ДПОП в обасти музыкального искусства ФОРТЕПИАНО учебный предмет СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Слушание музыки дает возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста и позволяет подойти к изучению курса музыкальной литературы более подготовленным.Данная программа составлена на основе методических разработок по предмету «Слушание музыки» Е.Г.Кругликовой и Н.А.Царевой, многие идеи программы созвучны с методикой Л.Ю.Акимовой и О.А.Владимировой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dpop_v_obasti_muzykalnogo_iskusstva_fortepiano_uchebnyy_predmet_slushanie_muzyki.docx | 57.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛДА ИСКУССТВ им.А.В.Ливна»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТКПИАНО» 8 (9) лет «НАРОДНЫЕ И НСТРУМЕНТЫ» 8 (9) лет «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» 8 (9) лет
Предметная область ПО.02.ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Программа по учебному предмету УП.02. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Срок обучения 3 года (1 – 3 класс)
Возраст обучающихся 6 лет 6 месяцев до 9 лет
п.г.т. Излучинск 2018г.
Согласовано Педагогическим советом «___»________2018 г. | Утверждаю Директор МАОДО «ДШИ им.А.В.Ливна» ________________Т.И. Солонина |
Программа учебного предмета «Слушание музыки» Разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Струнные инструменты».
Разработчики:
Сутыркина Ольга Александровна – преподаватель теоретических дисциплин
Емельянова Ирина Геннадьевна – преподаватель по классу баян, аккордеон
Рецензент:
Фархутдинова Светлана Гусмановна – Кандидат культурологи, доцент кафедры музыкального отделения НВГУ
- Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки» создана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные ин6струменты», «Народные инструменты». Программа является частью дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные ин6струменты», «Народные инструменты». Учебный предмет «Слушание музыки» относится к обязательной части образовательных программ (ПО.02.УП.02.).
Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Слушание музыки». Являясь своего рода «нулевым циклом» курса музыкальной литературы, этот предмет вводит учащихся в тайны творчества и направлен на изучение навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.
Слушание музыки дает возможность узнать больше классической музыки с раннего возраста и позволяет подойти к изучению курса музыкальной литературы более подготовленным.
Принимая во внимание особенности эмоционального восприятия музыки детьми, а именно – непроизвольное сопровождение музыкального произведения различными телодвижениями, процесс обучения был дополнен играми, объединяющими музыку, движение и речь (или пение). Игровой характер музыкально-двигательных упражнений (этюдов) сделал процесс обучения непроизвольным, более естественным, и, конечно, интересным для детей. Музыкально-релаксационные «минутки» позволили практически освоить новый материал в ненавязчивой и психологически комфортной форме.
Данная программа составлена на основе методических разработок по предмету «Слушание музыки» Е.Г.Кругликовой и Н.А.Царевой, многие идеи программы созвучны с методикой Л.Ю.Акимовой и О.А.Владимировой.
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» и форма проведения учебных аудиторных занятий
Программа трехлетнего курса обучения рассчитана на 32 часа в год, что соответствует образовательным стандартам по преподаванию предмета «Слушание музыки» в ДШИ. Урок проводится один раз в неделю с учащимися 1-3 класса всех специальностей, в форме групповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Продолжительность урока – 40 минут (1 час).
Преобладающая форма уроков – это уроки-беседы. В зависимости от содержания темы, уроки могут проводиться в виде: урок-сказка, урок-воспоминание, урок-исследование и т.д.
Цель и задачи учебного предмета
- приобщать и развивать у детей интерес к шедеврам мировой классики; к музыкальным занятиям; развивать музыкальный слух, музыкальную память, образное и ассоциативное мышление, воображение
- формировать эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный отклик в процессе слушания
- освоить круг теоретических понятий
- создать базу для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству
- воспитывать музыкальный вкус; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список рекомендуемой литературы.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета". Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод). Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии. Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения. На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого. Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого.
Методическое обеспечение рабочей программы и учебного процесса
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации данной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
-телевизор;
-видеомагнитофон;
-музыкальный центр;
-фортепиано;
-доска.
