«Психологические аспекты успешной работы на уроках фортепиано с начинающими».

хапаева юлия петровна

За 22 года  моей педагогической деятельности, я все больше наблюдаю за тем, насколько важно найти правильный подход к детям, так как их психика еще не до конца сформировалась. Возможности человека, как разумного явления природы, изучают многие врачи, педагоги, психологи, и даже астрологи.

В этом плане мой опыт работы подтверждает, что успешность преподавателя-пианиста зависит не только от профессиональной подготовки и адекватности восприятия ученика, но из многих других составляющих. Организация рук, работа над фразировкой, динамикой, техникой, не могут существовать без определенной природной психологической готовности.

Профессиональное подведение ученика к вершине невозможно без подлинной мудрости души преподавателя. Слагаемые работы настоящего педагога неисчерпаемы. Наша задача, используя полученные знания, в том числе по детской психологии, направить ученика в мир искусства и открыть ему широкую дорогу музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Психологические аспекты успешной работы на уроках фортепиано с начинающими».

За 22 года  моей педагогической деятельности, я все больше наблюдаю за тем, насколько важно найти правильный подход к детям, так как их психика еще не до конца сформировалась. Возможности человека, как разумного явления природы, изучают многие врачи, педагоги, психологи, и даже астрологи.

В этом плане мой опыт работы подтверждает, что успешность преподавателя-пианиста зависит не только от профессиональной подготовки и адекватности восприятия ученика, но из многих других составляющих. Организация рук, работа над фразировкой, динамикой, техникой, не могут существовать без определенной природной психологической готовности.

В педагогической практике, в частности, фортепианной методической литературе, этот вопрос мало освещен. Выдающийся психолог и педагог П.П. Болонский на вопрос, чем отличается хороший учитель от плохого, отвечал, что для хорошего учителя все ученики разные, одинаковые нет, а для плохого учителя все ученики одинаковы. Изучение науки психологии способно помочь педагогам увидеть индивидуальные особенности своих учеников и разобраться в том, чем каждый из них отличается от всех остальных. Знание особенностей ребенка, его темперамента, во многом. обеспечит успех в занятиях и поможет осуществить индивидуальный подход.

Исторически определились четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Знание психологических особенностей учащихся дает возможность педагогу правильно строить учебный процесс, правильно подбирать необходимый музыкальный учебный репертуар. Преподаватель должен знать особенности психики ребенка на данном этапе его развития, тем более, что обучение индивидуально. Обычно интеллектуальное развитие учащегося определяется на первоначальном этапе знакомства, для этого достаточно нескольких встреч. Оно заложено в семье, окружении ребенка. Проверка музыкальных данных, - слуха, ритма, памяти, также дает определенное представление о готовности ребенка к освоению музыкальных дисциплин.

Раскрывая тему психологических аспектов в работе с учащимся, нужно отметить, что практически все неврозы у школьников происходят от нежелания посещать школу. Ведь у школьника социальная жизнь сводится, в основном, к учебе. Начиная работу с новым учеником, только поступившим в первый класс , педагог должен оценить его способности, выяснить уровень работоспособности, темп усвоения материала, эмоциональную устойчивость. Первым и определяющим сознание ребенка, переступившего порог школы, должна быть мотивация.

Особенно, когда сделан выбор дополнительного образования. Многочасовые занятия на инструменте, домашняя подготовка,- все это противоречит самой природе растущего организма. Если на уроке интересно, в доступной форме осваивается материал, естественно, что и ребенку легко.

Стиль общения педагога с учащимся существенным образом определяет восприятие учеником личности учителя, возникновением симпатии или антипатии к нему, желание совместно трудиться и т.д.

Формирование способностей ребенка происходит в процессе развития у педагога ряда технических умений. Наиболее значимыми среди них являются: воображение, восприятие, умение правильно распределять внимание у ребенка на уроке, а также самообладание и артистизм педагога. Способности - это индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Проблема развития способностей является одной из самых сложных в психологии и педагогике. Сложность здесь заключается в том, что способности развиваются на основе природных задатков, одаренности. В музыкально-педагогической практике основные музыкальные способности - это обычно музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.

На уроках фортепиано нам необходимо включить ученика в созидательную деятельность. Для этого нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения, через подчеркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через усиление мотивации.

Таким образом, у ребенка формируется ценность конечной цели, с соединением двух начал: желания иметь данное знание и возможность его получения через труд.

Преимущество живого показа создает особую эмоциональную атмосферу урока, дает возможность понять замысел композитора. Возникает необходимость обсуждения трактовки произведения, его исполнительского решения. Между учащимся и преподавателем должна возникать особая доверительная атмосфера, когда возможности ребенка раскрываются в полной мере.

Слагаемые работы настоящего педагога неисчерпаемы. Наша задача, используя полученные знания, в том числе по детской психологии, направить ученика не по узкой тропинке, а открыть ему широкую дорогу в мир искусства. Раскрепощенной, уверенной в себе личности, возможно, многое преодолеть, если в детстве заложен фундамент психического здоровья.

Работая с учеником, трудно наблюдать и контролировать себя как – бы со стороны.

В итоге у многих педагогов постепенно вырабатываются устойчивые привычки, закрепляются шаблоны в проведении уроков, которые кажутся вполне приемлемыми в одних случаях, но вовсе не пригодны в других. Часто заметен привычный тон, повторение излюбленных фраз. Ученик привыкает к тому, как проводит урок педагог, заранее знает, что и как ему будет сказано, отсюда неизбежное падение интереса к занятиям, снижение общего тонуса работы. На уроках фортепиано большое значение имеет тренировка памяти, т. к. приходиться запоминать много разных и больших по объему музыкальных произведений. Важно находить правильный подход к каждому ученику, особенно в начале обучения. Такие заложенные им основы ,как любовь к музыке, исполнительские навыки, умение слушать - скажутся на всем дальнейшем развитии ученика. Справедливо считают поэтому, что начальное обучение может быть доверено только очень хорошему педагогу. Детям постоянно нужны новые музыкальные впечатления, особенно от игры педагога. Конечно не обязательно быть виртуозом и владеть сложными произведениями, но он должен увлекательно исполнять и доходчиво разъяснять ту музыку, над которой работает с учеником. Пробелы и ошибки начального обучения выправляются ценой больших усилий, и не всегда это удается.

Итак, профессиональное подведение ученика к вершине невозможно без подлинной мудрости души преподавателя. Слагаемые работы настоящего педагога неисчерпаемы. Наша задача, используя полученные знания, в том числе по детской психологии, направить ученика в мир искусства и открыть ему широкую дорогу музыки.

Раскрепощенной, уверенной в себе личности возможно многое преодолеть, если в детстве заложена любовь к музыке, к занятиям и уважение к педагогу.

Список используемой литературы:

1. Алексеев, А. Д.. История фортепианного искусства [Текст]: учебник для муз. Вузов / А. Д. Алексеев.- М.: Музыка, 1988, 414 с.

2. Буянов, М. И.. Беседы о детской психиатрии [Текст]: книга для учителя / М.И.Буянов. 3-е изд., М.: Просвещение, 1986, 210 с.

3. Коган, Г. У врат мастерства [Текст]: Психологические предпосылки успешной пианистической работы / Г. Коган.- 2-е изд., М.: Музыка,1961, 115с.

4. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст]: Записки педагога / Г.Г.Нейгауз. – 5-е изд., М.: Музыка, 1988. 240с.

5..Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1989

6. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984 г.

7.Осауленко Т.Г. Психологические знания в деятельности музыканта-преподавателя

8.. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л: Музыка, 1985.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987