Музицирование на свирели. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
Искусство игры на свирели представляет собой одну из составных частей музыкальной культуры. Уже доказано, что игра на свирели способствует оздоровлению организма (гипервентиляция мозга и лёгких), интенсивному развитию музыкальных задатков (координация слуха и голоса в любом возрасте, постановка голоса и отработка певческого дыхания) и осознанию собственных творческих возможностей. Из многолетней практики работы в школе, я считаю наиболее эффективным методом передачи духовного опыта поколений музыкального искусства - это игра на музыкальном инструменте свирель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_igry_na_svirele.odp | 2.49 МБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii_iry_na_svireli.docx | 33.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание I . Актуальность. II. Свирель. III. Методы и приёмы игры на свирели: 3.1.Санитарно-гигиенические требования. 3.2. Положение при игре на свирели. 3.3.Технология звукоизвлечения. 4.4 Приемы извлечения звуков. IV . Здоровьесберегающие технологии музицирования на c вирели. 4.1.Дыхание. 4.2.Артикуляционная гимнастика. 4.3.Пальчиковая гимнастика. 4.4.Влияние практического музицирования на свирели на здоровье ребёнка. Y. Заключение. VI. Литература.
Цель: Познакомиться со здоровьесберегающими технологиями при музицировании на свирели. Задачи: Рассмотреть историю возникновения интереса к свирели. Ознакомиться с устройством инструмента, правилами хранения и санитарии и организацией занятий. - Изучить методы и приёмы игры на свирели. - Выявить влияние практического музицирования на свирели на здоровье ребёнка. - Расширить круг профессиональных компетенций. " Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» . В.А. Сухомлинский.
Актуальность Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей, их реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы В19 Что же является самым важным для наших сегодняшних детей? Пожалуй, сохранить данное Богом: суметь не растратить дарованный каждому талант в пустой трате времени перед компьютером или телевизором. Мы забываем о времени и собственном предназначении, попадая в чары интернета или сериала. И свирель способна оторвать детей от компьютерных игр, и предложить свою – новую и неповторимую, а главное - оздоравливающую их игру.
Свирель Свирель – это русский народный инструмент типа продольной флейты, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. В России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX начало XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого, также свирель широко используют для музицирования в дошкольных и школьных учреждениях.
Свирель выбрана для музицирования по следующим причинам: 1.Свирель очень хорошо подходит для развития музыкальности, т.к. она обладает красивым тембром, близким к человеческому голосу. 2. Свирель может освоить почти каждый ребенок. 3. Свирель- это мостик к деревянным звуковым инструментам из-за близости аппликатуры. 4. Свирель хорошо сочетается со струнными или ударными инструментами. Очень хорошо подходит для сопровождения движений. 5. На свирели можно исполнять не только народные, но и классические произведения, т.к. многие композиторы прошлого, чье творчество дети изучают на уроках музыки.
Методы игры на свирели. * Свирель - инструмент индивидуального пользования *Инструмент следует мыть после каждого использования. * Производить «продувание» мундштука * Мытье рук перед игрой обязательно *Отсутствие остатков пищи во рту * Чехол Санитарно-гигиенические требования
положение при игре на свирели * Спина прямая, ноги на ширине плеч (стоя) или опираются о пол (сидя). * Плечи опущены, расправлены. * Ствол направлен под углом 45 градусов к полу. * Мундштук берется в рот, но не далеко. * Большие пальцы обеих рук поддерживают ствол инструмента с тыльной стороны. *Палец правой руки — в нижней части; левой — в верхней, одновременно закрывает отверстие с тыльной стороны.
Технология звукоизвлечения Технология звукоизвлечения на духовых инструментах слагается из: - исполнительского дыхания - особой работы мускулатуры губ - специфических движений языка - координации движений пальцев - Зрительно слуховых представлений и непрерывного слухового анализа.
Приемы извлечения звуков • Non legato • legato • Staccato • На октаву выше • Сила звука всегда одна и та же!