Наглядные пособия:
-портреты зарубежных композиторов (комплект)
-портреты русских композиторов (комплект)
-репродукции картин русских художников
- использование видеозаписей
- использование фонохрестоматии
- Содержание учебного предмета
I год обучения
№ темы | Название темы | Количество часов |
I четверть | ||
1. | Вводная беседа о музыке. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах. | 2 |
2. | Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад | 3 |
3. | Метроритм, пульсация в музыке | 2 |
Контрольный урок | 1 | |
II четверть | ||
4. | Мелодия и её выразительные свойства. | 2 |
5. | Фантастические, сказочные персонажи в музыке | 2 |
6. | Сказочные образы в творчестве П.И.Чайковского | 2 |
Контрольный урок | 1 | |
III четверть | ||
7. | Сказочные образы в творчестве Н.А.Римского-Корсакого | 5 |
8. | Голоса музыкальных инструментов: а) скрипка и виолончель; б) флейта и фагот; в) гобой и кларнет; г) валторна и труба; д) литавра и барабан; е) фортепиано и клавесин | 4 |
9. | Музыкальные инструменты – герои сказки С .Прокофьева «Петя и волк» | 1 |
Контрольный урок | 1 | |
IV четверть | ||
10. | Человеческий голос - самый первый музыкальный инструмент. | 1 |
11. | Жанры вокальной музыки. | 3 |
Контрольный урок. Устный опрос. | 1 | |
Контрольный урок. Музыкальная викторина. | 1 | |
ИТОГО | 32 часа |
II год обучения
№ темы | Название темы | Количество часов |
I четверть | ||
1. | Музыкальные жанры: песня, танец, марш | 1 |
2. | Марш. Различные виды маршей. | 2 |
3. | Танцевальная музыка. Танец старинный, народный, современный | 2 |
4. | Жанры песни, марша, танца в характеристике образа: а) А.Рыбников «Волк и семеро козлят»; б) Л. Половинкин «Золотой ключик» | 2 |
Контрольный урок | 1 | |
II четверть | ||
5. | Детский фольклор | 2 |
6. | Времена года в народном календаре. | 2 |
7. | Зима. Обряды и песни. Масленица. | 2 |
Контрольный урок | 1 | |
III четверть | ||
8. | Весна. Народные обряды и песни. Веснянки. | 2 |
9. | Лето. Летние праздники, обряды и песни. | 2 |
10. | Осень. Народные обряды и песни. Жатва. | 2 |
11. | Народные музыкальные инструменты | 1 |
12. | Народная песня в творчестве русских композиторов, Н.А.Римский –Корсаков, М.П.Мусоргский, М.И.Глинка | 1 |
Контрольный урок | 1 | |
IV четверть | ||
13. | Программно-изобразительная музыка | 4 |
14. | Электронная музыка | 2 |
Контрольный урок. Устный опрос. | 1 | |
Контрольный урок. Музыкальная викторина. | 1 | |
ИТОГО | 32 часа |
III год обучения
№ темы | Название темы | Количество часов |
I четверть | ||
1. | Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма. | 3 |
2. | Знакомство с композиторами эпохи романтизм: Ф.Лист, Б.Мендельсон. | 2 |
3. | Знакомство с творчеством Э.Грига | 2 |
Контрольный урок | 1 | |
II четверть | ||
4. | Жанр инструментальной музыки. Цикл. П.И.Чайковский « Времена года», Р.Шуман «Детский альбом», К. Сен-Санс « Карнавал животных» К. Дебюсси « Детский уголок» | 6 |
Контрольный урок | 1 | |
III четверть | ||
5. | Музыкальная форма. 1,2,3-х частная; вариация, сюита, рондо, сонатная форма | 10 |
Контрольный урок | 1 | |
IV четверть | ||
6. | Содружество муз. а) музыка и слово; б) музыка и живопись. | 2 |
7. | «Музыка – душа танца»: С.Прокофьев «Золушка» И.Стравинский «Петрушка» | 2 |
Контрольный урок. Устный опрос. | 1 | |
Контрольный урок. Музыкальная викторина. | 1 | |
ИТОГО | 32 часа |
Содержание тем учебного курса
I год обучения
Тема 1. Вводная беседа о музыке. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах
Когда появилась музыка? Как возникла музыка? Для чего музыка нужна человеку и в чём она ему помогает? Кто такой музыкант? Кого называют исполнителем, а кого композитором? Легенды о музыкантах-исполнителях, которые усмиряли звуками музыки стихии, злых духов, приносили радость исполняемой музыкой (Садко, Орфей).
