Русская классическая опера XIXв. как средство формирования русского национального самосознания у школьников средней школы
Вопрос воспитания национального самосознания у учащихся особенно остро стоит в условиях изменяющегося современного мира, зачастую связанные с миграцией населения, геополитическими процессами, военно-политическими проблемами со странами ближнего зарубежья и т.п. Последнее время наблюдалось сильное влияние на общество в целом, на духовную жизнь людей, ценностей западной культуры. И возврат к истокам национальной культуры, к ее традициям очень символичен. А так как музыка всегда была воплощением души русского народа, то вполне понятно, что обращение к ее истокам вполне логичен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_russkogo_samosoznaniya.docx | 94.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Русская классическая опера XIX века, как средство формирования национального самосознания у школьников средней школы
Менжинская Надежда Константиновна
«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
А.С. Пушкин
«Нация есть душа, духовный принцип. Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв»
Ж.Ренан
Введение
В Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 года №273 ФЗ ст.2 (ред. от 23.072013г.) говорится о целенаправленном процессе воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Целенаправленность заключается: а) в формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности; б) в подготовке не только образованных, но и нравственных людей; в) в передачи и формировании опыта творческой деятельности; г) в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.
Также создана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.[1]
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения признается одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений.
На протяжении всей жизни особенно значимо непрерывное образование.
Школьная программа обучения базируется на принципах непрерывности и преемственности, используя материал близкий в историческом или тематическом плане, обеспечивающий осуществление преемственности на каждом этапе.
В современном обществе образовательный и воспитательный процессы переживают трудный путь становления. Это напрямую обусловлено происходящими культурными и социально-политическими процессами.
В обществе как никогда назрела проблема национального самосознания, как результат назревших и нерешенных проблем в обществе – отсутствием социокультурного единства.
В школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство патриотизма, и анализируются пути их воспитания. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир русской героико-патриотической оперы. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у детей симпатию. Отождествление себя с такими персонажами рассматривается нами как один из социально-психологических механизмов воздействия оперного искусства на личность. Его следствием является рождение новых чувств у учащихся, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров.
Различным граням воспитания музыкой, анализу воздействия музыкального искусства на подрастающее поколение уделялось внимание в трудах педагогов, музыкантов, психологов: Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Е.А. Бодиной, Н.А. Брюсовой, Н.Н. Доломановой, Д.Б. Кабалевского, М.С. Кагана, Е.П. Крупника, В.В. Медушевского, А.Н. Сохора, В.Н. Шацкой и др.
В великом культурном наследии нашей Родины (Владимира Мономаха, А.С. Пушкина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, В.Н. Сорока-Росинского, К.В. Ельницкого, К.Д. Ушинского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, В.А. Сухомлинского и др.), а также в работах современных исследователей (В.И. Лутовинова, Г.С. Буториной, Н.П. Овчинниковой, А. Быкова, З.Т. Гасанова, В.А. Караковского, Л.И. Мищенко, Р.Л. Рождественской, Н.А. Сиволобовой, И.Ф. Харламова и др.) показана высокая социальная значимость проблемы патриотизма и его воспитания у подрастающего поколения.
Актуальность проблемы.
Общественно-политические и социально-экономические изменения в жизни российского общества привели к радикальным преобразованиям, в процессе которых выявились как положительные тенденции – демократизация, гуманизация общественной жизни, так и негативные – экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, долг, честь, достоинство, уважение к памяти павших воинов за Родину, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию. Среди молодежи получили распространение националистические, шовинистические идеи. Обеспокоенность уровнем патриотической воспитанности народа, и прежде всего подрастающего поколения, проявляется во многих выступлениях Президента России В.В. Путина, который говорит, что «слово "патриотизм", подчас, используется в ироническом или даже ругательном смысле…
Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В.В.Путин подчеркивает, что «у нас есть свои многовековые ценности и, что они нас никогда не подводили».
Острота проблемы подтверждается двумя государственными программами патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001–2005 и 2006–2010 годы. В последнем документе констатируется, что в Российской Федерации система патриотического воспитания в основе своей сложилась. Однако необходимо продолжить ее разработку для различных категорий граждан в плане содержания, форм, методов и средств воспитания.
Актуальность данной темы заключается в процессе формирования у учащихся гуманитарного знания, т.к. эти знания, на основе личностно-индивидуального восприятия, формируют национальное самосознание, определяемое духовно-нравственными основами общества.
Цель исследования выявить педагогический потенциал жанра русской оперы XIX века для развития национального самосознания школьников среднего звена.
Цель исследования выявить педагогический потенциал жанра русской оперы XIX века для развития национального самосознания школьников среднего звена.
Задачи
1. Проанализировать воспитательный потенциал русской героико-патриотической оперы и вскрыть теоретические предпосылки его реализации на занятиях.
Осуществить комплексный подход к урокам через межпредметные связи
Содействовать культурному и духовно-нравственному воспитанию школьников;
Приобщить учащихся к русской национальной культуре; Содействовать возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.
Методическая разработка предназначена для учителей, задача которой - выявить педагогический потенциал жанра русской оперы XIX века для развития национального самосознания у школьников среднего звена.
Сборник программ по курсу «Искусство 5-9 классы» Г.И.Даниловой (Искусство 5-11 классы). Методическое пособие: Рекомендации по составлению рабочих программ – 2-е изд., М.: Дрофа,(2014г.) рекомендует проводить уроки по теме «Искусство оперы» в разделе «Синтетические искусства - их виды и особенности» в 9-х классах.