Здоровьесберегающие технологии музицирования на свирели - н Игра на свирели – это дыхательная гимнастика и профилактика простудных заболеваний. Игра на свирели способствует развитию диафрагматического дыхания, улучшает качественные характеристики дыхания. Большое внимание на занятии уделяется дыхательной гимнастике для постановки нижнедиафрагмального дыхания с применением упражнений: «Паровоз», «Рыдающее дыхание», упражнение на «Увеличение объёма дыхания». В комплексе с дыхательными упражнениями включаются упражнения для снятия психоэмоционального напряжение: «Я расту», «Здравствуйте ручки». Для младшего школьного возраста, целесообразно использовать дыхательные игры. ( Приложение №1 ). дыхание
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Исполнительская практика речевого органа в определенном положении (игра на свирели требует, чтобы язык делал пробочку, которая будет закрывать дырочку в мундштуке; открываем пробочку и звук устремляется наружу, получается, что мы, играя на свирели как бы разговариваем на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»). При работе с детьми для развития артикуляционного аппарата целесообразно использовать артикуляционную гимнастику из «фонопедического метода развития голоса» В. В.Емельянова. ( Приложение №2»)
Пальчиковая гимнастика Что дает пальчиковая гимнастика детям? • Способствует овладению навыками мелкой моторики. • Помогает развивать речь. • Повышает работоспособность коры головного мозга. • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. • Снимает тревожность На свирели играют указательные, средние и безымянные пальцы обеих рук. Левая рука ближе к лицу (для левшей – наоборот). Отверстия считаются сверху вниз (от мундштука). Для извлечения каждого следующего звука закрывается не одно отверстие, а все предыдущие и закрывать их надо крепко серединкой подушечки пальца. Это мастерство достигается при помощи упражнений. ( Приложение №3 )
При игре на свирели особое значение уделяется осанке. Это происходит естественным путем, так как игра на флейте требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. Благодаря игре на свирели: - совершенствуется чувство ритма. - метроритмическая функция, с которой связаны движения при музицировании на свирели, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а так же оказывает положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. - Занятия со свирелью способствуют также гипервентиляции мозга. -способствует снятию усталости, утомляемости, смене видов деятельности. -улучшается музыкальная память. -приводит к координации слуха и голоса. Влияние практического музицирования на свирели на здоровье ребёнка
Познакомившись со всеми материалами в процессе работы над данной темой я теперь полностью согласна с высказыванием доктора искусствоведения, профессора М.Л. Космовской: - «Практическое музицирование на свирели дает мощный здоровьесберегающий эффект». Представленные приемы и методы работы позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность физического и психологического здоровья детей. Также, не маловажным кажется то, что с помощью данной свирели можно погружать ребенка в интонационный мир детского русского фольклора и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички. Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность. Заключение
Одной из своих задач в данной работе я ставила расширение профессиональных компетенций: музыкально - исполнительских, методических, коммуникативных . И мне это удалось: я овладела техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, освоила приемы и способы выразительной игры на свирели, научилась играть в ансамбле. А главное – я полюбила этот инструмент и решила для себя: «Обязательно буду учить детей играть на этом прекрасном инструменте», потому что игра на свирели способствует формированию развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка и создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.
Литература: 6.Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии (на примере обучения игре свирели) // Арт-Мозаика [Электронный ресурс]. URL: http://artmozaikaclub.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_korrekcionno_razvivajushhem_processe/1-1-0-2 (дата обращения: 02.03.2017). 1.Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 1993. 25 с. 2. Смелова Э. Я. Свирель поет: буклет-вкладыш к свирели. М., 1991. 16 с. 3. Смелова Э. Свирель поёт. М., Инкоцентр. Журнал «Хоровод». 4. Чудо свирель Эдельвены Смеловой // Молодой учёный [Электр. изд.]. URL: http://www.moluch.ru/archive/28/3212/ (дата обращения: 02.03.2017). 5.Смирнова Л. Ю. Здоровье детей, играющих на свирели [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 100-103.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Работа Носач С.А.(Г.Балашиха, МБОУ №2)
Тема: Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях: музицирование на свирели (компьютерная презентация).
Цель: Познакомиться со здоровьесберегающими технологиями
при музицировании на свирели.
