Методическая разработка "Детское сочинительство и подбор аккомпанемента"

Тарапатова Маргарита Павловна

В данной методической разработке автор, основываясь на собственном опыте работы, предлагает рекомендации по введению в уроки по фортепиано элементов сочинительства, а также навыков подбора аккомпанемента.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Методическая разработка

                              на тему

Детское сочинительство
                   и
подбор аккомпанемента

преподавателя I категории

МКОУ ДО «Тосненкая ДШИ»

Тарапатовой

Маргариты Павловны

г.Тосно 2018 г.

                 Детское сочинительство и подбор

аккомпанемента на уроках фортепиано.

Потребность творчески выражать свои мысли и чувства в человеке заложена с самого рождения. Идея вводить на музыкальных занятиях сочинительство сама по себе не нова. Элементы детского творчества, такие как сочинение на определённый текст мелодии, досочинение незаконченной музыкальной фразы, предлагали использовать многие педагоги ещё в конце XIX века. В процессе своей деятельности они доказали, что музыкальные способности развиваются у всех детей, даже у тех, которые казались неспособными, если пробуждать их интерес к музыке через творческую активность. Распространённая мысль о том, что сочинять музыку могут лишь одарённые дети, на мой взгляд, лишена основания и отражает инерционно-пассивные взгляды на музыкальную педагогику. Я считаю, что тенденция строить музыкальное обучение на активном участии ученика в музыкальном творчестве должна стать неотъемлемой частью современного специального муз.образования.

Большинство детей пытается сочинять музыку наравне с сочинением каких-либо историй, сказок, стишков. Любой ребёнок напевает себе «под нос» какие-то никому не знакомые мелодии, никому не известные песенки. Многие родители обращают внимание, что девочки, к примеру, поют колыбельные своим куклам. Мальчики, подражают барабану («тра-та-та») и военному маршу («трам – тара-там»). А если у ребенка есть дома инструмент, он старается хотя бы одним пальцем подобрать свои незатейливые песенки на клавишах. Педагог, заметив влечение ребёнка к сочинительству, ни в коем случае не должен пресекать эти первые наивные попытки. Тягу детей к сочинению следует всячески поощрять, стараться  стимулировать её с первых же уроков. Элемент импровизации в работе с учениками, на наш взгляд, может вводиться ещё тогда, когда пространство инструмента только осваивается.                                                                                                                                  

Одним из условий возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия музыкальных произведений, которые являются образцом для творчества, его источником. То есть, педагогу с первых же уроков следует как можно больше играть для ученика разнохарактерные произведения, непременно комментируя средства музыкальной выразительности. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. Ребёнок, у которого даже в малой степени имеются навыки игры на инструменте, гораздо охотнее включается в процесс сочинения музыки.

Ещё до первого знакомства с нотами, на стадии подбора, первые опыты импровизации я начинаю с игры на чёрных клавишах – сочетания звуков практически всегда беспроигрышны и не раздражают слух ребёнка фальшью.

Что касается введения нотации, на первых порах она может быть примитивной.

Для начала можно предложить запись нот на одной линейке – нитке, без тактов, без скрипичного ключа, размера.  Из трех нот «до», «ре», «ми» можно подобрать достаточно большой «репертуар». Например, детские песенки:

                                               «Сорока»
    (Гармонизация дана для учителя, ее писать ученику не следует).

Сорока, Сорока,
Где была? – Далеко.
Кашу варила,
Деток кормила.                                    

                                                     «Лиса»

Лиса по лесу ходила,
Лиса песни водила,
Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела.

Я считаю, что с самых первых упражнений и песенок ученик должен слышать аккомпанемент учителя. Не всегда он написан в нотах, но учитель может сочинить его сам. Я привожу мелодии в относительно сложной гармонизации, предполагаемой для аккомпанемента учителя (желательно, чтобы ученик меньше слышал примитивную гармонию, а своей игрой учитель воспитывает вкус), а также для подвинутых учеников. Затем  предложить ученику поимпровизировать на 3-х нотках. При этом целесообразно предлагать поэтический текст, например: «Посреди садочка яблоня цветёт». Ребёнок определяет ритмический рисунок, прохлопывает его и сочиняет свой вариант. Дети просто в восторге от того, что всего три нотки, а сколько мелодий можно сочинить!