Примерный музыкальный материал:
Е.Крылатов «Откуда музыка берёт начало?»
К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика»
Русская духовная музыка
Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»
Тема 2. Понятие о выразительных возможностях элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика; регистр; темп; лад
На первых уроках необходимо анализировать пьесы с одним главным определяющим элементом музыкальной речи. Важно не только констатировать элементы музыкального языка, но и выявлять их роль в создании музыкального образа.
Умение различать свойства звука – основа развития музыкальных способностей. Разделить все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Необходимо использовать живописные иллюстрации и стихотворения ( например, «Разные звуки» Е.Королевой). Возможно проведение игры «Звучащие картинки», в ходе которой небольшая группа детей, избегая использования слов, озвучивает сюжет предложенной иллюстрации. Задача «зрителей» - восстановить ход изображаемых событий в форме рассказа.
Динамические оттенки – музыкальные краски, один из важных секретов превращения звука. Для того чтобы развить у детей умение различать разные по силе звуки, рекомендуется выполнять специальные, развивающие эту способность игры.
«Читаем сказку»
Читать сказку (например, «Про кота Василия») с динамическими оттенками, меняя силу голоса. Заменить произношение слов «тихо», «громко», «чуть потише» и т.д. на цветное изображение («громко» - красный, «тихо» - «розовый). Вместо русских слов произносить итальянские «пиано», «форте», меняя при этом силу голоса.
«Цветное эхо». Необходимо превратить звуковое эхо в краски с помощью набора оттенков одного цвета.
«Ветерок и волны». (Лендлер. Л.Бетховен). Дети свободно располагаются по классу. Руками и телом они изображают движение волн: небольших – на piano и больших – на forte. Движения импровизированные.
Выразительные возможности регистра. Прочитать сказку Р.Кончаловской «Девочка Нина». Умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров закрепляется в процессе игры «Подумай и отгадай». Ход игры: детям раздаются карточки с изображением животных (медведь, заяц, птичка). Необходимо определить, кому принадлежит мелодия.
Выразительные возможности лада рекомендуется изучать на основе сказки «О братьях Мажоре и Миноре»
Примерный музыкальный материал: М.Старокадомский «Зайчик» В.Ребиков «Медведь» М.Красев «Воробышки» Р.Ромм «Птичка» Г.Левкодимов «Тихая и громкая музыка» Э.Григ «Шествие гномов» С.Майкапар «Мотылёк» Н.Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
Л.Бетховен «Лендлер» П.Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы»
Тема 3. Метроритм, пульсация в музыке
Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом человека и ходом часов. Сильные и слабые доли в доли такта. Метрическое своеобразие музыки и чувственное восприятие доли-пульса, музыкального «шага». Перед прослушиванием музыкальных примеров рекомендуется представлять ритмическую и пластическую модель пьесы.
К.Сен-Санс «Карнавал животных»:
«Кенгуру» - прерывистый ритм
«Антилопы» - короткие длительности
«Слон» - равномерный ритм
Научиться различать длинные и короткие звуки, а также, познакомиться с разнообразными ритмическими рисунками (узорами), поможет сказка «Дружная семья» Е.Королёвой, в которой рассказывается, как дружно жили в семье разные длительности.