Глава 1. Понятие национального самосознания в историческом контексте
Для осмысления и рассмотрения понятия «Русская идея» в свете новых реалий особенно значимо обращение к трудам русских философов второй половины XIX – начала XX вв. Вл. Соловьёва, Н.А. Бердяева, И. Ильина. Их работы во многом явились основой для историко-философского анализа понятия «Русская идея».
Через изучение древнерусской литературы, памятников письменности Древней Руси мы можем сравнительно чётко проследить становление национального самосознания, формирование русской государственности и национальной идеи России. К таким работам относятся «Слово о Законе и Благодати», «Повесть временных лет», «Жития…» русских князей и святых, идеи «нестяжателей» во главе с Нилом Сорским и др.
«Русская идея» выступает как основа национального самосознания русского народа.
Русская национальная идея формирует этические ценности и идеалы русского человека, определяет его «этику повседневной жизни».
«Русская идея и проблема мессианизма русского народа» не может быть разрешена с позиции философии религиозного ренессанса конца XIX – начала ХХ века, ибо форма её разрешения не соответствует изменениям, произошедшим за последнее столетие в истории России, в самосознании русского народа.
Русская идея как идея мессианского предназначения России, всегда была нравственна. Мы – русские, всегда искали добра и спасения не только для себя, но для всех.
Русская национальная идея как деятельное основание существования русского народа формировала имманентную сущность его души. Поэтому русского человека всегда интересовали вопросы собственного предназначения, смысла и цели своего существования. Ответы на эти вопросы нашли своё отражение в Русской идеи.
Построение цивилизации, основанной на духовно-нравственных принципах, станет продолжением и отражением «Русской идеи», формировавшейся и развивавшейся в России на протяжении веков; которая во многом определяла «идеалы и внутренней политики: верховная власть понималась как арбитр, не дающий сильным «забываться» в их отношениях со слабыми, и внешней: Россия как союзник, опора обиженных, угнетённых».
Сегодня Русская идея также способствует осознанию единства нации, пониманию уникальности и ценности её исторического развития, русской культуры. Она содействует осознанию того, что русский народ – государствообразующий, что он является духовно-практическим основанием существования Российского государства, что изменение в системе государственного управления необходимо начинать с изменений его стереотипов, идеалов и ценностей. В этом состоит политическая функция Русской идеи.
«Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности. Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, разнообразные достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Национальное самосознание базируется на исторической памяти, знании истории, традиций своего рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценностную оценку прошлого своей нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами».[2]
Основные этапы становления русского самосознания.
В IX-X вв. на окраине европейского континента появляется новое государственное образование, складывается единое понятие «Русская земля» или Русь. Это восточно-европейское государство, включающее разноэтнические территории под властью киевских князей.
Первый этап становления русского самосознания в современной историографии связывают с принятием христианства (988г.) при княжении Владимира I. При княжении Ярослава (1019-1054) издается свод законов под названием «Правда Ярослава», строятся христианские храмы, основываются первые монастыри Св.Георгия и Св.Ирины, Киево-Печерский монастырь, а митрополитом русской церкви, без согласия Константинополя, был поставлен его единомышленник и соратник Илларион, данные факты свидетельствуют о прогрессирующей динамике изменения русского самосознания.
Второй этап становления национального самосознания связывают с периодом смутного времени – это начало XVII века. Период захвата власти самозванцем (Лжедмитрий I) Григорием Отрепьевым, затем недолгое княжение Василия Шуйского и появление нового претендента на престол - Лжедмитрия II приводит к военным действиям и интервенции со стороны Польши. В сложившихся критических условиях началось мощное движение народа за национальную независимость. Объединяющей идеей стал призыв защитить православие и восстановить православное царство. Были созданы первое и затем второе народное ополчения. Во главе первого ополчения стоял атаман Иван Заруцкий, князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов.
Во главе второго ополчения стояли староста нижегородского посада
Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский.
Следующий этап национального самосознания закономерно связывают с Великой Отечественной войной 1812 года, когда благодаря мужеству и героизму русского народа была спасена Отчизна от завоевателей поляков и спасен выбранный на царство Михаил Романов.
Последующий этап национального самосознания в рамках XIX столетия это 1861 год – отмена крепостного права.
Конечно, все ключевые события нашей истории не могли не отразиться в духовной, а в данном случаи музыкальной, жизни общества.
Встает закономерный вопрос, а почему национальное самосознание нужно формировать на примере оперного искусства XIX века?
Известно, что музыкальное искусство, обращаясь к сознанию человека через чувства, ненавязчиво играет роль Воспитателя. В этой связи особое место принадлежит русским героико-патриотическим операм. Этот жанр отличают возвышенность и значительность идеи, философская и духовно-нравственная проблематика. В нем отражена история русского народа, насыщенная драматизмом и трагизмом. Герои опер своей жизнью и подвигом показывают примеры безграничной любви к Родине, народу, верности Православию, бережного отношения к природе, нравственному отношению между людьми. Эстетически совершенные русские героико-патриотические оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова и др. содержат патриотические установки для грядущих поколений.
Именно в этот исторический период тема народа приходит и в музыку. Это период становление русского оперного искусства.
Вопрос воспитания национального самосознания у учащихся особенно остро стоит в условиях изменяющегося современного мира, зачастую связанные с миграцией населения, геополитическими процессами, военно-политическими проблемами со странами ближнего зарубежья и т.п. Последнее время наблюдалось сильное влияние на общество в целом, на духовную жизнь людей, ценностей западной культуры. И возврат к истокам национальной культуры, к ее традициям очень символичен. А так как музыка всегда была воплощением души русского народа, то вполне понятно, что обращение к ее истокам вполне логичен.
