушевлять себя и детей.

2. Материально-техническое обеспечение

Индивидуальные занятия проводятся  в проветриваемом учебном кабинете, оснащенном  соответствующей материально-технической базой для занятий в условиях детского объединения обучение игры на гитаре. Применяются современные, здоровьесберегающие технологии обучения с использованием разнообразного дидактического материала, материально-технических средств. Для демонстрации учебного материала,  с применением мультимедийного оборудования, используется собственное музыкальное оборудование и ДДТ.

Материально-техническое обеспечение:

  • Гитары, комплекты струн, подставка под ногу, пульты для нот, каподастр, тюнер;
  • дополнительные музыкальные инструменты (синтезатор);
  • компьютер, компьютерные программы для развития слуха и общей музыкальности, сеть интернет;
  • аудиоаппаратура, шнуры, микрофоны, усилитель звука, микшер;
  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
  • аудиотека;
  • библиотека (список рекомендуемой литературы).

Материалы по теории предмета:

  • методическая литература по профилю;
  • учебники и учебные пособия по профилю;
  • репертуарные сборники  и музыкальные записи;
  • наличие табулатурных схем, таблицы аккордов.

Формы аттестации

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проводится в форме итоговой аттестации, в формах, определенных учебным планом, как составной части образовательной общеразвивающей программы.

Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом – положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Аттестация проводится с целью установления:

- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;

- соответствия организации общеобразовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.

Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования, прослушивания, контрольных занятий, выступления на концертах и конкурсах.

При этом проводятся:

- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей);

- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);

- итоговая, проводимая по завершении изучении курса, программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, прослушивание, собеседование, анализ контрольных занятий, анализ педагога об участии в концертной деятельности и т.д. Формы проведения итогов реализации программы: прослушивание произведение и упражнений, результаты контрольных занятий, концертов и т.д.

Оценочные материалы

Среди методик диагностики достижений учащихся преобладают экспертные формы оценивания. В качестве стандарта выступает образовательная программа,  утвержденная директором, которая содержит в себе описание минимального уровня знаний, умений и навыков по данному  направлению. Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики  учащихся.

Перечень диагностических методик:

- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе;

 - мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной программы;

- прослушивание упражнений и произведений по данной теме;

- контрольный урок.

Методические материалы

        Основной формой обучения является занятие. При этом используются лекции, беседы, учебные игры, упражнения, собеседования, разбор произведений, контрольные задания. Во время занятий проводятся различные виды инструктажей: вводный, правила работы с электро-аппаратурой, замена струн на гитаре и др. Также на занятиях проводятся динамические паузы, во время которых делаются специальные упражнения для снятия напряжения пальцев рук, шеи и т.д.

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Учебные занятия группируются на основе единства педагогических целей на занятия по:

-  получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение знаний;

- закреплению знаний и умений;

- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения оценки результатов деятельности каждого учащегося. Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной, с подведением итогов, и рефлексией частей.
     
   Во время проведения занятий используются следующие методы:

1. Наглядный – практический показ способов деятельности (технические упражнения);

2. Словесный – объяснение, передача информации словами;

3. Объяснительно-иллюстративный – объединяет два предыдущих, педагог передает информацию различными средствами, учащиеся воспринимают, осознают, фиксируют данную информацию;

4.  Практический – практическая деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способах деятельности;

5.  «Игровой» – использование игровых моментов, упражнений, ситуаций, «включение» художественного и образного мышления учащихся;

6. Метод создания проблемной ситуации – перед учащимися ставится проблема, они должны благоприятно её решить и предложить пути выхода.

Основные приемы, используемые педагогом в организации образовательного процесса:

1. Убеждение – одна из форм педагогического воздействия на ребенка. Формы убеждения: слово, дело, пример, одна из форм убеждения – опора на мотивацию, например: для того, чтобы научиться хорошо играть на гитаре, необходимо долго тренироваться. За убеждением обязательно следует призыв к конкретной деятельности.

2. Упражнения – специальные упражнения тренировочного характера. Цель упражнений – выработка, закрепление умений и навыков.