Примерный музыкальный материал: К.Сен-Санс «Карнавал животных» С.Прокофьев «Золушка», полночь; А.Филиппенко «Скакалка», Л.Шитте «Этюд», соч.106, №6; М.Мусоргский «Картинки с выставки» (Быдло, Прогулка).
Тема 4. Мелодия и её выразительные свойства
Как мелодия помогает понять характер музыкального произведения, с помощью чего она это делает (использование штрихов, регистров). В зависимости от исполнения одна и та же мелодия может показать совершенно разные характеры. Как мелодия помогает выразить чувства человека.
Примерный музыкальный материал:
А.Вивальди «Лето» из цикла «Времена года»
К.Дебюсси «Лунный свет»
С.Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка»
Тема 5. Фантастические, сказочные персонажи в музыке
Разговор о сказочных персонажах. Характер этих персонажей, их образ в музыке. Делать сравнительный анализ произведений с одинаковым названием.
Примерный музыкальный материал:
П.Чайковский «Баба-Яга»
А. Лядов «Баба-Яга»
М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
Э.Григ «Кобольд»
М.Мусоргский «Гном»
Тема 6. Сказочные образы в музыке П.И Чайковского
Краткие биографические сведения о композиторе. Рассказ о музыкальном спектакле – балет. Знание сюжетов прослушанных сказок, запоминание наиболее ярких музыкальных номеров. Знать имена главных героев.
Примерный музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Тема 7. Сказочные образы в музыке Н.А.Римского-Корсакова
Краткие биографические сведения о композиторе. Рассказ о музыкальном спектакле – опера. Знание сюжетов прослушанных сказок, запоминание наиболее ярких музыкальных номеров. Знать имена главных героев.
Примерный музыкальный материал:
Н.А. Римский-Корсаков «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Тема 8. Голоса музыкальных инструментов
Знакомство с музыкальными инструментами – важный этап на пути к музыке. Самый эффективный способ освоения инструментальных тембров – сравнение. Целесообразно сопоставлять звучания контрастных тембров: скрипка – виолончель, флейта – фагот, фортепиано – клавесин. Истории возникновения музыкальных инструментов. Желательно использование доступного интересного материала. Возможен вариант построения уроков в виде сказочного путешествия в страну Музыкальных инструментов.
Примерный музыкальный материал: К.Сен-Санс «Рондо каприччиозо» - скрипка; К.Сен-Санс «Лебедь» - виолончель; И.С.Бах «Шутка» - флейта; П.Чайковский «Симфония №6» - соло фагота; П.Чайковский Сцена из балета «Лебединое озеро» - соло гобоя; П.Чайковский «Старинная французская песенка» - соло кларнета;
П.Чайковский «Вальс цветов» - соло валторны; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида» - труба; М.Равель «Болеро» - барабан; И.С.Бах «Прелюдия C-dur» - клавесин; В.А.Моцарт « Соната №11» - фортепиано.
Тема 9. Музыкальные инструменты – герои сказки С.Прокофьева
«Петя и волк»
Сопоставление героя сказки и инструментального тембра. Повторение изученных музыкальных тембров. Полезно провести игру «Чей голос звучит?» (определить звучание, подобрать необходимую иллюстрацию)
Тема 10. Человеческий голос – самый первый музыкальный инструмент
Голос – самый простой инструмент, с помощью которого человек может создавать музыку. Четыре основных певческих голоса. Хоровое пение, виды хоров.
Примерный музыкальный материал:
Записи р.н.п. звучащих a capella.
В.А.Моцарт «Лакримоза»
М.П.Мусоргский «Блоха»
А.Алябьев «Соловей»
Р.н.п «Ой, да ты, калинушка»
Тема 11. Жанры вокальной музыки
Знакомство с жанрами сольной вокальной музыки – песня, романс, баллада, ария, вокализ.
Примерный музыкальный материал:
Ф.Шуберт «Лесной царь», «Форель»
А.Алябьев «Соловей»
Н.А.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»
С.В.Рахманинов «Вокализ»
М.И.Глинка «Попутная песня»
II год обучения
Тема 1. Музыкальные жанры
Понятие жанра. Жанр – вид музыкального искусства с определенными исторически сложившимися чертами. Первичные жанры: песня, танец, марш. Их выразительные особенности и значение. Разнообразие музыкальных жанров. Деление музыки по способу исполнения – голосом или на инструменте. Условное деление музыки на вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную и театральную.