Проводником, пропагандистом и ее истовым поклонником стал основатель русского оперного искусства М.И.Глинка, который сумел в столь трудном музыкальном искусстве передать всю красоту национальной русской мелодии. Глубокое знание фольклорного материала, а также героических страниц истории отечества позволили композитору посредством сценического искусства и музыки воплотить на сцене образ русского патриота - Ивана Сусанина в одноименной опере «Иван Сусанин». И главной темой в творчестве М.И.Глинки становится тема становления самосознания русского народа, прославления подвига русского народа в борьбе за свободу и независимость. Опера синтетический вид искусства, которая объединяет различные виды искусств, т.е. имеет разнообразные художественные средства выразительности. Опера – союз музыки и театра. Опера это комплексный вокально-инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства.
М.И. Глинка – создатель первой русской классической оперы «Иван Сусанин»(1837г.), в которой композитор заложил эстетические принципы и идеалы, ставшие основополагающими для развития русской оперной школы.
Говоря, об образе главного героя, Б.В.Асафьев подчеркивал: «Лично меня волнует в этой опере всего то, что как-то полускрыто в ней и более ощущается через музыку, чем подчеркнуто в ней».[3]
«В музыке «Ивана Сусанина» чувство родины является основным. Славься, вдохновенный гимн, венчающий оперу - гениальная находка великого русского мастера музыки, воплотившая в мощном хоровом звучании силу и непоколебимую мощь великого народа».[4]
««Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» заложили прочный фундамент русской оперной классики»[5].
В центре внимания русских музыкантов судьба России, судьба народа. В Петербурге группа молодых музыкантов последователи творчества М.И.Глинки (М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.Римский Корсаков, Ц.А.Кюи), объединенные общей идеей, организовались, в так называемую, «Могучую кучку». Эти талантливые музыканты собирались по адресу ул. Коломенская, дом 7.
С их творчеством связаны лучшие страницы музыкального отечественного искусства и свою цель они видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. Идейным вдохновителем и консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист В.В.Стасов. Музыканты систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Поддерживали связь с писателями А.В.Григоровичем, А.Ф.Писемским, И.С.Тургеневым, художником И.Е. Репиным, скульптором М.А.Антокольским.
Бородин пишет Богатырскую симфонию, которая перекликается с картиной Васнецова «Богатыри», и вспомним, в русской поэзии, в творчестве Н.Некрасова - образ богатыря Савелия, богатыря Святорусского. Вторая половина XIX века характеризовалась всплеском творческой активности выдающихся русских композиторов. А.С.Даргомыжский - состоялась постановка оперы «Русалка»(1856г.), М.П.Мусоргский осуществил постановку оперы «Хованщина» (1886г.), М.А.Балакирев написал увертюру «1000 лет», посвященную 1000-летию Руси (1898), Н.А.Римский-Корсаков написал «Майскую ночь»(1878г.), «Снегурочку»(1881г.), «Садко» (1896г.).
Этот период ознаменован творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского (Первый концерт для фортепьяно с оркестром -1875г., балет «Лебединое озеро»- 1876г., Четвертая симфония - 1877г., опера «Евгений Онегин»-1878г., балет «Спящая красавица- 1889г., опера «Пиковая дама»- 1890г.)
В это время писали А.Г.Рубинштейн (опера «Демон» 1872г.), Рахманинов - композитор, пианист, дирижер, написал оперу «Алеко» в 1892 году; Скрябин - пропаганда творчества Глинки и Даргомыжского, «Прометей» - симфония для оркестра, «Божественная комедия», 3-я симфония.
По инициативе А.Г.Рубинштейна организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования в России и поощрения музыкальных талантов» (1859г.).
Надо сказать, что во второй половине XIX века происходит становление профессионального музыкального образования в России. В Петербурге в 1862 году открывается Консерватория, в Москве - в 1866 г. В Петербурге открывается бесплатная музыкальная школа для пропаганды лучших сочинений отечественной и зарубежных музыкальных школ (60-е годы XIXв.)
Музыканты являлись продолжателями традиций русских композиторов М.Глинки, Даргомыжского. Создали грандиозные, масштабные произведения (муз. драмы, симфонии, романсы), восхитившие весь мир.
Судьба русского народа - главный лейб мотив искусства русской живописи второй половины XIX века.
Ведущим направлением в живописи стал реализм. Создание свободной «Артели» художников. В 1870 г. Было создано «Товарищество передвижных художественных выставок» (Н.И.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге, Г.Г.Мясоедов). Считали необходимым показать картины всей России.
Огромный общественный резонанс имели полотна И.Е.Репина, В.Г.Сурикова, В.М. Васнецова, В.В.Верещагина.
Вторая половина XIX века - знаменитый «бунт 14-ти», когда группа молодых художников во главе с И.Н Крамским покинула Академию художеств. Их картины посвящены России.
Художник В.Г.Перов показывает трагедию, всю тяжесть жизни русского народа. «Проводы покойника», - перекликается с некрасовским «Красный нос», «Тройка», «Чаепитие» - после крымской войны, солдат, с георгиевским крестом на груди, просит подаяния.
