«Обеспечение психологического комфорта учащимся детской школы искусств на уроках фортепиано и внеклассных мероприятиях»

хапаева юлия петровна

 

Расцветет ученик или поникнет, зависит от  психологического климата на уроке: в одних условиях ученик чувствует себя некомфортно, стремится покинуть школу, их личностный рост замедляется, в других – ученик функционирует оптимально и получает возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Создание благоприятного психологического климата на уроках фортепиано является важным компонентом деятельности преподавателя, так как психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах ученики будут способны реализовать самые неожиданные креативные идеи.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Обеспечение психологического комфорта учащимся детской школы искусств на уроках фортепиано и внеклассных мероприятиях»

Расцветет ученик или поникнет, зависит от  психологического климата на уроке: в одних условиях ученик чувствует себя некомфортно, стремится покинуть школу, их личностный рост замедляется, в других – ученик функционирует оптимально и получает возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Одной из главных задач преподавателя по классу фортепиано является не только создание ближайший и дальних перспектив развития ученика, но и создание мажорного тона образовательного процесса, то есть обеспечение психологического комфорта ученику на уроке.

Создание благоприятного психологического климата на уроках фортепиано является важным компонентом деятельности преподавателя, так как психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах ученики будут способны реализовать самые неожиданные креативные идеи.

Опираясь на свой педагогический опыт, могу с уверенностью сказать, что ученики с огромным удовольствием посещают уроки специальности, если знают, что они педагогу близки, дороги, симпатичны как дети, у них совпадают интересы, да и просто педагог рад встречи с ними и проявляет это эмоционально. Безразличие и раздражение отпугнет от уроков даже самого одаренного ученика.

Создание благоприятного климата на специальных уроках (фортепиано, ансамбль, аккомпанемент, общий курс фортепиано) является делом не только ответственным, но и творческим. От меня требуется понимание психологии учеников разного возраста, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений с другими учащимися класса.

Чтобы атмосфера урока была благоприятной, мне необходимо выполнить следующие условия:

  • ученик на уроке должен чувствовать себя в психологической и эмоциональной безопасности;
  • у ученика должно быть сформировано положительное отношение к самому себе и чувство собственной, неповторимой уникальности;
  • педагог должен быть другом, добрым наставником для ученика;
  • дружеские отношения ученик должен поддерживать с другими учениками класса;
  • учить ученика разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть на других уроках или с одноклассниками.

Наблюдая за учеником, я понимаю, когда ему не очень комфортно в школе: он смущается, чувствует себя неловко, не смотрит в глаза учителю, начинает пропускать уроки. Главное для меня вовремя завладеть ситуацией и помочь ученику преодолеть некомфортное состояние и показать ему, что педагог рядом, к нему можно обратиться с любой просьбой или вопросом. Такие отношения помогают создать особые доверительную атмосферу между учеником и педагогом.

В своем взаимодействии с учениками я придерживаюсь гуманистического стиля общения:

  • гуманитарно-личностный подход к ребенку;
  • ориентация на возрастные особенности развития ученика;
  • соблюдение педагогического такта;
  • выстраивание диалога;
  • оптимальное прогнозирование возможностей учащихся;
  • сотрудничество, сотворчество с учениками;
  • гуманные партнерские взаимоотношения;
  • право учащегося высказывать свою точку зрения.

Важной составляющей психологического климата на уроке фортепиано и школе искусств я считаю поддержание хороших дружеских отношений с родителями учащихся. Именно у них я узнаю, нравиться ли ученику учиться в школе искусств, заниматься на фортепиано, как ребенок занимается дома: самостоятельно или с помощью родителей.

От того как складываются отношения между педагогом, учеником и родителем, зависит успешность воспитательного процесса. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно организовать интересную совместную деятельность. Следовательно, целесообразно значительную часть внеклассной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Для этого с родителями надо советоваться, вместе размышлять, договариваться о совместных действиях. Часто приходится на помощь привлекать такие качества как терпение и такт.

В конце доклада мне бы хотелось остановиться на «золотых» правилах создания психологического комфорта на уроке, про которые следует помнить любому педагогу:

  • «оставить за дверью» плохое настроение перед началом урока;
  • обращаться к ученику только по имени;
  • не допускать даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета;
  • корректность поведения педагога снижает напряжение в общении с учеником;
  • не сравнивать успехи отдельных учащихся;
  • не кричать и не оскорблять ученика, ни при каких обстоятельствах;
  • хвалить ученика лучше при всех, а прощать его проступки наедине;
  • замечать малейшие успехи ученика, так как от постоянных неудач дети озлобляются;
  • на уроке создавать ситуацию успеха;
  • помнить, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
  • улыбка открывает все двери!

Закончить доклад мне хотелось бы словами Матери Терезы: «Больше еды, крыши над головой людям нужно понимание того что они кому-то нужны и их любят».

Литература:

  1. Аникеева Н.П. “Учителю о психологическом климате в коллективе”/ М.:1983 г.
  2. Лосев П.Н.“Управление методической работой в современном ДОУ”/М. “ТЦ”2005 г.
  3. Шакуров Р.Х. “Социально – психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив”/ М.:1990 г.