Примерный музыкальный материал: Марш Преображенского полка С. Прокофьев «Детская музыка» Марш, Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» Н.Римский-Корсаков Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка» Н.Римский-Корсаков Песни Леля из оперы «Снегурочка» Р.Паулс Колыбельная и др.
Тема 2. Марш. Различные виды маршей
При изучении темы внимание детей фиксируется на предназначении музыки в повседневной жизни и роли бытовых жанров, таких как марши, танцы. Необходимо показать разные виды маршей – детский, игрушечный, военный, траурный, сказочный. При прослушивании необходимо обратить внимание детей на жанровые признаки марша (размер, темп, ритм).
Примерный музыкальный материал: С.Прокофьев «Марш» П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» М.Глинка «Марш Черномора» Н.Римский-Корсаков «Шествие царя Берендея» Ф.Шопен III ч. сонаты b-moll Ф.Мендельсон «Свадебный марш»
Тема 3. Танцевальная музыка. Танцы (народные, старинные, современные)
Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы национальных танцев – русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (полонез, мазурка). Рекомендуется показ картинок, изображающих национальные костюмы и движения. Можно разучить некоторые движения. При прослушивании необходимо обратить внимание на жанровые признаки (размер, темп, ритм).
Примерный музыкальный материал: П.Чайковский «Камаринская», «Полька» из «Детского альбома» В.А.Моцарт «Менуэт» Я.Сибелиус «Грустный вальс» Л.Боккерини «Менуэт» М.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» Ф.Шопен «Мазурка», «полонез A-dur» А.Рубинштейн «Лезгинка» из оперы «Демон».
Тема 4. Жанры песни, марша, танца в характеристике образа
Примерный музыкальный материал: А.Рыбников «Волк и семеро козлят» А.Половинкин «Золотой ключик»
Тема 5. Детский фольклор
(Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить знакомые им народные праздники, обычаи, обряды. Обязательно использовать изображения народных костюмов. Рекомендуется разыгрывание обряда. Знакомство с фольклором можно предложить как путешествие по народному календарю.)
Колыбельные. Прибаутки. Потешки. Считалки. Дразнилки.
Примерный музыкальный материал: на выбор педагога.
Тема 6. Времена года в народном календаре.
Календарные даты, песни.
Примерный музыкальный материал: на выбор педагога
Тема 7. Зима. Обряды и песни. Масленица
Святки. Разыгрывание святочных обрядов. Рождество. Масленица. Обычаи, гадания. Особые приготовления к праздникам.
Примерный музыкальный материал: колядки подблюдные песни масленичные песни. Н.Римский-Корсаков Проводы масленицы из оперы «Снегурочка»
Тема 8. Весна. Народные обряды и песни. Веснянки
Встреча весны. Образы птиц. Весенние заклички. Описание подготовки к полевым работам.
Примерный музыкальный материал: песни-веснянки.
Тема 9. Лето. Летние праздники, обряды и песни
Егорьев день, семик, Иван Купала. Обряды и ход праздников. Семицкие и купальские песни. Завивание березки, кумование, гадание на венках. Различные виды хороводов: круговые и замкнутые.
Примерный музыкальный материал: «Ай, во поле липенька» (семицкая) «Около сырова дуба» (егорьевская) «Во поле береза стояла» «Ходила младешенька» «Бояре».
Тема 10. Осенние народные обряды и песни. Жатва.
Календарные даты, начало жатвы и её ход, песни.
Примерный музыкальный материал: песни, связанные с обрядами и праздниками матушки Осенины. Дожинки, обжинки, жнивные песни, «Осень пришла».
Тема 11. Народные музыкальные инструменты
Балалайка. Домра. Гусли. Свирель. Гармонь. Трещотка. Коробочка. Возникновение оркестра. В.В.Андреев. Особенности звучания русских народных инструментов.