У В.Г.Сурикова (исторический жанр живописи) в картине «Утро стрелецкой казни» народ - это сила вершившая историю (первые фигуры). У И.Е.Репина в картине «Бурлаки на Волге» трактовка образа народа - это трагедия русского народа.
Ведущие художники посредством изобразительного искусства участвуют в создании оперных театральных постановках, это – М.А.Врубель, К.А.Коровин, Н.К.Рерих, В.М.Васнецов и др. Они пишут декорации, эскизы костюмов.
В создании театральных постановок участвуют выдающиеся мастера оперной сцены как Ф.И.Шаляпин, Ф.И.Стравинский.
Глава 2. Героико-патриотическая опера XIX века как средство формирования у учащихся средней школы национального самосознания
Русская героико-патриотическая опера определяется как жанр музыкально-театрального искусства, в котором ведущая идея воплощается через исторический сюжет, контрастное противопоставление и конфликтное столкновение интонационно-образных сфер через музыкальные образы, представляющие собой типических героев, неразрывно связанных с народом; через музыкальное развитие, подчиняющееся принципам симфонизма, «крупного штриха» (Б. Ярустовский); через музыкальный язык, вобравший в себя специфику национальных музыкальных традиций.
Сущность понятия «патриотизм» рассматривается многоаспектно: как чувство любви к родине в широком смысле слова (любовь к родной земле, народу, государству, языку, верованиям, истории, культуре и т.д.); как одно из проявлений категории «добра»; как родовая черта российского менталитета в соотношении с понятием «Отечество»; как духовно-нравственная ценность, нравственный стержень личности человека; как политический принцип и социальное чувство; как явление общественного сознания; через многообразие видов патриотизма (этологический, христианский, государственный, советский, российский).
Разработка системы принципов музыкального образования, обеспечивает погружение учащихся в художественный мир русской героико-патриотической оперы, при котором главным воспитателем становится сама музыка, и воплощение в живых музыкальных образах идеи произведения, выраженной композитором и исполнителями. Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую, адаптивную и развивающую. Существенным звеном непрерывного образования является самообразование. Основная форма самообразования – изучение литературы, прослушивание лекций, докладов, концертов, посещение музеев и выставок.
Используя принцип вариативности в общеобразовательном процессе, с целью выделения театрального оперного тематического блока, не нарушая последовательность изучения, а так же, не разрушая логики и общей образовательной концепции программы, вместо одного часа на данную тему выделяется три академических часа.
Принцип интеграции, используемый в системе школьного образования, дает возможность закономерно и логично рассматривать уроки по искусству в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Формирование гуманитарного знания у учащихся происходит на уроках литературы, истории, обществознания, искусства, музыки и т.д
Принцип дифференциации и индивидуализации позволяет направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества.
Используя принцип вариативности в общеобразовательном процессе, с целью выделения театрального оперного тематического блока, не нарушая последовательность изучения, а так же, не разрушая логики и общей образовательной концепции программы, вместо одного часа на данную тему выделяется три академических часа.
Принцип интеграции, используемый в системе школьного образования, дает возможность закономерно и логично рассматривать уроки по искусству в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Формирование гуманитарного знания у учащихся происходит на уроках литературы, истории, обществознания, искусства, музыки и т.д
Принцип дифференциации и индивидуализации позволяет направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Это процесс социально-детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества.
Данная система включает в себя принципы, раскрывающие природу оперы (интонационность, театральность, целостность), природу учащегося (принципы активно-деятельного и эмоционально-ценностного постижения оперы, опосредованного воздействия музыки) и специфики организации педагогического процесса (цикличность и единство урочной и внеурочной активно-творческой деятельности учащихся. Исследования психологов показывают, что школьник наиболее восприимчив к героическим образам, драматическим коллизиям, когда активно формируется любовь к Родине и чувство национальной гордости. Однако в практике музыкального воспитания детей педагогический потенциал отечественной оперной классики в должной мере не используется вследствие фрагментарности ее изучения, односторонности раскрытия природы оперного жанра и музыкальной драматургии, вербализации музыкально-педагогического процесса и пассивности при освоении произведения.
2.1 Возможности формирования чувства национального самосознания на основе русской оперы века на уроках МХК
На уроках МХК в разделе «Искусство оперы» учитель имеет возможность включить в учебную программу уроки по теме героико-патриотического воспитания. В блок изучения героико-патриотической оперы состоит из трёх уроков.
Первый урок вводный - обращение к русскому народному творчеству, т.е. к фольклору, знакомство с оперным жанром и связываем тему оперы с былинным наследием на примере опер Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», и в тоже время героико-патриотической оперой «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова.
Второй урок – обращение к героико-патриотической теме на примере опер М.И.Глинки «Иван Сусанин» и А.П.Бородина «Князь Игорь».
Особенно выделяются своей эпической многогранностью опера “Иван Сусанин” М. Глинки, «Богатырская» симфония А.П.Бородина и музыкальное произведение XX века - кантата “Александр Невский” С. Прокофьева. На примере раскрытия образов Ивана Сусанина, русских богатырей и Александра Невского дети очень образно и наглядно проходят весь путь осознания духовно - нравственного смысла музыки.
Музыкальный материал связываем с уроками отечественной истории.
Третий урок – заключительный, урок обобщения и обсуждения пройденного музыкального материала, просмотр творческих работ учащихся, презентаций.
На всех уроках используем подборку художественных исторических полотен.
Цель уроков: Способствовать формированию национального самосознания любви к Родине в процессе изучения русской героико-патриотической оперы XIX века.
Методы: мониторинг; метод опроса; анализ творческих работ учащихся.