Приобщение к сочинению музыки должно идти параллельно с усвоением знаний, полученных ребёнком на уроках сольфеджио. В процессе сочинительства ребята намного быстрее усваивают понятие «тоника», а также разбираются в простейших формах.

Объясняю ученику, что есть главный звук – тоника, к нему стремятся все звуки. Кроме тоники, есть ещё две устойчивые ступени, которые составляют тоническое трезвучие. Песенку желательно заканчивать на тонике, но если песня не закончена, можно и на других устойчивых ступенях. Потом можно, не вдаваясь в теорию, объяснить, что музыкальная речь, как и человеческая, состоит из  предложений, которые в основном составляют 4 такта. Предложение делится на мотивы по 2 такта. Законченная музыкальная мысль чаще всего состоит из 2-х предложений. Причём 1-е предложение не обязательно заканчивать на звуках Т53, можно и на других звуках, а 2-е предложение нужно обязательно закончить на тонике. Постепенно количество звуков увеличивается. Обязательно показать ребёнку, что эти звуки можно сочетать в любом порядке, а не только выстраивать подряд. Ученику легче будет справиться с задачей, если ему предложить тексты стихов.

Один из компонентов сочинительства – досочинение, задача которого заключается в том, чтобы ребёнок досочинил мелодию, предложенную педагогом. Также детям предлагают закончить стихотворение, а затем сочинить к нему мелодию, например:

            Слоник

Слоник хобот поднимает

…   …   …   …   …   …          (И фонтанчик выпускает).

            Осень

Листья жёлтые летят,

…   …   …   …   …   …          (В нашем парке листопад).

Досочиняя стишок или мелодию, ребёнок использует заданный ритм стиха, рифму, размер предложенной мелодии, её интонационные обороты. Впоследствии, занимаясь сочинением собственных мелодий, он нередко использует сочинённый некогда материал. Досочинение служит важным компонентом сочинительства, как всего творческого процесса в целом, и нуждается в регулярном практическом применении, поскольку значительно облегчает учащимся усвоение функциональных взаимосвязей в музыкальном произведении.

Сочинения музыкальных ответов  и допевания до тоники позволяют педагогу проверить, как ученики  усвоили понятие «тоника». Самое лёгкое задание – сочинить окончание мелодии так, чтобы она заканчивалась на тонике. Например:

Для первых упражнений вовсе необязательно пользоваться сборниками для начинающих. Вполне достаточно простой чистой нотной тетради. Первые упражнения, мелодии и пьески для своих учеников учитель может туда записывать сам, прямо на уроке. Причем ученик следит за действиями учителя и называет каждую ноту, которую он пишет, таким образом, как бы приобщаясь к творческому созданию музыки. На определенном этапе учитель может прекратить писать и дать ученику задание: допиши сам по аналогии, расставь аппликатуру, разбей на такты и т. п. Постепенно количество звуков увеличивается.

Наиболее трудным заданием является варьирование мелодии. Прежде чем приступить к сочинению вариаций, педагог должен объяснить ученику, что такое «вариации». Ещё эффективнее будет разучивание произведения подобного рода. Например, вариации на русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» И.Беркович. После разбора выяснить, что изменилось в мелодии. Затем показать несколько примеров мелодического варьирования (опевания звуков, вспомогательные и проходящие звуки, заполнение мелодии между длинными звуками и т.п.). Такие объяснения нужно закрепить на примере записи несложной мелодии и нескольких вариаций, предложенных педагогом. Например:

     

Затем ребёнку предложить сочинить свои вариации. 

Именно «изобретение» вариантов является существенным в приобретении навыков сочинения и импровизации. Не только создавая новое, но и изменяя уже созданное ранее, ученик познаёт возможности творческого выбора и овладевает музыкальным материалом. Важно, чтобы музыкально-конструктивное и художественно-образное мышление ученика развивались одновременно.

Для более успешного обучения ребёнка навыкам сочинительства очень важно научить его подбирать аккомпанемент к сочинённым мелодиям. Я считаю, что необходимо как можно раньше приступать к практической гармонизации мелодий.

Прежде чем чему-то учить, в данном случае гармонизации и аккомпанементу, учитель должен сам превосходно владеть этим искусством и постоянно демонстрировать свое мастерство ученику. Поэтому в процессе своей работы я практикую сидеть с левой стороны от ученика (если нет второго инструмента) и постоянно ему аккомпанировать, что бы он ни играл, песню, этюд, гамму – везде  есть возможности для импровизации. Кроме того, это дает ученику лучше почувствовать форму и содержание своей мелодии, приучает его играть ритмично. Большим плюсом является для педагога умение придумывать собственное аккордовое сопровождение.

