ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ХОРЕОГРАФИЯ"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ по Хореографии (объединение «Путь к совершенству»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_put_k_sovershenstvu_2018.docx | 77.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТАНИЦЫ КАЛИНИНСКОЙ
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБУ ДО ДДТ
от «___»__________2018г. ___________Н.П.Косик
Протокол № 1 Приказ №___________
от «____»__________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Хореография (объединение «Путь к совершенству»)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 4 года (432 часа)
Возрастная категория: от 11 до 18 лет
Вид программы: модифицированная
Автор – составитель
Бублик Маргарита Яковлевна
педагог дополнительного образования
ст.Калининская
2014 год
1.Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
В связи с возрастающим интересом детей и подростков к танцевальной
культуре, необходимостью полного удовлетворения жизненно необходимой потребности человека – движения, а также учитывая, что движение является важнейшим средством воспитания, возникла актуальность разработки комплексной программы обучения детей с одиннадцатилетнего возраста.
Программа рассчитана на 4года обучения, каждый год из которых даёт закрепить наработанные навыки, обучиться различным видам многообразного мира танцевального искусства. Программа направлена на развитие у воспитанников профессиональных физических данных, как техника, мастерство, сила, ловкость и других танцевальных данных: гибкости, прыгучести, танцевального шага, верчение и т. п. Развивается также и кругозор. Данная образовательная программа направлена на формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства; развитие и совершенствование способностей, что и определяет художественную направленность дополнительной образовательной программы.
Коллектив современного эстрадного танца по программе «Хореография» (объединение «Путь к совершенству») принимаются учащиеся, прошедшие основной курс обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Современный эстрадный танец» (объединение «В мире танца»).
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы возможности учащихся старшего возраста, основные направления хореографии: гимнастика, классический, народно-сценический и современный танцы. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента каждого учащегося, а также на развитие его сценической культуры.
Необходимость в образовательном процессе программы по современному танцу обусловлена потребностями и решением следующих задач дополнительного образования:
- развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение хореографическому творчеству;
- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;
- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту.
Современный танец является одним из основных предметов развивающих физические данные учащихся, укрепляет мышцы ног и спины, развивает подвижность суставно-связочного аппарата, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.
Педагогическая целесообразность заключается в комплексном психологическом и эмоциональном воздействии на учащихся. Используются техники импровизации и танцевально-двигательной терапии. Импровизация дает собственную свободу выбора движения в танце, играет основную роль в развитии творческой личности. Она требует глубокой внутренней работы, открытого сознания, формирования предельно ясных целей, для раскрытия потенциальных возможностей пустого пространства. Основной задачей хореографии является побуждение к спонтанным выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психическом уровне. Таким образом, она, опираясь на искренность тела, представляет собой психологическую работу через движение. Через символы и образы, дает возможность освободиться от физической и эмоциональной скованности, повышает социальную адаптивность, расширяет границы для самопознания и открывает путь к самосовершенствованию и достижению внутренней гармонии.
Отличительные особенности данной программы является синтез движения и музыки, формирующий учащихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развивает слуховую, зрительную, моторную (мышечную) память; учит благородным манерам; воспитывает художественный вкус.
Хореографическое творчество нацелено на работу с телом и на снятие внутренних зажимов. Все эти необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся учащимися из танцевального класса в другие сферы их деятельности и жизни в целом.
Адресат программы. В реализации программы участвуют дети обоего пола от 11 до 18 лет окончивших дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Современный эстрадный танец». Дети объединяются в группы с учетом возраста, психологических особенностей и физических данных. Набор в объединение осуществляется при наличии медицинской справки о допуске к занятиям хореографией по личному заявлению родителей (законных представителей), согласию об обработке персональных данных и копии свидетельства о рождении ребенка.
Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 10 человек. В группы второго и последующих лет обучения могут приниматься учащиеся, не прошедшие курс первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или другие испытания.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на базовом уровне, в очной форме и рассчитана на 432 часа, 3года обучения. Режим занятий:
1 год обучения – 2 раз в неделю по 2 академических часа. Итого 144 часа в год;
2 год обучения – 2 раз в неделю по 2 академических часа. Итого 144 часа в год;
3 год обучения – 2 раз в неделю по 2 академических часа. Итого 144 часа в год.
4 год обучения – 2 раз в неделю по 2 академических часа. Итого 144 часа в год.
Основной формой обучения является занятие.