Конечно, основа музыкального знания закладывается в рамках начальной школы, когда учащиеся впервые знакомятся с народным вокальным творчеством - фольклором. Именно отталкиваясь от истоков народного творчества можно прийти к пониманию национального оперного искусства.
Перед тем как приступать к изучению крупных музыкальных произведений следует провести экскурс в страну русского народного искусства, используя народные инструменты и национальные костюмы. К примеру, подготовить и провести с учащимися инсценировку народного обрядового праздника, поводить хороводы, попеть частушки.
Блок изучения героико-патриотической оперы состоит из трёх уроков.
Первый урок вводный - обращение к русскому народному творчеству, т.е. к фольклору, знакомство с оперным жанром и связываем тему оперы с былинным наследием на примере опер Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», и в тоже время героико-патриотической оперой «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова.
Второй урок – обращение к героико-патриотической теме на примере опер М.И.Глинки «Иван Сусанин» и А.П.Бородина «Князь Игорь».
Особенно выделяются своей эпической многогранностью опера “Иван Сусанин” М. Глинки, «Богатырская» симфония А.П.Бородина и музыкальное произведение XX века - кантата “Александр Невский” С. Прокофьева. На примере раскрытия образов Ивана Сусанина, русских богатырей и Александра Невского дети очень образно и наглядно проходят весь путь осознания духовно - нравственного смысла музыки.
Музыкальный материал связываем с уроками отечественной истории.
Третий урок – заключительный, урок обобщения и обсуждения пройденного музыкального материала, просмотр творческих работ учащихся, презентаций. (На всех уроках используем подборку художественных исторических полотен.)
При работе с героическими образами очень важно обсудить с детьми, что такое гражданская позиция? Как они это понимают? Как они понимают слово патриот? А какое значение придавал этим понятиям Иван Сусанин? Александр Невский? Эти герои из разных эпох, разных сословий, они разного возраста. Но было ли разночтение в их понятии о долге перед Родиной? О любви к Отечеству? Вкладывали они в эти понятия пафос, высокопарность? Или для них это было естественным и единственно возможным отношением к своей земле?
То, что в основе сюжета обоих произведений лежат реальные исторические события облегчает понимание неразрывной связи музыки и жизни, понимание, что истоки музыкального творчества лежат в основах самой жизни. Ария Сусанина “Ты взойдешь, моя заря…” является богатейшим материалом для формирования у детей умения сопереживать чувствам другого человека. Она производит очень сильное эмоциональное впечатление на детей и заставляет прочувствовать боль и страдания героя. С другой стороны, она обязательно заставляет задуматься, каким мужеством должен обладать человек, чтобы расстаться с жизнью ради спасения Отечества. После осознания стоящего перед Сусаниным выбора, вполне логично звучит вопрос: “А как бы я поступил в этой ситуации? Смог ли бы я проявить такое мужество и самоотверженность?” Цель данного самоанализа не столько в озвучивании конкретного ответа, сколько в необходимости “заглянуть” к себе в душу, задуматься и оценить масштабность героического образа, силу духа и величие русского человека. Подобную же работу можно проделать и с образом Александра Невского, обращая внимание учащихся, что в 20 лет он уже принял на себя ответственность возглавлять русское войско и одержал блестящие победы над врагами Руси.
Итогом данных обсуждений станет просьба к детям сформулировать свое отношение к данным жизненным ситуациям и внести эти героические образы в “свою копилку” духовно-нравственных ценностей как лучшие примеры величия русского духа.
2.2 Методическая разработка уроков, включающая элементы патриотического воспитания на основе изучения русской классической оперы века
Разработка урока
Опера А.П.Бородина «Князь Игорь»
Тема урока: Опера «Князь Игорь»
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока:
Расширение и углубление знаний о русской музыке середины XIX века.
Образовательные задачи урока:
Развить интерес к изучению жанра оперы.
Воспитательные задачи урока:
Воспитание любви к классической музыке
Воспитание эстетического вкуса
Воспитание патриотизма, интереса к истории своей Родины
Развить интерес к изучению музыкальной литературы
Ход урока:
Учитель:
Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому
Есть такое выдающееся произведение литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве". Чтобы рассказать о нем подробно, не хватит даже нескольких наших уроков. Вы обязательно будете изучать его на уроках литературы в восьмом классе.
В этом году исполняется 827 лет поэме «Слово о полку Игореве».
1. Вопросы для повторения ранее изученного
Давайте вспомним, с музыкой какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? (А.П. Бородина)
Кем он был по профессии? (химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор)
С каким произведением А.П. Бородина мы с вами сейчас знакомимся? (Опера «Князь Игорь»)
Музыка и либретто написаны? (А.П. Бородиным)
Стиль оперы? (Народно-эпическая, в разных источниках написано по-разному: лирико-эпическая, эпическая)
Главные герои оперы? (Князь Игорь, Княгиня Ярославна, Владимир сын, князь Галицкий, хан Кончак, Кончаковна, Скула, Ерошка)
Сколько действий? (4 действия)
Изучение нового материала
Учитель: И так, мы с вами продолжаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь".
Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Опера - очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения.
Неоценим подвиг князя Игоря для потомков.
Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Её на небе сыщут взгляды
И не найдут среди людей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твоё названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «Он любил Отчизну!»
Учитель: Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.
Ученик: Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Согласно летописям, оно застигло войско уже в походе, на переправе через реку Сурож 1 мая 1885 г. Бородин переносит ее к моменту выступления из Путивля. И не только ради драматического единства. Само отношение Игоря к затмению характеризует его.