Минимум теоретических знаний, который нам потребуется для приобретения навыков подбора аккомпанемента, это выучить буквенные названия нот и аккордов: «до» - С, «ре» - D, «ми» - Е, «фа» - F, «соль» - G, «ля» - А, «си» - Н. Следует заметить, что буквой «В» обозначается звук «си бемоль». Но, поскольку подавляющее большинство нотных сборников, издаваемых сегодня, основаны на англо-американской системе, где буквой «B» обозначается звук «Си», целесообразно перейти на английскую терминологию.

       Каждая такая буква подразумевает под собой простое мажорное трезвучие, которое, в принципе, может быть сыграно в любом расположении и в любой фактуре, при условии, что в басу должен быть обязательно основной звук. Если ученику трудно играть аккорд, можно дать его в сокращенном виде, или играть один бас. Для подбора аккомпанемента по буквенным обозначениям предлагаю, к примеру, детскую песню «Паровоз»:

Спрашиваю: - Посмотри, какие буквы написаны над мелодией. Что ты видишь? В первом такте написано «С» - это понятно, а что написано во втором, в третьем, в четвертом? Ученик: - Ничего не написано.

 - Что же делать? Необходимо повторять то, что было написано в предыдущем такте, пока не увидим изменение, т. е. в данном случае еще три раза играть «С».

Даю ученику самостоятельное задание - написать аккомпанемент по аналогии с «Паровозом» той же фактурой (половинная - бас и восьмые - арпеджио в правой руке).

Когда ученик аккомпанирует по буквам с листа и сталкивается со сложными обозначениями, которые трудно с первого взгляда расшифровать, эту гармонизацию для начинающих всегда можно, и желательно, упростить. То есть можно игнорировать все септаккорды, нонаккорды, альтерации  и т. п., например, если написано G7, можно играть G. Чуть позже можно объяснить ребёнку, что такое слеш, то есть, когда основной аккорд играется с другим басом, например: С/Е. Но, если ученику ещё трудно ориентироваться в обращениях трезвучий, вместо данного аккорда вполне можно сыграть и С. Исключение – кадансовый  квартсекстаккорд: C/G. В этом случае лучше, чтобы не портить слух ученика, играть один бас или просто доминантовое трезвучие, чем трезвучие тоническое.

Полезный вид тренировочной работы – последовательности пройденных аккордов. Мы играем простейшие гармонические последовательности T – S – T; T – D – T, постепенно усложняя их: T – S – D – T, позже добавляем трезвучия III и VI ступени. Другие аккорды показать полезно, но слишком много теоретизировать не стоит. Это может оттолкнуть детей, так как они легче всё воспринимают эмоционально.
     Для формирования навыков
подбора аккомпанемента рекомендую следующие практические задания:   1. Я играю гамму до-мажор – ученик повторяет вслед за мной. Задача: добиться ритмичного исполнения и слаженного ансамбля.
2. Я играю то же самое – ученик  повторяет вслед за мной и прибавляет терцию:

  3. Я играю то же самое – ученик играет от той же ноты арпеджированное трезвучие:

 

4. Ученик играет все это сам двумя руками.

5. Я пишу какую-нибудь простую последовательность, например: C, F, G, C:

и предлагаю ученику сделать аккомпанемент песни, допустим, «Василёк».    

 На практике  я рекомендую это делать так:

   а) Спрашиваю ученика, в какой аккорд входят те или иные ноты;

   б) Далее  я предлагаю ему записать эти аккорды под соответствующими нотами:

   

     
в) Выбирается нужная фактура аккомпанемента (тут можно предоставить ученику право выбора), затем она записывается:

             

                 

         

Рекомендую мелодию играть преподавателю, а ученику аккомпанировать.

         С целью активизировать внимание ученика, педагогу можно нарочито «ошибаться». Ученик же должен «исправить» допущенную ошибку.

 На практике с учениками я часто использую такое упражнение – играем тоническое трезвучие в разных обращениях, двигаясь по квартам: Am – Dm – G – C – F – H dim – E – Am. Играя данное упражнение, учащиеся постепенно приобретают навык свободного владения клавиатурой и уверенно ориентируются в различных тональностях. Целесообразно также поиграть упражнение с различным фактурным изложением цепочки аккордов, например, C – Am – F - G или G – C/G – D/F# - G
(См. нотные примеры № 1, 2).