3. Стимулирование – т.е. побуждение к чувствам, действиям. Это поощрение (похвала, поддержка, одобрение, награждение).

4. Сотрудничество – как совместная деятельность, общение педагога и учащихся; активная позиция учащегося в образовательном воспитательном процессе.

6. Создание ситуации успеха, т.е. формирование у каждого ребенка опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих знаний, умений, навыков; своих способностей.

Самый главный принцип обучения – это доступность учебного материала. Если учащийся усваивает учебный материал, у него появляется увлеченность. А с увлечённостью получают своё развитие и творческие  задания учащегося. Подходы в обучении могут быть самыми различными,  неодинаковыми при разных условиях и обстоятельствах и сугубо индивидуальными.

При  изучении и познании определённых видов творческой деятельности (в данном случае – обучение на музыкальном инструменте), как бы складываются две стороны назначения образования: с применением конкретного инструмента, и духовная, связанная с мышлением к общечеловеческой культуре. Как же достичь гармонии между практической деятельностью и духовной сферой? Чтобы найти пути решения этих задач, между педагогом и учащимся должны сложиться доверительные отношения, творческий союз. При таком подходе гораздо легче организовать работу детей. Они, в свою очередь, будут быстрее осваивать методы и технологии учебного процесса.

Основными видами деятельности на занятиях являются репродуктивная и творческая. Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения упражнений и движений, показанных педагогом. Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата.

Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию личности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы обучения:

- показ образца выполнения упражнения;

-  выразительное исполнение;

-  словесное пояснение выполнения упражнения;

- внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

- творческие задания.

По уровню деятельности детей используются методы объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские.

Методы и приемы варьируются в зависимости от используемого музыкального материала (этюд, упражнение, пьеса и т.д.), его содержания, объема программных умений, этапа разучивания материала, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы деятельность детей была исполнительской и творческой.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала или при выполнении творческих заданий.

Этому способствуют совместное обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации интереса, проведение конкурсов и проб.

Важным условием творческого самовыражения воспитанников является реализация идеи свободного выбора: детям предоставляется право выбора музыкальных произведений из предложенного репертуара, творческой комбинации знакомых музыкальных этюдов.

Педагогические технологии: индивидуальные и групповые технологии, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии (системно-деятельностный подход, проблемно-поисковый метод).  На начальных этапах обучения можно проводить музыкально-ритмические игры, которые имеют характер, как свободной деятельности, так и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения необходимо использовать с первых занятий, для эмоционального раскрытия, вживание в произведение. Дети прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом.

Применение развивающего обучения направлено на развитие памяти, внимания, воображения, на совершенствование практических и профессиональных навыков музыкального искусства, а также на развитие творческого мышления, способности создавать музыкальные образы в этюдах и пьесах, проявлять творческую инициативу.

Здоровьесберегающие технологии. На занятиях возможно использование таких упражнений как:

-упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия стресса;

-психотерапевтические игры, развивающие фантазию, повышающие самооценку;

-импровизационные упражнения, как средство отображения настроения и развития коммуникативных навыков;

-дыхательные упражнения; физические упражнения, снимающие мышечные зажимы.

Здоровьесберегающий подход должен прослеживаться на всех этапах занятия, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Такой дифференцированный подход к построению занятия способствует духовному, эмоциональному, физическому и психологическому здоровью учащихся.

Использование информационно – коммуникативных технологий дает огромные возможности поиска важного и значимого материала, как для педагога, так и для учащихся, создает мотивацию для обучения.  Прежде всего, это знакомство с новинками в области музыкального искусства. Здесь можно узнать о музыкальных конкурсах и фестивалях, выйти на сайты учреждений культуры, а также музыкальных коллективов, можно посмотреть концерты.


Список литературы

Законодательная база:

- Федеральный  закон  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России  РФ от 29.08.2013г. №1008.

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р.

- Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

- Законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края.

-  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ о 26.08.10г. № 761 –Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 №01-20/1934.

- устав МБУ ДО ДДТ ст. Калининской.