Автор «Слова» объясняет мотивы Игоря так:
«Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование». (Автор понимал значение затмения!)
В источниках упоминаются другие слова князя:
«Не известно, намли к худу или врагам нашим».
В опере эти слова звучат так:
«Нам Божье знаменье от Бога, к добру иль нет – узнаем мы.
Судьбы своей никто не обойдет, чего бояться нам?
Идем за правое мы дело, за веру, Родину, за Русь!
Ужели нам без боя воротиться и путь открыть врагу?
Из этих слов видно, какую трансформацию претерпел в опере образ Игоря. Здесь он герой – с самого начала вдохновляемый идеалами патриотизма. Таков он на протяжении всей оперы. Он кается лишь в том, что потерпел поражение и причинил тем самым страдания своей земле.
В прологе же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга.
Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.
Что такое ария?
Ария – в опере главный вокальный номер, от лица героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.
Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.
Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И, музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы. Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.
Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / и знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / и, в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах.
Учитель: Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).
Слушание арии Игоря.
Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе»
Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)
Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))
Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)
Каково настроение героя? (мрачное)
Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)
- О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к Родине, к Ярославне.)
Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».
- Как изменилась музыка? (ускорение темпа, мелодия звучит широко, уверенно, распевно)
- Почему? (В князе пробуждается порыв к борьбе и свободе)
- Что меняется во фразе «и гибель моих полков». Почему? (Темп замедляется, мелодия теряет свободу и распевность, возвращается декламация. Герой испытывает чувство вины)
Середина первого раздела «Погибло все».
- Каково настроение героя? (отчаяние)
- Как меняется ритм? (становится пульсирующим)
- Как передается в музыке уверенность Игоря в победе «Я Русь от недруга спасу»? (на одном звуке – дает устойчивость интонации, речитативность)
Средний раздел арии.
- К кому обращается Игорь? (к Ярославне)
- Какие элементы музыкальной речи меняются и почему? (Приятные воспоминания, теплые чувства к супруге. Лад – мажорный. Интонации песенные – искренность, простота. В сопровождении фигурации «покачивания, убаюкивания», выражают ласковые чувства. Движение мелодии поступенное, размеренное)
Третий раздел арии «Ужели день за днем»
1. Назовите раздел, сходный по состоянию, средствам музыкальной выразительности? («И бранной славы пир веселый»)
2. Встречаются ли еще повторения?
Кода «Ох, тяжко».
3.Какой эмоциональный оттенок дает минорный лад?
И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме с речитативным вступлением и заключением)
Учитель: "Слово о полку Игореве" подарило нам также один из самых светлых образов русской литературы - образ Ярославны, любящей жены князя Игоря Святославича, которая, оставаясь в родном городе Путивле, чувствует, догадывается и сопереживает бедам своего самонадеянного супруга.
Ученик: Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них тонкой мелодической орнаментикой. В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами. Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!
Слушание: «Плач Ярославны» учащиеся следят по партитуре
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея?
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,
Через каменные горы
в половецкий край дорогу
Ты пробил,
Там насады Святослава до кобякова полку
Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,
Днепр, родной наш Днепр!
Вороти ко мне милого,
Чтоб не лить мне горьких слёз,
Да к милому на море не слать рано по утрам.
Ох, ты, солнце, солнце красно,
В небе ясном ярко светишь ты,
Всех ты греешь, всех лелеешь,
Всем ты любо, солнце;
Ох, красно солнце!
Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?
Ах! Что ж в безводном поле жаждой
Ты стрелкам луки стянуло,
И колчаны им истомой горем запекло?
Зачем?
Учитель: Каким предстает перед нами образ Ярославны?
Ответ учащихся: простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.
Учитель: И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы.
Ученик: Приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, где край родной родная песня наша…» «Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных.
Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра»
Пляска девушек.
НЕВОЛЬНИЦЫ.
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Ты туда и улетай
сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.
Слушание: Половецкая пляска с хором
Учитель: Бородин не идеализирует половцев. Это отражение реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья.
Вспомним, что сам Бородин был прямым потомком татарского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания.
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной.
- Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях? (Да)
-Приведите примеры таких песен и докажите.
(День победы, Священная война, Здесь птицы не поют).
- А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?
(мужественный, сильный и т.д.)
Учитель: Мы отдаем дань памяти этим людям и помним о них всегда. А героическая тема в музыке продолжает жить уже много-много веков.
Вернёмся к опере: «Князь Игорь». Мы говорили, что поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы. Поэтому неоценим подвиг князя Игоря для потомков.
Таким образом, драматические события 1185 года, связанные с ними мысли и переживания, свидетельствовавшие о трудном времени разобщенности и раздробленности Руси XII века, 700 лет спустя вдохновили А.П. Бородина на создание удивительного музыкального произведения – оперы «Князь Игорь».
Еще спустя сто лет, в 1969 году, был снят одноименный фильм-опера – «Князь Игорь».
Виктор Петрович Астафьев об опере «Князь Игорь»:
«Слово о полку Игореве» воспитывает патриотизм, уважение к истории нашей родины, к ее героическому народу. А еще — вызывает удивление.
Астафьев назвал оперу «Князь Игорь» одним из произведений, которые составляют славу Русской музыки, потому что эта опера действительно великолепна . В ней отражаются важные события того времени и в ней присутствуют эмоции всех её персонажей .
