Тема: "Развитие музыкальной памяти на уроках специальности". 2016
1. Приобщение к классической музыке;
2.Формирование навыков чтения с листа произведения уровня сложности, соответствующего года обучения.
3.Применение на практике приемов развития музыкальной памяти
Развивающие:
1. Формирование логического мышления в работе с карточками;
2.Умение применять на практике полученных теоретических знаний.
3. Показать методы эффективного запоминания.
Воспитательные:
1. Развитие эстетического вкуса.
Здоровьесберегающие:
1. Правильная организация урока, чередование видов деятельности.
Реализуемые педагогические технологии:
1. Развивающего обучения;
2. Художественные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oturytyy_urok_2016.docx | 20.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Методическая разработка открытого урока по гитаре.
Тема: "Развитие музыкальной памяти на уроках специальности".
Преподаватель первой квалификационной категории : Парицкая Анастасия Викторовна
2016г.
Пояснительная записка
Память является одним из важнейших факторов развития музыканта. Особенно велико ее значение для музыкантов-исполнителей, которым приходится выучивать и играть на память множество произведений. Поэтому достаточно важным является развитие музыкальной памяти, ведь хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение даже спустя длительный срок после выучивания.
Память музыканта представляет собой способность к запоминанию, сохранению и последующему воспроизведению музыкального материала. Вне музыкальной памяти исполнительство не может эффективно развиваться и совершенствоваться, так как игра на память (наизусть) всегда более совершенная, чем по нотам.
Музыкальная память в какой то степени является способностью врожденной. Тем не менее, она, как и любая другая способность поддается развитию.
Существует несколько видов муз.памяти - Двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая и логическая. В зависимости от индивидуальных способностей, каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти.
Содержание в искусстве всегда обличено в художественную форму. Умея анализировать не только содержание, но и форму произведений совершенно необходимо каждому обучающемуся музыке. Это является условием прочного осмысленного запоминания музыки.
Долговременная память музыканта - это его репертуар. Каждый музыкант, будь то ребенок или взрослый должен постоянно пополнять и совершенствовать свой репертуарный список. Что это дает?
1. Нет пределов совершенству! Чем опытнее становится музыкант, тем увереннее и ярче звучат когда то выученные произведения.
2. Некоторые ведущие педагоги считают, что развивать технику следует на музыкально интересном материале. В каждом выученном произведение есть материал для развития техники.
3. Это конечно же концертное исполнение. В любой момент учащийся может в короткий срок подготовить концертный номер.
В конце дневника каждого учащегося написан репертуарный список . Это произведения наиболее яркие и интересные из тех, что мы играли на протяжении обучения в школе. Дети их повторяют дома, и я примерно раз в неделю спрашиваю любое на свой выбор.
На этом уроке мы будем работать над логической и двигательной музыкальной памятью. И я покажу несколько способов их развития.
Разработка урока.
Дата: 23 марта 2016 г.
Продолжительность: 40 мин.
Ф.И.О. уч-ся: Галанова Александра , 11 лет, 2 класс.
Тема: "Развитие музыкальной памяти на уроках специальности".
Цель
1.Изучить и рассказать об основных приемах развития музыкальной памяти.
2. показать методы эффективного запоминания.
Задачи :
Обучающие:
1. Приобщение к классической музыке;
2.Формирование навыков чтения с листа произведения уровня сложности, соответствующего года обучения.
3.Применение на практике приемов развития музыкальной памяти
Развивающие:
1. Формирование логического мышления в работе с карточками;
2.Умение применять на практике полученных теоретических знаний.
3. Показать методы эффективного запоминания.
Воспитательные:
1. Развитие эстетического вкуса.
Здоровьесберегающие:
1. Правильная организация урока, чередование видов деятельности.
Реализуемые педагогические технологии:
1. Развивающего обучения;
2. Художественные.
Тип урока : Комбинированный.
Форма: Индивидуальная.
Оборудование:
Гитара
Ноты
Дидактический материал: мелодические карточки.
План занятия
1. Организационный момент, сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
2. Основная часть:
Разбор музыкального произведения, и подготовка его к разучиванию на память.
2.1.Поготовка игрового аппарата. Играем гаммы До-мажор дуолями и триолями.
2.2.Разбор темы с вариациями Р.н.п."Придолинушке стояла" .
Существует так называемый "закон края": лучше запоминается что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы его края) и хуже запоминается середина ряда. Поэтому самую сложную работу над новым произведением мы проведем в начале урока, и в конце просто закрепим.
Играя произведение самостоятельно, без предварительного проигрывания преподавателем, задача ученика услышать и понять мелодию. Для этого надо сыграть правильные ноты, и правильный ритмический рисунок.
1. определим тональность (Ля-минор)
2. Размер - 2/4
3. Прежде чем учить произведение, надо знать какая музыка там написана, мелодия. Для этого сыграем верхний голос – тему(не спеша.со счетом вслух).
Играем полностью произведение с басами и средним голосом в медленном темпе, со счетом вслух, выделяя первую долю.
Работая над этим произведением, мы воспользуемся логической и двигательной музыкальной памятью.
Строение вариации такое - чередуются аккорды, разложенные на арпеджио с гаммообразными движениями от разных нот. Выучить их будет не сложно, достаточно запомнить последовательность аккордов, и от какого звука начинается гаммообразное движение. Пассажи заучиваем многократным повторением, т.е. используя двигательную память. Процесс осмысленного запоминания движется от честному к целому, объединяя мелкие структурные составные во все более крупные
3.Развиваем логическую память.
У меня в классе много маленьких по возрасту детей, которые быстро утомляются, а так как отдых - это смена деятельности, я сделала карточки с небольшими музыкальными построениями разной степени сложности. Периодически работая с этими карточками мы достигаем нескольких целей: тренируем логическое музыкальное мышление и смысловую память. Так сказать пока голова работает, руки отдыхают.
Работаем с карточкой: анализируем движение мелодии, от какой ноты, запоминаем и рассказываем. Довольно увлекательное занятие.
Очень важно обращать внимание на развитие логической памяти: разбивка, выявление опорных пунктов, смысловое сопоставление, анализ музыкальной формы.
4. Работаем над долговременной памятью.
Играем произведение из репертуарного списка : К Мерц "Адажио".
Наверно каждый преподаватель сталкивался с проблемой, когда уже выученное, и отработанное произведение "заигрывается". Это так называемые провалы в памяти, когда в процессе исполнения ребенок останавливается, и не может продолжить играть. Проблема кроется в том, что у ученика нет уверенности с хорошо выученном тексте ( т.е голова его не помнить, только руки). Бороться с этой проблемой можно играя "немым способом".
Играем произведение касаясь струн, но не извлекаем звук правой рукой, при этом пропевая ноты голосом. Этот способ очень хорошо закрепляет произведение в голове , и у ребенка появляется уверенность в хорошо выученном тексте.
5. Подведение итогов. Информация о домашнем задании.