Задачи:
-Рассмотреть историю возникновения интереса к свирели;
-Ознакомиться с устройством инструмента, правилами хранения и санитарии и организацией занятий.
-Изучить методы и приёмы игры на свирели.
-Выявить влияние практического музицирования на свирели на здоровье ребёнка.
I. Актуальность
Развитие и укрепление здоровья детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как уровень развития здоровья определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (по определению ВОЗ). Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей, их реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния. И поэтому понятие здоровьесберегающие технологии прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является здоровье человека и свободное развитие личности. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. К тому же федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы образовательного учреждения определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Музыкальная деятельность тесно связана с социализацией, познанием, физической культурой, здоровьем, художественной литературой, трудом, коммуникацией и безопасностью.
Музыка сама по себе благо для ребёнка. Она имеет и мелодию, и ритм, и гармонию, что позволяет ребёнку раскрыться, ощутить гармонию внутри себя и с окружающим миром. Человечеству многие тысячелетия известно о врачующем воздействии музыки. Египетские папирусы рассказывают о том, что жрецы пытались звуками лечить людей. В Древней Греции музыкой и чарующим пением лечили «умопомешанных». Платон видел в ней средство для выработки характера…
Теме «Сохранение и укрепление здоровья» посвящены работы многих авторов: А.Н.Шадрин – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания БГПУ в книге «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений» даёт анализ состояния здоровья современных школьников и рассказывает об организации урока на основе принципов здоровьесбережения; С. Шабулин в своей книге «Врачебная сила музыки» рассказывает о методах лечения музыкотерапией. Среди сторонников дыхательной гимнастики выделяются работы А.Н.Стрельниковой, в которых автор рассказывает о том, как дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью. Г.В. Стюхина предлагает метод «погружения» в музыку для изучения своего эмоционального состояния.
В современной образовательной ситуации актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий. Одним из наиболее интересных видов музыкальных занятий является игра на свирели. И как говорится в одной из первых работ, демонстрирующих научное обобщение проведенных в 1990-е годы исследований доктора искусствоведения, профессора М.Л. Космовской: - «Практическое музицирование на свирели дает мощный здоровьесберегающий эффект».
Что является самым важным для наших сегодняшних детей?
Пожалуй, сохранить данное Богом: суметь не растратить дарованный каждому талант в пустой трате времени перед компьютером или телевизором. Мы забываем о времени и собственном предназначении, попадая в чары интернета или сериала. И свирель способна оторвать детей от компьютерных игр, и предложить свою – новую и неповторимую, а главное - оздоравливающую их игру.
II.Свирель
Свирель – это русский народный инструмент типа продольной флейты, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. Упоминание о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.
Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде "клюва", а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX начало XX века. Ее используют в своем составе оркестр русских народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого (свирель Кудрямова - прототип свирели Смеловой). Аналогами свирели в современной практике можно назвать блок-флейту и хроматическую сопелку, конструкции украинского мастера Деменчука (у которой 10 игровых отверстий, исключающих неудобное закрытие половины отверстия при исполнении хроматизмов).
В 80-е гг. прошлого века замечательный московский педагог Эдельвена Яковлевна Смелова пришла к выводу о необходимости начинать занятия музыкой не с обучения игре на фортепиано, баяне, скрипке, а с музицирования на самом простом, легком и, что немаловажно, дешевом музыкальном инструменте.
Свирель выбрана для музицирования по следующим причинам:
1.Свирель очень хорошо подходит для развития музыкальности, т.к. она обладает
красивым тембром, близким к человеческому голосу.
2. Свирель может освоить почти каждый ребенок.
3. Свирель- это мостик к деревянным звуковым инструментам из-за близости аппликатуры.
4. Свирель хорошо сочетается со струнными или ударными инструментами. Очень хорошо подходит для сопровождения движений.
5. На свирели можно исполнять не только народные, но и классические произведения, т.к. многие композиторы прошлого, чье творчество дети изучают на уроках музыки.
III. Методы и приёмы игры на свирели
Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности. Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.
Для свирели существуют определенные правила хранения и санитарии.