- локальные акты ДДТ.

Для педагога:

1. Барроуз Т. Подробный самоучитель игры на гитаре в разных стилях. Москва. Астрель. АСТ. 2003г.

2. Брестов А.И. Самоучитель  «Играем на гитаре» Москва, Минск, издательство АСТ 2005г.    

3. Букварь гитариста – Москва. «Аккорд» 2002г. – Пособие для начинающих.

4. Визбор Ю., «Мелодии, тексты, схемы аккордов», Томск, издательство «Культ», 2006 г.

5. Владимирский С.В. «Гитара для всех» Москва, «Кировская областная типография» 2007г.

6. Воспитательный потенциал авторской песни. Сост. Беленькая Н.А., Беленький Л.П., Голованов В.П. , Константинов Ю.С. М., 2010 г.

7. Иванова-Крамская Н. Хрестоматия гитариста для 1-2 кл. ДМШ  Ростов-на Дону «Феникс» 2006г.

8. Колосов В. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Москва. «Крипто-Логос» 2002г.

9. Косовский В.М. «Азбука ритма для гитаристов»,  С.Петербург «Vostok»

10. Павленко Б.М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. 1-2-3-4 книги. Ростов на Дону «Феникс» 2003г

11. Шумидуб А.Л. Школа-самоучитель ускоренного обучения. Москва, типография  ООО «Бест принт», 2010г.

Для учащихся:

1 Барроуз Т. Подробный самоучитель игры на гитаре в разных стилях. Москва. Астрель. АСТ. 2003г..

          2. Виницкий А. «Аккордовые последовательности». ООО «Престо» 2000г. г.

         3. Виницкий А. Классическая гитара в джазе. Детский альбом. 2-й выпуск. Москва. ООО «Престо» 2005

         4. Манилов. В. «Учись играть на гитаре» 3-е издание. Киев. Муз. Украина. 2008 г.

         5. Рождественская Н. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. Каркасси. Сов. Композитор 2008 г. Перевод под общей редакцией А.Иванова-Крамского.

        6. Шумеев Л. Школа начинающего гитариста. «Фаина» 2011г.


Репертуар

 Авторская песня

  1. Визбор Ю. «Серёга Сонин»

      2. Визбор Ю. «Домбайский вальс»  

      3. Визбор Ю. «Милая моя»

      4. Окуджава Б. «Пожелание друзьям»

      5. Митяев О. «Изгиб гитары»

  1. Визбор Ю. «Ты у меня одна»
  2. Дольский А. «Удивительный вальс»
  3. Киреев А. «Подари мне рассвет»
  4. Киреев А. «Поэтам с гитарой»
  5.  Городницкий А. «У Геркулесовых столбов»
  6.   Матвеева В. «Я так хочу весну»
  7.   Матвеева В. «Облетаю»
  8.  Высоцкий В. «Охота на волков»
  9.  Высоцкий В. «Звезда»
  10.  Высоцкий В. «Я несла свою беду»
  11.  Высоцкий В. «Песня о друге»
  12.  Высоцкий В. «Пиратская»
  13.  Высоцкий  В. «Грустная лирическая»
  14.  Якушева А. «Вечер бродит».
  15.  Окуджава  Б. «Бумажный солдатик»  

Отечественная рок-музыка

1. Цой В. «Белый снег»

2. Цой  В. «Кукушка»

3. Цой В. «Закрой за мной дверь, я ухожу»

4. Цой В. «Перемен»

5. Король и Шут «Лесник»

6. Кукрыниксы «По раскрашенной душе»

7. Танцы Минус « Цветут цветы»

8. Танцы Минус «Оно»

9. Сплин «Выхода нет»

10. Наутилус Помипилиус «Дыхание»

11. Мураками «Нулевой километр»

12. Ночные снайперы «Разбуди меня»

13. Свидание «Случайная любовь»

14. Кино «Группа крови»

15. Кино «В наших глазах»

16. Ария «Осколок льда»

17. Люмен «Волк»

18. Би-2 «Ее глаза»

19. ДДТ «Осень»

20. Дельфин «Весна»