Режим занятий. В соответствии с приложением № 3 к Сан Пину 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа в день по 45 минут с 15 минутным перерывом.
Особенности организации образовательного процесса. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают беседы, дискуссии, практические занятия, учебные игры, тренинги, конкурсы.
Состав групп – постоянный. Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта занимающимися делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы.
Количественный состав группы – не менее 10 человек (согласно Приложению №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПин 2.4.4.3172-14). Зачисление учащихся в объединение проводится по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся дома детского творчества станицы Калининской) при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию в течение всего учебного года.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, активность, драматизация, и т.д.
Основанием для отчисления являются: длительная не посещаемость занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся дома детского творчества станицы Калининской.
Цель программы: Приобщение детей к здоровому образу жизни, совершенствование творческих способностей учащихся, формирование эстетических, культурных и нравственных ценностей, посредством обучения хореографическому творчеству.
Задачи:
предметные:
- освоениеосновных понятий и стилей хореографического творчества;
-углубить ранее сформированные знания, умения и навыки;
- формирование системы знаний, умений и навыков по гимнастике, классическому, современному, народно-сценическому танцам;
- познакомить с расширенной терминологией танцевальных направлений.
личностные:
-развитие специальных эстетических качеств: музыкальности, выразительности и артистизма;
- воспитать культуру общения и поведения в коллективе, чувство ответственности, уважения к сверстникам, себе;
- воспитать устойчивый интерес к занятиям танцами и спортом (здоровому образу жизни);
- развитие основных психических процессов и качеств: наблюдательности, внимания, фантазии, воображения;
- развитие пластической выразительности движений, чувства ритма, смелости публичного самовыражения;
- укрепление мышечного аппарата у учащихся, исправление нарушения осанки.
метапредметные:
- развитие чувства ритма, музыкального слуха, пластики движений;
- развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной деятельности;
- воспитание чувства ответственности;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим и культуру поведения;
- воспитание способности к самосовершенствованию, саморазвитию, самопознанию;
- обеспечить социализацию обучающихся в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися;
- приобщение учащихся к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Учебный план
1 год обучения
№ | Наименование дисциплин, разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
2. | Классический танец | 14 | 2 | 12 | |
3. | Народно-сценический танец | 18 | 4 | 14 | |
4. | Гимнастика | 24 | 4 | 20 | |
5. | Современный эстрадный танец | 84 | 4 | 80 | |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
Итого: | 144 | 16 | 128 |
2 год обучения
№ | Наименование дисциплин, разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
2. | Классический танец | 12 | 2 | 10 | |
3. | Народно-сценический танец | 24 | 4 | 20 | |
4. | Гимнастика | 24 | 4 | 20 | |
5. | Современный эстрадный танец | 80 | 4 | 76 | |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
Итого: | 144 | 16 | 128 |
3 год обучения
№ | Наименование дисциплин, разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
2. | Классический танец | 12 | 2 | 10 | |
3. | Народно-сценический танец | 24 | 4 | 20 | |
4. | Гимнастика | 24 | 4 | 20 | |
5. | Современный эстрадный танец | 80 | 4 | 76 | |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
Итого: | 144 | 16 | 128 |
4 год обучения
№ | Наименование дисциплин, разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
2. | Классический танец | 12 | 2 | 10 | |
3. | Народно-сценический танец | 24 | 4 | 20 | |
4. | Гимнастика | 24 | 4 | 20 | |
5. | Современный эстрадный танец | 80 | 4 | 76 | |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
Итого: | 144 | 16 | 128 |
Содержание учебного плана
1 год обучения
1.Вводное занятие (2 часа)
Теория. Цели и задачи на предстоящий учебный год. Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе.
2. Классический танец (14 часов)
Теория: Классический танец – фундамент хореографического творчества.
Практика: Экзерсис у станка: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Экзерсис на середине зала выполняется на полупальцах и с большой амплитудой движения: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Упражнения по диагонали. Вращения: Туры, fouette и пируэт на месте и с продвижением по диагонали.
3. Народно-сценический танец (18 часов)
Теория: Особенности исполнения русского народного танца.
Практика: Экзерсис у станка: позиции ног; позиции и положения рук; постановка корпуса.
Композиции русского народного танца на середине зала: положения рук в парных и массовых танцах – «цепочка», «круг», «звездочка», «карусель», «корзиночка»; подготовка к началу движения (preparation); переводы ног из позиции в позицию; приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям.