На примере этих упражнений можно научиться различным типам фактуры аккомпанемента и затем использовать их как шаблоны в аранжировке различных песен и мелодий. Легко играя этими простыми шаблонами-заготовками, ученик постепенно достигает большей свободы в импровизации.

Интересна работа по введению различных септаккордов. Не углубляясь в теорию, объясняю ученикам, что в трезвучии можно к любому звуку присоединить нотку рядышком на расстоянии б.2, м.2. Детям очень нравится «колючесть» получившихся четырёхзвучных сочетаний, и они с удовольствием начинают экспериментировать. Причём младшие школьники делают это не менее охотно, чем старшие.

Следующий этап обучения аккомпанементу состоит в практическом освоении вышеизложенных элементарных основ на примерах множества популярных песен, уже выходя за пределы до-мажора. Однако слишком в далекие тональности уходить не стоит. Может быть, теоретически их знать и не помешает, но слишком сложная фактура из-за множества черных клавиш будет мешать нам в закреплении навыков. Целесообразнее подбирать для ученика мелодии в тональностях не выше двух ключевых знаков. Ученик все лучше и увереннее аккомпанирует привычными аккордами, однако на этом этапе могут быть свои проблемы. Одна из них: как ритмически вписать фактуру аккомпанемента в места с частой сменой гармонии? В таких случаях я обычно советую играть не полностью арпеджио, а только его часть, половину, или даже один бас.

Далее в своей работе мы применяем новые более разнообразные фактуры, а также с игру аккордов и арпеджио приблизительно в одном месте клавиатуры, используя обращения трезвучий: секстаккорды и квартсекстаккорды (Нотный пример № 3).

Затем мы приступаем к аранжировке мелодий для игры двумя руками. Здесь тот же принцип, что и в ансамблевом аккомпанементе - можно начать с одного баса в левой руке, затем построить из них трезвучия, и в более сложном варианте разделить басы и терции. Так, например, детскую песню «Я на скрипочке играю» можно сыграть в трех вариантах,  каждый куплет – разным аккомпанементом. Можно также вместо аккордов применять простые квинты (Нотный пример № 4).

Сколько уроков должен вмещать в себя каждый этап, естественно, никто сказать не может, все зависит от способностей ученика, от его усердия и многих других факторов. Единственно, что не рекомендуется, это переходить на следующий этап, если ученик в совершенстве не овладел предыдущим.

Следующий этап подразумевает умение переносить часть аккомпанемента в правую руку. Для этого стоит начать с игры мелодии правой рукой, с присоединением звуков нужного аккорда, например, как это сделано в моей обработке песни «Санта-Лючия». (Нотный пример № 5). Можно сочетать аккорды в правой руке с арпеджированной фактурой в левой. Можно также применять бас, чередующийся с квинтовым тоном, движущийся бас («Walking bass»), буги-вуги и т.п. (Нотный пример № 6).

                                                Заключение.

В современном обществе наступил момент, когда идея музыкального творчества созрела для практического использования. Я считаю, что её следует взять на вооружение в той или иной форме, поскольку в таком обучении таятся неисчерпаемые возможности, как для общего музыкального образования, и особенно для специального образования. Задача стимулирования ребёнка к активной музыкальной деятельности чрезвычайно актуальна в процессе школьного музыкального образования на сегодняшний день.

Педагогу-музыканту необходимо направить музыкальную деятельность своих воспитанников через творчество в различных его проявлениях – музицирование, сочинительство, импровизация к восприятию и пониманию прошлых и нынешних музыкальных традиций всех народов. Раннее вовлечение детей в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, совершенно естественно для ребенка, и вполне отвечает его потребностям и возможностям.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого

ребенка. Ценность любительского «музыкального сочинительства» не только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. Музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и личности в целом.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: это пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах; в ДМШ, помимо приобретения ребёнком первоначальных навыков игры на музыкальном инструменте – это подбор аккомпанемента, чтение с листа, различные формы коллективного (ансамблевого) музицирования.