Примерный музыкальный материал: возможно использование серии «Фонохрестоматии по инструментоведению».
Тема 12. Народная песня в творчестве русских композиторов, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, М.И.Глинка
Знакомство с произведениями композиторов, использовавших подлинные народные мелодии в своём творчестве.
Примерный музыкальный материал:
Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко», М.П.Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина», М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Камаринская»
Тема 13. Программно - изобразительная музыка.
Знакомство с понятием «программная музыка». Как программно - изобразительная музыка выражает чувства, настроения, переживания человека.
Примерный музыкальный материал:
А.Вивальди «Времена года»
М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»; «В детской» (вокальный цикл)
Э.Сен-Санс «Карнавал животных»
П.Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
Тема 14. Электронная музыка.
Знакомство с произведениями композиторов – классиков в современной обработке.
Примерный музыкальный материал: на выбор педагога.
III год обучения
Тема 1. Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трехчастная форма
Роль музыки в выражении чувств и словесного содержания текста песен. Виды арий: лирическая, комическая, ламенто.
Примерный музыкальный материал: Романсы русских композиторов (А.Варламов, А.Алябьев, М.Глинка, А.Даргомыжский), ария Самсона из оратории Г.Генделя «Самсон», ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», Колыбельная Волховы из оперы «Садко», ария Лепорелло «День и ночь готов служить» из оперы В.А.Моцарта «Дон Жуан».
Тема 2. Знакомство с композиторами эпохи романтизм Ф.Лист, Б.Мендельсон
Краткие биографические сведения о жизни и творчестве композиторов.
Примерный музыкальный материал: На усмотрение педагога.
Тема 3. Знакомство с творчеством Э.Грига. Краткие биографические сведения о жизни и творчестве композитора.
Примерный музыкальный материал: «Пер Гюнт» I часть, фортепианные произведения на усмотрения педагога.
Тема 4. Жанр инструментальной музыки. Цикл. П.И.Чайковский « Времена года», Р.Шуман « Детский альбом», К.Сен-Санс « Карнавал животных», К Дебюсси
Что такое цикл? Его роль в музыке.
Примерный музыкальный материал:
П.И.Чайковский « Времена года» Р.Шуман « Детский альбом» К.Сен-Санс « Карнавал животных» К Дебюсси
Тема 5. Музыкальная форма. 1,2-х,3-х частные произведения. Вариация, сюита, рондо, соната
Что такое форма? Зачем нужны разные музыкальные формы? Простая музыкальная форма – период. Развитие музыкальной мысли в различных музыкальных формах.
Примерный музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Детский альбом» (пьесы по выбору); «Щелкунчик» (сюита)
С.С.Прокофьев «Прогулка»В.А.Моцарт «Турецкое рондо»; соната №5
Л.Бетховен соната F-dur; «К Элизе»
Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» (опера «Сказка о царе Салтане»)
М.И.Глинка «Среди долины ровныя» (вариации)
Тема 6. Содружество муз
Музыка и слово в фольклоре. Из истории оперы. Либретто, речитатив, ария, ансамбль, хор.
Примерный музыкальный материал: Н.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане», хор «О-хо-хо-нюш-ки», М.Глинка Опера «Руслан и Людмила, ансамбль «Какое чудное мгновенье», П.Чайковский Опера «Евгений Онегин», ариозо Ленского.
Музыка и живопись. Портрет, пейзаж, батальная сцена в музыке и живописи.
Примерный музыкальный материал: К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», Р.Шуман «Карнавал» (Арлекин, Пьеро), Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» вступление к опере «Садко», П.Чайковский «Времена года», С.Прокофьев Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).
Тема 7. «Музыка – душа танца» Из истории балета.
Музыкальный материал:
С.Прокофьев «Золушка»: Золушка, Фея-нищенка, Урок танца, Вальс, Дуэт.
И.Стравинский «Петрушка»: Народные гуляния, Танец Петрушки, Танец Арапа, Танец Балерины, Финал.