Упражнение с напряженной стопой (battments tendus) из 1-й позиции прямой на каблук с полуприседанием (demi-plie) на опорной ноге. Выведение ноги на носок, каблук, носок из 3-й и 5-й позиции вперед, в сторону и назад с полуприседанием в исходной позиции. Маленькие броски (battments tendus jetes) вперед, в сторону и назад по 3-й открытой позиции с полуприседанием на опорной ноге.Подготовка к «веревочке», скольжение работающей ноги по опорной в открытом положении на всей стопе. Развертывание работающей ноги на 45 градусов (battement developpes) вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге.
Элементы танца: раскрывание и закрывание рук, поклоны, притопы, пере топы, простой (бытовой) шаг, простой русский шаг, боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции, «Гармошка», при падание. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).Бег на месте с продвижением вперед и назад на полу пальцах. Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.«Веревочка» простая.«Ковырялочка» с двойным притопом, с тройным притопом.«Ключ» простой (с переступанием). Chane с поджатыми ногами – руки по 1 позиции.
4.Гимнастика (24 часа)
Теория:Режим питания, распорядок дня, правило личной гигиены, закаливания. Самоконтроль состояния здоровья.
Практика: Акробатика: сальтовые элементы; рондад-фляк-сальто назад с поворотами; двойное сальто назад; комбинации акробатических прыжков.
Опорный прыжок: переворот вперед с поворотом на 360, переворот вперед – сальто вперед.
Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития силы мышц рук. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Упражнения для развития мышц спины. Упражнения для развития мышц ног, связок голеностопного сустава. Упражнения для развития выносливости. Упражнения на гибкость и подвижности в суставах. Упражнения для развития координации.Упражнения для укрепления вестибулярного аппарата.
Стретчинг. Релаксационные упражнения. Дыхательные практики.
5.Современный эстрадный танец (84 часа)
Теория: Жизнь и творчество Элвина Эйли.
Практика:«Экзерсис non-stop»:demi и grandplie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grandplie в сочетании с releve. Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот. Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска. Battement tendujete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. Battement tendujete с использованием brash. Battement tendujete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe parterre с подъемом ноги на 45 градусов. Ronddejambeparterre с подъемом на 90 градусов. Grand battemen tjete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по всем направлениям через developpes. Арабески. Упражнения stretch-характера (растяжка). Импровизация. Индивидуальные постановки обучающихся: подбор музыкального материала, составление схем создания номера, создание танцевальных этюдов на основе изученного материала |
6.Итоговое занятие (2 часа)
Промежуточная аттестация учащихся.
2 год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория.Цели и задачи на предстоящий учебный год. Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе.
2. Классический танец (12 часов)
Теория: Г.Ульянова – российская балерина.
Практика: Экзерсисустанка: demi-plie, grand-plie, battementtendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Экзерсиснасерединезалавыполняетсянаполупальцахисбольшойамплитудойдвижения: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Упражнения по диагонали. Вращения: fouetteи пируэт на месте и с продвижением по диагонали.
3. Народно-сценический танец (24 часа)
Теория: Особенности исполнения белорусского народного танца.
Практика: Повторение изученного материала на первом году обучения. Экзерсис у станка: позиции ног; позиции и положения рук; постановка корпуса.
Композиции белорусского народного танца «Крыжанок» на середине зала:
1. Притопы одинарные.
2. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.
3. Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции.
4. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
5. Основной ход.
6. Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.
7. Тройные притопы с поклоном.
Положение рук:
а) положение рук в сольном танце;
б) положение рук в массовых и парных танцах;
в) подготовка к началу движения.
Chane с поджатыми ногами – руки по 1 позиции.
4. Гимнастика (24 часа)
Теория: Особенности работы в паре.
Практика: Элементы акробатики: наклоны туловища из различных исходных положений; «шпагат»; упражнения в «мостах»; перекаты в группировке; стойка на лопатках и на голове; кувырки; стойка на руках; переворот боком, назад, вперед; «рондад»; сальтовые элементы; серия фляков. Соединение различных элементов гимнастики в этюд.
Опорный прыжок: переворот вперед с поворотом на 360, переворот вперед – сальто вперед.
Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития силы мышц рук; брюшного пресса; мышц спины; ног, связок голеностопного сустава. Упражнения для развития выносливости. Упражнения на гибкость и подвижности в суставах. Упражнения для развития координации. Упражнения для укрепления вестибулярного аппарата.