К числу характерных черт музыкального воспитания XXI века относится использование технических и электронных средств. Новые проблемы массовое музыкальное воспитание ставит в связи с явлением «шизофонии» (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки). «Человек в наушниках, пытающийся заглушить музыкой рёв машин, подвергает себя опасности, выключая ухо из органов естественной ориентации. И не только в физическом смысле – столкнуться с кем-либо или с чем-либо, но и в психологическом плане – распад природных связей органов чувств, деградация связанных с музыкой психофизиологических и нравственных черт личности, пространственный диссонанс, физиологический дискомфорт». (Назайкинский Е. «Шизофония»).

Существует ещё одна острая проблема современности. Она связана с ранней компьютеризацией. Зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности.

Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления и так называемых «черных дыр», которые засасывает человека физически и духовно? Во все времена об этом проповедовало высокое искусство, в котором самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и остается музыка. Музицирование всегда являлось важным показателем культуры общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие. А стимулировав ребёнка к активному сочинительству, можно оградить его от пагубного воздействия электронных приспособлений, поскольку, творя, человек отрешается от окружающего его мира и погружается в собственный мир звуков и музыкальных красок.

Говоря о потребности ребёнка в музыкальной самореализации, необходимо считаться и с тем, что сегодня такая потребность его связывается с эстрадно-бытовыми, «лёгкими» жанрами, составляющими основу слухового опыта современного человека с раннего детства. Это связано с влиянием современной музыкально-интонационной сферы, сформированной музыкальным репертуаром радио, телевидения, а также содержанием домашних фонотек. Поэтому совершенно естественной является заинтересованность ученика в овладении языком и творческими возможностями поп-музыки, рока и других современных музыкальных жанров. Необходимо считаться с желанием ученика научиться подбирать  подобную музыку, исполнять её, а также импровизировать на её основе.

Если среди детей популярна та или иная песня, мелодия шлягера или что-нибудь подобное, они хорошо знают эту музыку, любят ее и хотят играть, почему бы учителю не использовать этот шанс? Даже если эта «популярная песня» и не отличается высоким вкусом, то и на ее примере можно научить вкусу хорошему.

Поиграв такую музыку, исчерпав и познав все ее возможности, ученик вскоре пресытится ей и захочет играть нечто более интересное.

Освоив навыки подбора аккомпанемента, ученик более свободно оперирует полученными знаниями, с удовольствием экспериментирует, сочиняя мелодии с собственным сопровождением. Приобретённые навыки в дальнейшем способствуют выработке и совершенствовании навыков сочинительства и импровизации.

Сочинительство является основой детского музыкального творчества, на основе которой развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через который ребенок выражает свое отношение к музыкальной действительности. Импровизация – самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления. В детском творчестве как в зеркале отражается культурный рост ребенка.

По моему мнению, именно этот вид деятельности является одним из самых важных факторов, способных воспитать здоровое отношение к музыкальным традициям прошлого и настоящего.

Совершенно очевидно, что педагогам-музыкантам как в школах общего образования, так и в музыкальных школах не следует отвергать то ценное, что таит в себе детская творческая деятельность. Активное внедрение импровизации и сочинительства через различные виды и формы музицирования в процесс музыкального образования должно стать ведущим направлением в музыкальной педагогике, нацеленным на самое главное – воспитание любви к музыке.

 

         

                                       

                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                   Нотный пример № 1.

Нотный пример № 2.

                                             

                                                     

                                              Нотный пример № 3.

                   ДО-МАЖОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ  НА  ДВЕ ЧЕТВЕРТИ                                                                                        

                                           

                ДО-МАЖОРНОЕ ТРЕЗВУЧИЕ НА ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ

                                                             

                                                 Нотный пример № 6.        

      Примеры басовой фактуры для аккомпанемента и аранжировок.

           

Используемая литература:    

Панченко Татьяна Викторовна. Стать талантливым музыкантом. М.Музыка, 2002

Кофанов А.  Сочинение музыки. Композитор. Санкт-Петербург, 2007

Месснер Е. Основы композиции. М. Музыка, 1968

Баренбойм Л. «Путь к музицированию», М., «Советский композитор», 1973 г.

Дальхауз К. «Что называют импровизацией?», М.,1985 г.

Мальцев С. «О психологии музыкальной импровизации», М., «Музыка»,
                     1991 г.

Шеломов Б.И. «Детское музыкальное творчество на русской народной основе»,                                    
                        Композитор. Санкт-Петербург 2004 г.