Свирель является индивидуальным инструментом, поэтому каждый ученик должен иметь собственную свирель. Если же учащийся играет на школьном инструменте, то он должен его подписать (Ф. И.О. класс), и храниться в отдельном плотно закрывающемся пакете.
- Во избежание, загрязнения необходимо мыть свирель теплой водой. Для того, что бы музыкальный инструмент был чист, нужно промыть отдельно мундштук и ствол.
- В целях хранения инструмента, желательно иметь холщовые мешочки, которые можно изготовить даже из папиного старого галстука. Такие мешочки должны плотно закрываться, чтобы свирель не могла из них выскочить.
- Следует бережно и аккуратно относиться к музыкальному инструменту, а именно нельзя ронять и бросать инструмент, стучать им, так как можно расколоть его. Кроме того, при ударах теряются звуковые качества свирели, то есть вместо звука может появиться свист.
- Особое внимание следует проявлять мундштуку – любые мельчайшие трещины и сколы пластмассы приведут к потере строя, и тогда, вся свирель или пришедший в негодность элемент потребует замены.
Под «постановкой» при игре на духовых народных инструментах, в том числе на свирели подразумевается положение корпуса исполнителя, положение рук, техника пальцев, способы держания инструмента. Наиболее устойчивое положение при игре на духовых инструментах следующее:
Спина прямая, ноги на ширине плеч (стоя) или опираются о пол (сидя).
* Плечи опущены, расправлены.
* Ствол направлен под углом 45 градусов к полу.
* Мундштук берется в рот, но не далеко.
*Пальцы правой руки (указательный, средний и
безымянный) находятся на трех нижних отверстиях
ствола инструмента, а пальцы левой руки
(указательный, средний и безымянный) на трех
верхних.
* Большие пальцы обеих рук поддерживают ствол инструмента с тыльной стороны.
*Палец правой руки — в нижней части; левой — в верхней, одновременно закрывает отверстие с тыльной стороны.
Основные приёмы звукоизвлечения.
Технология звукоизвлечения на духовых инструментах слагается из:
- Исполнительского дыхания
- особой работы мускулатуры губ
- специфических движений языка
- координации движений пальцев
- Зрительно слуховых представлений и непрерывного слухового анализа.
При игре на свирели можно использовать штрихи legato, staccato, non legato, на актаву выше. Язык, в процессе звукообразования, исполняя роль клапана, открывает и превращает воздуха в инструмент. Движение языка регулируют не только продолжительность отдельных звуков, но и характер штрихов. Прием исполнения legato состоит в том, что переход от одного звука к другому совершается при непрерывном выдохе и неподвижном языке. Вводить этот штрих следует на ранней стадии обучения детей игре на свирели, так как многие учащиеся, извлекая звуки отдельно, каждый раз заново берут дыхание. При исполнении staccato сокращение длительности звуков достигается соответствующими движениями языка, прекращающими подачу воздуха в инструмент. В этом случае рекомендуется произносить слог «тут», при этом между звуками возникают паузы. Чем больше образованная пауза, тем короче и, следовательно, острее получается штрих.
IV.Здоровьесберегающие технологии музицирования на свирели
Дыхание.
Одной из основ здоровья является правильное дыхание и один из способов его постановки – это обучение игре на флейте.
-Работа со свирелью способствует вентиляции легких.
-Ухо, горло и нос активно участвуют при игре на флейте и получают постоянную прокачку и внимание, поэтому происходит плавное развитие этих органов. Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
-Игра на свирели способствует развитию диафрагматического дыхания, улучшает качественные характеристики дыхания.
Большое внимание на занятии уделяется дыхательной гимнастике для постановки нижнедиафрагмального дыхания с применением упражнений: «Паровоз», «Рыдающее дыхание», упражнение на «Увеличение объёма дыхания». В комплексе с дыхательными упражнениями включаются упражнения для снятия психоэмоционального напряжение: «Я расту», «Здравствуйте ручки». Для младшего школьного возраста, целесообразно использовать дыхательные игры. (Приложение №1).