Методы обучения на уроках «Слушание музыки»
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);
- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении);
- игровые (разнообразные формы игрового моделирования);
- метод размышления о музыке ( Д.Б.Кабалевский);
- метод создания художественного контекста (Л.В.Горюнова) (обращение к смежным видам искусства, истории, окружающей природе, к тем или иным жизненным ситуациям и т.д.);
- метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному на новом уровне (Д.Б.Кабалевский), способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, последовательному и всё более глубокому познанию той или иной темы, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному усвоению умений и навыков и т.д.;
- метод музыкального обобщения (Э.Б.Абдуллин) нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключённых в тематизме программы и направленных на развитие музыкального мышления
III. Требования к уровню подготовки учащихся (1-3 класс), прослушавших курс предмета «Слушание музыки»
В результате изучения предмета «Слушание музыки» ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: динамика, регистр, темп, лад, звук, тембр, мелодия, программно – изобразительная музыка, электронная музыка, фольклор, музыкальный цикл, музыкальная форма (вариация, сюита, рондо, сонатная форма );
- название изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции областей России (праздники и обряды);
- название изученных произведений и их авторов;
- музыкальные инструменты симфонического оркестра, русские народные инструменты;
- электронная музыка;
- певческие голоса, виды хоров;
уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять форму музыкального произведения;
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности
(мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад) в музыкальных произведениях фрагментов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, певческие голоса;
- исполнять несколько народных песен (по выбору учащегося и педагога);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- передачи музыкальных впечатлений изобразительными средствами;
- размышления о музыке, выражения собственного впечатления о прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
IV. Форма и методы контроля, система оценок
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учёт индивидуальных особенностей обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке условии непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:
- беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
- обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;
- представление творческих работ (рисунки, таблицы)
Программа «Музыка и окружающий мир» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся в конце каждой четверти, на последнем уроке, в виде устного опроса или музыкальной викторины (на усмотрении преподавателя). По окончанию каждого года обучения контрольный урок проводится в один этап – музыкальная викторина.
Устный опрос – проводится проверка знаний в виде беседы по пройденному материалу (согласно календарно – тематическому плану).
Музыкальная викторина – проводится в виде письменного задания по пройденному музыкальному материалу (согласно календарно – тематическому плану).
Критерии оценки
«5» - учащийся ориентируется в пройденном (устном и музыкальном) материалах не допуская ошибок
«4» - учащийся ориентируется в пройденном (устном и музыкальном) материалах допускает ошибки (например: «Музыкальная викторина» из 10 – 12 номеров угадано 7-8)
«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале.
Домашние задания должны быть нетрудными, увлекательными и разнообразными. Выполнение некоторых работ предполагает участие и помощь родителей.
- Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации
Основа методики состоит в том, чтобы процесс слушания музыки вызывал желание у детей говорить, высказывать свои мысли по поводу прослушанного. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка, добиться от него ярких эстетических переживаний, которые способствуют превращению музыкальных впечатлений в личный опыт.
Список литературы для учащихся
- Березовчук Л. Музыка и мы. С-П., 1995.
- Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. М. «Музыка», 2001.
- Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 1 класс, 2 класс, 3 класс. М. 2002
- Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.
Список использованной литературы
- Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
- Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978.
- Березовчук Л. Музыка и мы. С-П., 1995.
- Бернстайн Л. Музыка всем. М., 1978.
- Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
- Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
- Картавцева М.Т. Школа русого фольклора., М. 1999.
- Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. М., 1997.
- Науменко Г. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып.4. М., 1986.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей, М.1999.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей, М.2001.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей, М.2000.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
- Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 1,2.,М.1956.
- Португалов К. Серьезная музыка в школе. М., 1980.
- Рыцарева М.Г. Музыка и я. М., 1998.
- Святки. Сборник – М. : ЗАО РИФМЭ, 1997.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа М.2007.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. С-П., 2000.
- Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. – М., 2002.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.