4.Итог урока, вопросы:
Какова основная идея оперы? (Патриотическая, т.е. любовь к Родине и общее горе при поражении).
Как звали жену князя Игоря Святославича?
Какие действия оперы посвящены показу образов Востока, а какие – описанию русского лагеря? (I – IV и II – III)
В чём состоит драматизм оперы? (в поражении Игоря, в предательстве своих воинов, в разорении Руси)
Учитель: Наш урок заканчивается. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу.
Спасибо за внимание! Урок окончен!
Домашнее задание:
Подготовиться к викторине по опере «Князь Игорь».
Разработка урока опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Цель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в
оперном жанре
Задачи:
Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи.
Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра.
Формировать умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.
Ход урока
1. Введение.
Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.
Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.
Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года. Почему?
Ответ учащихся:…
Учитель: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.
2. Актуализация.
Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников Родины.
“Образы защитников Отечества”
1. Былины о русских богатырях.
2. С. Прокофьев кантата “Александр Невский”
3. Русские народные солдатские песни.
4. С.С. Прокофьев опера “Война и мир”.
5. Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год.
6. А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония”
7.М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”.
Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?
3. Новый материал.
Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”).
М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.
В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.
Идею оперы можно выразить строками известной думы “Иван Сусанин” К. Рылеева:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет, и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!
4. Музыка оперы.
“Отечественная-героично-трагическая опера” – так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.
Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. В опере трудный период в жизни русского народа – война с поляками.
Опера состоит из 4-х действий и эпилога. В Интродукции (вступлении) воплощена непреклонная воля русского народа к победе.
В 1-м действии оперы мирная жизнь. Каватина Антониды полна искренности, нежности, а оживленное рондо раскрывает радостный мир девичьих мечтаний:
“Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи” (фрагмент оперы: каватина и рондо Антониды 1 д.)
2-е действие (образ врага). Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда.
Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси.
Так заканчивается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы.
В 3-м действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа. Начинается 3 действие с песни Вани, которая полна нежности и благородства к отцу. К Ване присоединяется голос Сусанина. Их дуэт завершается решительными фразами юноши, который готов отдать жизнь за родной край. Вдруг в мирную обстановку вторгаются завоеватели. Они уводят с собой Сусанина, который прощаясь с детьми, дает понять, что никогда не вернется домой. Драма полна душевных переживаний. Это передает романс Антониды “Не о том скорблю, подруженьки”.
В 4-м действии драматизм усиливает Ваня, пытаясь разбудить спящих ополченцев, сообщает о приходе поляков.
Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. Она открывается хором поляков. Контрастом теме поляков звучит речитатив и ария Сусанина “Чуют правду…”. Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. Он вспоминает свою семью. Речитатив передает огромную внутреннюю силу человека, встречающего последнюю зарю в своей жизни и верящего в спасение своей родной земли. В арии “Ты взойдешь, моя заря!” Глинка с непревзойденным мастерством сочетает простоту мелодического движения (плавные распевы, народные песни, речевые интонации народного говора, черты молитвенных песнопений) с глубиной человеческих чувств. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арии – молитвы, арии – песни. Эпилог оперы “Жизнь за царя” заканчивается хором “Славься”, он передает картину народного ликования. Тема хора сочетает в себе черты древних знаменитых распевов, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора. Ощущение великого праздника передают звуки оркестровых колоколов.
5. Закрепление нового материала и тестирование
Заключение
Освоение музыкального материала несет свои трудности и проблемы. К большому сожалению, у большинства учащихся центра образования плохие знания по истории Отечества, по обществознанию, а так же и по литературе. Поэтому очень важно пробудить эмоциональное восприятие у учащихся, сопереживание героям оперного спектакля, пробудить желание во внеурочное время посетить театр. А для того, что бы это случилось, необходимо заинтересовать историческим материалом, может быть связать с современными событиями, провести аналог, познакомить с драматургическим материалом, познакомить с главными музыкальными темами, образами главных героев. Исследования психологов показывают, что школьник наиболее восприимчив к героическим образам, драматическим коллизиям, когда активно формируется любовь к Родине и чувство национальной гордости. Однако в практике музыкального воспитания детей педагогический потенциал отечественной оперной классики в должной мере не используется вследствие фрагментарности ее изучения, односторонности раскрытия природы оперного жанра и музыкальной драматургии, вербализации музыкально-педагогического процесса и пассивности при освоении произведения. Определено содержательное наполнение внешних, внутренних и общих форм организации педагогического процесса в освоении русской героико-патриотической оперы. Разработка и апробирование диагностической методики, позволяет выявить отношение учащихся к русской героико-патриотической опере и системе воплощенных в ней ключевых ценностей; определяет качество знаний ими оперной музыки; изучает динамику развития творческого мышления; выявляет впечатления выпускников средней школы об оперном искусстве. Практическая значимость заключается в том, что разработанные методические рекомендации для учителей по изучению русской героико-патриотической оперы учащимися служат повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, особенно в сфере патриотического воспитания учащихся, расширяют возможности их участия в культурной жизни страны. Методологической основой являются: теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова; концепции гуманистического, ценностного подходов в воспитании (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова и др.); интонационная теория Б.В. Асафьева и ее развитие в теории двойственности музыкальной формы В.В. Медушевского; теория полифункциональности музыки А.Н. Сохора; идеи о воспитательных возможностях музыки; концепции воспитания искусством Д.Б.Кабалевского, Б.М.Неменского и полихудожественного развития школьников Б.П. Юсова.