Стретчинг. Релаксационные упражнения. Дыхательные практики.
5. Современный эстрадный танец (80 часов)
Теория: Жизнь и творчество знаменитого джазового хореографа Боба Фосса.
Практика: Упражнения для позвоночника:
«Экзерсис non-stop»:demi и grandplie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grand plie в сочетании с releve. Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот. Battement tendu с использованием brash. Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска. Battement tendujete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. Battement tendujete с использованием brash. Battement tendujete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe parterre с подъемом ноги на 45 градусов. Rond de jambe parterre с подъемом на 90 градусов. Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по всем направлениям через developpes. Арабески. Упражнения stretch-характера (растяжка). Импровизация. Индивидуальные постановки обучающихся: подбор музыкального материала, составление схем создания номера, создание танцевальных этюдов на основе изученного материала |
6.Итоговое занятие (2 часа)
Промежуточная аттестация учащихся
3 год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория. Цели и задачи на предстоящий учебный год. Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе.
2. Классический танец (12 часов)
Теория: Изучение истории русского балета
Практика: Экзерсис устанка: demi-plie, grand-plie, battementtendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Экзерсис на середине зала выполняется на полупальцах и с большой амплитудой движения: demi-plie, grand-plie, battementtendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Упражнения по диагонали. Вращения: fouette и пируэт на месте и с продвижением по диагонали.
3. Народно-сценический танец (24 часа)
Теория: Особенности исполнения белорусского народного танца.
Практика: Повторение изученного материала на первом году обучения. Экзерсис у станка: позиции ног; позиции и положения рук; постановка корпуса.
Композиции белорусского народного танца «Крыжанок» на середине зала:
1. Притопы одинарные.
2. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.
3. Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции.
4. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
5. Основной ход.
6. Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.
7. Тройные притопы с поклоном.
Положение рук:
а) положение рук в сольном танце;
б) положение рук в массовых и парных танцах;
в) подготовка к началу движения.
Chane с поджатыми ногами – руки по 1 позиции.
4. Гимнастика (24 часа)
Теория:Особенности работы в паре. Акробатика. Стретчинг.
Практика:Элементы акробатики: наклоны туловища из различных исходных положений; «шпагат»; упражнения в «мостах»; перекаты в группировке; стойка на лопатках и на голове; кувырки; стойка на руках; переворот боком, назад, вперед; «рондад»; сальтовые элементы; серия фляков. Соединение различных элементов гимнастики в этюд.
Опорный прыжок: переворот вперед с поворотом на 360, переворот вперед – сальто вперед.
Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития силы мышц рук; брюшного пресса; мышц спины; ног, связок голеностопного сустава. Упражнения для развития выносливости. Упражнения на гибкость и подвижности в суставах. Упражнения для развития координации.Упражнения для укрепления вестибулярного аппарата.
Стретчинг. Релаксационные упражнения. Дыхательные практики.
5. Современный эстрадный танец (80 часов)
Теория: Упражнения stretch-характера. Импровизация.
Практика: Упражнения для позвоночника: Торсовая работа корпуса twist, twill на закрепление мышечных ощущений спины и бока. Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, highrelease, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а так же с поворотами на одной ноге. Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д. Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а так же переходы из уровня в уровень. «Экзерсис non-stop»:demi и grandplie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grandplie в сочетании с releve. Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот. Battement tendu с использованием brash. Battemen ttendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска. Battement tendu jete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. Battement tendu jete с использованием brash. Battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe parterre с подъемом ноги на 45 градусов. Rond de jambe parterre с подъемом на 90 градусов. Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по всем направлениям через developpes. Арабески. Упражнения stretch-характера (растяжка). Импровизация. Индивидуальные постановки учащихся: подбор музыкального материала, составление схем создания номера, создание танцевальных этюдов на основе изученного материала |
6.Итоговое занятие (2 часа)
Промежуточная аттестация учащихся.
4 год обучения
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория. Цели и задачи на предстоящий учебный год. Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе.
2. Классический танец (12 часов)
Теория: Изучение истории и русского балета
Практика: Экзерсис у станка: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Экзерсис на середине зала выполняется на полупальцах и сбольшой амплитудой движения: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Упражнения по диагонали и на середине зала. Вращения: Туры, fouette и пируэт на месте и с продвижением по диагонали.
3. Народно-сценический танец (24 часа)
Теория: Особенности исполнения кубанского народного танца.