АРТИКУЛЯЦИЯ
Большое значение при игре на духовых инструментах имеет артикуляционный аппарат и, следовательно, связанная с ним специфическая деятельность легких, гортани, ротовой полости, языка, губ, мышц лица человека. Исполнительская практика на свирели требует удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели требует, чтобы язык делал пробочку, которая будет закрывать дырочку в мундштуке. Открываем пробочку и звук устремляется наружу, получается, что мы, играя на свирели как бы разговариваем на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»). Подобное звукоизвлечение развивает силу мышечных сокращений, затормаживает сопутствующие содружественные движения (синкинезии), позволяет работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата
При работе с детьми для развития артикуляционного аппарата целесообразно использовать артикуляционную гимнастику из «фонопедического метода развития голоса» В. В.Емельянова.
Пальчиковая гимнастика
На свирели играют указательные, средние и
безымянные пальцы обеих рук. Левая рука ближе к лицу (для левшей – наоборот). Отверстия считаются сверху вниз (от мундштука). Для извлечения каждого следующего звука закрывается не
одно отверстие, а все предыдущие и закрывать их надо крепко серединкой подушечки пальца.
Благодаря игре на свирели у дошкольников развивается мелкая моторика. Она способствует развитию речевых (вербальных) навыков у детей. Также одинаково развиваются обе руки, происходит гармоничное развитие личности ребенка, его внутреннего мира.
Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Эти упражнения лучше делать в перерыве между игрой на свирели. Они снимают напряжение и усталость с пальцев и развивают гибкость и подвижность. Приложение №3.
Что дает пальчиковая гимнастика
детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,
воображение.
• Снимает тревожность
При игре на свирели особое значение уделяется осанке.
Расслабление мышц тела позволяет снять физический стресс, который человек накапливает в течение жизни. Это происходит естественным путем, так как игра на флейте требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. При этом требуется ровно держать спину, свой внутренний и внешний стержень, что позволяет максимально собраться человеку здесь и сейчас.
-. В процессе игры на свирели у детей происходит интенсивное развитие музыкального слуха, что приводит к активизации внимания.
- Благодаря музицированию на свирели совершенствуется чувство ритма.
- Метроритмическая функция, с которой связаны движения при музицировании на свирели, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а так же оказывает положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
-Музыкальные уроки на свирели способствуют снятию усталости, утомляемости, смене видов деятельности, приводит к координации слуха и голоса.
Опираясь на синкретичность музыкальной природы человека, на занятиях
используются пение, движение, танец, игра на музыкальных , и условно
-музыкальных инструментах, поэтическое слово и проза, элементы
театрализации. Реальное вовлечение ребенка в процесс «делания» музыки
позволяет сформировать практические навыки совместного творческого
музицирования, обострить детскую чувствительность и восприимчивость.
Выводы:
Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей. Обучение игре на свирели дает возможность в процессе непосредственно игровой деятельности повышать уровень здоровьесбережения ребенка.
V. Заключение.
Познакомившись со всеми материалами в процессе работы над данной темой, я теперь полностью согласна с высказыванием доктора искусствоведения, профессора М.Л. Космовской: - «Практическое музицирование на свирели дает мощный здоровьесберегающий эффект». . Представленные приемы и методы работы позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность физического и психологического здоровья детей. Также, не маловажным кажется то, что с помощью данной свирели можно погружать ребенка в интонационный мир детского русского фольклора и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички. Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.
VI.Источники:
1.Космовская М. Л. Девять уроков игры на свирели. Курск: Курск. гос. пед. ун-т,
1993. 25 с.
2. Смелова Э. Я. Свирель поет: буклет-вкладыш к свирели. М., 1991. 16 с.
3. Смелова Э. Свирель поёт. М., Инкоцентр. Журнал «Хоровод».
4. Чудо свирель Эдельвены Смеловой // Молодой учёный. Электр. Изд. URL: http://www.moluch.ru/archive/28/3212/ (дата обращения: 02.03.2017).
5.Смирнова Л. Ю. Здоровье детей, играющих на свирели [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 100-103.
6.Здоровьесберегающие технологии в обучении и развитии (на примере обучения игре свирели) // Арт-Мозаика [Электронный ресурс]. URL: http://artmozaikaclub.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_korrekcionno_razvivajushhem_processe/1-1-0-2 (дата обращения: 02.03.2017).