Список использованной литературы
- Аипова Н.А. Музыка русского народа/ Музыка в школе. -2007.-№1.- с.36-42.
- Асафьев, Б. О народной песне / Б.О. Асафьев. – Л Лениздат, 1987 г. – с. 283
- Асафьев Б.В., М.И.Глинка, Л., Музыка, 1978г.- с.214
- Боголюбов Л.Н «Обществознание», Москва, Просвещение, 2005г.- с.186
- Катеринина Е.Р., Шаляпин в Петербурге-Петрограде, Л.1976г.- с.33
- В.Н., ДмитриевскийДуховно- нравственное воспитание в новой школе России. – СПб: СПбАППО. -103 с.
- Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. - М.: МГИК, 1994г.
- Кон, И. С. Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1983. –с. 445
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. -М.: Просвещение, 2009г.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М.,1996г.
- Кулакова Л.И., Е.Г.Салита, В.А.Западов, Радищев в Петербурге, 976г.- с.168
- Полевая М.И., Римский-Корсаков в Петербурге, Л.Лениздат, 1989г.- с.73
- Проблемы духовного воспитания. - Волгоград: ВГПУг.- с. 79
- Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учеб. пособие / Сост. Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под. ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. – с.368
- Путилов, Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / - Л., 1976 г. - 208 с.
- Русское самосознание, философско-исторический журнал, изд. Русское философское общество им. Страхова Н.Н. № 6.2014г.
- Салита Е.Г., Стасовы в Петербурге-Петрограде, Л.Лениздат, 1982- с.178
- Свердлов М.Б. « От законов Русси к Русской правде», М., Юридическая литература», 1988г.- с.4
- Соколов Ю.М., Русский фольклор / 1941 г. – с. 350
- Силуянова, И. В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Филос. Науки. – 1990. – №12. – с 100 — 104.
- Поиск исторического выбора в России / Вопросы филос. – 1994. – №5. – С. 22-29.
- 21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - М.: Педагогика, 1990. – 153с.
- Явгильдина З.М., Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов. - Казань: КФУ, 2012. - 110 с.
- URL: http:// минобрнауки.рф/документы/дата обращения 14.12.2014
- URL: http://xreferat.ru|104|2905- 2-stano
IV. Приложение
Алгоритм уроков по МХК включающего элементы патриотического воспитания на основе изучения русской классической оперы
Тема блока уроков: Искусство оперы
Цель: Познакомиться с оперным произведением, высказать свое мнение и отношение к прослушанному материалу (выбор произведения по усмотрению учителя).
Вопросы для обсуждения:
1.Что такое «опера»?
2. Любите ли вы слушать оперу? ( Как называется опера?) Назовите автора произведения (композитора, автора либретто, автора драматургии).
3.Какие оперные произведения вы знаете зарубежного или отечественного композитора.
Дом. Задание
Учебник стр. 172-174
Вопросы:
1.Перечислите оперные жанры, которые Вы знаете.
2.Какие оперные и музыкальные театры есть в нашем городе?
План урока
1. Передать краткое содержание
2. Прослушать отрывки из оперы
3.Высказать свое мнение о прослушанном музыкальном произведении
4. Домашнее задание
Ход урока
Вступление
1. Дать определение термину опера (Опера –opera в переводе с ит. означает дело, труд, работа)
2.Перечислить основные оперные жанры
3.Опера – синтетический вид искусства.
4.Опера - союз музыки и театра.
5.Опера как комплексный вокально-инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства.
6.Театральная условность в оперном и драматическом театре
7.Просмотр и прослушивание фрагментов из оперы.
Вступление:
В Итальянском городе Флоренция в конце 16 века стали собираться талантливые актеры, поэты, ученые и музыканты. Они пытались возобновить постановки древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.
На основе таких партий возникли арии – законченные эпизоды в музыкальном спектакле.
Италия – родина оперного искусства.
От drama per musika к опере-сериа и опере-буффа. Опера-буффа – и ее национальные традиции. Лирическая опера. Историческая опера.
Первые оперные начинания получили свое развитие: Монтеверди (ит. композитор - 1567-1643гг.) - опера «Орфей» и последняя «Коронация Поппеи» 1642г.
В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, орган.
Оперные голоса: женские сопрано, меццо-сопрано, контральто. Мужские: контртенор, тенор, баритон, бас.
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы эпилог.
Монтескье и его современники установили классическую оперную конструкцию: арии, дуэты, терцеты, квартеты, ансамбли.
В них герои выражают свои эмоции.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (части оперного произведения - ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня).
Речитативы, хоры – в них объясняются происходящие события (по традициям античного театра). Хор в опере трактуется по-разному, он может быть фоном, несвязанным с основной сюжетной линией, иногда комментатором происходящего. Его возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (напр. Роль хора в народных музыкальных драмах М.Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».)
Большая роль отводится оркестру. Симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов.
Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды – увертюру, антракт (вступление к отдельным актам), шествия, балетную музыку.
Еще один компонент оперного спектакля – балет, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
Синтез в оперном спектакле.
Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров исполнителей, хормейстера и балетмейстера в создании оперного спектакля.
Постепенно происходит становление национальных оперных школ. После Италии опера становится популярной во Франции, а затем и в остальных странах Европы.
[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009 ―100 с.
[2] Л.Н.Боголюбов «Обществознание», Москва, Просвещение, 2005г., с.186
[3] Асафьев Б.В., М.И.Глинка,Л., Музыка,1978,с.214
[4] Там же, стр.99
[5] Там же, с.214