Практика: Повторение изученного материала на первом году обучения. Экзерсис у станка: позиции ног; позиции и положения рук; постановка корпуса.
Композиции белорусского народного танца «Казачек» на середине зала:
1. Подбивки одинарные.
2. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.
3. Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции.
4. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
5. Основной ход.
6. Перекидное, выхиляст.
7. Тройные притопы и переступания.
Положение рук:
а) положение рук в сольном танце;
б) положение рук в массовых и парных танцах;
в) подготовка к началу движения.
Обертаск -верчение.
4. Гимнастика (24 часа)
Теория: Особенности работы в паре. Акробатика. Стретчинг.
Практика: Элементы акробатики: наклоны туловища из различных исходных положений; «шпагат»; упражнения в «мостах»; перекаты в группировке; стойка на лопатках и на голове; кувырки; стойка на руках; переворот боком, назад, вперед; «рондад»; сальтовые элементы; серия фляков. Соединение различных элементов гимнастики в этюд.
Опорный прыжок: переворот вперед с поворотом на 360, переворот вперед – сальто вперед.
Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития силы мышц рук; брюшного пресса; мышц спины; ног, связок голеностопного сустава. Упражнения для развития выносливости. Упражнения на гибкость и подвижности в суставах. Упражнения для развития координации. Упражнения для укрепления вестибулярного аппарата.
Стретчинг. Релаксационные упражнения. Дыхательные практики.
5. Современный эстрадный танец (80 часов)
Теория: Жизнь и творчество Майкла Джексона.
Практика: Упражнения для позвоночника: Торсовая работа корпуса twist, twill на закрепление мышечных ощущений спины и бока. Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, highrelease, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а так же с поворотами на одной ноге. Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д. Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а так же переходы из уровня в уровень. «Экзерсис non-stop»:demi и grandplie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grandplie в сочетании с releve. Battementtendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот. Battementtendu с использованием brash. Battementtendu с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска. Battementtendujete с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот. Battement tendujete с использованием brash. Battement tendu jete с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или Rond de jambe parterre с подъемом ноги на 45 градусов. Rond de jambe parterre с подъемом на 90 градусов. Grand battement jete c подъем пятки опорной ноги во время броска. Grand battman jete по всем направлениям через developpes. Арабески. Упражнения stretch-характера (растяжка). Импровизация. Индивидуальные постановки учащихся: подбор музыкального материала, составление схем создания номера, создание танцевальных этюдов на основе изученного материала |
6.Итоговое занятие (2 часа)
Промежуточная аттестация учащихся.
2.Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Количество учебных недель | 36 |
Продолжительность каникул | - |
Место проведения занятия | ДДТ: концертный зал (каб.№ 6), хореографический зал (каб.№ 8) |
Режим занятий | 1 год обучения: 2 раз в неделю по 2 часа 2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа 3 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа 4 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа |
Форма занятий | групповые занятия с индивидуальным подходом |
Сроки контрольных процедур | начало, середина, конец учебного года |
Сроки конкурсов, фестивалей | в течение учебного года |
Участие в концертных программах | Праздники, посвященные Дню учителя, Дню матери, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню станицы Калининской и Калининского района, Международному женскому Дню, поездки в воинскую часть и в детский лагерь х.Греки и др. |
Условия реализации программы
Практический опыт многолетней работы показывает, что в выборе методов обучения, в организации учебного процесса необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее реализации необходимо соблюдение следующих условий.
1. Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, обладать профессиональными знаниями в хореографическом творчестве, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
2.Материально-техническое обеспечение:
Помещение, в соответствии с требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 – 3 кв.м. на одного человека. Техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, USB накопитель, диски с аудиозаписями и видеозаписями, аппаратура для музыкального сопровождения занятий (музыкальный центр, а для занятий классическим танцем необходимо фортепиано), наличие хореографического класса с зеркальным оформлением стен ; наличие оборудованных раздевалок;
наличие концертного зала ; наличие репетиционной и концертной одежды и обуви; аппаратура для музыкального сопровождения занятий.
3. Информационное обеспечение:
Специальная литература. Аудио-, видео-, фото- материалы. Интернет источники.
Формы аттестации
Формы аттестации: открытое занятие, блиц-опросы, концертная деятельность, творческий отчет коллектива, видео- и фото- материалы, выступления перед родителями.
Промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
№ | Какие знания, умения и навыки контролируются | Дата | Форма проведения |
1-й год обучения | |||
1. | Развитие музыкальности и ритмичности, техничности. | октябрь | анализ занятия |
2. | Уровень развития (сформированной) координации тела и движений | май | Концертная деятельность |
2-й год обучения | |||
1. | Развитие музыкальности и ритмичности, техничности. | сентябрь | анализ занятия |
2. | Уровень развития (сформированной) координации тела и движений у ребенка». | март | Концертная деятельность |
3. | Уровень исполнения, артистизм на сцене, раскрытие образа исполняемого произведения. | май | концерт |
3-й год обучения | |||
1. | Развитие музыкальности и ритмичности, техничности. | сентябрь | анализ занятия |
2. | Уровень развития (сформированной) координации тела и движений у ребенка». | март | Концертная деятельность |
3. | Уровень исполнения, артистизм на сцене, раскрытие образа исполняемого произведения. | май | концерт |
4-год обучения | |||
1. | Развитие музыкальности и ритмичности, техничности. | сентябрь | анализ занятия |
2. | Уровень развития (сформированной) координации тела и движений у ребенка». | март | Концертная деятельность |
3. | Уровень исполнения, артистизм на сцене, раскрытие образа исполняемого произведения. | май | концерт |
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Хореография» и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются почетные грамоты, разработанные заместителем директора по УВР и утвержденные директором ДДТ.
Методические материалы
Предполагаемые методы и приемы организации образовательного процесса:
1. По способу организации занятия:
- словесные – устное объяснений элементов, беседа, диалог, опрос;
- наглядные – показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом комбинаций;
- практические – выполнение упражнений обучающимися.
2. По уровню деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративные – восприятие и усвоение информации;
- репродуктивные – воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности.
3. По форме организации деятельности учащихся:
- фронтальные, индивидуально-фронтальные, индивидуальные;
- коллективные, коллективно-групповые, групповые, в парах.
Используемые дидактические материалы:
- Учебные и методические пособия;
- Материалы интернет-сайтов;
- Иллюстрирующие материалы (видеоматериалы и фотографии).
При проведении занятия необходимо руководствоваться следующими принципами:
- нагрузку увеличивать постепенно;
- чередовать упражнения быстрые и медленные;
- темп исполнения упражнений должен быть медленным с последующим ускорением;
- важно следить за дыханием и самочувствием обучающихся.
Основные методы работы педагога на занятии – показ движений и объяснение методики исполнения с акцентом на наиболее важных моментах и основных понятиях. Методы показа и объяснения варьируются. При этом главная задача – активизировать мышление и творческие способности учащихся в процессе напряженной физической работы по овладению танцевальными навыками.
Особое внимание следует уделять правильной постановке корпуса, рук, головы, овладению навыками координации движений, которые предполагают согласованность работы всех частей тела, развитию физических профессиональных данных обучающихся.
Движения, танцевальные связки, танцевальные вариации и композиции осваиваются постепенно: сначала в медленном темпе, удобном для выработки внимания, памяти, эластичности мышц ног т. д., затем – с ускорением. Новые элементы изучаются в чистом виде, затем комбинируются в различных сочетаниях.
На начальных этапах обучения различным танцевальным движениям отводится большая часть урока, впоследствии время исполнения сокращается за счет ускорения темпа и соединения отдельных движений в комбинации.
Реализация программы подразумевает участие учащихся в разнообразных концертах (учебных, отчетных, родительских собраниях-концертах), фестивалях и конкурсах. Подобные мероприятия способствуют приобщению детей и родителей к культурной форме проведения досугового времени, духовно сближают их и формируют новые интересы семьи. Конкурсы позволяют детям быстрее продвигаться в художественном и техническом развитии, становясь мощным средством мотивации к занятиям хореографией.
В целях повышения профессионального и творческого опыта рекомендуется посещение открытых уроков в других учебных заведениях, мастер-классов, творческих фестивалей, концертов профессиональных хореографических коллективов, спектаклей театров оперы и балета, творческих встреч с мастерами хореографического искусства.
Порядок проверки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа современного эстрадного танца объединения «В мире танца» обсуждается на методическом, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ. Разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва. В соответствии с требованиями Сан ПиН определяются количественный состав учащихся в объединении, их возрастные категории и время проведения занятия.
Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий, нормативных требований.
МБУ ДО ДДТ ст.Калининской приняты локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности:
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
- образовательная программа, включающая учебный план, календарные учебные графики, реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления учащихся;
- правила внутреннего распорядка учащихся;
- положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ ДО ДДТ ст.Калининской и учащимися и (или) их родителями (законными представителями);
- положение о промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Список литературы
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Базарова Н. Классический танец.- Л.: Искусство 2005г.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. «Респект Люкс» СП.: 2005г
- Васильева Е. Танец.- М.: Искусство, 2008г.
- Джозеф С.Хавилер «Тело танцора» 2013г.
- Захаров Р.Искусствобалетмейстера.- М.: Искусство, 2005г.
- Захаров Р.Сочинениетанца.- М.: Искусство, 2008г.
- Калинина С.А. Духовная культура России. - М., 2006.
- Левинов А. «Мастер балета» 2013г.
- Мессерер А. Танец. Мысль. Время.- М.: Искусство, 2007г.
- Никитин В.Ю. Модерн-танец: начало обучения / В.Ю. Никитин .- М., 2009
- Петровский Е.Н. Культурное наследие. - М., 2007.
12.Секрет танца. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век»,2008.
13.Сломский Ю. Дидло. – Л.-м.: Искусство, 2008г.
14.Советские балеты: Крат. Содержание. – М.: Сов. Композитор, 2005г.
15.Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 2007г.
16.Хочу танцевать: Метод. Пособие. – М.: Махаон, 2006г.
17.Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 2010г.
18.Эльшин Н. Образы Танца. – М.: Знание, 2013г.
Законодательная база:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008;
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- Законодательные и нормативные акты Министерства образования РФ и Краснодарского края;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основании письма ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края от 31.08.2016 № 01-20/1934;
- Устав МБУ ДО ДДТ ст.Калининской;
- Локальные акты ДДТ.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Аркина Н. Балет и литература.- М.; Знание, 2005г.
- Ваганова А. Основы классического танца.- М.:
- Вашкевич А. «История хореографии» 2012г:
- Карп П.Младшая муза. – М.: Дет. лит., 2006
- Никитин В. Модерн-джаз танец: начало обучения. – М.,2005. – («Я вхожу в мир искусств»; № 5)
- Пасютинская В. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
- Поиграем, потанцуем: Упражнение для детей дошкольного возраста. – СПб: АКЦИДЕНТ, 2007.
8. Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
9. Столярова А.А. «Тридцать четыре куклы», Куклы для детей и взрослых,
10.Страна волшебная – балет: Очерки. – М.: Дет. лит., 2007.
11.Лэрд Уолтер. Техника латиноамериканских танцев.- М.«Артис».2008
12.Спиридонова И.А. Сюжетные танцы. - М., «Советская Россия»,2010.
13.Уральская В.И. «Рождения танца»2013г.
14.Филатов И. Д. Дорога к танцу.- М., «Планета», 2009.
15.Пин Ю.С.Пересмотренная техника латиноамериканских танцев.-С.-Пб., «Rеst»,2009.
16.Рубштейн Нина. Закон успешной тренировки. - М., «Один из лучших»,2008.
17.Рубштейн Нина. Что нужно знать, чтобы стать первым. - М., «Маренго Интернейшнл принт»,2009.
Ожидаемые результаты. В результате освоения данной программы обучающиеся смогутзнать:
- основные понятия и стили хореографии;
- виды и жанры хореографии;
- историю появления различных направлений хореографии;
- специальную терминологию.
уметь:
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой;
- выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии;
- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкально-ритмических упражнений;
- слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные термины, определяющие характер музыки;
- определять сильную и слабую доли, выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений.
Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие, концертная деятельность, творческий отчет коллектива.
В качестве методовотслеживания результативности обучения используются: педагогическое наблюдение; педагогический анализ блиц-опросов по итогам каждого занятия;участие в концертной деятельности, конкурсах и фестивалях; творческих отчетах и открытых занятиях.
№ | Какие знания, умения и навыки контролируются | Дата | Форма проведения |
1-й год обучения | |||
1. | Развитие музыкальности и ритмичности, техничности. | октябрь | анализ занятия |
2. | Уровень развития (сформированной) координации тела и движений | май | Концертная деятельность |
2-й год обучения | |||
1. | Развитие музыкальности и ритмичности, техничности. | сентябрь | анализ занятия |
2. | Уровень развития (сформированной) координации тела и движений у ребенка». | март | Концертная деятельность |
3. | Уровень исполнения, артистизм на сцене, раскрытие образа исполняемого произведения. | май | концерт |